Исключительная экономическая зона : международно-правовой режим доступа к ресурсам

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 31 31 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 13.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 5
1.1. История развития исключительной понятия экономической зоны в международном праве 5
1.2. Предшественники исключительной экономической зоны 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 17
2.1. Концепция исключительной экономической зоны 17
2.2. Понятие и сущность исключительной экономической зоны 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 28

Фрагмент для ознакомления

Быстрое и широкое признание концепции экономической зоны, отраженной в национальном законодательстве, указывает на то, что она стала постоянной чертой современного международного морского права.То, что когда-то было революционной идеей, у которой было мало сторонников, теперь некоторые считают частью обычного международного права.2.2.Понятие и сущность исключительной экономической зоныЧасть V Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву устанавливает правовой режим исключительной экономической зоны. Статья 55 устанавливает правовой режим и отличает его от территориального моря: «Исключительная экономическая зона - это район за пределами территориального моря и прилегающий к нему, на который распространяется особый правовой режим, установленный в этой Части, в соответствии с которым права и юрисдикция прибрежных Государство, а также права и свободы других Государств регулируются соответствующими положениями настоящей Конвенции».Таким образом, ИЭЗ — это территория за пределами территориального моря прибрежного государства и прилегающая к нему в пределах 200 морских миль от базовой линии. В пределах этой зоны прибрежное государство может осуществлять суверенные права на разведку, эксплуатацию, сохранение и управление природными ресурсами и другие виды экономической деятельности, такие как производство энергии ветра или приливов. Все государства, будь то прибрежные или не имеющие выхода к морю, пользуются правом судоходства и пролета, а также прокладкой подводных кабелей и трубопроводов в любой ИЭЗ. Однако только прибрежное государство имеет право строить и эксплуатировать искусственные острова и другие структурные сооружения с соответствующими 500-метровыми зонами безопасности. В ИЭЗ прибрежное государство несет основную ответственность за сохранение живых ресурсов. Прибрежное государство имеет право регулировать как морские научные исследования, так и загрязнение в ИЭЗ. Он также обладает законодательными и правоприменительными полномочиями в пределах своей ИЭЗ, чтобы иметь дело со сбросом отходов с судов и загрязнениями от деятельности на морском дне.Практика требования ИЭЗ является одним из примеров того, как ЮНКЛОС привела к возникновению обычного международного права. Соединенные Штаты, например, не являются участником ЮНКЛОС, но заявляют, что ИЭЗ простирается до 200 морских миль от их исходной линии. Канада даже адаптировала положения UNCLOS для удовлетворения своих потребностей в исключительной зоне рыболовства.Режим исключительной экономической зоны является suigeneris. В соответствии с ним прибрежные государства и другие государства обладают особыми полномочиями. Таким образом, правовой режим исключительной экономической зоны отличается от правового режима территориального моря и открытого моря. Это зона, которая сочетает в себе определенные характеристики обоих режимов, но не принадлежит ни к одному из них. Зона представляет собой политико-правовой компромисс, и ее различные элементы составляют целостную единицу, структурная гармония и функциональный баланс которой будет нарушена, если она будет ассимилирована с какой-либо ранее существовавшей концепцией.В исключительной экономической зоне прибрежному государству предоставлены суверенные права на разведку и эксплуатацию, сохранение и управление природными ресурсами. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в соответствии с Конвенцией прибрежное государство обязано должным образом учитывать права и обязанности других государств и действовать в соответствии с Конвенцией (статья 56). Прибрежному государству предоставлена ​​значительная свобода действий в управлении зоной; однако Конвенция также налагает особые управленческие обязанности на прибрежное государство, особенно в том, что касается живых ресурсов зоны. В свете этих управленческих обязанностей прибрежное государство, заявившее об исключительной экономической зоне, не может проводить политику бездействия в отношении своих живых ресурсов.