Идеология перестройки в СССР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 52 52 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 11.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характеристика предпосылок перестройки 6
1.1 Объективные социально-экономические предпосылки перестройки 6
1.2 Несостоявшееся ускорение социально-экономического развития 13
Глава 2. Роль государства в политике перестройки 18
2.1 Экономическая роль государства в рыночно-регулируемой экономике 18
2.2 Противоречия на пути перехода от административных к экономическим методам управления 22
2.3 Внешняя политика 25
Глава 3. Анализ результатов перестройки 33
3.1 Итоги перестройки 33
3.2 Отказ от китайского пути 36
3.3 Кризис власти 41
3.4 Август 1991 г., распад СССР 42
Заключение 48
Библиографический список 50
Фрагмент для ознакомления

Основная причина быстрого роста китайской экономики (несмотря на ряд неудач) - это эффект промышленной модернизации, когда новые массы сельских рабочих осваиваются в промышленном производстве, где город растет, предлагает непрерывный рост рынков, следовательно, рост.рабочая сила и голодные потребители не очень требовательны к качеству продукции и условиям труда.Индустриальное производство стандартизирует труд, рабочий должен быть послушным и трудолюбивым, творчество ему противопоказано. Это полностью соответствует национально-культурным стереотипам Китая. На соответствующем этапе исторического развития, в 1930-1960 годах, в СССР также наблюдался бурный промышленный рост. Если рассматривать формулу «китайской модели» как контролируемый государством рынок плюс авторитарный режим Коммунистической партии, или, другими словами, переход к рынку без приватизации и демократизации, то СССР шел по этому пути до 1987 года. Более того, «китайский путь» был лишь вариантом советского, но более раннего. Китайские товарищи развили советский эксперимент НЭП, затем экономические эксперименты 1950-х и 1980-х годов, которые более решительно проводились в Китае.Миф о «китайской модели» жив, но нет конкретного сравнения реформ в СССР и Китае. Поклонники «китайского пути» могут быть удивлены, обнаружив, что «признаки» китайских реформ чаще всего обнаруживаются в СССР (иногда даже раньше, чем в Китае).Таким образом, «принципиальное отличие» китайского опыта от перестройки, подчеркиваемое ее сторонниками, состоит в том, что реформы в Китае проводились «снизу, из экономического опыта» с учетом ее результатов. Но здесь нет никакой разницы - так осуществлялась перестройка до 1987 года. Если опустить хвалебные эпитеты при перечислении отличительных черт экономической политики Китайской Народной Республики, это доказывает:- договорные и арендные отношения между крестьянскими семьями и кооперативами (бригадами). В этом отношении М.С. Горбачев был решительным сторонником китайского опыта, ратовал за аренду и договор. Но оказалось, что возможности их использования в СССР гораздо более ограничены, чем в Китае. Дело в том, что китайские муниципалитеты, а затем и кооперативы, были гораздо менее механизированы и более многолюдны, чем советские колхозы.В результате, после перехода от коллективного труда к семейному, Китай начал работать во многом так же, как и до Мао Цзэдуна. В СССР попытка разделения колхоза создала множество проблем при расчленении промышленного производства, сельскохозяйственной «фабрики»: что делать с техникой, как ее разделить между бригадами. Но техника компенсировала нехватку рабочей силы в селе.Неудивительно, что когда российское правительство с 1992 года стремилось ликвидировать колхозы, ничего не вышло, и они остались под видом акционерных обществ;- гипотеза негосударственных субъектов в случае ограничения объемов их работы, продвигая малые формы производства. Эта мера использовалась в СССР в форме кооперативов;- переплетение разных форм собственности. Это особенно эффективно в сельской местности, но в промышленности это привело к коррупции и краже государственного капитала. Движение по «китайскому» пути в СССР дало в этом отношении отрицательные результаты;- перевод часть компаний, принадлежащих государству в коллективной собственности с частичным управлением, государство, раздел прав