ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 39 39 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.06.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии экономической безопасности реального сектора экономики 5
1.1. Понятие и структура экономической безопасности 5
1.2. Роль реального сектора экономики в обеспечении экономической безопасности государства 13
Глава 2. Обеспечение экономической безопасности реального сектора в России 18
2.1. Анализ показателей экономической безопасности реального сектора в России 18
2.2. Государственная стратегия экономической безопасности реального сектора в России: достоинства и недостатки 26
2.3. Направления совершенствования государственной стратегии экономической безопасности реального сектора 31
Заключение 36
Список литературы 38




Фрагмент для ознакомления

Но, при этом, также стоить отметить и некоторое количество противоречий данной Стратегии. Первое, что бросается в глаза, это «исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями», данная цитата, является девятым пунктом в перечне угроз и вызовов экономической безопасности России. Противоречье заключается в том, что называть в некотором роде плановое исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, угрозой и вызовом, в некотором роде, некорректно, ведь если посмотреть сам документ данной Стратегии, мы увидим направление на реализацию инноваций и начало процесса исчерпания вполне оправдано.Доказательство данного пункта, мы можем увидеть в пункте пятнадцатом и подпункте третьем, третьего раздела данной Стратегии экономической безопасности России до 2030 года а именно, «создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере» помечено названием как «Основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности», то есть появление процесса исчерпания экономической модели, о которой говорилось выше, является плановым явлением, но не чем-то внезапным и способным существенно дестабилизировать экономическую ситуацию в нашей стране. Следующей важной проблемой, которую в том числе выделяет Евгений Владимирович Моргунов, является проблема о критически высокой зависимости нашей экономики от импортной продукции. По его словам, количество импортных товаров, потребляемых населением в некоторых отраслях выше 50%, при этом первоначальные успехи которых удалось достигнуть в ходе государственной программы импортозамещения в Российской экономике, оказались краткосрочными и неподкрепленными действиями, которые могли бы позволить привести данную программу к стабильному и долгосрочному развитию. Также, при рассмотрении реальной ситуации в нашей экономике, мы обнаруживаем еще одну проблему реализации Стратегии, а именно: высокотехнологичное производство в нашей стране очень сильно зависит от импорта. По данным Федеральной службы государственной статистики доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта России составляет 66.5%. А значит и обеспечить соответствующий уровень высокотехнологического развития при такой зависимости от импорта, просто нереально. При этом нужная продукция в России или не производится, или имеет крайне низкий уровень качества. Причина же такой ситуации, на мой взгляд кроется в отсутствии государственных инвестиций, а также несовершенстве правовых институтов. По данным росстата на 2017 и 2018 года соответственно было выделено 20 и 30 миллиардов рублей в фонд развития промышленности, что по мнению Владимира Гутенёва, первого зампред комитета Госдумы по экономической политике, явно недостаточно. В 2018 году он прокомментировал ситуацию следующим образом: «Мы понимаем, что мытари из экономического блока правительства настроены на то, как бы сэкономить и наполнить бюджет. Хотя за счёт экономии мы не выйдем на те темпы, которыми развиваются другие страны. Я не говорю об Индии и Китае, я говорю про старушку Европу и США, которые сейчас устойчиво выходят на 3-3,5%. И поэтому политика экономии в ущерб росту затрат на инфраструктурные проекты и на развитие реального сектора – это не лучший выбор». Основным недостатком данной Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, можно назвать слабую корреляцию её частей, а именно, даже не смотря на то, что Стратегия выделяет определенный спектр проблем, угроз и вызовов, не предлагается никаких мер по их устранению и предупреждению. Таким образом, данный документ не проводит анализа на тему «Почему так произошло?», а скорее предполагает действия на тему «Что делать в конкретной ситуации?», что может обеспечивать успешные действия в экономике, только в краткосрочной и среднесрочной перспективе. При этом явно просматривается необходимость ввода целевых параметров, которые могли бы характеризовать степень исполнения задачи экономики, а также экономической безопасности и динамики их изменения. Но при всё при этом, данная Стратегия подразумевает возможность проработки, как целевых параметров, так и систем по контролю состояния исполнения, задач которые были указаны выше.Таким образом, стоит отметить общее, достаточно глобальное определение в Стратегии вызовов и угроз экономической безопасности, её большую ориентированность на внешние угрозы и способы противодействия им, но при этом, совершенно не учитывается, что при несовершенстве внутренних институтов Российского государства, добиться успехов на этом поприще, будет достаточно сложно, а при таком уровне как нормативно-правовой, так и аналитической проработке целей и задач, которые ставит данная Стратегия, вовсе, почти невозможно. Об этом говорят, как внутренние противоречия в структуре документа, так и текущие показатели в экономике, хотя Стратегия уже находится не на этапе планирования, а на этапе реализации. Ориентированное на среднесрочный период направление развития не оправдалось, мы можем увидеть это на примере успехов в политике импортозамещения, которая на сегодняшний день оправдала себя только в краткосрочном периоде, а в более долгосрочной