Конвенция касается конкретных вопросов, которые прибрежное государство должно учитывать при управлении зоной. Он содержит положения, требующие от государства заключения соглашений с другими государствами на двусторонней, субрегиональной или региональной основе. Эти ссылки в некоторых случаях служат для того, чтобы подчеркнуть интересы других государств в зоне или создать преференции в их пользу, и они были важными элементами компромиссов, которые сделали концепцию исключительной экономической зоны в целом приемлемой. Теперь они требуют добросовестного выполнения всеми заинтересованными сторонами.Режим исключительной экономической зоны, несомненно, представляет собой революционную правовую концепцию, которая развивалась очень быстро. Примерно за 30 лет режим океана возник на основе множества различных идей и интересов и нашел всеобщее признание, установив маловероятное предположение, что целое больше, чем сумма его частей.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это морская зона, предписанная Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву, в отношении которой государство имеет особые права в отношении разведки и использования морских ресурсов, включая производство энергии за счет воды и ветра. от базовой линии до 200 морских миль (морских миль) от его побережья. В разговорной речи этот термин может включать континентальный шельф. Этот термин не включает территориальное море или континентальный шельф за пределами 200 морских миль. Разница между территориальным морем и исключительной экономической зоной заключается в том, что первая предоставляет полный суверенитет над водами, тогда как вторая является просто суверенным правом, которое относится к правам прибрежного государства под поверхностью моря. Идея выделения нациям ИЭЗ, чтобы дать им больший контроль над морскими делами за пределами территориальных границ, получила признание в конце 20 века. Концепция ИЭЗ была инициирована Кенией в 1972 году Женевской конвенцией ООН. Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая впервые собралась в Каракасе летом 1974 г., а за ней последовала вторая сессия в Женеве в мае 1974 г. и еще три сессии в Нью-Йорке, характеризовалась провалом международное сообщество, чтобы договориться о точном правовом режиме Мирового океана.Одно из предложений, которое считалось вероятным сформировать основу для соглашения, касалось концепции исключительной экономической зоны, которую ряд стран поддержали в той или иной форме, хотя и с большим расхождением акцентов в отношении прав прибрежных государств и права других стран в зоне, а позже, после всех дебатов, она была окончательно принята в 1982 году на третьей конференции ООН по морскому праву.В данной курсовой работе была изучена история развития исключительной понятия экономической зоны в международном праве, были проанализированы «предшественники» исключительной экономической зоны, была определена концепция исключительной экономической зоны, а также были установлены понятие и сущность исключительной экономической зоны в международном праве. Соответственно, была достигнута цель исследования – были выявлены правовые вопросы функционирования исключительной экономической зоны в международно-правовом контексте режима доступа к ресурсамСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВМеждународные правовые актыКонвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/ convention _agreements/texts/unclos/unclos_r.pdfКонвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pdf/conts.pdfPresidential Declaration Concerning Continental Shelf of 23 June 1947, El Mercurio, Santiago de Chile, 29 June 1947.Presidential Decree No. 781 of 1 August 1947, El Peruano: DiarioOficial. Vol. 107, No. 1983, 11 August 1947.The Montevideo Declaration on the Law of the Sea of 8 May 1970. In Lay, S.H., Churchill, R. Nordquist, M., eds. New directions in the Law of the Sea, Documents, Vol. I, (Oceana: DobbsFerry, NewYork, 1973), pp. 235-236.The Declaration of Latin American States on the Law of the Sea (The Lima Declaration) of 8 August 1970. Ibid., pp. 237-239.The Law of the Sea, United Nations Convention on the Law of the Sea with Index and Final Act of the Third United Nations Conference on the Law of the Sea, United Nations Sales No. E.83.V.5 (UN: New York, 1983).