Особенности социальной работы с молодой семьей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 43 43 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 17.10.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
1.1 Молодая семья как особая социальная категория
1.2 Социально-психологическая помощь и поддержка семей
1.3 Цель и задачи социальной работы с молодой семьей в современной России
1.4. Методы и технологии комплексной поддержки молодой семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Существующий в настоящее время уровень психологической культуры молодой семьи в основном достаточен, чтобы принять факт необходимости специальных усилий по воспитанию ребенка, созданию условий для его адекватного развития. К тому же молодые родители признают, что сами они не всегда обладают необходимыми для этого знаниями и временем. Это побуждает их не замыкаться на домашнем воспитании, а искать способы стимулирования развития ребенка, привлекая для этого специалистов.
Вторая причина связана с особенностями мотивации супругов для работы со специалистами. В арсенале психологических методов и форм работы с семьей, кроме консультационной и коррекционной работы, важное место занимают психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, а также повышение психологической культуры молодой семьи. Предупреждение деструктивных тенденций развития семьи в конечном итоге обходится намного экономичнее в социальном и финансовом плане, чем терапия запущенных семейных проблем. Однако это направление часто упускается из виду, так как предполагает психологическую работу с семьей при отсутствии явно выраженной проблемы, заставляющей человека самостоятельно обратиться за помощью [39, 40].
Обычно мелкие психологические неурядицы в семье проходят мимо сознания человека. Если же они начинают заострять на себе внимание, то или считаются естественными, не требующими немедленного реагирования, или относятся к чему-то такому, с чем каждый в состоянии справиться сам.
Обращение за помощью к специалисту по работе с семьей воспринимается как решительный шаг и предпринимается, если семейные проблемы стоят достаточно остро, а другие доступные меры не помогли. Поэтому на практике консультанту не приходится уделять слишком много внимания мотивации клиентов, которые обратились в специальную службу по поводу своих проблем или конфликтов в семье, они мотивированы тем обстоятельством, что так дальше жить нельзя. А психопрофилактические и психогигиенические мероприятия требуют специальных усилий специалиста по мотивации клиента. Поэтому чаще всего подобные мероприятия упускаются из виду или осуществляются как заключительная стадия работы с семьей по поводу какой-либо проблемы для предотвращения рецидивов, что, безусловно, ограничивает их профилактические возможности. Однако существует способ вести эффективную психопрофилактику среди молодых семей в качестве сопутствующей работы во время прохождения семьей других психологических программ. Как показывает опыт, самыми привлекательными для семьи программами являются программы для детей [38].
Все вышеизложенное дает основания считать детско-родительские программы одними из самых доступных, комплексных и эффективных форм работы с молодой семьей.
Реализация детско-родительских программ помощи молодым семьям предполагает несколько основных этапов. Рассмотрим подробнее каждый этап [21, 24].
1-й этап. Регистрация семьи для участия в программе. На данном этапе происходит собеседование с членами семьи с целью уточнения запроса на участие в работе по одной из программ. После того как специалист получил представление об исходной мотивации клиента и выработал предварительную стратегию психологической работы с ним, он осуществляет процедуру записи клиента и (или) его ребенка для участия в одной из программ. Эта запись может быть оформлена в виде особого соглашения между организацией и клиентом, так называемого контракта или договора.
Запись на занятия осуществляется в зависимости от периодичности работы групп или постоянно (на консультации), по телефону и лично. Ведется тетрадь, в которую вносятся сведения о семье: фамилия, имя ребенка, дата рождения; фамилия, имя, отчество родителя или лица, записывающего ребенка на занятия; домашний адрес, контактный телефон; дополнительные сведения и пожелания родителей (дни и время занятий и т. п.).
2-й этап. Организационное собрание проводится только для членов семей – участников групповой работы [24].
Типовая структура проведения организационного собрания:
1. Вступление (приветствие участников от лица руководителя организации, сообщение цели собрания и регламента).
2. Общая часть (знакомство участников собрания с организацией, предлагающей услуги молодой семье, общими направлениями ее деятельности и программами).
3. Информация о программе, по поводу которой организовано собрание (краткая история, психолого-педагогические основы, возможности и ограничения программы).
4. Представление специалистов (сообщения специалистов, ведущих занятия по программе, о целях, методах и содержании своих занятий, иллюстрация отдельных моментов хода занятий).
5. Процедурная часть (сведения о времени занятий, требованиях к внешнему виду детей и родителей, основные правила поведения в стенах организации).
6. Заключение (ответы на вопросы).
3-й этап. Реализация детско-родительских программ. На всех этапах реализации программы осуществляется психологическая диагностика уровня развития ребенка.
Предварительная диагностика (наблюдение, беседа, иногда и специальные тесты) помогает специалисту точнее определить вид рекомендуемой ребенку программы.
Текущая диагностика в ходе работы по программе является показателем эффективности выбранных методов и форм работы, а также основой для индивидуальных консультаций и коррекции.
По итогам каждой диагностики заполняется индивидуальная карта развития ребенка, которая служит основой для контроля показателей развития в течение всего времени занятий. По итогам работы также заполняется карта и пишется психологическая характеристика ребенка для предоставления в школу [41].
