Тема смерти в романе Исабель Альенде «Остров в глубинах моря»
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 03.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования темы смерти в латиноамериканской литературе 4
1.1 Тема смерти в литературоведении 4
1.2 Особенности воплощения темы смерти в латиноамериканском романе ХХ века 10
Глава 2. Анализ особенностей воплощения темы смерти в романе Исабель Альенде «Остров в глубине моря» 17
2.1 Особенности воплощения темы смерти на идейном и композиционном уровне романа И. Альенде «Остров в глубине моря» 17
1.2 Особенности воплощения темы смерти в образах романа И. Альенде «Остров в глубине моря» 22
Заключение 26
Список литературы 28
Будет у него бессмертная душа?» [1]. Данный аспект важен для понимания идеи и концепции романа. Именно подобное отношение к черным и ведет к трагическому разрешению конфликта перед мятежом. Не принимая в черном человека, белые отказываются принять их компромиссные условия, так как считают ниже своего достоинства договариваться с бывшими рабами. Так, отрицание человечности и жестокость плантаторов приводит к «смерти» самого острова, который в ходе мятежа постепенно «гибнет в огне». Таким образом, в романе тема смерти реализуется в следующих мотивах:- смерть как символ рабства;- реализация мотива насильственной смерти;- мотив смерти как символа надежды и освобождения;- мотив смерти самого острова, изображение «подводного острова» как мира мертвых;- элемент магического и демонического в раскрытии мотива смерти. Тема смерти в романе Альенде пронизывает все повествование. На идейно-проблематическом уровне с помощью темы смерти реализуется идея неприятия колонизаторами человеческой природы рабов, их жестокость по отношению к ним и восприятие смерти, как главного орудия рабства. В то же время для рабов идея смерти становится символом надежды и свободы. Также смерть изображается автором на композиционном уровне в начале, середине и конце произведения. Тема смерти обрамляет повествование в романе, становится движущей силой сюжета и его итогом, что делает данный мотивно-тематический комплекс одним из основных в романе. 1.2 Особенности воплощения темы смерти в образах романа И. Альенде «Остров в глубине моря»Тема смерти воплощена не только на идейном, сюжетном, композиционном и проблематическом уровне, но и на образном уровне романа Альенде. На образном уровне романа воплощается характерологическая функция мотива смерти.Характерологическая и психологическая функции мотива смерти в романе Альенде реализуются посредством синонимичных слову смерть словами: убийца, мертвый, похороненный, убитый и т.д. Так, помощник ПросперКамбрей, один из самых жестоких жандармов на плантации Тулуза изображен автором с использованием слова «убийца»: «кожа у него была желтой, покрытой оспинами, волосы...цвета ржавчины, ...внешность убийцы-головореза...»[1]. Данное определение используется автором и во второй половине книги при описании внешности Исидора Мориссе, тайного агента Наполеона: «Исидор Мориссе был человеком с непроницаемым взором, сломанным носом и спиной борца, на которой расходились швы его сюртука, и с красной, цвета кирпича, кожей - следствием воздействия немилосердного солнца морских просторов. Сахарная миссия показалась ему столь же подозрительной, сколь и облик этого человека, похожего скорее на наемного убийцу, чем на ученого» [1]. Посредством синонимичного смерти слова «убийца» Альенде изображает внутренее состояние героев, обладающих жестокостью или подлостью. Также писательница использует тему смерти для описания внутренних изменений или их отсутствия в героях. Так, при описании образа Тулуза Вальморена не раз автором используются языковые единицы, связанные с мотивом смерти: «Однако с ТулузомВальмореном, который уже несколько лет провел на этом острове, словно заживо похороненный в поместье Сен-Лазар, все выходило совсем не так» [1]. История Тулуза является изображением идеи о том, что человек, росший с определенными убеждениями не меняется никогда. Поэтому в его образе присутствует мотив повторения, неизменности событий, о чем говорит сам герой: «История повторяется, ничто не меняется на этом проклятом острове»[1]. Несмотря на неприятие жестокости, Вальморен до конца считает важность рабовладельческого строя. Парализованный перед смертью, Вальморен до последнего считал единственным своим грехом воровство денег Лакруа, оставаясь убежденным рабовладельцем. Напротив, изменения во внутреннем состоянии Зарите также показаны через описание смерти ее дочери: «И тут я пришла в отчаяние, потому что поняла, что моя дочь умирает. Я прибегла ко всем тем знаниям, которые завещала мне тетушка Роза, к мудрости доктора Пармантье, к молитвам отца Антуана и обращениям к моим лоа» [1]. Смерть дочери не ломает героиню, а приводит к новому началу и свободе. Характерно и то, что смерть как жизнеутверждающее начало показана автором глазами Зарите: «Я чувствовала в своих руках ее невесомое тело и видела, как мягко отлетает ее душа, словно нить тумана, и выскальзывает через открытое окно» [1]. Именно в данном эпизоде автором реализуется идея о том, что смерть является не только окончанием жизни, но и началом новой жизни: «Молока моего, как и любви, хватало им обоим: и дочке, и внуку. Когда я вынула Жюстена из этого свертка, он уже был готов к жизни в этом мире» [1]. Также с образом Зарите мотив смерти связан с мотивом любви и принятия, которая несмотря на изуродованное лицо Захарии, остается верна своей любви: «Я уже и не помню, каким он был; мне нравится его странное разбитое лицо, повязка на мертвом глазу, шрамы» [1].