собственности и имущественных прав, расширение прав компаний. Эта модель, напоминающая модель Югославии, действительно была введена в СССР с 1987 года, но даже китайские эксперты осознали опасность «разрыва между властью и ответственностью» в своей стране. То же относилось и к СССР;- частичная либерализация цен. Он развивался неравномерно, с задержками из-за всплесков инфляции. Лишь некоторые цены регулируются закрытыми рынками, а другие устанавливаются государством. Результатом стали всплески инфляции и дефицит. Вопрос либерализации цен находился в центре внимания советского руководства в 1986–1990 годах. Фактически была достигнута частичная либерализация цен в СССР. Но только негативные аспекты ценовой политики Китая пугали советское руководство;- регионализация хозяйственного управления. Здесь СССР не собирался отставать от Китая. Однако при авторитарном правлении это приводит к экономической дезинтеграции страны;- создание особых зон, открытых для иностранного капитала и внешней торговли. Эта мера считается одной из самых успешных, но она применяется только в том случае, если стоимость невысока, а рабочая сила высокоэффективна, и нет производства импортных товаров в страну.Применимость этого эксперимента в СССР сомнительна, попытки использовать этот эксперимент в России вместо этого привели к отрицательным результатам. СССР также либерализовал внешнюю торговлю, но менее регулярно, чем в Китае - взаимосвязь между доходом работника и доходом от бизнеса. Это один из краеугольных камней реформ Горбачева.Как видим, «китайская модель» частично использовалась в СССР в 80-х годах. И только в некоторых особых случаях китайский опыт указывает на неиспользованные возможности (аграрный сектор, малый бизнес, допуск иностранного капитала). Но отказ от использования этого опыта вызван не «идеологическими» ошибками Горбачева, а различием в социальной почве двух стран и трудностями, с которыми столкнулись реформы в Китае.В 1987–1992 годах. Китайские реформы не увенчались успехом, они пережили серьезный кризис, который был преодолен только в 1992 году. В 1988 году Китай начал частично сокращать рыночные отношения, а в 1989 году разразился серьезный социально-политический кризис.Для его преодоления китайские реформаторы использовали некоторые методы, опробованные в период перестройки в СССР (например, госконтроль, своего рода «государственная приемка»). В общем, не стоит преувеличивать успехи китайских реформ - уровень жизни в Китае только оптимистичный, что сейчас (а не в 1987 году) приближается к уровню жизни в СССР 1980-х годов,сохраняются депрессивные «бедные районы» с населением в 80 млн. человек.Сохраняются серьезные экономические диспропорции и низкая эффективность производства. Если стереть миф о «китайском пути» для СССР из преувеличений успеха Китая, отложив в сторону ресурсы китайского успеха, которых не было в СССР, и меры, принятые в двух странах, которые привели к отрицательным результатам в Россия. Россия, в основе этой идеи остается авторитарная модернизация с ограниченным использованием отношений.Реформы в СССР начались с авторитарной модернизации, то есть с «китайского пути», насколько это было возможно в нашей стране. Формула «рыночный, контролируемый государством и авторитарный режим Коммунистической партии» оставалась в СССР до 1988 года. В 1985-1986 годах реформ «китайского» типа не возникло, и китайский опыт не мог помочь Горбачеву выйти из тупика, в котором оказалась реформа Андропова в 1986 году.На протяжении 1986 года М.С. Горбачев пытался совместить свой любимый авторитарный метод модернизации с новым ресурсом демократии, который заключался в мобилизации творческой активности интеллигенции и экономических интересов рабочих. Чернобыльская катастрофа стала символом провала технологического «ускорения».3.3Кризис властиОсенью 1990 г. М. С. Горбачев, избранный Съездом народных депутатов СССР, был вынужден реорганизовать государственную власть. Исполнительные органы теперь подчиняются непосредственно Президенту. Создан новый совещательный орган - Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик.Началась разработка и утверждение проекта нового Союзного договора между республиками СССР. В марте 1991 года был проведен первый в истории страны референдум - граждане СССР должны были высказать свое мнение о сохранении Советского Союза как обновленной Федерации равноправных и суверенных республик.Показательно, 6 из 15 союзных государств «Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдова» в референдуме не участвовали. Но 76% избирателей проголосовали за сохранение Союза. Состоялся всероссийский референдум - большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики. 12 июня 1991 года состоялись президентские выборы. Им стал Б. Н. Ельцин. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов – общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров трудно было согласовать, а личные отношения между ними не отличались друг от друга. Оба поддержали реформу, но придерживались разных взглядов на цели и пути перемен. М. С. Горбачев опирался на Коммунистическую партию, а Б. Н. Ельцин - на оппозиционные силы КПСС. В июле 1991 года Борис Ельцин подписал указ о запрете деятельности партийных организаций на государственных предприятиях и в учреждениях. События в стране показали, что процесс ослабления мощи КПСС и распада Советского Союза стал необратимым.3.4 Август 1991 г., распад СССРПредставители партийно-государственных верхов, считавшие, что только решительные действия помогут сохранить политическую позицию КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они решили воспользоваться отсутствием в Москве президента СССР, который отдыхал в Крыму.Рано утром 19 августа телевидение и радио проинформировали граждан о том, что вице-президенту Янаеву были временно поручены задачи в связи с болезнью Горбачева и что «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения» образован государственный комитет по чрезвычайному положению ГКЧП. Этот комитет состоял из 8 человек. М. С. Горбачев оказался изолированным на государственной даче.В Москву были введены воинские части и танки, объявлен комендантский час. Дом Советов РСФСР, известный как Белый дом, стал центром сопротивления ГКЧП. В обращении к гражданам России президент Борис Ельцин и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета Хасбулатова призвали население не подчиняться незаконным решениям ГКПЧ, назвав его действия неконституционным государственным переворотом. Десятки тысяч жителей столицы выразили поддержку Борису Ельцину.Опасаясь начала гражданской войны, Янаев и его соратники не решились штурмовать Дом Советов. Они начали вывод войск из Москвы и полетели в Крым в надежде на переговоры с господином Горбачевым, но президент СССР уже вернулся в Москву с вице-президентом Руцким, который прибыл «на помощь».Члены ГКЧП были арестованы. Борис Ельцин подписал указы о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и издании газет коммунистической направленности. М.С. Горбачев объявил о снятии с должности Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем издал указы о прекращении деятельности партии и передаче ее имущества в собственность государства.С точки зрения закона, М.С. Горбачев после марта 1991 года имел все основания использовать силу власти для предотвращения распада СССР. Это право ей предоставили результаты Всесоюзного референдума 17 марта 1991 года, на котором гражданам страны было предложено ответить на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».Референдум проводился во всех республиках Советского Союза, кроме Литвы, Эстонии, Латвии, Грузии, Молдовы и Армении, но последняя, ​​из-за отсутствия избирательных комиссий в центре, на основании постановления Верховного Совета. Совет СССР, многие местные Советы народных депутатов создали участковые и участковые комиссии по проведению референдума. Утвердительно ответили 76,4% граждан, принявших участие в референдуме.На момент референдума скрытый процесс распада страны зашел слишком далеко. Слабость власти и упадок авторитета центра задолго до референдума дали региональным лидерам реальную возможность добиться независимости. Движение за выход СССР в союзные республики началось осторожно, с оглядкой на реакцию центра.