Научная и учебная литератураАбашидзе А. Х., Солнцев А. М. Международное право. Мирное разрешение споров. Учебное пособие для бакалавриата и магистратур. М.: Юрайт, 2019. 222 с.Баймуратов М.А. Международно-правовой режим Континентального шельфа: монография / М.А. Баймуратов, В.Г. Досковский. – Одесса: Юрид. л-ра. – 2001. – 70 с.Бараболя П.Д. Правовой режим исключительной экономической зоны. В кн.: Современное международное морское право. / Под ред. Лазарева М.И. -М.: Наука, 1984. Бекяшев К.А. Будет ли континентальный шельф Российской Федерации расширен до Северного полюса? // Морское право и практика. 2007. N 3.Губанов А.И. Делимитация морских пространств между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки: нормы и перспективы / А.И. Губанов // Вестник Московского университета / Сер. 11: Право. – 2010. – № 2. – С. 98-107.Гуцуляк В.Н. Современный международно-правовой режим континентального шельфа [Электронный ресурс] // Морское право. – 2003. – № 2. – Режим доступа: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1140473Дайджест диссертационных исследований: Экологическое право: исследования 1992-2013 г. М.: ЭкООнис, 2014. 440 с.Зрелов А.П., Шаповалов С.Ю. Нефть и газ: уплата налога на добычу полезных ископаемых. М., 2010. 176 с.Кашуб Масуд Али Салим, Международно-правовые аспекты делимитации морских пространств государств зоны Аравийского (Персидского) залива: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. юрид. наук. – Москва, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ mezhdunarodno-pravovye-aspekty-delimitatsii-morskikh-prostranstv-gosudarstv-zony-araviiskogoКолодкин А.Л. Континентальный шельф России в Арктике: перспективы расширения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sea-law.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=113&Itemid=76Колодкин А.Л., Киселев В.А., Саваськов П.А. Некоторые основные положения международно-правового режима Мирового океана в свете новой Конвенции ООН по морскому праву. // Советский ежегодник морского права. -М.: Союзморниипроект, 1984. Колодкин А.Л., Оксман Б.Х. Стабильность в международном морском праве. В кн.: Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны. - М., 1996. Мамедов Р. Международно-правовая делимитация Каспийского моря // Право и политика. – 2001. – №5. – C. 86-97.Овлащенко А.В. Территориальные проблемы, связанные с разграничением морских пространств // Транспортное право. – 2004. – № 2. – С. 8-11.Пономарев В. Арктический диалог // Русский репортёр. 2014. № 48.Пунжин С.М. Разграничение морских пространств: вопросы методологии в практике Международного Суда ООН // Международное право. – 2010. – № 3. – С. 21-32.Самсонов В.А. Правовой режим континентального шельфа Российской Федерации, его содержание и обеспечение // Международное публичное и частное право. – 2005. – №2. – С. 6-15.Суржин А. С. Международно-правовой режим Черного моря: включая Азово-Керченскую акваторию и Черноморские проливы. – Москва, 2011. – 27 с.Тимохин К.В. Роль островных территорий при разграничении морских пространств // Московский журнал международного права: Научно-теоретический и информационно-практический журнал. – 2008. – № 3. – С. 151-171.Чернявский А. Г., Синяева Н. А., Самодуров Д. И. Международное право. Учебник. М.: КноРус, 2020. 536 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые акты
1. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/ convention _agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
2. Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pdf/conts.pdf
3. Presidential Declaration Concerning Continental Shelf of 23 June 1947, El Mercurio, Santiago de Chile, 29 June 1947.
4. Presidential Decree No. 781 of 1 August 1947, El Peruano: Diario Oficial. Vol. 107, No. 1983, 11 August 1947.
5. The Montevideo Declaration on the Law of the Sea of 8 May 1970. In Lay, S.H., Churchill, R. Nordquist, M., eds. New directions in the Law of the Sea, Documents, Vol. I, (Oceana: Dobbs Ferry, New York, 1973), pp. 235-236.
6. The Declaration of Latin American States on the Law of the Sea (The Lima Declaration) of 8 August 1970. Ibid., pp. 237-239.
7. The Law of the Sea, United Nations Convention on the Law of the Sea with Index and Final Act of the Third United Nations Conference on the Law of the Sea, United Nations Sales No. E.83.V.5 (UN: New York, 1983).

