Буржуазные реформы 1860-1870гг.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 19.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1.Начало реформ. Отмена крепостного права 5
1.1.Александр II – восхождение на престол 5
1.2.Отмена крепостного права (1861) 6
Глава 2.Обзор основных реформ 15
2.1.Финансовая реформа и реформа высшего образования (1863) 15
2.2.Земская реформа (1864) 17
2.3.Судебная реформа (1865) 20
2.4.Реформа городского самоуправления (1870) 23
2.5.Военная реформа (1874) 24
2.6.Последствия реформ 25
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Важнейшая черта – начало утверждения принципа бессословности суда, суд обрел независимость от административного центра. Судебные процессы стали гласными, начали освещаться в газетах. Но в полной мере сословные суды не были устранены. Проведение судебной реформы 1864 года имело огромное влияние на развитие общественных отношений. В крепостной России уровень знания законов был невысок. Введение гласного суда привело к такому процессу, начало правового просвещения всех слоев населения, в общественное сознание стало внедряться представление относительно равенства всех перед законом независимо от таких аспектов, как сословная принадлежность, положение на службе, семья. Реформа гуманизировала общественные отношения, привила обществу способность видения и осуждения произвола, который на тот момент представлял собой норму жизни. Нельзя сказать, что данный процесс протекал быстро и легко. Суд не выступал как надежный гарант защиты от произвола государственных чиновников, однако именно судебная реформа положила начало процессу кардинальных изменений в общественном сознании. Судебная реформа стала причиной исторического изменения судьбы российского государства и оказала громадное влияние на другие реформы эпохи Александра Второго. Российская государственность стала развиваться в сторону демократических преобразований.2.4.Реформа городского самоуправления (1870)Также была проведена городская реформа.Как и земская реформа, городская реформа выступила в качестве значительного толчка для развития региональной экономики. Город, который теперь сам управлял своим хозяйством, мог заниматься более эффективным вложением средств, реагировать на нужды жителей. Начался процесс активного развития городской промышленности и торговли. Кроме того, нужно сказать о росте гражданской активности простых горожан, которые теперь обладали правом участия в советах и думе.Однако были и негативные последствия. В частности, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Для некоторых городов это стало непосильной ношей. В целом реформа стала источником положительных изменений в экономической ситуации, в частности, экономика стала менее централизованной.Внедрение и развитие самоуправления в различных регионах породило целый ряд муниципальных ориентаций. Итак, структура государственного управления выглядела таким образом. Как и ранее, высший законодательный орган – монарх. Он обладал прежними неограниченными правами в сфере законодательства, кроме того, именно он контролировал исполнительную и судебную деятельность. Законосовещательный орган при императоре - Совет министров. Что касается существовавшего ранее Комитета министров и Государственного совета, то их значимость стала ослабевать. Высший судебный орган страны - Сенат. И все же, его функции все больше стали носить фактический характер, то есть, утрачивалась его способность осуществлять эффективное управление. Исполнительные органы. Во второй половине XIX века происходит усиление значимости отдельных министерств. Так, после крестьянской реформы 1861 года укрепились позиции министерства финансов, ведавшего выкупными платежами, а с 1880 года – министерства внутренних дел. Местные негосударственные органы. Как уже отмечалось ранее, произошло формирование местных органов власти в результате земской реформы в виде Земских учреждений.Судебные органы. Во второй половине XIX века важнейшее изменение в судебной системе - факт учреждения суда присяжных. Присяжные осуществлялись рассмотрение уголовных дел, не принимая участия в гражданском делопроизводстве. 2.5.Военная реформа (1874)Уже в начале царствования Александр II отказывается от системы военных поселений. Также были отменены унизительные телесные наказания. Император обратил внимание на необходимость поднятия общего уровняобразованности офицеров армии за счет проведения реформирования военных учебных заведений. Как результат, были созданы военные гимназии, юнкерские училища, срок обучения в которых составлял примерно 2 года. Правом обучения там обладали все сословия.