Сорокин и живопись: приемы изобразительного искусства в творчестве автора
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 24.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Сорокин и живопись: биографическая справка 6
2. Картины и тексты: сопоставительный анализ 8
3. Живописные иллюстрации писателя 10
3.1. Образ Л. Н. Толстого 10
3.2. Промежуточное положение образа Достоевского 15
3.3. Образ Ницше 17
3.4. «Теллурия» и выставка 21
4. Графика В. Сорокина 23
4.1. "Достоевский" на грани графики и живописи 23
4.2. Различные графические техники В. Сорокина 25
4.4. Карикатурная графика 28
5. Альбом как синтез графики, каллиграфии и живописи 30
Заключение 33
Приложение 38
Но назвать себя по-настоящему воцерковленным не могу, потому что редко хожу в церковь. В наше время это обычная вещь». Однако автор отмечает, что массовое увлечение религией часто не является осознанным, поэтому во многих случаях религиозность может быть не только бессмысленной, но и вредной для личности и её индивидуальности.В целом, характеризуя разнообразие графических техник Сорокина, отметим их оригинальность: художник принимает во внимание стиль Дали, технику Ван Гога в ранний период его творчества и при этом графика Сорокина отражает его литературные мотивы: демонстрацию абсурда, приверженность символизму. 4.4. Карикатурная графикаМир антиутопии - такой, каким он оказался сформирован в "Теллурии", мир извращенный, жуткий и странный, также воплощается на картине "Warisdeclared" [см. Приложение 10], где антропоморфные животные, также изуродованные, странные и пугающе милые в силу выбранных художником цветов - розово-коричневые носороги, читающие газету о некой "объявленной войне", определенно относятся к фантасмагорическим образам в абсурдитсткой поэтике Сорокина. Постапокалиптические выдуманные миры, такие, как, например, в "Теллурии", обычно появляются после глобальных природных, социальных или иных катаклизмов, и вселенная с розовыми носорогами и некой безымянной начавшейся войной (которая, кстати, имеет в романе определенное место в упоминаниях некоторых персонажей) как раз может являться результатом подобного катаклизма.Данное графическое изображение, подобно другим работам Сорокина, содержит в себе множество повторяющихся треугольников, которые с психологической позиции представляют собой элементы внешней агрессии, направленные на животных. Несмотря на то что данное изображение содержит в себе небольшое количество цветов, они создают целостность изображения и подчёркивают его смысл. Обращает на себя внимание фонарь зелёного цвета: на фоне насыщенно синего неба, что отдалённо напоминает фрагмент «Звёдной ночи» Ван Гога. Хотя стиль Сорокина в данном произведении не соответствует стилю позднего Ван Гога, можно обнаружить определённую аналогию: Ван Гог, изображая ночь, находился в больнице для душевнобольных, это был конец его жизни. В работе Сорокина «Warisdeclared» отражено безумство самого мира, каким он показан в «Теллурии».Большое значение в изображении имеет текст, который читает антропоморфное существо: буквы сменяются на картинки, после чего превращаются в простые штрихи. Вероятно, таким образом автор выражает мотив распада языка, олицетворящий также и интеллектуальный распад в показанном Сорокиным обществе.Таким образом, графическое изображение, которое на первый взгляд кажется лёгкой карикатурой, на самом деле содержит в себе глубокие философские идеи о перспективах того общества, которое проанализировано Сорокиным в «Теллурии».5. Альбом как синтез графики, каллиграфии и живописиВладимиром Сорокиным была разработана серия «Русский лес». Как правило, данное выражение ассоциируется с эстетикой леса, с природной красотой и свежестью. Однако в видении Владимира Сорокина русский лес предстаёт иным. Это несколько последовательных изображений, создающих общий сюжет, подобно комиксу. Автор выбрал упрощённое изображение нескольких людей, которые находятся в лесу. Между ними происходит взаимодействие, что отражено в использовании каллиграфии. Отдельные страницы арт-альбома расположены так, что можно расставить их в разной последовательности, что отразится на смысле общего произведения. В альбоме вновь показано стремление Сорокина к синтетическим жанрам. Можно сказать, данная работа является отражением абсолютной взаимосвязи живописи и литературы: сложность возникает уже с самого начала, при определении жанровой принадлежности данной серии арт-объектов.