перспективе, только сильнее усугубило проблему невозможности перехода к самостоятельному высокотехнологичному производству. При этом, не видно главенства весьма важного критерия который является залогом как социально-экономического, так и обеспечения экономической и национальной безопасности в нашей стране. Этим залогом, выступает ориентация на увеличение уровня жизни и обеспечение роста капиталовложений населения. Уже в начале этапа реализации, видно то количество проблем, которое может возникнуть уже сейчас как в экономике, так и в сфере обеспечения национальной безопасности, что позволяет нам говорить о том, что Стратегия, как динамически изменяющаяся система, требует доработки по большому количеству пунктов, которые мы рассмотрели выше, но это не значит, что данная Стратегия является провальной, возможность её доработки в будущем сохраняется, даже с учетом того, что уже наступило время для этапа её реализации.2.3. Направления совершенствования государственной стратегии экономической безопасности реального сектораПрогнозирование перспективных процессов в экономике в условиях углубления международной кооперации труда и применения политических, включая военные, мер воздействия на уровень национальных конкурентных позиций и преимуществ в последствие десятилетия характеризуется выявлением новых тенденций. Отчётливо проявляется тенденция перехода от сложившейся «нормы» в международных экономических отношениях к «новой нормальности», для которой характерна перегруппировка факторов экономического роста, формирование новых конкурентных преимуществ, связанных с инновационными процессами в экономике. Проводятся исследования признаков новой экономической нормальности, анализ адекватности международных экономических отношений решению назревших социально-экономических проблем. Деятельность в рамках прежних норм на основе заимствованных технологий противопоставляется акцент на экспорт высокотехнологической продукции на основе собственных технологий. Соответственно изменяются правила международной торговли, учитывающие реалии новых тенденций. На ускорение процесса перехода к новым рубежам направлена государственная политика формирования конкурентных преимуществ и стратегии национальной экономической безопасности страны. Принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентные преимущества органично связаны с товарной формой продукта труда и сопровождением движения товаров стоимостной формой продукта труда и сопровождением движения товаров денежного потока, можно утверждать, что все показатели конкурентоспособности в рамках национальной экономики определяются в единстве натурально-вещественной и стоимостной форм. В этих условиях конкурентное положение может формироваться под влиянием неконтролируемости цен, включая их монопольную сверхприбыль. Но реальные конкурентные позиции связаны с производительностью и качеством труда, совокупностью потребительских свойств и обслуживанием покупателя в процессе потребления. Показатели конкурентоспособности проявляются как совокупность показателей эффективности на уровне отдельно взятого товаропроизводителя, на региональном уровне, на уровне народного хозяйства и международном уровне. При этом все более жестко проявляется глобальная конкурентоспособность. Конкурентные преимущества основательно зависят от конкурентной среды на рынках, от рыночной и регулирующей рынок инфраструктуры, включая банковский сектор и базисные образования (например: кластеров). Велика роль регулирования монополизма, включая регулирование инфраструктуры монополий и олигополий. Конкурентные преимущества, так или иначе, отражаются во всех основных показателях политики обеспечения экономической безопасности конкретной страны. Как форма проявления стратегического планирования стратегия национальной экономической безопасности должна включать определение совокупности приоритетов на основе соответствующих показателей конкурентоспособности, взятых в динамике. Поэтому необходим мониторинг международных, макроэкономических, региональных и фирменных показателей, а также набор инструментов и правила их использования, адекватное построения инфраструктуры рынка. В первые годы 21 века удалось реализовать ряд мер, направленных на поддержку совокупного внутреннего спроса за счёт направления части нефтегазовых доходов государственный бюджет благодаря бюджетным расходам был поддержан экономический рост, но, к сожалению, не промышленного, а экспортно-сырьевого типа. В силу зависимости такого типа роста от биржевой конъюнктуры к 2008 г. ситуация ухудшилась - дала о себе знать мировая рецессия. После 2013 г. возникла уже внутренняя рецессия. К ней добавились санкции западных стран по отношению к России. И антикризисные меры пришлось дополнять импортозамещение как формой реагирования на экономические санкции. В июне 2017 г. в США принято стратегически значимое решение о новом этапе применения антироссийских санкций, в том числе технико-технологических. Экономические санкции западных стран проявляются в блокировании российского экспорта, в ограничении внешних заимствований. Россия отвечает на эти меры импортозамещение, налаживанием связей с партнерами в рамках ШОС и БРИКС, куда входят страны, находящиеся на разных континентах. Западные страны, применяя санкции по отношению к России, наносят ущерб и своей экономике. Такова «новая нормальность» в условиях господства транснациональных монополий. Своего рода санкцией по отношению к странам ЕС стал выход Великобритании из этого союза, что существенно отразится на её экономических отношениях. При определённых условиях вероятна активизация её экономических связей с Россией. В последние годы из-за санкций. В сложившейся ситуации возможно увеличение объема экспорта и импорта, вплоть до поставок из России автомобиля «Нива», востребованного британскими фермерами. Применение по отношению к России санкцией стало реальностью даже со стороны международных