Фонд социального страхования Российской Федерации и его роль в реализации социальных функций государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 40 40 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 26.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ............….............6
1.1 История возникновения и значение Фонда социального страхования в России......................................................................................................................... 6
1.2 Содержание ФСС РФ и его роль в реализации социальной политики государства.................................................................................................................12
2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАЗХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИ РФ ЗА ПОСЛЕДНИИ 3 ГОДА..................................................19
2.1. Анализ доходов бюджета Фонда социального страхования РФ за последние 3 года …......................................................................................................................19
2.2. Анализ расходов бюджета Фонда социального страхования РФ за последние 3 года …......................................................................................................................24
2.3 Анализ уплаты страховых взносов в ФСС РФ....................................…....... 27
3 ПЕСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ............................................................................................31
3.1 Перспективы развития Фонда социального страхования в среднесрочной перспективе................................................................................................................31
3.2 Проблемы обязательного социального страхования в России.......................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................39
Фрагмент для ознакомления

А в 2019 году пенсионные отчисления выполняются по ставке 22%.таблица 7.Таблица 7 Ставки страховых взносов ФСС,ФОМС,ПФР.Страховые взносыпредназначены так же для:Во-первых, ФСС, то это такая система страховых взносов, которая предназначена для защиты работодателей и работников в случае временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве. Работодатель каждый месяц отчисляет за работников в фонд взносы по видам страхования: - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Фонд, в свою очередь, страхует работников, гарантируя им выплату части заработной платы, которой работник теряет на время болезни или в связи с утратой трудоспособности. Система страховых взносов призвана защищать работодателей и работников от ситуаций, когда работнику, например, пришлось бы находиться несколько месяцев на больничном листе без заработной платы. Ведь в этом случае предприятию пришлось бы терять средства для выплаты пособия или же искать других работников. [6; c 121]В таблице 8 рассмотрим динамику страховых взносов и страховых выплат за 2018 – 2020 годы.Таблица 8 Динамика страховых взносов и выплат ФССАнализ поступлений страховых взносов выплат в ФСС позволяют сделать следующие выводы: 1. Страховые взносы на обязательное социальное страхование представляют собой обязательные платежи, рассчитанные исходя из страхового тарифа и скидки (надбавки) к нему, которые страхователь обязан внести страховщику. 2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование не могут быть отграничены от налогов. 3. Методикой расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхования, утверждено постановлением ФСС от 5 февраля 2002 года №11, 4. Законодательство не определяет механизм учёта в бюджетах всех уровней средств на уплату страховых взносов страхователями - бюджетными учреждениями с учётом установленных ФСС надбавок. 8. Показатели, характеризующие деятельность региональных органов ФСС отражаются в отчётности по форме №6-ФСС которую сдаёт работодатель. 3 ПЕСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ3.1 Перспективы развития Фонда социального страхования в среднесрочной перспективеОдной из целей национальной политики является развитие Фонда социального страхования, активизация участия жителей в страховании, увеличение эффективности партнёрства между жителями страны, страховщиками и страховыми посредниками, формирование ответственного и компетентного взаимоотношения жителей страны к собственным финансовым средствам.Увеличениеэкономической грамотности жителей страны предполагает:-способность читать договор страхования и понимать его немаловажные условия, последствия решения, связанные с его заключением; -уведомление общественности об основах страхового законодательства, законодательства о защите прав потребителей;-уведомление общественности о целях, задачах, роли страхования, имеющихся страховых организациях, предоставляемых ими страховых услугах.Будущее увеличение экономической грамотности и осведомлённости относится к числу необходимых направлений деятельности участников страхования, требующих реализации масштабных проектов, согласованных усилий федеральных органов исполнительной власти, в том числе в компетенции которых вопросы вырабатывания и реализации политики в сфере страхования, надзора за страховой деятельностью, которые представляютсяпрофессионалами страхового рынка и их объединения.[7; c 401]На исполнение мер по повышению экономической грамотности необходимо обеспечивать:постоянноеизвещениеобширной общественности и населения о рынке страховых услуг и страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите; взаимодействие с организациями, реализующие функции по защите прав потребителей; создание взвешенной и единой системы подготовки кадров в сфере страхования, повышения их квалификации и переподготовки;постоянноеисполнениепредметных конференций, семинаров, ориентированных на повышение профессионального уровня участников страхового рынка; информирование жителей страны о случаях противозаконнойилинеправомерной деятельности на страховом рынке субъектов страхового дела;популяризация страхования в электронных и печатных средствах общественной информации.[14; c 214]Нужно усиливать партнёрство со средствами массовой информации, участвовать в разработке образовательных программ для широкой общественности, в исследованиях рынка спроса на страховые сервисы и, при необходимости, пользоваться их итогами для разработки новых страховых продуктов и совершенствования правовой базы страховой деятельности. Конференции по итогам работы страховых организаций способствуют прозрачности и открытости деятельности страховых организаций и органа по надзору за страхованием. Систематически проводятся учебные семинары для специалистов страховых организаций по вопросам составления и представления отчётности, экономической устойчивости и платёжеспособности страховых компаний и другим вопросам.Довольно сильной проблемой является повышение качества образования профессионалов для страховой отрасли. Переход на бакалавра и магистратуру без адаптации системы к потребностям отрасли не позволит повысить качество обучения, при этом создаётся пробел в подготовке кадров среднего звена управления в страховых компаниях, практически отсутствует профессиональная подготовка страховых агентов.[11; c 153]Увеличение значения страхования указывает о необходимости введения курса по страхованию в высших учебных заведениях (далее – ВУЗах), сбереженияквалификации в финансово-экономических ВУЗах.Необходимым направлением должно стать сотрудничество и взаимодействие страховщиков с ВУЗами, например, проведение олимпиад по страхованию среди студентов, организация стажировок студентов, готовых работать в страховых компаниях.3.2. Проблемы обязательного социального страхования в РоссииОсновной проблемой на сегодняшний день является финансовая нестабильность системы обязательного социального страхования в случае временной нетрудоспособности и материнства, то есть формирование дефицита финансирования социальных обязательств Фонда.Эта проблема особенно усугубляется в нестабильной эпидемиологической среде. На протяжении всего периода реализации пилотного проекта «Оценка влияния перехода к прямой выплате пособий на финансовую стабильность ФСС РФ территориальными органами ФСС не было достаточно средств для реализации социальных гарантий.