Необходимые условия проведения психологического обследования:
1) наличие специального помещения (спокойное освещение, минимум отвлекающих и пугающих или настораживающих ребенка деталей интерьера и т. д.) и оборудования для проведения индивидуальной работы;
2) обязательное предварительное «освоение» ребенком помещения, где проводится обследование;
3) установление достаточного контакта психолога с ребенком перед проведением обследования;
4) адекватность поощрения и стимулирования ребенка, относительность оценочных характеристик [41].
Подбор соответствующих методов и методик обследования осуществляется психологом в соответствии с целью обследования (определение уровня развития, готовности к школе или более детальное исследование какого-то аспекта в развитии). Необходимо отметить также, что каждый психолог вправе использовать те диагностические наборы, применению которых он обучался.
Прежде чем приступить к обследованию ребенка, психолог в беседе с родителями выясняет особенности общения ребенка со сверстниками, родителями, другими взрослыми; анализирует поведение ребенка в различных ситуациях и находит дополнительную информацию о семье. Непосредственно перед проведением обследования необходимо выяснить характер жалоб или «претензий» к ребенку, которые имеются у сопровождающих его взрослых, причем нежелательно, чтобы ребенок присутствовал при этом разговоре, он может в этот момент играть в комнате, где будет проходить обследование, рисовать на свободную тему, знакомиться с обстановкой комнаты. Если же у ребенка есть страхи, то подобный разговор должен происходить после знакомства ребенка со специалистом и помещением [33, 38].
Желательно, чтобы ребенок сам назвал себя, как его зовут. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Нельзя называть ребенка по фамилии.
В некоторых случаях, когда ребенок особенно непоседлив, отказывается от проведения обследования, не идет на контакт, не следует заставлять его делать что-либо, объясняя матери, что он негативно настроен, испуган и т. п. Имеет смысл отвлечься от ребенка, оставить его с самим собой на 10–15 мин для свободной игры. С некоторыми детьми, особенно трудно идущими на контакт, поможет совместная игра (в мяч, другие подвижные игры). В критических случаях не нужно пытаться установить контакт любой ценой, необходимо прервать обследование на этапе ознакомления и попросить родителей прийти в следующий раз. При этом у психолога не должно возникать чувства вины за создавшиеся моменты «педагогической неполноценности» ввиду того, что он не может найти подхода к ребенку.
При проведении обследования лучше, если ребенок находится не через стол от психолога, а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, общение идет легче. В то же время нельзя препятствовать ребенку, если он не захочет покидать коленей матери – обследование проводится в данной позиции. В зависимости от создавшейся ситуации, возраста ребенка в некоторых случаях имеет смысл поза психолога, когда его глаза находятся на уровне глаз ребенка, это особенно продуктивно с детьми, трудно входящими в контакт.
Категорически не допускаются какие-либо комментарии или оценки со стороны психолога, обращенные к родителям или коллегам, присутствующим на обследовании. Более того, специалист должен корректно пресекать все оценочные характеристики со стороны родителей (типа «лопух», «неумеха», «он у меня такой непонятливый»). Нужно предупредить родителей, чтобы они по окончании обследования по дороге домой не делали критических замечаний по поводу неуспеха ребенка или отказа от работы и уж тем более не высказывали претензий ему, таких как: «Ну что же ты? Не мог ответить? Это же просто!» [25, 33].
В процессе проведения обследования необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. В случае выполнения любого задания нужны подкрепления короткими фразами. В процессе обследования допускаются поощрения со стороны родителей. В случае расторможенности, гиперактивности ребенка нельзя сразу же одергивать, лучше убрать со стола посторонние предметы, которые в данный момент не используются, чтобы они не отвлекали ребенка, сказав: «А в это мы поиграем позже». Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому. Можно лишь сказать: «Мама не может нам в этом помочь».
Следует помнить, что все выделяемые особенности поведения, выполнения заданий, взаимоотношений с родителями и другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и должны быть учтены. Результаты наблюдения за ребенком могут дать основную информацию, если ребенок отказывается от выполнения специальных заданий. Также диагностичным, непосредственно влияющим на результаты обследования, их оценку и эффективность процесса консультирования в целом, является поведение родителей. Фактически поведение ребенка (особенно дошкольника), каким бы оно ни было, является отражением ситуации в семье, своего рода защитной реакцией, поэтому необходимо учитывать специфику проявлений всех участников семейных взаимоотношений. Психологу необходимо в зависимости от ситуации критично относиться к любым заявлениям родителей, в особенности к высказываниям типа: «Это все он знает, дома все получалось, только здесь не получается». Желательно для получения целостной картины обследования фиксировать все вышеуказанные особенности и учитывать их при формулировании психологического заключения, и в особенности для выработки рекомендаций по коррекционному развитию ребенка [36, 37].
Итак, важность социально-психологической работы с семьей очевидна. Не всегда семья может справиться с возникающими трудностями и проблемами самостоятельно, от этого страдают как взрослые члены семьи, так, что особенно страшно, дети. Однако сложность работы с семьей осложняется не желанием членов семьи посвящать посторонних людей в свои проблемы. Не каждая семья видит выход из сложившейся ситуации в обращении к компетентным органам социальной поддержки.



