Эмоциональный стресс и расстройства адаптации у подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 36 + 36 источников
- Добавлена 21.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы стресса и расстройств адаптации у подростков 3
1.2 Расстройства адаптации 12
Глава 2. Эмпирическое исследование стресса и расстройства адаптаций у подростков 16
2.1 Программа и процедура исследования 16
2.2 Обоснование методик исследования 16
2.3 Анализ полученных результатов 19
Заключение 27
Список литературы 28
Результаты по методике «Комплексный тест на определение уровня оптимизма» отражены в таблице и рисунке 1.Таблица 1Результаты методики «Комплексный тест на определение уровня оптимизма»Количество Количество в Чрезмерный оптимизм0Нормальный 11 чел37%Трезвый 15 челТрезвый взгляд частым проявлением пессимизма4 13%Пессимизм0Чрезмерный 0Рис. 1 Результаты методики «Комплексный тест на определение уровня оптимизма»Из полученных результатов, мы установили, что большинство опрошенных (50%) обладают трезвым реализмом. Данная характеристика основана на нормальном оптимизме, который в различных социальных ситуациях доминирует.Также большое число опрошенных (37%) обладают нормальным оптимизмом. Данный тип является немного завышенным, но, в общем-то, нормальным оптимизмом, который, однако, мешает иногда осознавать и исправлять недостатки.Наименьшим обнаруженным типом (13%) был трезвый взгляд на мир с довольно часто проявляемым пессимизмом.По «крайним» показателям, а именно пессимизм, чрезмерные пессимизм и оптимизм, работников государственных структур выявлено не было.По методике «Шкала оптимизма и активности» результаты представлены в таблице и на рисунке 2.Таблица 2Результаты методики «Шкала оптимизма и активности»Количество человекКоличество процентахРеалисты чел53% оптимисты2 чел7% пессимисты00Пассивные 5 чел%Пассивные 7 чел23%Рис.2 Результаты методики «Шкала оптимизма и активности»Как видно из результатов, представленных на рисунке выше, большинство участников исследуемой группы (53%) являются реалистами. Реалисты" адекватно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть "выше головы", довольствуются тем, что имеют. Как правило, они устойчивы к психологическому стрессу. Примерно равное количество было выявлено пассивных пессимистов (17%) и пассивных оптимистов (23%). И тот и другой тип, несмотря на различность взглядов на жизнь не предпринимают никаких действий для изменения сложившейся ситуации, а просто наблюдают и констатируют факт их наличия.Активных оптимистов было выявлено всего 7%. Данные люди верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, что- бы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса. Далее рассмотрим результаты по методике «Интегральная удовлетворенность трудом. Данные представлены в таблице и рисунке 3. Таблица 3Результаты методики «Интегральная удовлетворенность трудом» человекКоличество в процентах уровень УТ чел13% уровень УТ23 челВысокий уровень УТ3 10%Рис. 3 Результаты методики «Интегральная удовлетворенность трудом»По результатам данной методики мы установили, что большинство опрошенных имеют средний уровень расстройства адаптаций (77%). По показателям высокого и низкого уровня расстройства адаптаций количество опрошенных распределилось примерно одинаково (13% и 10% соответственно).В таблице и рисунке 4 отражены результаты методики «Индекс жизненной удовлетворенности.Таблица 4Результаты методики «Индекс жизненной удовлетворенности»Количество человек в процентах жизненная удовлетворенность чел7%Средняя жизненная 21 чел70%Высокая удовлетворенность7 23%Рис. 4 Результаты методики «Индекс жизненной удовлетворенности»Следующей, мы приведем результаты методики «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации». Результаты представлены в таблице и рисунке 5.Таблица 5Результаты методики «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации»Количество Количество в процентахНизкая стрессу3 10%Пороговая стрессу19 чел63% сопротивляемость стрессу8 челРис. 5 Результаты методики «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации»По данным изложенным выше, мы видим, что у большинства опрошенных (63%) выявлена пороговая сопротивляемость к стрессу. Высокая сопротивляемость к стрессу обнаружена у 27% испытуемых и 10% показали низкую сопротивляемость. При обнаружении низкой сопротивляемости к стрессу необходима помощь со стороны психолога, так как это состояние является близким к истощению. В случае работы, данным людям необходим отдых и полное отвлечение от школы.Анализ результатов методики «Определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе» представлен в таблице и рисунке 6. Таблица 6Результаты методики «Определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе»Количество человек в процентахНизкая НПУ чел3%Хорошая НПУ чел47% НПУ11 37%Высокая НПУ4 13%Рис. 6 Результаты методики «Определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе»По результатам данной методики мы установили, что у большинства испытуемых выявлена хорошая нервно-психическая сопротивляемость (47%). Далее по количественному составу идет удовлетворительная НПУ (37%). Высокая сопротивляемость обнаружена у 13 % работников и только 3% имеют низкую сопротивляемость.