кредитных организаций. С распространением COVID-19 российский экспорт столкнулся с рядом проблем. Это снижение спроса на товары, задержки при пересечении границы, уменьшение объемов или отказ ранее заключенных контрактов. Минпромторг РФ предложил внести изменения в действующее законодательство, направленные на поддержку российских экспортеров. Среди основных мер были создание антикризисного фонда в размере 300 млрд. руб., введение налоговых льгот для туристической и авиаотрасли, а также доступ к льготным кредитам. Помимо этого, кабинет министров предложил предоставлять предприятиям кредиты под 0% для выплаты зарплат сотрудникам. Сильнее всего негативное влияние из-за ситуации с коронавирусом в России чувствует малый бизнес, занятый в самых разнообразных видах услуг. В правительстве и руководстве страны это понимают и пытаются сосредоточить усилия на том, чтобы дать малому бизнесу возможность «переждать» и разрабатывают меры по комплексной поддержке. Вывод. Взаимосвязь конкурентоспособности и стратегии экономической безопасности в России проявляется в их единстве как целого, так и части. Растущая конкурентоспособность на товарных рынках невозможна без обработки действенной стратегии экономической безопасности и соответствующей доктрины формирования конкурентных преимуществ, которую можно считать блоком стратегии экономической безопасности. Основной и наиболее значимый недостаток рассматриваемой стратегии - ее декларативный характер. Но вполне ясны социально- экономические цели ее реализации. Казалось бы, она должна быть подчинена росту благосостояния в условиях «социальности» государства. Но этого нет. Стратегия имеет рамочный характер и предполагает ее конкретизацию, в том числе нормативно-правового характера. Однако качество этой работы при нынешней структуре и функциональной роли органов исполнительной власти не гарантирует соответствия реальных мер стратегического характера установленным рамкам.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоздание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образования и общекультурного уровня трудового коллектива являются необходимыми и обязательными условиями устойчивости и безопасности предприятий реального сектора.Экономическая безопасность играет важную роль не только для государства, но и для населения в том числе. Экономическая безопасность, как мы выяснили - это внешние и внутренние условия, которые позволяют поддерживать конкурентоспособность на рынке, обеспечивать потребности человека, общества и государства, а также напрямую влияют на национальный рост экономики. Для достижения экономической безопасности Российская Федерация должна выстроить четкий ряд приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях хозяйства и общества. Стремление войти в пятерку лучших развитых экономических стран, в первую очередь, возводит огромную ответственность на плечи государства и поэтому необходимо не просто идти в ногу ссовременным тенденциям, а спрогнозировать и усовершенствовать свои механизмы. Первыми достижениями в обеспечении экономической безопасности послужит: активное развитие сектора научной политики, который напрямую связан с индустриальной и инновационной политикой, а также с политикой малого бизнеса и приватизационной политикой; улучшение технического и научного прогресса и повышение конкурентоспособности; укрепление реального сектор российской экономики за счет поддержки российской науки, в особенности промышленных секторов, сельского хозяйства; повышение занятости населения; повышение пошлины на ввозимый товар. Таким образом, грамотное управление всеми рисками в социально-экономической системе государства - это актуальная, на сегодняшний день, проблема, при решении которой значительно повысится уровень национальной безопасности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫУказ Президента РФ от 7 мая 2019 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»Указ Президента РФ от 13 мая 2018 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»Васильев, С. Л. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях / С. Л. Васильев. // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (280). — С. 174-177.Информационно-аналитический портал «Экономическая безопасность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econbez.ru/ (дата обращения: 22.05.2021).Игонина Л.Л. Роль банков в финансовом обеспечении инвестиций в основной капитал // Финансы и кредит. – 2015. – №2(626). – С.2-14.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: www.rosstat.gov.ru (дата обращения 10.05.2021).Кривякин С.В., Меркулова Н.С. Имущественное положение корпорации как основа формирования финансового состояния // Политика, экономика и инновации. – 2019. – №5(28). – С.19-22.Кобец П.Н. Роль информационно-аналитического обеспечения в сфере экономической безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование.- 2016. - № 4 (16). - С.52-57.Кобец П.Н. О необходимости создания государственной системы мониторинга экономической безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2017. - № 1 (17). - С.54-59.Кобец П.Н. Совершенствование стратегии борьбы с отдельными видами преступности - важнейший элемент обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2017. - № 2-1 (18). - С.32-39.Лебедева П.О. Особенности развития реального сектора экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – №1. – С.115-119.Моргунов Е.В «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // www.isesp-ras.ru URL: http://www.isespras.ru/vox-peritus/2030 (дата обращения: 07.05.2021).Суглобов А.Е. Экономическая безопасность предприятия / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 271 cСерегина, А. С. Экономическая безопасность государства / А. С. Серегина. // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (260). — С. 589-591Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/vnesh2.xlsx (дата обращения: 07.05.2021).