Научная и учебная литература
8. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Международное право. Мирное разрешение споров. Учебное пособие для бакалавриата и магистратур. М.: Юрайт, 2019. 222 с.
9. Баймуратов М.А. Международно-правовой режим Континентального шельфа: монография / М.А. Баймуратов, В.Г. Досковский. – Одесса: Юрид. л-ра. – 2001. – 70 с.
10. Бараболя П.Д. Правовой режим исключительной экономической зоны. В кн.: Современное международное морское право. / Под ред. Лазарева М.И. -М.: Наука, 1984.
11. Бекяшев К.А. Будет ли континентальный шельф Российской Федерации расширен до Северного полюса? // Морское право и практика. 2007. N 3.
12. Губанов А.И. Делимитация морских пространств между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки: нормы и перспективы / А.И. Губанов // Вестник Московского университета / Сер. 11: Право. – 2010. – № 2. – С. 98-107.
13. Гуцуляк В.Н. Современный международно-правовой режим континентального шельфа [Электронный ресурс] // Морское право. – 2003. – № 2. – Режим доступа: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1140473
14. Дайджест диссертационных исследований: Экологическое право: исследования 1992-2013 г. М.: ЭкООнис, 2014. 440 с.
15. Зрелов А.П., Шаповалов С.Ю. Нефть и газ: уплата налога на добычу полезных ископаемых. М., 2010. 176 с.
16. Кашуб Масуд Али Салим, Международно-правовые аспекты делимитации морских пространств государств зоны Аравийского (Персидского) залива: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. юрид. наук. – Москва, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ mezhdunarodno-pravovye-aspekty-delimitatsii-morskikh-prostranstv-gosudarstv-zony-araviiskogo
17. Колодкин А.Л. Континентальный шельф России в Арктике: перспективы расширения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sea-law.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=113&Itemid=76
18. Колодкин А.Л., Киселев В.А., Саваськов П.А. Некоторые основные положения международно-правового режима Мирового океана в свете новой Конвенции ООН по морскому праву. // Советский ежегодник морского права. -М.: Союзморниипроект, 1984.
19. Колодкин А.Л., Оксман Б.Х. Стабильность в международном морском праве. В кн.: Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны. - М., 1996.
20. Мамедов Р. Международно-правовая делимитация Каспийского моря // Право и политика. – 2001. – №5. – C. 86-97.
21. Овлащенко А.В. Территориальные проблемы, связанные с разграничением морских пространств // Транспортное право. – 2004. – № 2. – С. 8-11.
22. Пономарев В. Арктический диалог // Русский репортёр. 2014. № 48.
23. Пунжин С.М. Разграничение морских пространств: вопросы методологии в практике Международного Суда ООН // Международное право. – 2010. – № 3. – С. 21-32.
24. Самсонов В.А. Правовой режим континентального шельфа Российской Федерации, его содержание и обеспечение // Международное публичное и частное право. – 2005. – №2. – С. 6-15.
25. Суржин А. С. Международно-правовой режим Черного моря: включая Азово-Керченскую акваторию и Черноморские проливы. – Москва, 2011. – 27 с.
26. Тимохин К.В. Роль островных территорий при разграничении морских пространств // Московский журнал международного права: Научно-теоретический и информационно-практический журнал. – 2008. – № 3. – С. 151-171.
27. Чернявский А. Г., Синяева Н. А., Самодуров Д. И. Международное право. Учебник. М.: КноРус, 2020. 536 с.