ЗаключениеВ то или иное время большинство людей испытывают стресс. Термин стресс использовался для описания различных негативных чувств и реакций, сопровождающих угрожающие или сложные ситуации. Однако не все стрессовые реакции носят отрицательный характер. Стресс обычно рассматривается как совокупность неврологических и физиологических реакций, которая выполняет адаптационную функцию.Традиционно исследования стресса были ориентированы на изучение реакции организма на стресс и когнитивных процессов, влияющих на восприятие стресса. Однако социальные перспективы стрессовой реакции показали, что разные люди, испытывающие сходные условия жизни, не обязательно испытывают одно и то же воздействие.Как правило, при возникновении ситуации, знакомой или в какой - то степени предсказуемой, человек реагирует на стресс целостной реакцией-последовательными действиями, которые в конечном итоге приводят к поведению. Эта реакция на стресс представляет собой сложное сочетание филогенетических и онтогенетических паттернов, в основе которых лежат инстинкты самосохранения, размножения, психические и физические черты личности, представления человека о своих собственных (желательных и реальных) стандартах поведения, представления микросоциальной среды о стандартах индивидуального поведения в той или иной ситуации и основах общества.В угрожающем жизни событии непосредственная реакция на стресс, прежде всего, определяет инстинкты (сохранение, продолжение рода) и личностные характеристики (психические и физические). Представление о реальном и желательном стандарте поведения, учитывающем микросоциальную среду, начинает учитываться на более поздних этапах реагирования на чрезвычайные ситуации.Список литературы1.Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия по редВ.А. Бодрова. – М.: Пер СЭ, 2007. – С. 143-154.2.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж, 2015. - С. 228-2443.Бочавер, К.А., Довжик, Л.М., Кукшина, А.А. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация «Теста копинг-навыков спортсмена Acsi-28» [Текст] / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик, А.А. Кукшина // Спортивный психолог. – 2014. –Том 33. –№ 2. – С. 80–85.4.Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М – СПб: Юрайт, 2016. – 336 с.5.Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] / А.Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19.6.Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-187.Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Академия, 2015. - 291 с.8.Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, № 4. С. 23.9.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2014. – С.12.10.Морозова, Т.Ю. Динамика копинг-стратегий в период кризиса 17 лет [Текст] / Т.Ю. Морозова // Вестник Тамбовского Университет. Серия Гуманитарные науки. Тамбов: ТГУ им. Державина. - 2014. - №5. - С.207-214.11.Морозова, Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте [Текст] / Т.Ю. Морозова // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, - 2014. - № 1 (9). - 15412.Морозова, Т.Ю. Преобразование представлений о смысле жизни в период кризиса 17 лет [Текст] / Т.Ю. Морозова // Вестник Московского государственного областного университета серия «Психологические науки». - 2014. - №3. – С.73 – 79.13.Нартова – Бочавер, С. К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова – Бочавер // Психологический журнал. – 2007. – Т.18, № 5. – С. 20-30. – 21 с.14.Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: монография / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Прометей, 2015. – 41 с.15.Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 2016. - 383 с.16.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2016. - 672 с.17.Фейдемен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.: Издательство Российского открытого университета, 2014. - С. 91-127.18.Berczi, I. (2004). Stress and disease: The contributions of Hans Selye to neuroimmune biology. Retrieved August 19, 2005 //home.cc.umanitoba.ca/~berczii/page2.htm.19.Black swan theory [Электронныйресурс] – режимдоступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Black_swan_theory20.Cheung, P. (1994). Posttraumatic stress disorder among Cambodian refugees in New Zealand [Electronic version obtained via University of Phoenix, 2003]. The International Journal of Social Psychiatry, 40(1), pp.17-. London21.Cohen, S., Kamarck, T., & Mermelstein, R. (1983). A global measure of perceived stress. Journal of Health and Social Behavior, 24, 385-396.22.Cox, T., & Ferguson, E. (1991). Individual differences, stress and coping. In C.L. Cooper & R. Payne (Eds.), Personality and stress: Individual differences in the stress process. Chichester: John Wiley & Sons Ltd.23.Fatih Sultan Mehmet [Электронныйресурс] – режимдоступа: http://www.fatihsultan.edu.tr24.Funk, S.C., & Houston, B.K. (1987). A critical analysis of the hardiness scale’s validity and utility. Journal of Personality and Social Psychology, 53(3), 572-578.25.Gross, R., McIlveen, R., Coolican, H., Clamp, A. and Russell, J. (2001) Psychology: a new introduction for A2. London: Hodder & Stoughton.26.Hayes, N. Are we getting through: the psychological basis of science communication. International Congress: «When Science becomes Culture», At Montreal27.Hayes, N. Personality and coping // Psychology: Theory and Application. – 1994. – pp.58-122. DOI: 10.1007/978-1-4899-3007-1_228.Hinkle, L E, (1974). The concept of `stress' in the biological and social sciences. International Journal of Psychiatry in Medicine, 5, pp. 335–357. Abstract-PsycINFO | Abstract-MEDLINE | $Order Document29.http://currentnursing.com30.Ironson, G., Balbin E., Stuetzle R., Fletcher M. A., O’Cleirigh C., Laurenceau J. P., Schneiderman N., Solomon G. Dispositional optimism and the mechanisms by which it predicts slower disease progression in HIV: proactive behavior, avoidant coping, and depression // International Journal of Behavioral Medicine. June 2005, Volume 12, Issue 2, pp 86–9731.Kobasa, S C, (1979). Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 37, pp. 1–11.32.Lazarus, R S and Folkman, S, (1984). Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer.33.Lazarus, R S and Folkman, S, (1986). Cognitive theories of stress and the issue of circularity. In M H Appley and R Trumbull (Eds), (1986). Dynamics of Stress. Physiological, Psychologcal, and Social Perspectives (pp. 63–80). New York,: Plenum.34.Lazarus, R S, (1991). Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press.35.Lefcourt, H.M. (1983). The locus of control as a moderator variable: stress. In Lefcourt, H.M. (Ed.), Research with the LOC Construct (Vol. 2: Developments and social problems) (pp. 253-267). London: AcademicPress36.Linley, P.A., & Joseph, S. (2004). Positive change following trauma and adversity: a review. Journal of TraumaticStress, 17(1), 11-21.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж, 2015. - С. 228-244
3. Бочавер, К.А., Довжик, Л.М., Кукшина, А.А. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация «Теста копинг-навыков спортсмена Acsi-28» [Текст] / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик, А.А. Кукшина // Спортивный психолог. – 2014. –Том 33. –№ 2. – С. 80–85.
4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М – СПб: Юрайт, 2016. – 336 с.
5. Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] / А.Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19.
6. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18
7. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Академия, 2015. - 291 с.
8. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, № 4. С. 23.
9. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2014. – С.12.
10. Морозова, Т.Ю. Динамика копинг-стратегий в период кризиса 17 лет [Текст] / Т.Ю. Морозова // Вестник Тамбовского Университет. Серия Гуманитарные науки. Тамбов: ТГУ им. Державина. - 2014. - №5. - С.207-214.
11. Морозова, Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте [Текст] / Т.Ю. Морозова // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, - 2014. - № 1 (9). - 154
12. Морозова, Т.Ю. Преобразование представлений о смысле жизни в период кризиса 17 лет [Текст] / Т.Ю. Морозова // Вестник Московского государственного областного университета серия «Психологические науки». - 2014. - №3. – С.73 – 79.
13. Нартова – Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова – Бочавер // Психологический журнал. – 2007. – Т.18, № 5. – С. 20-30. – 21 с.
14. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: монография / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Прометей, 2015. – 41 с.
15. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 2016. - 383 с.
16. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2016. - 672 с.
17. Фейдемен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.: Издательство Российского открытого университета, 2014. - С. 91-127.
18. Berczi, I. (2004). Stress and disease: The contributions of Hans Selye to neuroimmune biology. Retrieved August 19, 2005 //home.cc.umanitoba.ca/~berczii/page2.htm.
19. Black swan theory [Электронный ресурс] – режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Black_swan_theory
20. Cheung, P. (1994). Posttraumatic stress disorder among Cambodian refugees in New Zealand [Electronic version obtained via University of Phoenix, 2003]. The International Journal of Social Psychiatry, 40(1), pp.17-. London
21. Cohen, S., Kamarck, T., & Mermelstein, R. (1983). A global measure of perceived stress. Journal of Health and Social Behavior, 24, 385-396.
22. Cox, T., & Ferguson, E. (1991). Individual differences, stress and coping. In C.L. Cooper & R. Payne (Eds.), Personality and stress: Individual differences in the stress process. Chichester: John Wiley & Sons Ltd.
23. Fatih Sultan Mehmet [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.fatihsultan.edu.tr
24. Funk, S.C., & Houston, B.K. (1987). A critical analysis of the hardiness scale’s validity and utility. Journal of Personality and Social Psychology, 53(3), 572-578.
25. Gross, R., McIlveen, R., Coolican, H., Clamp, A. and Russell, J. (2001) Psychology: a new introduction for A2. London: Hodder & Stoughton.
