Особенности социальной диалектики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 28 28 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 01.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Диалектика как метод исследования социальных процессов 5
1.1. Законы диалектики 5
1.2. Методологические значение диалектики в изучении общества 8
Глава 2. Генезис и эволюция диалектического подхода к изучению общества 10
2.1. Диалектический подход к изучению общества в классической философии 10
2.2. Франкфуртская школа социологии критики 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления

Идеология науки является формой общественного самосознания научного сообщества, в которой воплощаются общие взгляды ученых на общественную значимость их труда, роль и место науки в жизни общества.Также в эту сферу включаются представления об универсальных для научного сообщества нормах и стандартах научной деятельности, о ключевых линиях развития науки, о взаимоотношении науки с общественными и государственными институтами общества. Начиная с момента легимитизации науки и формирования ее социальных институтов, произошло выделение научного сообщества по профессиональным признакам, члены которого стали активно конструировать собственную идеологию.Т. Адорно в своих концепциях сосредоточился на роли таких социальных феноменов, как наука, искусства в рационализации современного общества. Согласно Т. Адорно разум есть способ манипуляции общественным мнением по своему усмотрению. Познание, реализуя несвойственные ему идеологические функции, вело не к дальнейшему прогрессу, а к деградации и самоотчуждению человечества.В критической теории Т. Адорно можно выделить неклассическую концепцию «ускользающей реальности».Ключевым концептом в ней является понятие «тотальность», «целостность», фиксирующее взаимосвязь отношений между частью и целым на всех уровнях реальности. Такие социальные явления, как знание, искусство, человек, общество раскрываются немецким философом сквозь призму целостности. Таким образом, тотальность можно представить, как все существующее. Одновременно, тотальность есть и механизм действия социальной системы по обеспечению своей целостности путем вытеснения тех элементов, которые этой целостности угрожают: примирение общего и особенного происходит посредством ликвидации последнего. Таким образом, отдельный индивид для социальной системы не имеет ценности, более того, он остается не замеченным системой до тех пор, пока не обнаруживает себя действиями, противоречащими сложившемуся порядку, и тогда система вытесняет его путем применения отработанных санкционных механизмов. Апофеозом тоталитарного порядка в истории, по мысли Т. Адорно, стал Освенцим: «После Освенцима любая культура всего лишь мусор».В то же время Т. Адорно создал холистическую модель позитивной целостности, в которой все составные части взаимосвязаны. Парадоксальным образом, несмотря на «нигилизм» целостности в отношении части, по Т. Адорно, ни один объект не может быть вне этой целостности: «Система и элемент взаимозависимы и познаваемы лишь в их взаимосвязи».Следовательно, критическая теория, утверждающая модель мира, организованную по принципу ризомы, должна быть откорректирована и исходить из реальной жизни отдельных людей, однако рассматривать этих людей необходимо в структурной взаимосвязи с обществом.Таким образом, еще одним отправным пунктом философии Т. Адорно является общество как целостность. Специфика исходного постулата определяет и диапазон исследовательских методов: выбор должен быть сделан в пользу макросоциологии. В этой связи, Т. Адорно отмечает, что тотальность обнаруживаетсебя в каждом единичном предмете, но при этом не доказывается ни одним из них. Соответственно, при исследовании действительности важно учитывать «физиогномику состояний всего общества» и «анализ структурных экономических изменений».Так, Т. Адорно вводит в методологию социологического исследования принцип констелляции, согласно которому изучение любого социального феномена или явления должно осуществляться, исходя из его положения в историческом и социальном контексте: «Обнаружить констелляцию вещи означает расшифровать эту вещь – показать взаимосвязи, которые как ставшее она несет в себе. Познание предмета в его констелляции – это познание процесса, который предмет аккумулирует в себе». При этом Т. Адорно подвергал критике понятийное мышление, рассматривая его, как проявление насилия всеобщего над единичным. Познание, по утверждению философа, – это процесс отождествления нетождественного. Понятие нетождественности используется Т. Адорно специфическим образом. Нетождественное – это все то, что не является сущностным в конкретной исследуемой вещи. Таким образом, познать что-либо – это значит выявить его неотторжимые качества и свойства и, одновременно, «снять» все случайные, наносные характеристики. И такие случайные характеристики Т. Адорно и называет нетождественным. Таким образом, понятие – это микромодель всеобщего, которая в малом масштабе воспроизводит сумму социальных связей, так как общество функционирует через насилие общего над единичным.К нетождественному Т. Адорно причислял все единичное и временное, то есть то, что вытесняется из системы или за границы понятийной формы или насильственно отождествляется. По этому поводу Т. Адорно писал, что «негативная диалектика просто полагает другое как абсолютно первое, не абсолютное тождество, бытие, понятие, но нетождественное, сущее, фактичность».На основе нетождественности Т. Адорно выстраивал фрактальную модель реальности, в которой каждый последующий объект больше предыдущего объекта. И в данной модели, по мысли Т. Адорно, проявляется такое качество, как «избыточность» реальности, в которой все стремится явить смыслы, большие, чем они есть. И это качество указывает на то, что существует нечто, не поддающееся понятийному познанию и ускользает от него. В этом же контексте Т. Адорно говорит о «преимуществе объекта», как о превосходстве целостности над субъектом познания. Более того, и субъект также всегда определяется объектом. Подтверждение этому тезису философ видел в том, что любое познание, осуществляемое субъектом, рано или поздно встречается с границей, которую проводит реальность, не давая субъекту проникнуть за ее пределы. Это также свидетельствует о том, что познающий субъект вписан в контекст реальности, его познание всегда меньше этой реальности и потому неполно, и не завершено. Таким образом, Т. Адорно формирует концепцию целостности, восходящую и к кантовской «вещи-в-себе», не доступной познанию, и предвосхищающую объектно-ориентированную онтологию Г. Хармана, утверждающего, что в реальности объекты всегда ускользают от познания. В «Диалектике Просвещения» Т. Адорно пишет, что диалектика познания проявляется таким образом, что в мире нет бытия, которое не могло бы быть непознанным, но то, что поддается познанию – это не все бытие. Здесь вновь обнаруживается аналогия с онтологией И. Канта, дифференцировавшим бытие на явления, феномены, ноумены, вещи-в-себе, которые обладают разной степенью доступности для познания. Так, в соответствии с представлением Т. Адорно, понятийное мышление определяет границу доступного знания, поскольку в понятийной форме проявляется тот самый принцип взаимодействия целого и единичного, в котором целостность вытесняет все избыточное. Так и в понятии фиксируется только часть реальности, тогда как все, что не может быть приведено в понятийную форму вытесняется и остается непознанным. И в этом состоит парадокс и трагедия человеческого познания: субъект полагает, что чем более разветвленным является выработанный им понятийный аппарат, тем более он приблизился к реальности, тогда как в действительности, происходит только дробление, фрагментация представлений внутри доступной субъекту реальности, в то время, как полная реальность по-прежнему ускользает от него.