Вопрос-ответ:

Что такое исключительная экономическая зона в международном праве?

Исключительная экономическая зона - это определенная территория на море, где государство имеет особые права и суверенные права на исследование и использование природных ресурсов, как морских, так и подземных. Такая зона обычно простирается на 200 морских миль от базовых линий берегового государства.

Каковы исторические корни понятия исключительной экономической зоны в международном праве?

Понятие исключительной экономической зоны возникло вследствие изменений в восприятии морского пространства и ресурсов в нем. Впервые идея такой зоны была выдвинута после Второй мировой войны в связи с необходимостью регламентировать использование и распределение природных богатств в море между государствами.

Какие возможности предоставляет исключительная экономическая зона государству?

Исключительная экономическая зона предоставляет государству эксклюзивные права на исследование, разработку и управление природными ресурсами, которые находятся на его территории. Государство имеет право контролировать производство ресурсов, распределять лицензии или заключать соглашения с другими странами или компаниями.

Каковы особенности правового режима исключительной экономической зоны?

Правовой режим исключительной экономической зоны основан на принципах международного права, включая принципы свободного плавания, равноправия государств и справедливого использования природных ресурсов. Государство должно соблюдать международные соглашения и нормы в отношении защиты окружающей среды и сохранения ресурсов.

Какие предшественники у исключительной экономической зоны в международном праве?

Понятие исключительной экономической зоны является развитием предшествующих концепций, таких как территориальное море и континентальный шельф. Территориальное море определяло суверенные права государства на внутренние воды и море в пределах 3 морских миль от береговой линии. Континентальный шельф простирается до 200 морских миль и предоставляет государству права на исследование и использование подземных ресурсов.

Каково понятие исключительной экономической зоны в международном праве?

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) - это юридическое понятие, которое используется в международном праве для описания определенной области на море или океане, находящейся за пределами территориального моря государства, но в то же время под верховенством этого государства. В ИЭЗ государство имеет особые права и полномочия в отношении ресурсов этой зоны, таких как рыба, нефть, газ и другие природные ресурсы.

Как развивалось понятие исключительной экономической зоны в международном праве?

История развития понятия исключительной экономической зоны в международном праве началась с конца XIX века. В 1982 году была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая формализовала понятие ИЭЗ и установила правовой режим доступа к ресурсам в этой зоне. С тех пор понятие ИЭЗ активно развивалось и использовалось в практике международного права.

Какие предшественники исключительной экономической зоны существовали?

Перед тем, как возникло понятие исключительной экономической зоны, существовали различные предшественники, которые предполагали особый правовой режим для определенных зон на море. К примеру, существовали "рыбные зоны", где государства имели эксклюзивное право на лов рыбы, или "континентальные полки", где государства имели право осваивать природные ресурсы на морском дне за пределами своего территориального моря.

Каковы концепция и сущность исключительной экономической зоны?

Концепция исключительной экономической зоны заключается в том, что государство имеет особые права на ресурсы находящейся за его пределами зоны. Сущность ИЭЗ заключается в установлении положительного правового режима для доступа к этим ресурсам и распределения выгод от их использования. Государство, владеющее ИЭЗ, имеет право регулировать деятельность других государств и организаций в этой зоне.

Что такое исключительная экономическая зона в международном праве?

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) в международном праве - это юридически установленная зона, которая простирается в море за пределы территориального моря государства. В ИЭЗ государство имеет особые права и юрисдикцию в отношении ресурсов и экономических деятельностей, связанных с этой зоной.

Какова история развития понятия исключительной экономической зоны в международном праве?

Понятие исключительной экономической зоны в международном праве начало формироваться в середине XX века. Первые упоминания об этой зоне появились в Конвенции о континентальном шельфе от 1958 года. В последующие годы были заключены другие международные договоры, которые подтвердили и расширили права государств в исключительных экономических зонах.

Какие особенности правового режима исключительной экономической зоны?

Правовой режим исключительной экономической зоны включает в себя ряд особенностей. Государство, на территории которого находится ИЭЗ, имеет эксклюзивные права на ресурсы, как живые, так и неживые, в этой зоне. Государство также имеет полномочия устанавливать правила и нормы для экономической деятельности в ИЭЗ, включая добычу природных ресурсов и рыболовство. Кроме того, ИЭЗ может быть предметом переговоров и договоренностей между государствами для совместного использования ресурсов.