Выводы

Под молодой семьей понимаются, семьи в первые три года после заключения брака, и в современных условиях она имеет ряд специфических характеристик: во-первых, нестабильность внутрисемейных отношений, освоение каждым членом семьи социальных ролей, своеобразие процесса становления; во-вторых, объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно низкой заработной платы, отсутствие опыта семейной и социальной жизнедеятельности.
Психологическая (психотерапевтическая) модель помощи семье оказывается не просто одним из возможных видов помощи – фактически этот вид помощи должен сопровождать и в известном смысле предшествовать всем другим ее видам.
Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.
Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, – врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, сексопатологи, педагоги, социальные работники.
Социальная поддержка семей – это часть (форма) семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема организации социальной поддержки молодых семей, как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость рассмотрения молодой семьи как особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями. Невозможность удовлетворения этих потребностей нарушает процесс нормального функционирования семьи. Нарушение процессов функционирования ведет, в конечном счете, к неблагополучию в семье любого типа (семье пожилых супругов, неполной семье и т.д.). Однако именно неблагополучие молодых семей приобретает тяжелые, иногда катастрофические последствия, как для самой этой семьи, так и для государства и общества. Последнее достаточно очевидно, поскольку социально-экономическое положение молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций – репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается на демографической ситуации в стране.
Социально-демографическая политика государства, по нашему мнению, должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи. Заметим, что готовность к рождению второго, а тем более третьего ребенка в семье, как показывают наши исследования, зависит от того, насколько велики были те трудности, с которыми молодая семья столкнулась после рождения первенца. Да и само появление первенца является желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношения в молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовы считаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того, чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а не проблем и тревог.
Программно-целевой подход в организации и осуществлении социальной поддержки молодых семей позволяет государству оптимизировать свои задачи в этом направлении, наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы по возможности учесть все важнейшие потребности молодых семей, проблемы, связанные с их удовлетворением, и решать эти проблемы комплексно. Разработка и реализация целевых программ становится, таким образом, инструментом социально-демографической политики. Проект целевой программы «Социальная поддержка молодых семей» на 2006-2010 годы, предложенный нашим авторским коллективом, был представлен в органы власти субъектов Российской Федерации. Реализация созданных на его основе и с учетом специфики местных условий региональных целевых программ позволила бы, по нашему мнению, улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию в России, повысить качество жизни населения, обеспечить рост социального оптимизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Акерман. – СПб. : Питер, 2005.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М. : Просвещение, 2001.
Антонов А.И Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М. : Изд-во МГУ, 2003.
Антонов А.И. Репродуктивное поведение и динамика рождаемости / А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Б. Синельников // Население России на рубеже XX-XXI веков: проблемы и перспективы. – М. : Изд-во МГУ, 2004. – С.157-201.
Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : Изд. дом «Нева»; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб. : Речь, 2005.