Таким образом, Т. Адорно связывает феномен отчуждения с действием Просвещения – тотальной рационализации жизни, за которой, в действительности, стоят манипулятивные и идеологические цели.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены особенности социальной диалектики.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Выделяют три закона диалектики: «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей», которые представляют собой элементы единого универсального процесса развития.Закон отрицания отрицания означает, что в процессе развития каждая последующая ступень выступает, с одной стороны, отрицанием определенных качеств и свойств предшествующей ступени, а с другой – отрицанием этого отрицания, поскольку она воспроизводит на новой ступени в изменившемся объекте в новом качестве некоторые качества и свойства отрицаемого объекта.Закон перехода количества в качество отражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и подразумевает, что в ходе развития количественные изменения в определенный момент приводят к качественным, а новое качество формирует новые возможности.Закон единства и борьбы противоположностей отражает сущность процесса развития. Согласно данному закону, фундамент развития составляет наличие противоречивых сторон в любом объекте или предмете. Это обусловлено бесконечностью и негомогенностью частей, свойств любого объекта или явления.Г. В. Ф. Гегель рассматривал исторический процесс как продолжение развития абсолютного духа через восточный, греческий, римский и германский миры, который прогрессировал в сторону большей свободы. Исторический процесс представляет собой развертывание мирового разума, что определяет логичность и закономерность истории. Прогресс в историческом процессе осуществляется через народы, которыми движет народный дух.Согласно марксистской теории, фундаментом каждого общества выступает система социально-экономических отношений, которые друг друга отличаются способами производства. Безусловным достоинством данной концепции является то, что она формулирует диалектическую модель исторического и общественного развития, связывая в единую систему совокупность материальных и идеальных отношений.Зародившись на основе сначала идей марксизма, затем переосмысления марксизма, Франкфуртская школа положила начало направлению социально-философского и психоаналитического изучения общества на базе диалектического подхода.Так, изначально использованное в марксизме понятие отчуждения наделяется франкфуртцами новыми смыслами.М. Хоркмайер и Т. Адорно связывают феномен отчуждения с действием Просвещения – тотальной рационализации жизни, за которой, в действительности, стоят манипулятивные и идеологические цели. Оценивая значение критической теории Т. Адорно для развития социологической науки, необходимо выделить следующие принципиальные моменты. Во-первых, важным для социологического знания является утвержденный Т. Адорно принцип констелляции, как необходимости контекстуального изучения социальных явлений. Во-вторых, критика философом понятийного мышления акцентирует внимание на потенциальной неполноте такого способа познания и требует внимания к единичности. В-третьих, понятие ускользающей реальности фиксирует такое важное для социологической науки качество, как принципиальная незавершенность социального знания.Общество, как предмет гуманитарных и философских исследований, развивается в формах бытия живой материи, общие законы которой подвластны диалектике. В связи с этим, законы диалектики являются эвристически значимым методологическим инструментом познания и прогнозирования значимых социальных процессов.Данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту. Наиболее перспективным направлением дальнейшего изучения особенностей социальной диалектики является исследование в контексте ее перспектив в условиях глобализационных процессов.Список использованной литературыАдорно Т. К логике социальных наук / Т. Адорно // Вопросы философии. – 1992. - № 10. – С. 65-75.Адорно Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. – Москва : Научный мир, 2003. – 374 с.Базулева Т. Л. Понятие идеи в философии Гегеля / Т.Л. Базулева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2005. - № 2. – С. 32-39.Бронзино Л. Ю. Критическая социология Франкфуртской школы / Л.Ю. Бронзино // Вестник РУДН. – 2007. - № 7. – С. 52-67.Гегель Г. В. Ф. 1935. Философия истории : т. 8 / Г.В.Ф. Гегель – Москва : Соцэкгиз, 1935. – 468 с.Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: в 3 кн., кн. 1 / Г.В.Ф. Гегель – Санкт-Петербург: Наука, 1994. – 349 с.Глущенко Г. Ю. Проблема закономерностей исторического процесса в философии истории Гегеля / Г.Ю. Глущенко // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2015. - № 3. – С. 192-198.Зотов А. Ф. Философия : учебное пособие / А.Ф. Зотов – Москва : Академический Проект; Трикста, 2004. – 688 с.Зотов В. Д. История политических учений : учебник / В.Д. Зотов – Москва : Норма : Инфра-М, 2010. – 656 с. Козырев Г. И. Социальные процессы и изменения / Г.И. Козырев // Социологические исследования – 2005. - № 3. – С. 113-119.Кравец А. С. Идеология науки / А.С. Кравец // Общественные науки и современность. – 1992. - № 6. – С. 114-122.Лавриненко В. Н. Духовная жизнь общества: социально-философское измерение / В.Н. Лавриненко // Знание. Понимание. Умение. – 2012. - № 3. – С. 193-198.Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. Т. 1. – Москва : Издательство политической литературы, 1968. – 662 с.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т., т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва :Госполитиздат, 1955. – 629 с.Родюков А. Ф. К вопросу о роли личности в истории: диалектический и синергетический подходы / А.Ф. Родюков // Вестник Пермского университета. – 2013. - № 3(15). – С. 74-80.Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) [Электронный ресурс] / А.Н. Тарасов // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 30.04.2021).Хорошкевич Н. Г. К вопросу изучения понятия «общество» в социологии/ Н.Г. Хорошкевич // Вопросы управления. – 2014. - № 3 (9). – С. 177-184.