Например, движение созданное в июне 1988 года в Литовской ССР, было направлено на поддержку перестройки и постепенно приняло открыто заявленную позицию восстановления независимой Литвы. Менее чем через два года, 11 марта 1990 года, Верховный Совет Литовской ССР объявил независимость Литвы и прекращение действия Конституции СССР на ее территории.Таким же образом были трансформированы лозунги формирования ранее, в апреле 1988 года. Эстонский народный фронт в пользу перестройки. Неслучайно 3 апреля 1990 года был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», но многие республики его не учли.Наиболее настойчиво идея выхода из СССР выдвигалась в прибалтийских республиках, которые одно время насильно вошли в состав СССР. Эстонская ССР впервые провозгласила суверенитет 16 ноября 1988 г., затем Литовская ССР 18 апреля 1989 г. и Латвийская ССР 28 июля 1989 г.Среди республик Закавказья Азербайджанская ССР «23 сентября 1989 года» и Грузинская ССР «26 мая 1990 года» первыми заявили о своем суверенитете. Большинство других республик заняли в этом вопросе более сдержанную позицию.Например, в республиках Средней Азии, за исключением Казахстана, не существовало националистических патриотических движений, активных для создания независимых государств, поэтому они были закрыты для парада правителей союзных республик. Многие из их лидеров действовали с учетом позиции России. Поэтому важнейшую и даже решающую роль в продолжающемся процессе дезинтеграции сыграло 12 июня 1990 года.Декларация I Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР, утвердившая приоритет законов России над законами СССР. 12 июня 1990 года - день принятия Декларации о государственном суверенитете - является отправной точкой необратимого процесса распада СССР. Эго-событие стало примером не только для союзных республик, оно вызвало так называемый «парад суверенитета» автономных республик и автономных округов России.В конце 1990 года все республики Союза провозгласили свой суверенитет, Киргизская ССР завершила этот процесс 15 декабря 1990 года. В 1990 году независимость государства и выход из состава СССР провозгласила только Литовская ССР. Остальные сделали это после провала действий ГКЧС. Создание и разгром ГКЧП в конечном итоге похоронили надежды на сохранение СССР и развеяли остатки авторитета союзной державы, и особенно лично М.С. Горбачева.Объективные внешние причины, безусловно, сыграли роль в распаде СССР, но они не являются решающими. Это, прежде всего, почти двукратное падение цен на нефть на мировом рынке и гонка вооружений, навязанная НАТО, что негативно отразилось на экономическом положении СССР и авторитете власти КПСС.Основная, объективная и основная причина распада СССР - естественное исчерпание ресурсов для мобилизации социально-экономического развития страны на основе сталинской версии марксистско-ленинской доктрины. С приходом М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря КПСС четко встал вопрос о снятии идеологических тормозов в социально-экономическом процессе.Успех этой работы в условиях авторитарного советского режима определялся субъективным фактором - профессиональными, моральными, добровольными и политическими качествами главы страны и его окружения. Их уровень, не соответствующий масштабам и сложности поставленной задачи, породил мощную субъективную причину развала страны.М. С. Горбачев и его ближайшее окружение могли выбрать одну из двух возможных стратегий модернизации социально-политической системы. Первый - это возвращение к сталинскому прошлому, ужесточение режима и максимальное использование резервов развития за счет механизмов централизованного управления и жесткого репрессивного диктата при сохранении верности марксистским догмам под неумолимым надзором партии.В то время состояние советского общества было уже таким, что оно не принимало эту стратегию и поэтому не могло обсуждаться из-за ее очевидной бесполезности. Также общество и партийная элита не взяли на вооружение стратегии решительного отказа от нестабильной социально-экономической модели развития и внезапного перехода к рыночным отношениям в форме «шоковой терапии».Модернизация существующей в стране социалистической модели и постепенная трансформация ее в обновленную социально-политическую систему с рыночной экономикой оставались единственной осознанной и реалистичной стратегией руководства страны. Экономические реформы Горбачева привели к товарному голоду в стране.