В январе 1874 года состоялось провозглашение всесословной воинской повинности. Манифест гласил: “Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….”. Новый закон указывал, что призываться будут молодые люди, достигшие 21 года, каждый год правительство будет определять число новобранцев, согласно жребию из призывников берется только это число (чаще всего на службу призывали не более 20-25% призывников). Не призывали единственного сына у родителей, единственного кормильца. Были установлены следующие сроки: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. При условии получения начального образования происходило сокращение срока действительной службы до 4-х лет, при окончании городской школы - до 3-х лет, гимназии - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, реформа создала небольшую по объему, но обученную армию, что было важно при условии начала войны. Также реформа привела к трансформации системы военного управления, в частности, речь идет об усилении управления по местам нахождения всех войск. 2.6.Последствия реформРассмотрим основные последствия реформ для общества.Во второй половине XIX века в России сохранялось сословное деление общества. Здесь можно выделить четыре главных сословия, а именно, речь идет о дворянстве, духовенстве, сословии городских и сельских обывателей. Но по мере того, как развивался капитализм, сословная принадлежность постепенно утрачивала большую значимость. В это время наблюдается усиление роли классового положения людей. Начинается процесс формирования буржуазного общества, представленного классами буржуазии пролетариата. В России в ту эпоху возможно было наблюдать поистине уникальную ситуацию. В промышленности стали развиваться капиталистические отношения, в сфере сельского хозяйства сохранялись порядки полуфеодального характера. Это привело к сосуществованию в стране наряду с буржуазией и пролетариатом, и основных классов феодального общества – помещиков и крестьян.Стали постепенно ломаться сословные перегородки, формировались новые общественные группы. Буржуазия и пролетариат включали в себя представителей всех традиционных сословий – это дворянство, духовенство, купечество, крестьянство. Одни «благородные господа» находили себя в меняющейся России – и становились владельцами и совладельцами заводов и фабрик, держателями акций. Другие постепенно теряли свой капитал, становясь наемными рабочими. Однако в качестве основного источника пополнения пролетарской среды выступали крестьяне и мещане.Следует сказать об изменении в составе интеллигенции. Раньше ее ряды пополнялись преимущественно благодаря дворянам. Но после реформы отмены крепостного права все стало меняться. Почти все чины и сословия получают доступ к образованию. Численность интеллигенции пополнялась из рядов разночинной молодежи. Из купцов вышли художник Айвазовский, композитор Глазунов, из семьи мелкого торговца – писатель Чехов, из рядов духовенства – историк Соловьев, художники Васнецовы, из бедной мещанской семьи – певец Шаляпин.Важно также сказать о значительной демократизации интеллигенции, утрате духовенством былой замкнутости. По возможностям заработка, благоустройству быта, обилию товаров и развлечений городская жизнь превосходила деревенскую. Города манили не только крестьянскую бедноту, но и помещиков, сдававших свои земли в аренду или нанимавших управляющих имениями. Усадебная Россия так же, как и крестьянско-общинная, безвозвратно уходила в прошлое. Крестьянская реформа стала причиной необратимых перемен во всех сферах жизни. Деревня столкнулась с процессом расслоения крестьянства: патриархальная сфера крестьян-общинников стала источником появления богатевших хозяев, потенциальных буржуа, но вместе с тем, усиливалась бедность целого ряда крестьян, которые затем стали малоимущими пролетариями. Как итог, фабрики и заводы стали обладать постоянным притоком дешевой рабочей силы. Натуральное хозяйство ускоренно разрушалось, внутренний рынок обретает емкость. Нельзя не отметить, что все эти процессы стали причиной мощного развития промышленного производства. В начале 1880-х гг. в России происходит завершение промышленного переворота. Развивались не только старые и традиционные отрасли промышленности, но также происходит и возникновение новых - угольной, нефтедобывающей, машиностроения; страна была покрыта сетью железных дорог. Завершающая стадия представлена процессом формирования новых классов - буржуазии и пролетариата. Меняется быт всех слоев населения. Таким образом, в 1861 г. Собственно и было положено начало создания социально-экономических отношений нового типа и формата. ЗаключениеАлександр IIявлял собой образец великого реформатора и человека, желающего обновления для России. Его великие реформы стали началом важных общественных, социальных, государственных изменений. Повлияли данные реформы и на общественный состав. Несмотря на сохранение привилегированного статуса дворянства, постепенно дворянство утрачивает свои земли, а также правящие позиции в государственном аппарате.