Развитие воображения у детей дошкольного возраста (на примере МДОУ Детский сад №1 «Соловушка», г. Павловский Посад, Московская область)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 61 61 страница
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 07.08.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы развития воображения дошкольников 6
1.1. Понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.. 14
1.3. Методы и средства развития воображения у дошкольников .21
Выводы по главе 1 28
2.Опытно-экспериментальное исследование развития воображения дошкольников………………………………………………………..30
2.1. Выявление уровня развития воображения дошкольников 30
2.2. Работа по развитию воображения дошкольников 38
2.3. Анализ результатов исследования и их интерпретация 43
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 57


Фрагмент для ознакомления

Развитие эмоционально-эстетических чувств детей, формирование художественных умений66Рисунок«Дружные ребята»Развитие творческого воображения. Развитие эмоционально-эстетических чувств детей, формирование художественных умений77Рисунок «Все цветы России»Развитие эмоционально-эстетических чувств детей, развитие творческого мышления и воображения, воспитание чувства любви к искусству родного края.88. Лепка «Снеговик»Развитие творческого воображения. Вызвать у детей положительные эмоции. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление «бросовый материал» для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.Занятия проводились 1 раз в неделю.Продолжительность занятий составляла 25-35 мин.Занятия проводились с учетом психологических и физических способностей ребенка старшего дошкольного возраста. В ходе занятия педагог раздавал материал, который необходим для выполнения работы. Как правило, набор состоял из краски, гуаши, акварели, салфеток, картона, цветной бумаги, иллюстраций и других важных предметов. Вся работа с детьми была направлена на:развитие природных задатков,раскрытие творческого потенциала ребенка,формирование его эмоционально-эстетических чувств,создание во взаимодействии внимательного и дружеского отношения;формирование умений положительного контакта в совместной деятельности.При организации изобразительной деятельности детей сочетались индивидуальные и коллективные виды работы, отдавая приоритет собственной инициативе воспитанников. В процессе работы были использованы следующие образовательные технологии:личностноориентированные технологии (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей) здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, игровая технологияВ процессе работы с детьми было отмечено, что различные виды изобразительной деятельности не утомляют дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же изобразительная деятельность позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть эстетические чувства и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. В процессе работы использовалась любая возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Давались консультации, размещалась информация на информационных стендах, на сайте образовательной организации. Родители активно привлекались к участию в создании выставки детских рисунков, которая очень порадовала детей и их родителей.Таким образом, с учетом результатов, полученных на предыдущем этапе эксперимента, нами была разработана программа развития воображения старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности «Маленькие творцы». Программа основана на организации работы с детьми в форме целостной системы; полноценном эмоциональном общении детей со взрослыми; использовании игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения; создании комфортной и психологически безопасной среды; координации и гармонизации отношений всех субъектов образования.2.3. Анализ результатов исследования и их интерпретацияС целью выявления эффективности программы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап экспериментаЦель контрольного этапа: определение результативности опытно-экспериментальной работы.Повторное диагностирование осуществлялось на той же выборке дошкольников. На контрольном этапе нами была применена аналогичная методика, которую мы использовали на констатирующем этапе эксперимента.Проанализируем результаты исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста.По методике «Нарисуй что-нибудь», которая определяет уровень развития воображения, было обнаружено, что большинство детей ЭГ 50% детей имеют высокий уровень развития воображения, что характеризуется немалой фантазией, богатым воображением, оригинальностью(30%) рисунков, имеют детали и образы, которые проработаны посредственно, то есть ребенок придумал и нарисовал не совсем что-то новое, но этот рисунок несет в себе явные элементы творческой фантазии и производит определенное эмоциональное впечатление.20% детей имеют слабо развитое воображение, поскольку за отведенное время ребенок не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии (0-2 балла) (рис. 8)Рис. 5 - Количественные показатели уровня развития воображения детейЭГ (по методике «Нарисуй что-нибудь») на контрольном этапеВ КГ по данной методике высокий результат показали 20% детей, средний – 50%, низкий- 30% детей старшего дошкольного возраста (рис. 9).Рис. 9 - Количественные показатели уровня развития воображения детейКГ (по методике «Нарисуй что-нибудь») на контрольном этапеВ результате повторного проведения методики «Дорисовывание фигур» в ЭГ было выявлено, что 40% детей имеет высокий уровень воображения. Эти дети оригинальны. Среди их рисунков отмечено наименьшее количество повторов среди других детей50% детей имеют средний уровень воображения - их рисунки достаточно оригинальны. Они практически не повторяются при выполнении задания, а так же эти работы имеют небольшое сходство с работами других детей в группе. Только у 10% детей низкий уровень воображения.В рисунках этих детей отмечаются частые повторы, эти рисунки не оригинальны. (рис. 10)Рис. 10 - Количественные показатели уровня развития воображения детейЭГ (по методике «Дорисовывание фигур») на контрольном этапеРис. 11 - Количественные показатели уровня развития воображения детейКГ (по методике «Дорисовывание фигур»)на контрольном этапеВ КГрезультате проведения методики «Дорисовывание фигур» высокий результат показали 20% детей, средний 50%, низкий – 30% детей (рис. 11).Во время проведения данной диагностики у большинства детей в начале работы наблюдался значительный интерес. Однако в процессе выполнения задания дети копировали рисунки друг у друга, не укладывались в отведенное для работы время. Некоторые участники исследования начинали работать после помощи взрослого, с постоянными указаниями.В ходе исследования было установлено, что подавляющее большинство детей испытали трудности при выполнении задания.