Неудачные экономические преобразования стали главной причиной неизбежного краха страны. Первой в этой серии была политическая реформа Горбачева, призванная преодолеть препятствия на пути экономического роста.Его результаты известны. Прозрачность и демократизация общественной жизни, навязанные кризисным состоянием экономики, привели к утрате управления страной. Упадок дисциплины государственной власти, формирование групп поддержки демократических реформ в партийных организациях, в центре и на местах продолжали снижать эффективность сил порядка.Таким образом, одним из глобальных индикаторов ослабления силы и эффективности государственного управления, как известно, является рост преступности. Именно при Горбачеве начали активно формироваться организованные преступные группы. В 1988 году правительство было вынуждено создать в структуре МВД специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью - Разрушение СССР произошло только под влиянием внутренних причин.Внешние факторы могли только усилить или ослабить их действие, в том числе на экономику негативно повлияло почти двукратное падение цен на нефть и огромные военные расходы бюджета страны. Мировые лидеры до второй половины 1991 года не могли предположить распад СССР на суверенные государства.ЗаключениеИтак, мы видим, что причины перестройки и формирования ее программы лежат в основном внутри СССР. Советское общество с энтузиазмом приветствовало начало преобразований М.С. Горбачева. Разочарование постепенно нарастало, и с 1989 года страну захлестнули массовые движения, которые уже выдвинули свои планы преобразований. Часть номенклатуры и нарождающейся новой буржуазии перешла на сторону оппозиции.Ситуация усложнялась, ошибки реформ накладывались на противоречивые социально-политические влияния. Результаты противоречивы - это одновременно «свобода» и «распад», «ростки нового» и отход от социально-экономических и культурных достижений СССР. Следует выделить причины этих результатов.начало трансформации как таковой. Перестройка имела глубокие причины, перемены были неизбежны. Ход событий определяли все их участники, отчасти все советские люди.Законы, принятые руководством Союза, расширили корпоративные права, позволили малым частным и кооперативным предприятиям, но не повлияли на основы командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля над народным хозяйством, постепенная дезинтеграция производственных отношений между предприятиями разных республик Союза, рост самоуправления администраторов, недальновидная политика - все это привело к усилению экономического кризиса в стране в 1990-1991 годах.Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. В стране уже была реальная свобода слова, которая выросла из политики «гласности», сформировалась многопартийная система, прошли выборы на альтернативной основе (по нескольким кандидатам), появилась официально независимая пресса. Но преобладающая позиция одной партии - КПСС, фактически слившейся с госаппаратом, - сохранилась.В конце 1991 года советская экономика находилась в тяжелом положении. Падение производства ускорилось. Увеличение денежной массы в стране грозило потерей государственного контроля над финансовой системой и гиперинфляцией, то есть инфляцией более 50% в месяц, что могло нанести ущерб всей экономике. Ускоренный рост заработной платы и пособий, начавшийся в 1989 году, увеличил неудовлетворенный спрос, и к концу года большая часть товаров исчезла из торговли государства, но они продавались по очень высоким ценам в коммерческих магазинах и на «черном рынке». В период с 1985 по 1991 год розничные цены выросли почти втрое, а государственный контроль над ценами не смог остановить инфляцию. Неожиданные перебои с поставками населению различных товаров народного потребления вызвали «кризисы» (табак, сахар, водка) и огромные очереди. Введено стандартизованное распределение многих товаров (по купонам). Люди опасались возможной голодной смерти.