Волков Ю.Г. Социология молодежи / под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н / Д. : Феникс, 2001.
Гетц О. Уберечь семью / О. Гетц // Социальное обеспечение. – 2005. – № 8. – С. 23.
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб. : Питер, 2001.
Голофаст В. Семья в крупном городе / В. Голофаст // Социология семьи. – СПб. : Алетейя, 2006. – С.198-216.
Горелова, Л.В. Планирование семьи / Л.В. Горелова. – Ростов н/Д, 2004.
Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи / Т.А. Гурко // Психология семьи : Хрестоматия. – М. : Бахрах, 2005.
Демографическая модернизация России в ХХ веке // Общественные науки и современность. – 2007. – №3. – С.128-140.
Долгорукова И.В. Молодая семья в современном российском обществе / И.В. Долгорукова // Государственная семейная политика. – М. : Изд-во МГСУ, 2005.
Дружинин В. Психология семьи / В. Дружинин. – М. : Знание, 2006.
Зикратов В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 41-50.
Ильдарханова Ф.А. Семья как объект социологического исследования // Интеграция образования. – 2004. – №1. – С.149-154.
Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Психология семьи / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2005.
Логвиненко О.Л. Основные тенденции развития семьи в современной России: социально-философский аспект / О.Л. Логвиненко. – Ростов-на-Дону, 2006.
Лысенко С. Депопуляция населения в России / С. Лысенко // Вопросы экономики. – 2006. – №11. – С. 147-151.
Меньшутин В.П. Помощь молодой семье / В.П. Меньшитин. – М. : Мысль, 2007.
Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки // монография / Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет; / под общ. Ред. Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. - – Красноярск : РУМЦ ЮО, 2005.
Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева. – М. : Академический проект, 2007.
Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье // Соционика, психология и межличностные отношения. – 2005. – № 5. – С. 26-35.
Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 356 с.
Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : Инфра-М, 2004.
Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 349 с.
Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы. – М. : Наука, 2002.
Рожнов О.А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность / О.А. Рожнов, В.А. Луков // Безопасность Евразии. – 2006. – № 3. – С.60-69.
Рожнов О.А. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Вестник аналитики. – 2005. – № 3(21). – С.30-33.
Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. – М.: Наука, 2000.
Рыбаковский Л.Л. Стратегия демографического развития России на ближайшие 20 лет // Международная экономика. – 2006. – № 9. – С. 31-42.
Семья в психологической консультации / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Знание, 2002.
Семья: XXI век. Проблемы формирования семейной политики // Аналитический вестник Совета Федерации. – 2002. – № 11. – С. 35.
Синельников А.Б. Историческая трансформация типа семьи / А.Б. Синельников // Семья в России. – 2003. – № 1. – С. 100-110.
Социальная работа / под ред. В.И.Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Социальная работа с молодежью: Сборник нормативно-правовых документов / Автор-сост. Т.К.Ростовская. – М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ; ГУ «Российский центр молодежной семейной политики», 2005. – 308 с.
Социальная работа: теория и практика / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М. : Инфра-М, 2007.
Социология / Под ред. Э.В.Тадевосяна. – М. : Знание, 2005.
Стуколова М. Семейные конфликты и их особенности // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 22-29.
Технология социальной работы / под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М. : ИНФРА, 2005. – 400 с.
Торохтий В.В. Психология социальной работы с семьей / В.В. Торохтий. – М. : Просвещение, 2006.
Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М. : Наука, 2005.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2007.
Яковлев А.М. Социальные институты // Социология: Основы общей теории / под ред. Г.В. Осипова, Л.М. Москвичева. – М. : Знание, 2006.