Серия содержит в себе представления автора о русской жизни, которые часто воплощаются как в его литературных произведениях, так и в работах Сорокина-художника. Серия работа содержит в себе изображение русских берёз, для изображения которых автор использует карандашную технику. Берёзы образуют густую чащу, однако, если вглядеться в них, можно отметить многочисленные женские лица. Последовательно в альбоме изображение лиц становится всё более отчётливым. Следовательно, по замыслу автора, берёзы – это не просто фон, который создаёт ассоциацию с Россией. Эти деревья – полноправные участники сюжета. Данные символы могут иметь и другой смысл: так Сорокин показывает тотальный контроль за людьми в России. Картина содержит в себе изображения людей, однако на их особенностях автор не концентрируется: люди в его работе – это скорее объекты. Сорокин не считает необходимым создать выразительность в изображении людей и это не случайно. Можно вновь обратиться к символизму, рассматривая эти особенности. Автору важно показать так называемую «серую массу» - тот самый народ, на который направлено действие в современной русской жизни. Герои показаны в сумерках леса. В изображении людей с использованием карандашной техники автор вновь обращается к использованию отчётливых контуров, как это характерно для графики. Важное значение также имеет использование неправильной геометрии: это создаёт реалистичность и динамику образов, несмотря на их кажущуюся простоту. Автор использует красный шрифт, отражая диалоги персонажей. На общем фоне это создаёт контрастность, а также создаёт концентрацию на тексте. Серия изображений содержит в себе элементы агрессии, которую автор видит в современном российском обществе, а также в будущем нашей страны. Это выражается в многочисленных острых углах и треугольниках, а действиях персонажей. В свойственной Сорокину лёгкой иронии он показывает, насколько русские люди чувствуют опасность в окружении. Черты живописи данной работе придаёт то, что она показана не плоской. Действие происходит в пространстве глухого леса. Таким образом, можно отметить, что в арт-серии «Русский лес» на фоне внешней простоты можно отметить сложность как смысловую, так и жанровую. Что касается жанра, то он является полным синтезом литературы и живописи: они здесь неотделимы друг от друга. При этом, если рассматривать «Русский лес» как работу художника, можно также отметить сложное сочетание графики, живописи и каллиграфии. Графику выдаёт карандашная техника, чёткая геометрия и прорисованные контуры, неправильная композиция. Однако следует отметить, что произведение имеет отношение и к жанру живописи, о чёт свидетельствуетпространство русского леса. Сложность композиции завершает каллиграфия, представленная красным.Сложность смысла на фоне простоты образов проявляется в участии самого «леса» в действии, в демонстрации отношений между людьми под влиянием ожидания опасности.ЗаключениеВладимир Сорокин является одним из тех постмодернистов, чьё творчество вызывает особый интерес в связи с его уникальностью и внешней простотой. Автору удаётся успешно воплощать себя в двух жанрах: живописи и литературе. В рамках данного исследования был проведён сопоставительный анализ литературных и художественных произведений В. Сорокина. Было установлено, что в литературные произведения и художественное творчество В. Сорокина часто перекликаются. Так, необходимо отметить изображения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в работах Сорокина. Работы Сорокина-художника «LeoTolstoy & potato»фактически являются иллюстрациями к его романе «Голубое сало»: как в тексте, так и в визуальных изображениях прослеживаются признаки абсурда, элементы символизма и склонность к философским рассуждениям. Характеризуя художественное творчество Владимира Сорокина, следует отметить, что его работы часто содержат в себе признаки и идеи таких