Мистические мотивы смерти и ее символическое значение раскрывается через образ Макандаля. В описании его внешности также присутствуют черты убийцы. Он «стал пробовать самые разные листья, корни, кору, грибы»[1], чтобы убивать. Однако в то же время в его образе ярче, чем в образах других рабов, звучит идея освобождения через смерть: «Он всегда знал, что обязательно убежит, предпочитая расстаться с жизнью в самых жестоких пытках, чем продолжать быть рабом» [1]. Сам Макандаль описывается автором, как некий символ освобождения и непокорности: «Макандаль оказался высоким, очень темнокожим человеком, все тело которого, едва прикрытое грязными панталонами, было испещрено шрамами и пятнами засохшей крови. Он шел, скованный цепями, но прямой, величественный, безразличный. Белых, солдат, монахов и собак он презирал; глаза его медленно обвели лица рабов, и каждый из них понял, что эти черные зрачки выделили из толпы именно его и именно ему передали частицу своего непокорного духа. Он был не рабом, которого ведут на казнь: он был единственным по-настоящему свободным человеком в этой толпе» [1]. Символическим значением обладает и описание смерти Макандаля, который после смерти «превратился в комара, пролетел сквозь дым, сделал полный круг над площадью, чтобы все могли с ним проститься, и растаял в небе как раз перед тем, как разразился ливень, который промочил дрова и залил огонь» [1]. Кроме того, комар, как и сам Макандаль становятся в глазах негров символами смерти, несущей освобождение.Также в образной системе романа присутствует образ самой Смерти, представленный через мифологизированное представление негров, в частности, тетушки Розы и Зарите. Особое национальное видение рабов, пронизанное магическими представлениями, показано автором через метафорическую борьбу тетушки Розы за жизнь ребенка Эухении: «На этот раз она была здесь не как лекарка, а как мамбо, и ей предстояло помериться силами с компаньоном Смерти.Тетушка Роза с порога увидела Барона Самди, и ее охватила дрожь, но она не отступила. Она с почтением приветствовала его, потряхивая постукивающим косточками асо, и попросила у него позволения подойти к кровати. Лоа кладбищ и перекрестков, с белым лицом черепа и в черной шляпе, отошел, приглашая ее подойти к донье Эухении» [1]. Спасение дочери Эухении и самой доньи происходит как раз в тот момент, когда «тетушка Роза и Барон пришли к согласию» [1].Мифопоэтическое восприятие смерти через образы вудуистской магии наделяют ее образ человеческими чертами. Со смертью можно помериться силами, договориться, прийти к согласию через ее компаньонов. Данное воплощение темы смерти позволяет передать национальное восприятие мира и жизни латиноамериканцев, которые воспринимают смерть как живое существо, наделенное в некоторых случаях комическими чертами. Таким образом, в образной системе романа Альенде тема смерти выполняет как характерологическую и психологическую функции, так и функции передачи внутренней эволюции или стагнации героев, сюжетообразующую функцию. ЗаключениеТема смерти является ключевой в литературе всех времен и народов. Исследование особенностей воплощения темы смерти в литературе показало, что данная категория обладает национальными специфическими чертами. Целью данного исследования являлось рассмотрение особенностей воплощения темы смерти в латиноамериканском романе конца ХХ-начала XIXвека на примере романа И. Альенде «Остров в глубине моря». Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:1.На основе анализа литературы рассмотрена характеристика темы смерти в литературоведении;2.Изучены особенности воплощения темы смерти в латиноамериканском романе ХХ века;3.Проанализированы особенности воплощения темы смерти в романе И. Альенде «Остров в глубинах моря».Анализ теоретической литературы позволил определить, что тема смерти является синонимичной понятиям «концепция смерти», «образ смерти», «мотив смерти». В данной работе мы исходили из понимания темы смерти, как мотивного комплекса, объединенного общей целью. Тема смерти является функциональной семантической единицей или единицами текста, которые функционируют на идейно-тематическом, сюжетном, повествовательном, композиционном, пространственно-временном, персонажном уровне и проходит через все повествование произведения. В более узком понимании тема воспринимается как мотив, являющийся обобщенной формой семантически схожих событий, которые объединены единой повествовательной традиции. В основе мотива лежит событие или определенное действие. Мотив, по определению И.