29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица /
Н. Акерман. – СПб. : Питер, 2005.
2.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М. : Просвещение, 2001.
3.Антонов А.И Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М. : Изд-во МГУ, 2003.
4.Антонов А.И. Репродуктивное поведение и динамика рождаемости / А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Б. Синельников // Население России на рубеже XX-XXI веков: проблемы и перспективы. – М. : Изд-во МГУ, 2004. – С.157-201.
5.Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : Изд. дом «Нева»; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
6.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб. : Речь, 2005.
7.Волков Ю.Г. Социология молодежи / под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н / Д. : Феникс, 2001.
8.Гетц О. Уберечь семью / О. Гетц // Социальное обеспечение. – 2005. – № 8. – С. 23.
9.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб. : Питер, 2001.
10.Голофаст В. Семья в крупном городе / В. Голофаст // Социология семьи. – СПб. : Алетейя, 2006. – С.198-216.
11.Горелова, Л.В. Планирование семьи / Л.В. Горелова. – Ростов н/Д, 2004.
12.Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи / Т.А. Гурко // Психология семьи : Хрестоматия. – М. : Бахрах, 2005.
13.Демографическая модернизация России в ХХ веке // Общественные науки и современность. – 2007. – №3. – С.128-140.
14.Долгорукова И.В. Молодая семья в современном российском обществе / И.В. Долгорукова // Государственная семейная политика. – М. : Изд-во МГСУ, 2005.
15.Дружинин В. Психология семьи / В. Дружинин. – М. : Знание, 2006.
16.Зикратов В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 41-50.
17.Ильдарханова Ф.А. Семья как объект социологического исследования // Интеграция образования. – 2004. – №1. – С.149-154.
18.Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Психология семьи / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2005.
19.Логвиненко О.Л. Основные тенденции развития семьи в современной России: социально-философский аспект / О.Л. Логвиненко. – Ростов-на-Дону, 2006.
20.Лысенко С. Депопуляция населения в России / С. Лысенко // Вопросы экономики. – 2006. – №11. – С. 147-151.
21.Меньшутин В.П. Помощь молодой семье / В.П. Меньшитин. – М. : Мысль, 2007.
22.Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки // монография / Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет; / под общ. Ред. Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. - – Красноярск : РУМЦ ЮО, 2005.
23.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева. – М. : Академический проект, 2007.
24.Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье // Соционика, психология и межличностные отношения. – 2005. – № 5. – С. 26-35.
25.Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 356 с.
26.Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : Инфра-М, 2004.
27.Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 349 с.
28.Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы. – М. : Наука, 2002.
29.Рожнов О.А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность / О.А. Рожнов, В.А. Луков // Безопасность Евразии. – 2006. – № 3. – С.60-69.
30.Рожнов О.А. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Вестник аналитики. – 2005. – № 3(21). – С.30-33.
31.Российская социологическая энциклопедия / под ред.
Г.В. Осипова. – М.: Наука, 2000.
32.Рыбаковский Л.Л. Стратегия демографического развития России на ближайшие 20 лет // Международная экономика. – 2006. – № 9. – С. 31-42.
33.Семья в психологической консультации / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Знание, 2002.
34.Семья: XXI век. Проблемы формирования семейной политики // Аналитический вестник Совета Федерации. – 2002. – № 11. – С. 35.
35.Синельников А.Б. Историческая трансформация типа семьи /
А.Б. Синельников // Семья в России. – 2003. – № 1. – С. 100-110.
36.Социальная работа / под ред. В.И.Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
37.Социальная работа с молодежью: Сборник нормативно-правовых документов / Автор-сост. Т.К.Ростовская. – М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ; ГУ «Российский центр молодежной семейной политики», 2005. – 308 с.
38.Социальная работа: теория и практика / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М. : Инфра-М, 2007.
39.Социология / Под ред. Э.В.Тадевосяна. – М. : Знание, 2005.
40.Стуколова М. Семейные конфликты и их особенности // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 22-29.
41.Технология социальной работы / под общ. ред.
Е.И. Холостовой. – М. : ИНФРА, 2005. – 400 с.
42.Торохтий В.В. Психология социальной работы с семьей /
В.В. Торохтий. – М. : Просвещение, 2006.
43.Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М. : Наука, 2005.
44.Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2007.
45.Яковлев А.М. Социальные институты // Социология: Основы общей теории / под ред. Г.В. Осипова, Л.М. Москвичева. – М. : Знание, 2006.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты рассматриваются в главе 1 статьи "Особенности социальной работы с молодой семьей"?