1. Адорно Т. К логике социальных наук / Т. Адорно // Вопросы философии. – 1992. - № 10. – С. 65-75.
2. Адорно Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. – Москва : Научный мир, 2003. – 374 с.
3. Базулева Т. Л. Понятие идеи в философии Гегеля / Т.Л. Базулева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2005. - № 2. – С. 32-39.
4. Бронзино Л. Ю. Критическая социология Франкфуртской школы / Л.Ю. Бронзино // Вестник РУДН. – 2007. - № 7. – С. 52-67.
5. Гегель Г. В. Ф. 1935. Философия истории : т. 8 / Г.В.Ф. Гегель – Москва : Соцэкгиз, 1935. – 468 с.
6. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: в 3 кн., кн. 1 / Г.В.Ф. Гегель – Санкт-Петербург: Наука, 1994. – 349 с.
7. Глущенко Г. Ю. Проблема закономерностей исторического процесса в философии истории Гегеля / Г.Ю. Глущенко // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2015. - № 3. – С. 192-198.
8. Зотов А. Ф. Философия : учебное пособие / А.Ф. Зотов – Москва : Академический Проект; Трикста, 2004. – 688 с.
9. Зотов В. Д. История политических учений : учебник / В.Д. Зотов – Москва : Норма : Инфра-М, 2010. – 656 с.
10. Козырев Г. И. Социальные процессы и изменения / Г.И. Козырев // Социологические исследования – 2005. - № 3. – С. 113-119.
11. Кравец А. С. Идеология науки / А.С. Кравец // Общественные науки и современность. – 1992. - № 6. – С. 114-122.
12. Лавриненко В. Н. Духовная жизнь общества: социально-философское измерение / В.Н. Лавриненко // Знание. Понимание. Умение. – 2012. - № 3. – С. 193-198.
13. Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. Т. 1. – Москва : Издательство политической литературы, 1968. – 662 с.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т., т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва : Госполитиздат, 1955. – 629 с.
15. Родюков А. Ф. К вопросу о роли личности в истории: диалектический и синергетический подходы / А.Ф. Родюков // Вестник Пермского университета. – 2013. - № 3(15). – С. 74-80.
16. Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) [Электронный ресурс] / А.Н. Тарасов // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 30.04.2021).
17. Хорошкевич Н. Г. К вопросу изучения понятия «общество» в социологии / Н.Г. Хорошкевич // Вопросы управления. – 2014. - № 3 (9). – С. 177-184.