В. Силантьева, является тематической категорией и имеет определенную тему.Рассмотрение особенностей воплощения темы смерти в романе И. Альенде «Остров в глубине моря» показал, что данный тематический и мотивный комплекс является сюжетообразующим в романе и реализуется на уровнях композиции, проблематики, идеи, образной системы, лексики. С помощью темы смерти реализуется и общий философский смысл романа, который заключается в том, что смерть обладает многогранными чертами и может являться как воплощением рабства, нечеловечности и жестокости, так и символом освобождения и надежды. Смерть пронизывает все повествование романа и является основным мотивно-тематическим комплексом в романе. Исследуемая тема имеет перспективы дальнейшего изучения в таком направлении как воплощение темы смерти в литературном латиноамериканском процессе XXI века, а также значимость воплощения темы смерти в современной литературе, влияние мотивного комплекса смерти на духовно-нравственные ценности, транслируемые в литературных произведениях XXI века. Таким образом, поставленные в исследовании цели и задачи решены. Список литературыАльенде И. Остров в глубинах моря [Электронный ресурс] // И. Альенде. - М.: «Иностранка», «Азбука-Аттикус», 2014. – Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/aljende-isabelj/ostrov-v-glubinah-morya#sec_3Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Д. Шмелев, А. Вежбицкая. - М. : Языки славянской культуры, 2001. - 289 с.Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов / А.Н. Веселовский. - Историческая поэтика. – Л.: Худож. лит., 1940. – 649 с.Гармаш Л.В. Теория мотива в литературоведении / Л.В. Гармаш. – Научные записки. – 2014. – С. 10-14.Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века / Б.М. Гаспаров. – М.: Наука; Восточная лит., 1993. – 304 с.Кофман Ф. Латиноамериканский художественный образ мира / Ф. Кофман. - М.: Наследие, 1997. – 320 с.Красильников Р.Л. Танатологические мотивы в художественной литературе: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. док.фил. наук / Р.Л. Красильников. – Москва, 2011. – 54 с. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества / Г.Г. Маркес. - М.: Азбука-классика, 2000.Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов / Е.М. Мелетинский // Ученые записки Тартуского государственного университета. – Вып. 635. – Тарту, 1983. – С. 115-125.Мирзаева В. К. Мифическое мышление как культурологический феномен магического реализма (на материале прозы латиноамериканских и афроамериканских писателей) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2019. - №11 (827). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mificheskoe-myshlenie-kak-kulturologicheskiy-fenomen-magicheskogo-realizma-na-materiale-prozy-latinoamerikanskih-i-afroamerikanskih (дата обращения: 23.05.2021).Пас О. Освящение мига / О. Пас. - СПб.: «Симпозиум», 2000.Пономарева Е. Ю. Концептуальная оппозиция «Жизнь - Смерть» в поэтическом дискурсе: на материале поэзии Д. Томаса и В. Брюсова: дисс. канд. филол. наук / Е.Ю. Пономарева. - Тюмень, 2008. - 241 с.Постнов О.Г. Смерть в России Х-ХХ вв.: историко-этнографический и социокультурный аспекты / О.Г. Постнов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - 224 с.Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках / под ред. В. К. Харченко. - Белгород: Изд-во БГУ, 2000. - 159 с.Протоковилова Е.А. Литература как способ самоидентификации (к вопросу о сущности и специфике латиноамериканской культуры) // Международная научно-практическая интернет-конференция «Испания и Россия: диалог культур в свете современной цивилизационной парадигмы», сборник материалов [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/spru/participant/1218Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев. – М: Языки славянской культуры, 2004. – 296 с.Согомонян М. К. Популярный роман в Колумбии и Мексике: преломление сюжетных традиций // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarnyy-roman-v-kolumbii-i-meksike-prelomlenie-syuzhetnyh-traditsiy (дата обращения: 23.05.2021).Токатова Л. Е. Специфика литературоведческой танатологии // Славянские чтения – № 10. – Омск, 2015. – С. 177-182. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 334 с.Тюпа В.И. Словарь мотивов как научная проблема / В.И. Тюпа, Е.К. Ромодановская // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. – Вып. 1: От сюжета к мотиву / Под ред. В.И. Тюпы. – Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996. – С. 3-15.Чеснокова О. С. Концепт «Смерть» в мексиканском национальном варианте испанского языка и культуре Мексики // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. – 2004. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-smert-v-meksikanskom-natsionalnom-variante-ispanskogo-yazyka-i-kulture-meksiki (дата обращения: 23.05.2021).