У западных кредиторов возникли серьезные сомнения в платежеспособности СССР. Общий внешний долг Советского Союза на конец 1991 года превышал 100 миллиардов долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (выплата процентов и т. д.) Приходилось 25-30% советского экспорта в конвертируемой валюте, но из-за резкого сокращения экспорта нефти Советскому Союзу пришлось продавать свои золотые резервы, чтобы закупить недостающую валюту. В конце 1991 года СССР больше не мог выполнять свои международные обязательства по обслуживанию своего внешнего долга.Библиографический списокНормативные правовые акты1. Закон СССР от 30.06.1987 N 7284-XI "О государственном предприятии (объединении)"//Консультант Плюс2. Закон СССР от 03.04.1990 "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР"//Консультант ПлюсНаучная литература3. Абалкин Л.И. Перестройка на весах истории // ЭКО. - 2006. - N 9. - С.155-159.4. Алексеев В.В. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции / В.В.Алексеев, Е.В. Алексеева // Отечественная история. - 2003. - N 5. - С.3-20.5. Барсенков А. Политика перестройки и реформирования советского общества в 1985-1991 годах // Рос.история. - 2014. - N 6. - С.77-98.6. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю, 1985-1991: учебное пособие для вузов по специальности "история": курс лекций - М.: Аспект Пресс, 2002. - 367с.7. Ворожейкина Т.Е. Глядя назад: возможные альтернативы в развитии перестройки // Обществ.науки и современность. - 2005. - N 5. - С.17-22.8. Гридин И. Распад СССР. Невыученный урок // Природа и человек. XXI век. - 2017. - N 4. - С.6-7.9. Гриневский О. Последние судороги политики СССР // Россия XXI. - 2010. - N 6. - С.26-53.10. Давыдов И. Забытая революция // TheNewTimes: Новое время. - 2016. - N 25. - С.6-11.11. Дерлугьян Г. История одного падения / Г.Дерлугьян, И.Валлерстайн // Эксперт. - 2012. - N 1. - С.12-20.12. Ермолин А. Засекреченный путч / А.Ермолин, Л.Грушка // Новое время. - 2011. - N 26. - С.6-17.13. Журавлев С. Вековой переход из капитализма в капитализм // Эксперт. - 2012. - N 1. - С.40-47.14. Калинов В. Научно-технический потенциал СССР в годы перестройки: спорные проблемы // Власть. - 2011. - N 12. - С.177-179.15. Кара-Мурза С.Г. Причины краха советского строя: результаты предварительного анализа // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 2. - С.197-216.16. Коэн С. Почему распался Советский Союз? / пер. с англ. И.Давидян // Свободная мысль. - 2006. - N 9-10. - С.179-189.17. Медведев Ж. Перестройка до основания // Россия XXI. - 2016. - N 2. - С.90-11518. Медушевский А.Н. Перестройка и причины крушения СССР с позиций аналитической истории // Рос.история. - 2011. - N 6. - C.3-30.19. Мусатов В.Л. Перестройка глазами сотрудника международного отдела ЦК КПСС // Новая и новейшая история. - 2019. - N 3. - С.172-203.20. Положенцева И.В. Социокультурная морфология политической модернизации: урок истории перестройки М.Горбачева / И.В.Положенцева, Т.Л.Кащенко // Власть. - 2016. - N 5. - С.107-112.21. Рябов А. Августовский путч в контексте российской истории - современной и не только // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2016. - N 5. - С.29-38.22. Силаев Н. Уроки коллапса // Эксперт. - 2014. - N 1-2 (спец. номер). - С.42-4423. Соколов Ю.В. О судьбе социализма в России // Филос. науки. - 2011. - N 12. - С.26-33.24. Сонин К. Путч глазами экономиста // TheNewTimes: Новое время. - 2016. - С.34-39.25. Фельдман М.А. Причины распада СССР: поиск научных подходов // Вопросы политологии и социологии. - 2015. - N 2 (11). - C.43-50.26. Фурсов А.И. Мифы перестройки и мифы о перестройке // Социол. исслед. - 2006. - N 1. - С.31-36.27. Хлевнюк О.В. День новых цен. Кризис снабжения и российское общество на рубеже 1980-1990-х гг. // Рос.история. - 2019. - N 2. - С.52-70.28. Шубин А.В. Основные проблемы и этапы истории перестройки // Рос.история. - 2019. - N 2. - С.39-47.29. Яковенко И.Г. Распад СССР: предварительные итоги // Филос. науки. - 2011. - N 12. - С.35-43. Электронные ресурсы30. NSDD № 66 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fas.org/irp/offdocs/nsdd/nsdd-066.htm (дата обращения 07.05.2021)31. NSDD № 75 (Январь 1983 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.x-libri.ru/elib/shevk000/00000106.htm (дата обращения 07.05.2021)