Реформа по отмене крепостного права привела к юридическому освобождению крестьян. Несмотря на многие противоречия, эта реформа повела Россию по иному пути. Крепостное право было пережитком прошлого, который мешал модернизации России и раскрытию ее экономического потенциала, что, безусловно, Александр Второй прекрасно осознавал. Наиболее либеральный характер был присущ судебной реформе, которая привела к формированию гласности судопроизводства. Земская и городская реформы способствовали активизации социально-экономического развития регионов, кроме того, они оказали существенное влияние на совершенствование структуры государственного управления в целом.Важно также сказать о значимости реформы образования. Реформа образования способствовала повышению качества высшего и среднего образования, а также стала началом развития системы женского образования. Итоги военной реформы Александра Второго также были весьма позитивными, поскольку принятые меры позволили сформировать боеспособную армию, оптимизировать управленческие процессы в военной сфере. Список литературыАлександр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей : сборник статей / [Европейский ун-т в Санкт-Петербурге ; редкол.: В. В. Лапин (отв. ред.) и др.]. - Санкт-Петербург : Изд-во Европейского ун-та, 2012. - 292, [3] с.; 21 см.; ISBN 978-5-94380-132-7. – Текст : непосредственныйВаракина, Т. В., Шумкина, К. Ю., Радаева, Е. И., Шишкина, А. А. Судебная реформа 1864 года: значение и судьба // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 19-21. — URL:https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9419/ (дата обращения 20.05.2021) – Текст : электронный. Ключевский, В.О. Курс русской истории. -URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/(Дата обращения 20.05.2021). – Текст : электронный. Коренева, Д. А., Чернышева, П. Н. Отмена крепостного права. Александр II [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 15-17. - URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8963/(Дата обращения 20.05.2021). – Текст : электронный.Корнилов, А. А. Курс истории России XIX века. / А. А. Корнилов.– Москва: Высшая школа, 1993. – 446 с. – Текст : непосредственный. Ляшенко, Л.М. Царь-освободитель : Жизнь и деяния Александра II / Ляшенко Л. М. - М. : ВЛАДОС, 1994. - 240 с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-87065-007-0. – Текст : непосредственный.Пирумова, Н. Альтернатива. Об истории появления земств в России, их делах и возможностях / Н. Пирумова – Текст : непосредственный // Родина. - 1992. - № 8 – 9. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года.//В кн.: Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. – Москва: Учпедгиз, 1948. Т. III. - С. 156-158. – Текст: непосредственный. Семенникова, Л.И.Отечественная история : учебное пособие по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / Л. И. Семенникова. - 9-е изд. - Москва : КДУ, 2008. - 782 с.; 22 см.; ISBN 978-5-98227-493-9 – Текст : непосредственный.Скоробогатова, В. В., Рузанов, С. В., Токарев, Г. М. Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века /В.В. Скоробогатова, С.В. Рузанов, Г.М. Токарев // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 295-297. – URL:https://moluch.ru/archive/131/36275/ (Дата обращения 20.05.2021) – Текст : электронный. Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на которых они основаны. В 5 т. - URL: http://civil.consultant.ru/sudeb_ustav/ (Дата обращения 20.05.2021) – Текст : электронный. Фролов, В.В. Судебная реформа 1864 года в России и ее отражение в правосознании российского общества середины XIX века :Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Санкт-Петербург, 2003. – 280 с.Цимбаев, Н.И. История России XIX - начала XX вв : [войны, революции, реформы, культура, факты, события] / Н. И. Цимбаев. - Москва : ACT ; Владимир : Слово, 2010. - 446, [1] с. : табл.; 21 см. - (Высшее образование).; ISBN 978-5-17-067223-3 (АСТ) – Текст : непосредственный.Шестопалов, А.П. Великие реформы 1860-1870 гг. / А.П. Шестопалов – Текст : непосредственный // Основы государства и права. - 1998. - № 6. Швец, Ю.П. О причине успешного проведения реформ Александром II/ Ю.П. Швец – Текст : непосредственный //Известия Алтайского государственного университета. - 2009.