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
3. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Д. Шмелев, А. Вежбицкая. - М. : Языки славянской культуры, 2001. - 289 с.
4. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов / А.Н. Веселовский. - Историческая поэтика. – Л.: Худож. лит., 1940. – 649 с.
Вопрос-ответ:
Какая тема рассматривается в романе "Остров в глубине моря" Исабель Альенде?
В романе "Остров в глубине моря" Исабель Альенде рассматривается тема смерти.
Как тема смерти исследуется в латиноамериканской литературе?
В латиноамериканской литературе тема смерти исследуется как теоретически, так и на практике. Она рассматривается через философский и эстетический подходы, а также через анализ традиций и обычаев, связанных с смертью.
В чем особенности воплощения темы смерти в латиноамериканском романе XX века?
Особенности воплощения темы смерти в латиноамериканском романе XX века связаны с использованием магического реализма, символизма и элементов фольклора. Также важную роль играют социальные и политические контексты.
Какие особенности воплощения темы смерти присутствуют в романе "Остров в глубине моря" Исабель Альенде?
В романе "Остров в глубине моря" Исабель Альенде тема смерти воплощается на идейном уровне через рассмотрение вечной борьбы добра и зла, а также через представление бессмертия и жизни после смерти. Композиционно тема смерти проявляется через множество персонажей, судьба которых связана с смертью и загадкой "острова в глубине моря".
Какие особенности воплощения темы смерти присутствуют в романе "Остров в глубине моря" Исабель Альенде на композиционном уровне?
На композиционном уровне романа "Остров в глубине моря" Исабель Альенде тема смерти проявляется через использование множества сюжетных линий и персонажей, связанных с смертью. Также важным элементом являются символические образы, такие как "остров в глубине моря", которые помогают развить и раскрыть тему смерти в романе.
Что рассматривается в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи "Тема смерти в романе Исабель Альенде Остров в глубинах моря" рассматриваются теоретические аспекты исследования темы смерти в латиноамериканской литературе и особенности воплощения этой темы в латиноамериканском романе 20 века.
Какая тема рассматривается в литературоведении?
В статье рассматривается тема смерти в литературоведении.
Какие особенности воплощения темы смерти выделяются в латиноамериканском романе XX века?
В латиноамериканском романе XX века выделяются особенности воплощения темы смерти, которые описываются в статье. Однако, точные детали этих особенностей можно найти только в статье.
Какие особенности воплощения темы смерти рассматриваются в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи анализируются особенности воплощения темы смерти на идейном и композиционном уровне романа Исабель Альенде "Остров в глубине моря".
Что исследуется в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи исследуются теоретические аспекты темы смерти в латиноамериканской литературе и особенности воплощения этой темы в латиноамериканском романе ХХ века.
Какую тему освещает роман Исабель Альенде "Остров в глубинах моря"?
Роман Исабель Альенде "Остров в глубинах моря" освещает тему смерти.
Какие теоретические аспекты исследуются в связи с темой смерти в латиноамериканской литературе?
В исследовании темы смерти в латиноамериканской литературе рассматриваются теоретические аспекты, связанные с ее символизацией, функцией, связью с мифологией и религиозными представлениями.