Нормативные правовые акты
1. Закон СССР от 30.06.1987 N 7284-XI "О государственном предприятии (объединении)"//Консультант Плюс
2. Закон СССР от 03.04.1990 "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР"//Консультант Плюс
Научная литература
3. Абалкин Л.И. Перестройка на весах истории // ЭКО. - 2006. - N 9. - С.155-159.
4. Алексеев В.В. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции / В.В.Алексеев, Е.В. Алексеева // Отечественная история. - 2003. - N 5. - С.3-20.
5. Барсенков А. Политика перестройки и реформирования советского общества в 1985-1991 годах // Рос. история. - 2014. - N 6. - С.77-98.
6. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю, 1985-1991: учебное пособие для вузов по специальности "история": курс лекций - М.: Аспект Пресс, 2002. - 367с.
7. Ворожейкина Т.Е. Глядя назад: возможные альтернативы в развитии перестройки // Обществ. науки и современность. - 2005. - N 5. - С.17-22.
8. Гридин И. Распад СССР. Невыученный урок // Природа и человек. XXI век. - 2017. - N 4. - С.6-7.
9. Гриневский О. Последние судороги политики СССР // Россия XXI. - 2010. - N 6. - С.26-53.
10. Давыдов И. Забытая революция // The New Times: Новое время. - 2016. - N 25. - С.6-11.
11. Дерлугьян Г. История одного падения / Г.Дерлугьян, И.Валлерстайн // Эксперт. - 2012. - N 1. - С.12-20.
12. Ермолин А. Засекреченный путч / А.Ермолин, Л.Грушка // Новое время. - 2011. - N 26. - С.6-17.
13. Журавлев С. Вековой переход из капитализма в капитализм // Эксперт. - 2012. - N 1. - С.40-47.
14. Калинов В. Научно-технический потенциал СССР в годы перестройки: спорные проблемы // Власть. - 2011. - N 12. - С.177-179.
15. Кара-Мурза С.Г. Причины краха советского строя: результаты предварительного анализа // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 2. - С.197-216.
16. Коэн С. Почему распался Советский Союз? / пер. с англ. И.Давидян // Свободная мысль. - 2006. - N 9-10. - С.179-189.
17. Медведев Ж. Перестройка до основания // Россия XXI. - 2016. - N 2. - С.90-115
18. Медушевский А.Н. Перестройка и причины крушения СССР с позиций аналитической истории // Рос. история. - 2011. - N 6. - C.3-30.
19. Мусатов В.Л. Перестройка глазами сотрудника международного отдела ЦК КПСС // Новая и новейшая история. - 2019. - N 3. - С.172-203.
20. Положенцева И.В. Социокультурная морфология политической модернизации: урок истории перестройки М.Горбачева / И.В.Положенцева, Т.Л.Кащенко // Власть. - 2016. - N 5. - С.107-112.
21. Рябов А. Августовский путч в контексте российской истории - современной и не только // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2016. - N 5. - С.29-38.
22. Силаев Н. Уроки коллапса // Эксперт. - 2014. - N 1-2 (спец. номер). - С.42-44
23. Соколов Ю.В. О судьбе социализма в России // Филос. науки. - 2011. - N 12. - С.26-33.
24. Сонин К. Путч глазами экономиста // The New Times: Новое время. - 2016. - С.34-39.
25. Фельдман М.А. Причины распада СССР: поиск научных подходов // Вопросы политологии и социологии. - 2015. - N 2 (11). - C.43-50.
26. Фурсов А.И. Мифы перестройки и мифы о перестройке // Социол. исслед. - 2006. - N 1. - С.31-36.
27. Хлевнюк О.В. День новых цен. Кризис снабжения и российское общество на рубеже 1980-1990-х гг. // Рос. история. - 2019. - N 2. - С.52-70.
28. Шубин А.В. Основные проблемы и этапы истории перестройки // Рос. история. - 2019. - N 2. - С.39-47.
29. Яковенко И.Г. Распад СССР: предварительные итоги // Филос. науки. - 2011. - N 12. - С.35-43.
Электронные ресурсы
30. NSDD № 66 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fas.org/irp/offdocs/nsdd/nsdd-066.htm (дата обращения 07.05.2021)
31. NSDD № 75 (Январь 1983 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.x-libri.ru/elib/shevk000/00000106.htm (дата обращения 07.05.2021)