Результаты проведения методики «Три слова» в ЭГ представлены на рис. 12Рис. 12 - Количественный анализ результатов диагностики по методике ««Три слова»» в ЭГ на контрольном этапеЭмоциональность воображения характеризуется позитивным отношением к объектам творческого воображения; эмоциональным отношением к процессу творческой деятельности, наличием положительной эмоциональной эвристики, эмоциональностью прогноза и интереса и увлечения при создании творческих образов. После проведения исследования по методике «Три слова», можно увидеть, что испытуемые оказались на разных уровнях выраженности воссоздающего и творческого воображения. Высокому уровню отвечали дошкольники, которые придумывали связный рассказ, имеющий интересную цепочку событий, используя все три предложенных слова, предлагали несколько вариантов. Как мы видим из данных диаграммы – этому уровню соответствует 50% дошкольников. На среднем уровне мы видим 40% дошкольников. Характерной особенностью этих ребят было то, что они придумывали банальные фразы, однако использовали все три предложенных слова в рассказе, который был логически построен. Дети, которые показали низкий уровень, составили 10% испытуемых. Они проявляли интерес при выполнении задания, однако оно вызывало у них некоторые затруднения. Так, дошкольники обращались за помощью к взрослому, чтобы он привел пример составления рассказа, так как дети не до конца понимали суть задания. При этом, некоторые рассказы детей не имели логического завершения.В КГ по данной методике высокий результат показали 20% детей, средний и низкий - по 40% (рис. 13).На рисунке 14 представлен итоговый анализ результатов диагностики уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста по двум группам.Рис. 13 - Количественный анализ результатов диагностики по методике ««Три слова»» в КГ на контрольном этапеРис. 14- Итоговый анализ результатов диагностики уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста по двум группам на контрольном этапеСравнительный анализ по двум группам на констатирующем и контрольном этапе представлен на рисунке 15.Констатирующий этапКонтрольный этапРис. 15 - Сравнительный анализ по двум группам на констатирующем и контрольном этапеТаким образом, проведенная диагностика показала, что большая часть детей старшего дошкольного возраста ЭГ - 51% - имеют средний уровень(на 11% больше, чем на констатирующем этапе).29% имеют высокий уровень развития воображения (на 9% больше, чем на констатирующем этапе), Только 20% старших дошкольников имеют ЭГ низкий уровень развития воображения(на 13% меньше, чем на констатирующем этапе). В КГ высокий результат показали 20%, 47% - средний, 33% - низкий уровень развития воображения. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность разработанной и внедрённой в воспитательно-образовательный процесс работы по развитию воображения старших дошкольников.Выводы по главе 2Экспериментальная работа осуществлялась нами на базе Детского сада № 1 "Соловушка" г. Павловский Посад Московской области. В исследовании принимали участие дети в возрасте 5-7 лет в количестве 20 человек, которые были разделены нами на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек в каждой.Проведенная на констатирующем этапе диагностика показала, что большая часть детей старшего дошкольного возраста ЭГ - 46% -имеют низкий уровень развития, 37% средний уровень. Только 17% старших дошкольников имеют ЭГ высокий уровень развития воображения. В КГ высокий результат показали 20%, 47% - средний, 33% - низкий уровень развития воображения. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию воображения старших дошкольников.С учетом результатов, полученных на предыдущем этапе эксперимента, нами была разработана программа развития воображения старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности «Маленькие творцы». Программа основана на организации работы с детьми в форме целостной системы; полноценном эмоциональном общении детей со взрослыми; использовании игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения; создании комфортной и психологически безопасной среды; координации и гармонизации отношений всех субъектов образования.С детьми были проведены занятия, направленные на развитие воображения. В их числе: рисунок «Колючая сказка», рисунок «Что я чувствую», аппликация «Настроение осени», рисунок «У Мурки день рождения», конструирование «Черёмуха», рисунок «Дружные ребята», рисунок «Все цветы России», лепка «Снеговик».При организации изобразительной деятельности детей сочетались индивидуальные и коллективные виды работы, отдавая приоритет собственной инициативе воспитанников. В процессе работы были использованы следующие образовательные технологии:личностноориентированные технологии (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей) здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, игровая технологияВ процессе работы с детьми было отмечено, что различные виды изобразительной деятельности не утомляют дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же изобразительная деятельность позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть эстетические чувства и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.Проведенная на контрольном этапе исследования диагностика показала, что большая часть детей старшего дошкольного возраста ЭГ - 51% - имеют средний уровень (на 11% больше, чем на констатирующем этапе). 29% имеют высокий уровень развития воображения (на 9% больше, чем на констатирующем этапе), Только 20% старших дошкольников имеют ЭГ низкий уровень развития воображения (на 13% меньше, чем на констатирующем этапе). В КГ высокий результат показали 20%, 47% - средний, 33% - низкий уровень развития воображения. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность разработанной и внедрённой в воспитательно-образовательный процесс работы по развитию воображения старших дошкольников.ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.В результате анализа было сформулировано следующее определение воображения. Воображение - это процесс создания новых и оригинальных образов, которые формируются без опоры на готовые модели и основываются на субъективных образах мышления и переживаний ребенка; оно полностью соответствует психологическим характеристикам дошкольного возраста и может быть использовано в нашем исследовании. Одной из особенностей процесса воображения, выполняющего как положительные, так и отрицательные функции, является то, что он позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии определенных знаний, которые в таких случаях необходимы для мышления. Фактически, включение определенных элементов воображения позволяет отойти от устоявшихся стереотипов и, минуя определенные этапы мышления, представить себе конечный результат. В то же время, полная переориентация на такой "прыжок" и замена других ментальных процессов воображением может привести к формированию представлений, абсолютно оторванных от объективной реальности и не реализуемых в реальной деятельности человека.Воображение начинает формироваться у дошкольников уже в 2,5 - 3 года. Начиная с этого возрастного периода, выделяют познавательное воображение (используя игрушки, ребёнок проигрывает знакомые действия в разных вариантах) и аффективное (ребёнок проигрывает свои эмоции). В среднем дошкольном возрасте познавательное воображение обращено к ролевым действиям, рисованию, конструированию словесному творчеству. Интенсивность детских страхов в этом возрасте снижается, и аффективное воображение может не проявляться. Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение детей в старшем дошкольном возрасте отличается способностью включить любой мелкий элемент в общую композицию и представить предполагаемый результат до того, как он появится.