В главе 1 статьи рассматриваются теоретические аспекты социальной работы с молодой семьей, включая особенности молодой семьи как социальной категории, социально-психологическую помощь и поддержку семей, цели и задачи социальной работы с молодой семьей, а также методы и технологии комплексной поддержки молодой семьи.

Что является особенностью молодой семьи как социальной категории?

Молодая семья является особой социальной категорией, поскольку находится на раннем этапе своего существования, нередко сталкивается с различными проблемами и вызовами. Она часто имеет ограниченные ресурсы и нуждается в особой поддержке и помощи со стороны социальных работников.

В чем заключается социально-психологическая помощь и поддержка семей?

Социально-психологическая помощь и поддержка семей оказывается социальными работниками с целью помочь семье справиться с различными трудностями и проблемами, улучшить взаимоотношения внутри семьи, развить ресурсы и навыки родителей, а также обеспечить благоприятные условия для роста и развития детей.

Каковы цели и задачи социальной работы с молодой семьей в современной России?

Целью социальной работы с молодой семьей в современной России является содействие установлению и развитию благополучных и здоровых семейных отношений, а также обеспечение социальной поддержки и защиты прав молодых семей. Задачи включают в себя помощь в решении семейных конфликтов, поддержку воспитания детей, реабилитацию семей, испытывающих трудности, и другие.

Какие методы и технологии используются для комплексной поддержки молодой семьи?

Для комплексной поддержки молодой семьи используются различные методы и технологии, включая психолого-педагогическое консультирование, семейную терапию, тренинги и обучение родителей, социальный патронаж, помощь в организации доступа к социальным услугам и программам, а также содействие в трудоустройстве и финансовой поддержке семей.

Чем отличается молодая семья от других социальных категорий?

Молодая семья отличается от других социальных категорий тем, что в нее входят молодые люди, только начинающие свою семейную жизнь. Они обычно имеют особые потребности и проблемы, связанные с этим периодом жизни.

Какую помощь и поддержку предоставляет социально-психологическая служба молодым семьям?

Социально-психологическая служба предоставляет помощь и поддержку молодым семьям в решении различных проблем и сложностей, с которыми они могут столкнуться. Это может быть консультационная работа, оказание психологической поддержки, помощь в установлении социальных контактов и т. д.

Какие цели и задачи ставит перед собой социальная работа с молодой семьей в современной России?

Целью социальной работы с молодой семьей в современной России является создание условий для благоприятного становления и развития семьи. Задачами социального работника в этой области являются помощь в установлении семейных отношений, поддержка супругов, предоставление информации и консультаций по вопросам воспитания детей, разрешение конфликтов и другие.

Какие методы и технологии используются в комплексной поддержке молодой семьи?

В комплексной поддержке молодой семьи могут применяться различные методы и технологии, такие как индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги, различные программы и проекты, направленные на развитие навыков супружеских отношений, родительства и т. д.