Вопрос-ответ:

Какие были объективные социально-экономические предпосылки перестройки в СССР?

Объективные социально-экономические предпосылки перестройки в СССР включали ряд проблем, таких как жесткая централизация экономики, низкая эффективность производственных процессов, отсутствие конкуренции и стимулов для инноваций, высокие уровни коррупции и бюрократии, а также проблемы в сфере снабжения и потребления.

Что можно сказать о несостоявшемся ускорении социально-экономического развития?

Несостоявшееся ускорение социально-экономического развития было связано с попыткой быстрого перехода к рыночной экономике и внедрением новых экономических механизмов, однако на практике эти попытки не увенчались успехом из-за различных противоречий и недостатков в системе управления, а также отсутствия необходимых рыночных структур и культуры предпринимательства.

Какую роль государство играло в политике перестройки?

Государство играло значительную роль в политике перестройки, особенно в экономической сфере. Оно стимулировало экономические изменения, вводило новые механизмы регулирования рынка, проводило структурные реформы и регулировало внешнюю торговлю. Однако государство сталкивалось с противоречиями при переходе от административных к экономическим методам управления и подвергалось критике за свою роль в процессе перестройки.

Какая была экономическая роль государства в рыночно регулируемой экономике?

Экономическая роль государства в рыночно регулируемой экономике заключалась в создании конкурентных условий, защите прав собственности, регулировании монополий и поддержке развития определенных отраслей промышленности. Государство также осуществляло финансовую поддержку и стимулирование инвестиций, а также проводило социальное обеспечение населения и борьбу с бедностью.

Какие социально-экономические предпосылки привели к перестройке в СССР?

Перестройка в СССР была вызвана объективными социально-экономическими предпосылками, такими как низкая эффективность экономики, устаревшие методы управления, недостаточное развитие производительных сил, рост дефицита и нарушение внешнеторговых связей.

Почему не удалось реализовать ускорение социально-экономического развития в СССР?

Неудачная реализация ускорения социально-экономического развития в СССР была вызвана отсутствием необходимых реформ и ригидной административной системой, которая не позволяла эффективно использовать потенциал экономики и внедрять новые технологии.

Какую роль играло государство в политике перестройки?

Государство играло значительную роль в политике перестройки. Оно осуществляло экономическую регулировку, создавало новые экономические механизмы, проводило реформы и внедряло новые методы управления. Однако, возникали противоречия на пути перехода от административных к экономическим методам управления.

Какие противоречия возникали на пути перехода от административных к экономическим методам управления?

Противоречия на пути перехода от административных к экономическим методам управления включали в себя конфликт интересов между различными группами, слабое развитие рыночных отношений, нестабильность политической ситуации, а также необходимость изменения менталитета и установок населения.

Какие результаты привела перестройка в СССР?

Анализ результатов перестройки показывает, что она привела к некоторым положительным изменениям, таким как улучшение экономической эффективности, внедрение рыночных механизмов, развитие малого бизнеса, снижение дефицита товаров. Однако, также были отрицательные последствия, такие как увеличение безработицы, ухудшение жизненного уровня некоторых групп населения и глубокие структурные изменения в экономике и обществе.

Какие были предпосылки перестройки в СССР?

Предпосылками перестройки в СССР были объективные социально-экономические условия, такие как экономический застой, отставание СССР от западных стран, неэффективность планового хозяйствования и необходимость модернизации страны.