Психологические особенности ребенка дошкольного возраста является основой для развития у него воображения, которое следует рассматривать как интегративное свойство, благодаря возрастным особенностям - способности к чувственному восприятию, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, фантазии, образного и ассоциативного мышления, анимизма, синестезии - выводит развитие психических процессов (восприятия, ощущения, мышления, воображения) на творческий уровень и позволяет достичь успеха в любой деятельности.Основными средствами и методами развития воображения у детей дошкольного возраста являются игра, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд и т.д.Можно выделить следующие условия формирования воображения дошкольников: поощрение к разработке замысла, к планированию его воплощения к созданию воображаемых ситуаций; стимулирование воображения во время чтения детской литературы; постановка творческих задач, проблемных ситуаций игрового содержания.Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоение учебного материала, а и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования. Игры, разнообразные разновидности художественной творчества, конструирование, создание сказок активно развивают воображение. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития творческого воображения. Экспериментальная работа осуществлялась нами на базе Детского сада № 1 "Соловушка" г. Павловский Посад Московской области. В исследовании принимали участие дети в возрасте 5-7 лет в количестве 20 человек, которые были разделены нами на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек в каждой.Проведенная на констатирующем этапе диагностика показала, что большая часть детей старшего дошкольного возраста ЭГ - 46% -имеют низкий уровень развития, 37% средний уровень. Только 17% старших дошкольников имеют ЭГ высокий уровень развития воображения. В КГ высокий результат показали 20%, 47% - средний, 33% - низкий уровень развития воображения. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию воображения старших дошкольников.С учетом результатов, полученных на предыдущем этапе эксперимента, нами была разработана программа развития воображения старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности «Маленькие творцы». Программа основана на организации работы с детьми в форме целостной системы; полноценном эмоциональном общении детей со взрослыми; использовании игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения; создании комфортной и психологически безопасной среды; координации и гармонизации отношений всех субъектов образования.С детьми были проведены занятия, направленные на развитие воображения. В их числе: рисунок «Колючая сказка», рисунок «Что я чувствую», аппликация «Настроение осени», рисунок «У Мурки день рождения», конструирование «Черёмуха», рисунок «Дружные ребята», рисунок «Все цветы России», лепка «Снеговик».При организации изобразительной деятельности детей сочетались индивидуальные и коллективные виды работы, отдавая приоритет собственной инициативе воспитанников. В процессе работы были использованы следующие образовательные технологии: личностноориентированные технологии (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей) здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, игровая технологияВ процессе работы с детьми было отмечено, что различные виды изобразительной деятельности не утомляют дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же изобразительная деятельность позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть эстетические чувства и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.Проведенная на контрольном этапе исследования диагностика показала, что большая часть детей старшего дошкольного возраста ЭГ - 51% - имеют средний уровень (на 11% больше, чем на констатирующем этапе). 29% имеют высокий уровень развития воображения (на 9% больше, чем на констатирующем этапе), Только 20% старших дошкольников имеют ЭГ низкий уровень развития воображения (на 13% меньше, чем на констатирующем этапе). В КГ высокий результат показали 20%, 47% - средний, 33% - низкий уровень развития воображения. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность разработанной и внедрённой в воспитательно-образовательный процесс работы по развитию воображения старших дошкольников.Список использованных источников и литературыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384). – Режим доступа: http://fgosvo.ruАльтшуллер Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2014. – 143 с.Ануфриенко Е.В, Попова Н.В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы: 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ(Благовещенск), 2016. — С.4.URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26044968(дата обращения: 18.06.2020).Белобрыкина, О. Е. Развитие творческих способностей /[Текст] / О. Е. Белобрыкина. – М.: Никея, 2016. – 165 сБольшой толковый психологический словарь [Teкст]: в 2-х т. справочное издание / сост. А. Ребер. - М.: Вече : АСТ, 2000 - Т.1 :А- О. - 592 с.Васик Н. В. Детская арт-терапия и её использование // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 221-223.Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 сГонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. -С. 568-569.Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 43–49.Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – Смоленск, 1974.Дьяченко О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51Жатсель А. Воображение / А. Жатсель. – М.: ФАНР –ПРЕСС, 2006. – 144 с.Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / А. А. Иванова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–138.Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью / Е. И. Игнатьев // Сб. "Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания". – Яр., 1966. – С. 34–35.Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Гриф УМО МО РФ / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект, 2012. - 837 c.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с,Козлова, С. А.  Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 202 с. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 249 c.Комарова, Т. С.  Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 96 с. Копытин А.И. Теория и практика Арт-терапии – Спб. Питер – 2002 г.Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 825-828Ляшенко В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия, 2014Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. с.79-81Паченкова, Т. В. Феномен творческого воображения детей дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Паченкова, Е. М. Буровкина // Детство. Отрочество. Юность. – 2013. – № 3/4. – С. 65-Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа. Плюс до и после. - 2014, №2, с.52-56.Скрябина О.А. Арт-терапия в свете теории Л.С. Выготского // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 56-61.Чумакова И.В., Свистунова Е.Г. Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. 524 с.Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055ПриложенияПриложение№1Контрольная группа детейЭкспериментальная группа детей