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2019 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2018 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
3. Васильев, С. Л. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях / С. Л. Васильев. // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (280). — С. 174-177.
4. Информационно-аналитический портал «Экономическая безопасность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econbez.ru/ (дата обращения: 22.05.2021).
5. Игонина Л.Л. Роль банков в финансовом обеспечении инвестиций в основной капитал // Финансы и кредит. – 2015. – №2(626). – С.2-14.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: www.rosstat.gov.ru (дата обращения 10.05.2021).
7. Кривякин С.В., Меркулова Н.С. Имущественное положение корпорации как основа формирования финансового состояния // Политика, экономика и инновации. – 2019. – №5(28). – С.19-22.
8. Кобец П.Н. Роль информационно-аналитического обеспечения в сфере экономической безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование.- 2016. - № 4 (16). - С.52-57.
9. Кобец П.Н. О необходимости создания государственной системы мониторинга экономической безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2017. - № 1 (17). - С.54-59.
10. Кобец П.Н. Совершенствование стратегии борьбы с отдельными видами преступности - важнейший элемент обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2017. - № 2-1 (18). - С.32-39.
11. Лебедева П.О. Особенности развития реального сектора экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – №1. – С.115-119.
12. Моргунов Е.В «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // www.isesp-ras.ru URL: http://www.isespras.ru/vox-peritus/2030 (дата обращения: 07.05.2021).
13. Суглобов А.Е. Экономическая безопасность предприятия / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 271 c
14. Серегина, А. С. Экономическая безопасность государства / А. С. Серегина. // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (260). — С. 589-591
15. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/vnesh2.xlsx (дата обращения: 07.05.2021).