Вопрос-ответ:

Какие законы диалектики рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматриваются следующие законы диалектики: единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания.

Каково методологическое значение диалектики в изучении общества?

Диалектика имеет большое методологическое значение в изучении общества, так как позволяет рассматривать социальные процессы в их развитии и изменении, выявлять противоречия и принципиальные отличия между разными социальными явлениями.

Какой генезис и эволюция диалектического подхода к изучению общества рассматривается в статье?

В статье рассматривается генезис и эволюция диалектического подхода к изучению общества, начиная от классической философии и заканчивая франкфуртской школой социологии и критикой идеологии науки.

Что представляет собой идеология науки?

Идеология науки представляет собой форму общественного самосознания научного сообщества, в которой воплощаются основные ценности, представления и предположения, лежащие в основе научных исследований и подходов.

Какие особенности социальной диалектики рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные особенности социальной диалектики, включая законы диалектики, методологическое значение диалектики в изучении общества, а также генезис и эволюцию диалектического подхода к изучению общества.

Какие законы диалектики существуют?

Существует несколько законов диалектики, включая закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания и т. д. Каждый из этих законов описывает определенные особенности развития и преобразования объектов и процессов в социальной диалектике.

Какая роль диалектики в изучении общества?

Диалектика играет важную роль в изучении общества, поскольку она предоставляет методологический инструментарий для анализа социальных процессов. Она помогает выявить взаимодействие и противоречия между различными социальными явлениями, исследовать их динамику и изменения, а также понять основные закономерности и тенденции в развитии общества.

Какой подход к изучению общества использовалась в классической философии?

В классической философии применялся диалектический подход к изучению общества. Он предполагает анализ социальных явлений и процессов с учетом их противоречивости и взаимосвязи. Диалектический подход помогает понять, как различные социальные факторы и силы взаимодействуют между собой и каким образом это влияет на развитие общества.

Какую критику сформулировала Франкфуртская школа социологии?

Франкфуртская школа социологии выдвинула критику по отношению к классическому диалектическому подходу к изучению общества. Они утверждали, что диалектика не учитывает влияние идеологии на научные исследования и что она может быть использована для обоснования и поддержки определенной системы власти и установленного порядка.

Что является формой общественного самосознания научного сообщества?

Идеология науки является формой общественного самосознания научного сообщества. Она представляет собой систему представлений, ценностей, убеждений и практик, которые оказывают влияние на проведение и интерпретацию научных исследований. Идеология науки может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие научных дисциплин и социальные процессы в целом.

Что такое социальная диалектика?

Социальная диалектика - это методология исследования социальных процессов, основанная на диалектическом подходе. Она позволяет анализировать противоречия, изменения и взаимодействия в социальной сфере, исследовать социальные явления и процессы в их исторической исключительности.

Какие законы диалектики применяются в изучении социальных процессов?

В изучении социальных процессов применяются следующие законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Эти законы помогают объяснить динамику и развитие социальных явлений, их противоречивость и изменение в процессе истории.