Существенную роль в обеспечении финансовой устойчивости бюджета ФСС при «зачётном механизме» играет кредиторская задолженность, которая образуется из-за превышения расходов страхователей над суммой начисленных страховых взносов.Проблема нехватки средств на счетах ФСС не так уж серьезна, поскольку пособия фактически выплачиваются работодателями,а в случае превышения суммы начисленных премий фонд имеет кредиторскую задолженность для застрахованных лиц. Фактически кредиторская задолженность - это отложенные обязательства ФСС по финансированию социальных расходов из-за недостаточности страховых взносов, причитающихся из бюджета Фонда.Из-за характера требования о возмещении средств Фонд нерегулярно откладывает свои текущие обязательства. Несмотря на преобладание пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам и их значительный вклад в внедрение системы социального обеспечения, существует риск финансовой нестабильности, особенно в контексте нестабильной эпидемиологической ситуации и экономического кризиса, вызванного коронавирусом.По прогнозам Счетной палаты, в 2021 году переход на прямые выплаты приведет к сокращению средств на покрытие расходов на страхование временной нетрудоспособности и материнство. Для выполнения своих социальных обязательств фонду потребуется поддержка федерального бюджета, либо он будет вынужден использовать накопленный резерв на взносы в обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что может создать риски для такого вида страхования. Кроме того, в настоящее время закон не предусматривает возможности покрытия дефицита одного вида страхования за счет другого.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодведя итоги написанной работы, можно сделать вывод, что цель работы достигнута. Отражена огромная роль Фонда Социального Страхования РФ как важнейшего звена в системе государственного социального страхования страны.Нельзя переоценить роль социального обеспечения и его основных компонентов в экономических и социальных отношениях на современном рынке. В России за последние 10 лет система обязательного социального страхования стала доступна практически всем гражданам страны.Анализ почти пятнадцатилетней истории формирования обязательного социального страхования в современной России позволяет сказать, что такая система в стране сегодня действительно есть и её можно и нужно рассматривать как систему (жизнеспособную и работающую на благо общества), а не как отдельные фрагментарные компоненты. В общей области социального обеспечения решён сложный и деликатный вопрос о компенсации от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.Многие люди, пострадавшие от несчастных случаев на производстве или болезней, получали компенсацию от своих предприятий много лет или даже десятилетий назад, но в период рыночных реформ некоторые из этих предприятий прекратили своё существование, другие преобразились, изменили форму, владельца и т.д. В результате сотни тысяч людей оказались «повисшими в воздухе» и брошенными на произвол судьбы. В рамках существующей системы социального обеспечения эта проблема была решена на национальном уровне и был создан новый механизм компенсации.Несмотря на существующие проблемы в правовом регулировании деятельности Фонда социального страхования РФ, принятые нормативные правовые акты об обязательном социальном страховании позволяют решать проблемы обязательного социального страхования и управлять средствами для их осуществления. Социальное обеспечение-это, по сути, институт социального партнёрства, солидарности и согласия, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов трудящихся, предпринимателей и государства, равновесием сил и согласованностью их интересов.Социальное обеспечение состоит не только в выплате денежных пособий для компенсации несчастного случая, но и в предоставлении услуг по профилактике, лечению и реабилитации, значение которых возрастает по мере развития системы страхования и, следовательно, определяет эффективность системы. Цели социального обеспечения заключаются в следующем: создание фондов для покрытия расходов на содержание инвалидов и неактивных лиц, сокращение разрыва в доходах между неактивными и активными членами общества.В последнее время предпринимаются многочисленные попытки усовершенствовать законодательство о внебюджетных взносах, однако на данном этапе остаётся много проблем. Нынешнее правовое положение внебюджетных социальных фондов сводит к минимуму их роль и функции и сводит их главным образом к финансовым учреждениям.Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.Создание системы социального обеспечения, независимой от государства и других структур, установление межэтнических отношений, взаимоуважение интересов и преобразование её системы и её функционирование, развитие согласуются с социальными условиями. Поэтому следует надеяться, что нынешняя система внебюджетных фондов не будет уничтожена, поскольку они остаются важным звеном государственной финансовой системы для обеспечения социального обеспечения государства.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля. № 144 (8198).2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.3. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4. Ст. 346.4. Акбердина В. В. Необходимые и достаточные условия инновационногосаморазвития регионов // Инструменты анализа и управления переходнымисостояниями в экономике: материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2009.С. 3–6.5.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. – М.: Омега-Л, 2014. – 525 с.6.Афанасьева, В. И. История государства и права России: учебное пособие / В. И. Афанасьева ; под ред. А. Ю. Ларина.7.Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. – М.: РАГС, 2008. – 432 с.8.Ногина, О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования: дис.докт. юрид. наук. – М., 2013. – 591 с.9. Широкова, Е.К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: автореф. дис.канд. юрид. наук. – Воронеж, 2015. – 230 с.10. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения России: Краткие учебныекурсы юридических наук / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов, С.В. Крюков. - М.:Норма, 2016 - 223с.11.Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие. – М.: КДУ, 2011. – 496 с.12. Скляревская В.А. Экономика труда. - М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», 2015 - 304 с.13. Шаповалов А. В. Инновационная модель экономики России на подходе.Осталось начать и закончить // Коммерсант. 2005. 6 мая. С. 10–12.14. Тютин, Д.В. Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков: монография. – М.: КОНТРАКТ, 2014. – 216 с.15. Ответственность за нарушение финансового законодательства: научн. практ. пособие / под ред. И.И. Кучерова. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2014. – 225 с16. Лермонтов, Ю.М. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»: практический комментарий. Главы 1 – 3. – М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2013. Вып. 9. – 192 с. 94. Лунц, Л.А.17.Официальный сайт Президента РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru18.Официальный сайт Правительства РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.government.gov.ru.19.Российское информационное агентство ФедералПресс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://fedpress.ru/20.Административно-управленческий портал – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.aup.ru/21.Независимый институт социальной политики – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.socpol.ru/22.Российская государственная библиотека – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://rsl.ru/23.Журнал «Человек и труд» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://chelt.ru/new/24.Журнал «Проблемы теории и практики управления» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://uptp.ru/25.Журнал «Власть» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.isras.ru/authority.html26.Журнал «Государственная служба» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.mgs.rags.ru/.