Список использованных источников и литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384). – Режим доступа: http://fgosvo.ru
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2014. – 143 с.
3. Ануфриенко Е.В, Попова Н.В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы: 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ(Благовещенск), 2016. — С.4.URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26044968(дата обращения: 18.06.2020).
4. Белобрыкина, О. Е. Развитие творческих способностей /[Текст] / О. Е. Белобрыкина. – М.: Никея, 2016. – 165 с
5. Большой толковый психологический словарь [Teкст]: в 2-х т. справочное издание / сост. А. Ребер. - М.: Вече : АСТ, 2000 - Т.1 : А- О. - 592 с.
6. Васик Н. В. Детская арт-терапия и её использование // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 221-223.
7. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с
10. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.
11. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. -С. 568-569.
12. Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 43–49.
13. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – Смоленск, 1974.
14. Дьяченко О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51
15. Жатсель А. Воображение / А. Жатсель. – М.: ФАНР –ПРЕСС, 2006. – 144 с.
16. Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / А. А. Иванова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–138.
17. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью / Е. И. Игнатьев // Сб. "Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания". – Яр., 1966. – С. 34–35.
18. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Гриф УМО МО РФ / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект, 2012. - 837 c.
19. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с,
20. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 202 с.
21. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 249 c.
22. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 96 с.
23. Копытин А.И. Теория и практика Арт-терапии – Спб. Питер – 2002 г.
24. Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 825-828
25. Ляшенко В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия, 2014
26. Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. с.79-81
27. Паченкова, Т. В. Феномен творческого воображения детей дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Паченкова, Е. М. Буровкина // Детство. Отрочество. Юность. – 2013. – № 3/4. – С. 65-
28. Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа. Плюс до и после. - 2014, №2, с.52-56.
29. Скрябина О.А. Арт-терапия в свете теории Л.С. Выготского // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 56-61.
30. Чумакова И.В., Свистунова Е.Г. Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. 524 с.
31. Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055