Александр II. Трагедия реформатора : люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей : сборник статей / [Европейский ун-т в Санкт-Петербурге ; редкол.: В. В. Лапин (отв. ред.) и др.]. - Санкт-Петербург : Изд-во Европейского ун-та, 2012. - 292, [3] с.; 21 см.; ISBN 978-5-94380-132-7. – Текст : непосредственный
2. Варакина, Т. В., Шумкина, К. Ю., Радаева, Е. И., Шишкина, А. А. Судебная реформа 1864 года: значение и судьба // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9419/ (дата обращения 20.05.2021) – Текст : электронный.
3. Ключевский, В.О. Курс русской истории. - URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/ (Дата обращения 20.05.2021). – Текст : электронный.
4. Коренева, Д. А., Чернышева, П. Н. Отмена крепостного права. Александр II [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 15-17. - URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8963/ (Дата обращения 20.05.2021). – Текст : электронный.
5. Корнилов, А. А. Курс истории России XIX века. / А. А. Корнилов. – Москва: Высшая школа, 1993. – 446 с. – Текст : непосредственный.
6. Ляшенко, Л. М. Царь-освободитель : Жизнь и деяния Александра II / Ляшенко Л. М. - М. : ВЛАДОС, 1994. - 240 с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-87065-007-0. – Текст : непосредственный.
7. Пирумова, Н. Альтернатива. Об истории появления земств в России, их делах и возможностях / Н. Пирумова – Текст : непосредственный // Родина. - 1992. - № 8 – 9.
8. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года.//В кн.: Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. – Москва: Учпедгиз, 1948. Т. III. - С. 156-158. – Текст: непосредственный.
9. Семенникова, Л.И. Отечественная история : учебное пособие по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / Л. И. Семенникова. - 9-е изд. - Москва : КДУ, 2008. - 782 с.; 22 см.; ISBN 978-5-98227-493-9 – Текст : непосредственный.
10. Скоробогатова, В. В., Рузанов, С. В., Токарев, Г. М. Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века /В.В. Скоробогатова, С.В. Рузанов, Г.М. Токарев // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 295-297. – URL: https://moluch.ru/archive/131/36275/ (Дата обращения 20.05.2021) – Текст : электронный.
11. Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на которых они основаны. В 5 т. - URL: http://civil.consultant.ru/sudeb_ustav/ (Дата обращения 20.05.2021) – Текст : электронный.
12. Фролов, В. В. Судебная реформа 1864 года в России и ее отражение в правосознании российского общества середины XIX века : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Санкт-Петербург, 2003. – 280 с.
13. Цимбаев, Н. И. История России XIX - начала XX вв : [войны, революции, реформы, культура, факты, события] / Н. И. Цимбаев. - Москва : ACT ; Владимир : Слово, 2010. - 446, [1] с. : табл.; 21 см. - (Высшее образование).; ISBN 978-5-17-067223-3 (АСТ) – Текст : непосредственный.
14. Шестопалов, А. П. Великие реформы 1860-1870 гг. / А.П. Шестопалов – Текст : непосредственный // Основы государства и права. - 1998. - № 6.
15. Швец, Ю. П. О причине успешного проведения реформ Александром II/ Ю.П. Швец – Текст : непосредственный //Известия Алтайского государственного университета. - 2009.