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля. № 144 (8198).
2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4. Ст. 346.
4. Акбердина В. В. Необходимые и достаточные условия инновацион-ного саморазвития регионов // Инструменты анализа и управления переход-ными состояниями в экономике: материалы междунар. науч. конф. Екате-ринбург, 2009. С. 3–6.
5.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. – М.: Омега-Л, 2014. – 525 с.
6.Афанасьева, В. И. История государства и права России: учебное пособие / В. И. Афанасьева ; под ред. А. Ю. Ларина.
7.Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. – М.: РАГС, 2008. – 432 с.
8. Ногина, О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования: дис.докт. юрид. наук. – М., 2013. – 591 с.
9. Широкова, Е.К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: автореф. дис.канд. юрид. наук. – Воронеж, 2015. – 230 с.
10. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов, С.В. Крюков. - М.: Норма, 2016 - 223с.
11.Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие. – М.: КДУ, 2011. – 496 с.
12. Скляревская В.А. Экономика труда. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015 - 304 с.
13. Шаповалов А. В. Инновационная модель экономики России на подходе. Осталось начать и закончить // Коммерсант. 2005. 6 мая. С. 10–12.
14. Тютин, Д.В. Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков: монография. – М.: КОНТРАКТ, 2014. – 216 с.
15. Ответственность за нарушение финансового законодательства: научн. практ. пособие / под ред. И.И. Кучерова. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2014. – 225 с
16. Лермонтов, Ю.М. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»: практический комментарий. Главы 1 – 3. – М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2013. Вып. 9. – 192 с. 94. Лунц, Л.А.
17.Официальный сайт Президента РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru
18.Официальный сайт Правительства РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.government.gov.ru.
19.Российское информационное агентство ФедералПресс. – [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа : http://fedpress.ru/
20.Административно-управленческий портал – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.aup.ru/
21.Независимый институт социальной политики – [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа : http://www.socpol.ru/
22.Российская государственная библиотека – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://rsl.ru/
23.Журнал «Человек и труд» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://chelt.ru/new/
24.Журнал «Проблемы теории и практики управления» – [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа : http://uptp.ru/
25.Журнал «Власть» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.isras.ru/authority.html
26.Журнал «Государственная служба» – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа : http://www.mgs.rags.ru/.