26. Hayes, N. Are we getting through: the psychological basis of science communication. International Congress: «When Science becomes Culture», At Montreal
27. Hayes, N. Personality and coping // Psychology: Theory and Application. – 1994. – pp.58-122. DOI: 10.1007/978-1-4899-3007-1_2
28. Hinkle, L E, (1974). The concept of `stress' in the biological and social sciences. International Journal of Psychiatry in Medicine, 5, pp. 335–357. Abstract-PsycINFO | Abstract-MEDLINE | $Order Document
29. http://currentnursing.com
30. Ironson, G., Balbin E., Stuetzle R., Fletcher M. A., O’Cleirigh C., Laurenceau J. P., Schneiderman N., Solomon G. Dispositional optimism and the mechanisms by which it predicts slower disease progression in HIV: proactive behavior, avoidant coping, and depression // International Journal of Behavioral Medicine. June 2005, Volume 12, Issue 2, pp 86–97
31. Kobasa, S C, (1979). Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 37, pp. 1–11.
32. Lazarus, R S and Folkman, S, (1984). Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer.
33. Lazarus, R S and Folkman, S, (1986). Cognitive theories of stress and the issue of circularity. In M H Appley and R Trumbull (Eds), (1986). Dynamics of Stress. Physiological, Psychologcal, and Social Perspectives (pp. 63–80). New York,: Plenum.
34. Lazarus, R S, (1991). Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press.
35. Lefcourt, H.M. (1983). The locus of control as a moderator variable: stress. In Lefcourt, H.M. (Ed.), Research with the LOC Construct (Vol. 2: Developments and social problems) (pp. 253-267). London: Academic Press
36. Linley, P.A., & Joseph, S. (2004). Positive change following trauma and adversity: a review. Journal of Traumatic Stress, 17(1), 11-21.
Вопрос-ответ:
Какова теоретическая основа стресса и расстройств адаптации у подростков?
Теоретическая основа стресса и расстройств адаптации у подростков включает такие понятия, как эмоциональный стресс, стрессоры, психологический стресс, адаптация. Подростковый период сопровождается большим количеством изменений и вызывает стрессовые реакции у подростков. Расстройства адаптации могут быть вызваны недостаточной адаптацией к новым условиям или негативными стрессорами, которые мешают полноценной адаптации.
Какие бывают расстройства адаптации у подростков?
Расстройства адаптации у подростков могут проявляться в виде разных симптомов и состояний, таких как тревожность, депрессия, поведенческие проблемы, агрессия, школьные неуспехи и др. Конкретные типы расстройств адаптации могут быть связаны с разными стрессорами и требуют различного подхода к лечению и помощи подростку.
Как проходило эмпирическое исследование стресса и расстройств адаптаций у подростков?
Эмпирическое исследование стресса и расстройств адаптаций у подростков было проведено с использованием программы и процедуры, разработанных исследователями. Исследование включало анализ полученных результатов и обоснование методик, используемых в исследовании. Полученные результаты позволяют сделать выводы о наличии или отсутствии связи между стрессом и расстройствами адаптации у подростков.
Какие методики исследования использовались в исследовании стресса и расстройств адаптаций у подростков?
В исследовании стресса и расстройств адаптаций у подростков были использованы разные методики. Например, был использован комплексный тест на определение уровня оптимизма. Также были применены другие методики, которые были обоснованы и анализировались в рамках исследования.
Какие результаты были получены в результате исследования стресса и расстройств адаптаций у подростков?
Результаты исследования стресса и расстройств адаптаций у подростков отражены в таблице и рисунке. Полученные результаты позволяют сделать выводы о связи между стрессом и расстройствами адаптации у подростков, а также о влиянии оптимизма на степень адаптации. Детальный анализ результатов позволяет выявить особенности и закономерности в стрессовых реакциях и расстройствах адаптации у подростков.
Какие основные теоретические основы стресса и расстройств адаптации у подростков обсуждаются в статье?
Статья обсуждает теоретические основы стресса и расстройств адаптации у подростков, включая теорию стресса, теорию адаптации и теорию эмоционального развития подростков.
Какие расстройства адаптации обсуждаются в статье?
Статья обсуждает различные формы расстройств адаптации у подростков, включая тревогу, депрессию, агрессивное поведение, нарушение школьной адаптации и социальную изоляцию.
Какие методики использовались в исследовании эмоционального стресса и расстройств адаптации у подростков?
В исследовании были использованы методики определения уровня оптимизма и комплексный тест на определение уровня оптимизма среди подростков.
Каковы были результаты исследования эмоционального стресса и расстройств адаптации у подростков?
Результаты исследования по методике определения уровня оптимизма подростков были отражены в таблице и рисунке в статье.