Вопрос-ответ:

Что такое развитие воображения у детей дошкольного возраста?

Развитие воображения у детей дошкольного возраста - это процесс, в ходе которого у детей формируются способности к творчеству, фантазии, абстрактному мышлению и игровой деятельности.

Какие особенности развития воображения характерны для детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте дети обладают богатым воображением и способностью к игре-представлению. Они активно выдумывают истории, создают образных персонажей и миры, могут превращать обычные предметы в нечто совершенно новое.

Какими методами и средствами можно развивать воображение у детей дошкольного возраста?

Для развития воображения у детей дошкольного возраста используются игры-ролевые, конструирование, изобразительная деятельность, чтение сказок и введение в мир фантазии, музыкальные занятия, использование игрушек и различных материалов для творческой деятельности.

Какое значение имеет развитие воображения у детей дошкольного возраста?

Развитое воображение у детей дошкольного возраста способствует развитию их креативного мышления, воображения, способности к самовыражению и самореализации, а также является основой для развития когнитивных способностей.

Как проводилось опытно-экспериментальное исследование развития воображения дошкольников?

В опытно-экспериментальном исследовании развития воображения дошкольников использовались различные методики и задания, включающие игровую и креативную деятельность, наблюдение за ребенком, анализ его игровых проявлений и интервьюирование.

Зачем развивать воображение у детей дошкольного возраста?

Развитие воображения у детей дошкольного возраста имеет множество преимуществ. Оно помогает развить творческое мышление, способность к фантазии и самовыражению, а также развивает умение решать проблемы и находить нестандартные подходы к задачам. Кроме того, развитое воображение способствует развитию эмоциональной сферы ребенка и помогает ему лучше понимать окружающий мир.

Какое понятие имеет воображение в психолого-педагогической литературе?

Воображение в психолого-педагогической литературе определяется как психологическая способность воссоздавать, изменять и творчески преобразовывать имеющуюся информацию во внутреннем представлении.

Какие особенности развития воображения можно выделить в дошкольном возрасте?

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте заключаются в том, что дети начинают активно использовать свое воображение для создания игровых ситуаций, мир которых становится более сложным и фантастическим. Дети также начинают проявлять интерес к исследованию окружающего мира и созданию своих маленьких проектов.

Какие методы и средства развития воображения используются при работе с дошкольниками?

В работе с дошкольниками для развития воображения применяются различные методы и средства. Например, игры-драматизации, где дети играют роли разных персонажей и создают свои истории. Также используются различные техники рисования, лепки, конструирования, которые помогают развить творческие навыки и воображение у детей. Важное место занимают также чтение сказок и развивающие игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления.

Какие выводы можно сделать по данной главе статьи?

По данной главе статьи можно сделать выводы, что развитие воображения у детей дошкольного возраста является важной задачей, которая способствует развитию их творческого мышления, фантазии и самовыражения. Также важно использовать различные методы и средства для развития воображения, такие как игры-драматизации, техники рисования и лепки, чтение сказок и развивающие игры.