Вопрос-ответ:

Какова роль Фонда социального страхования РФ в государственной социальной политике?

Фонд социального страхования РФ играет ключевую роль в реализации социальных функций государства. Он занимается сбором и распределением средств, предназначенных для социальной защиты населения. Фонд обеспечивает выплаты по социальному страхованию, которые включают пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком и др. Также Фонд осуществляет контроль за исполнением законодательства в области социального страхования.

Какую историю имеет Фонд социального страхования РФ?

Фонд социального страхования РФ был создан в 1991 году. Вначале он назывался Фондом социальной защиты населения РФ, а с 2004 года получил название Фонд социального страхования. В своей истории Фонд прошел через несколько этапов развития и изменений в законодательстве. Он стал одной из ключевых организаций, занимающихся социальной защитой населения в России.

Какие выплаты осуществляет Фонд социального страхования РФ?

Фонд социального страхования осуществляет выплаты по социальному страхованию, которые включают пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком и другие. Данные выплаты предназначены для социальной поддержки граждан в различных жизненных ситуациях, связанных с потерей заработка или нуждой в дополнительной помощи.

Как обеспечивается финансирование Фонда социального страхования РФ?

Финансирование Фонда социального страхования осуществляется за счет страховых взносов, которые платят работодатели и работники. Сумма взносов определяется в зависимости от заработной платы каждого работника. Также Фонд может получать дополнительные средства, например, из федерального бюджета или других источников, для выплат по льготным категориям граждан или при нехватке средств на выплаты по страхованию.

Какова история возникновения Фонда социального страхования в России?

Фонд социального страхования был создан в 1990 году на основе закона "О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который был принят Верховным Советом РСФСР. Основной целью создания Фонда было обеспечение граждан России социальной защиты от рисков, связанных с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Какая роль Фонда социального страхования в реализации социальных функций государства?

Фонд социального страхования играет важную роль в реализации социальных функций государства, поскольку он обеспечивает социальную защиту граждан в случае несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Фонд выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, компенсации за утрату кормильца и другие социальные выплаты. Кроме того, Фонд финансирует программы по улучшению условий труда и профессиональной подготовке работников.

Какую роль Фонд социального страхования играет в социальной политике России?

Фонд социального страхования играет ключевую роль в социальной политике России. Он обеспечивает гражданам социальную защиту в случае несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также способствует повышению уровня социальной защищенности населения. Фонд осуществляет финансирование социальных программ и выплату социальных пособий, что является важным инструментом государственной социальной политики.

В чем заключается значение Фонда социального страхования Российской Федерации?

Значение Фонда социального страхования Российской Федерации заключается в обеспечении социальной защиты граждан в случае несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Фонд выплачивает пособия, компенсации и другие социальные выплаты, которые помогают людям в трудной жизненной ситуации. Благодаря деятельности Фонда, граждане России могут получить материальную помощь и поддержку при возникновении непредвиденных обстоятельств.