Вопрос-ответ:

Какие реформы были в период 1860-1870 гг?

В период 1860-1870 гг были проведены различные буржуазные реформы в России, включая отмену крепостного права, финансовую реформу, реформу высшего образования, земскую реформу, судебную реформу, реформу городского самоуправления и военную реформу.

Какие реформы провел Александр II?

Александр II провел ряд значимых реформ, включая отмену крепостного права, финансовую реформу, реформу высшего образования, земскую реформу, судебную реформу, реформу городского самоуправления и военную реформу.

Какие реформы были осуществлены в области финансов и высшего образования?

В 1863 году были проведены финансовая реформа и реформа высшего образования. Финансовая реформа направлена на упорядочение финансовой системы и повышение эффективности государственных расходов. Реформа высшего образования предусматривала принятие новых уставов для университетов и расширение автономии университетов.

Что предусматривала земская реформа 1864 года?

Земская реформа 1864 года предусматривала создание земств – органов местного самоуправления, которые были ответственны за решение местных вопросов, таких как образование, здравоохранение, дорожное хозяйство и другие. Земские учреждения избирались сельским населением и представляли его интересы.

Какие изменения были внесены в систему судебного устройства?

В 1865 году была проведена судебная реформа, которая предусматривала изменения в системе судебного устройства. Внесены новации, направленные на обеспечение независимости судей, отделение судебной власти от других ветвей власти, создание автономных судебных учреждений и принципов судебного процесса.

Какие реформы были проведены в России в период с 1860 по 1870 годы?

В период с 1860 по 1870 годы в России были проведены различные буржуазные реформы, такие как отмена крепостного права, финансовая реформа, земская реформа, судебная реформа, реформа городского самоуправления и военная реформа.

Каким образом произошла отмена крепостного права в России?

Отмена крепостного права в России произошла в 1861 году во время правления Александра II. Согласно реформе, помещики должны были освободить крестьян от крепостной зависимости и предоставить им землю в собственность. Крестьяне получили возможность выкупить землю, которую они обрабатывали, по специально установленной цене. Однако, это привело к формированию общинных земельных наделов, что ограничило свободу крестьян в обращении с землей.

Какие последствия имели проведенные в России реформы 1860-1870 годов?

Проведенные в России реформы 1860-1870 годов имели различные последствия. Одной из главных последствий было освобождение крестьян от крепостной зависимости, что дало им некоторую свободу. Были также проведены реформы в области финансов, высшего образования, землеустройства, судебной системы, городского самоуправления и вооруженных сил. Реформы позволили укрепить позиции буржуазии, однако некоторые из них были ограничены или не реализовались полностью.

Какие реформы были проведены в области высшего образования в России в 1863 году?

В 1863 году в России были проведены реформы в области высшего образования. Они включали изменения в учебные планы и программы, усиление государственного контроля над учебным процессом, а также открытие новых университетов и высших учебных заведений. Реформы направлялись на усиление государственного контроля над образованием и подготовку специалистов, соответствующих потребностям развивающейся буржуазии.

Какие реформы были проведены в России в 1860-1870 гг?

В период с 1860 по 1870 годы в России были проведены различные буржуазные реформы. Это включало отмену крепостного права, введение земских учреждений, судебную реформу, военную реформу и другие.

Что такое крепостное право и когда оно было отменено?

Крепостное право - система экономической и социальной зависимости крестьян от помещиков, которая существовала в России с XVI века. Крепостное право было отменено 19 февраля 1861 года.

Какие последствия этих реформ имели для России?

Реформы 1860-1870 гг имели значительное влияние на развитие России. Они способствовали укреплению буржуазного класса, повышению экономического потенциала страны, а также привели к появлению новых политических и социальных сил. Однако эти реформы также вызвали ряд противоречий и проблем, например, оставшиеся нерешенными вопросы общественного равенства и экономического развития.