Вопрос-ответ:

Какова роль реального сектора экономики в обеспечении экономической безопасности государства?

Реальный сектор экономики играет очень важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. Он представляет основу экономической системы и включает в себя производственные предприятия, сельское хозяйство и другие отрасли, которые производят товары и услуги. Развитие реального сектора экономики способствует росту экономики, улучшению жизни населения и повышению благосостояния государства в целом. Кроме того, реальный сектор экономики обеспечивает создание рабочих мест, что является одним из главных факторов социальной стабильности.

Что такое экономическая безопасность и какова ее структура?

Экономическая безопасность - это состояние экономической системы, при котором она устойчива к внутренним и внешним угрозам и может успешно функционировать. Структура экономической безопасности включает несколько составляющих, таких как экономическая стабильность, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, ресурсная безопасность и другие. Каждая из этих составляющих взаимосвязана и важна для обеспечения экономической безопасности.

Как анализируются показатели экономической безопасности реального сектора экономики в России?

Анализ показателей экономической безопасности реального сектора экономики в России включает оценку таких показателей, как уровень производства товаров и услуг, инвестиции, экспорт и импорт, трудовая занятость и другие. Для этого используются различные экономические и статистические данные, которые позволяют сделать выводы о состоянии и соответствии реального сектора экономики требованиям экономической безопасности.

Что такое государственная стратегия экономической безопасности реального сектора экономики?

Государственная стратегия экономической безопасности реального сектора экономики - это комплекс мер и политических решений, направленных на обеспечение стабильности и защиты экономического развития реального сектора экономики государства.

Какова роль реального сектора экономики в обеспечении экономической безопасности государства?

Реальный сектор экономики играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. Он является основным источником создания материальных благ и обеспечивает устойчивый экономический рост. Развитие реального сектора способствует укреплению национальной экономики и повышению уровня жизни населения.

Какие показатели экономической безопасности реального сектора можно использовать для анализа?

Для анализа экономической безопасности реального сектора можно использовать такие показатели, как уровень производительности, доля реального сектора в ВВП, рост валовой добавленной стоимости, уровень инвестиций, доля отечественной продукции на внутреннем рынке, уровень безработицы и др. Эти показатели позволяют оценить состояние и устойчивость реального сектора экономики.

Каковы теоретические аспекты разработки стратегии экономической безопасности реального сектора экономики?

Теоретические аспекты разработки стратегии экономической безопасности реального сектора экономики связаны с определением понятия и структуры экономической безопасности, выявлением роли реального сектора в обеспечении безопасности государства, анализом основных факторов, влияющих на экономическую безопасность реального сектора и разработкой мер по ее обеспечению.

Что такое государственная стратегия экономической безопасности реального сектора экономики?

Государственная стратегия экономической безопасности реального сектора экономики - это комплекс мероприятий, определяющих цели и направления развития реального сектора экономики с целью обеспечения его стабильности и устойчивости. Она направлена на предотвращение угроз и рисков, возникающих в реальном секторе экономики и мешающих его развитию.

Какова роль реального сектора экономики в обеспечении экономической безопасности государства?

Реальный сектор экономики - это основной сектор экономики, который охватывает производство товаров и услуг. Он играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности государства, так как обеспечивает реализацию основных потребностей населения, создает рабочие места, обеспечивает экономический рост и стабильность. Реальный сектор экономики также является основным источником доходов государства и влияет на конкурентоспособность страны на мировом рынке.