художников, как Сальвадор Дали и Винсент Ван Гог. При этом автору удаётся донести до зрителей собственную уникальность. В изображении Ницше Сорокин использует идеи изображения слонов на длинных очень тонких ногах в духе Сальвадора Дали; подобные сюрреалистические идеи можно отметить и в изображении обнажённой девушки, которое, помимо этого, данное изображение несёт в себе особенности рисунка «Скорбь» Ван Гога. Сорокин работает как в жанре живописи, так и в графике. В его графических работах могут быть использованы различные техники: карандашная, акварельная, тушевая. Особое значение в творчестве Сорокина имеет синтез. Для его работ характерны самые разные сочетания: сюрреализм и реализм, символизм и абсурд. Автору удалось даже создать такую серию, принадлежность которой установить сложно: арт-альбом «русский лес» - это серия последовательных сюжетных изображений, которые сопровождаются текстом. В целом тенденции Сорокина к созданию синтетических произведений соответствует принципам метаискусства: автору удаётся органично сочетать создание литературных произведений, эффект которых усиливают его работы в области изобразительного искусства.Список использованной литературыАбашева, М.П. Сорокин нулевых: в пространстве мифов о национальной идентичности // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1 (17). С. 202-20Андреева, Н.Н. Пооза Владимира Сорокина 1980-х гг: концептуалистский проект и художественная практика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата . – 204 с.филологических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 201Беневоленская, Н.Е. Владимир Сорокин и ритуальное действие в его прозе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2010. № 3- С. 7-11Биберган, Е.С. «День опричника» Владимира Сорокина // Perasperaadastra. сборник студенческих работ. Санкт-Петербургский гос. ун-т, Филологический фак., Каф. истории русской лит. ; [отв. ред.-О. В. Богданова]. Санкт-Петербург, 2007. С. 18-52Биберган, Е.С. Слом повествования: метод и эволюция (о рассказе Владимира Сорокина «Настя») // Научное мнение. 2013. № 10 - С. 29-35Богданова О. В. Концептуалист писатель и художник Владимир Сорокин. - СПб. :спбгу, 2005. - 66 сБогданова, О.В. Концептуалистический проект Владимира Сорокина // Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2020. Сер. Выпуск 17 Текст и его интерпретациГолубкова,Д.М.Эсттическая концепция В.Г. Сорокина и её художественное отражение в малой прозе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2010 – 4Казарина, Т.В. Владимир Сорокин и русский авангард Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 4. С. 132-138Калинин, И.А. Голубое сало языка. Металингвистическая утопия Владимира Сорокина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1 (17). С. 215-221Поздняков, К.С. Гипертекстуальная природа прозы Владимира Сорокина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Самара, 2003. – 198 сСмирнова, М.В. «Две Марины». По роману В. Сорокина «Тридцатая любовь Марины // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1 (17). С. 227-231Соколов, Б.В. Моя книга о Владимире Сорокине / Б. Соколов.- М.,2005.- 224 сСоколов Б.В. Эволюция мира прозы Владимира Сорокина // Литература в системе культуры. К семидесятилетию профессора И. В. Кондакова. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Министерство образования Московской области; Академия социального управления. 2017. С. 249-260 Сорокин В.Г. «Голубое сало»; https://www.srkn.ru/texts/salo_part2.shtmСпиваковский, П.Е. Сорокин: по ту сторону постмодернизма // Филология: научные исследования. 2018. № 3. С. 105-113Спиваковский, П.Е. Усадебная трансгрессия в рассказе Владимира Сорокина «Настя» // Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+. Коллективная монография. Сер. "Русская усадьба в мировом контексте" Составитель, отв. редактор и автор предисловия О.А. Богданова. Москва, 2020. С. 311-322.ПриложенияПриложение 1Пример оформления книжной обложки за авторствомВ. Г. Сорокина в годы его занятия графикойПриложение 2Сорокин В. Г. “LeoTolstoyandPotato” из цикла "Новая антропология" (2016 год)Приложение 3Войнович В. Н., картина "Лев Толстой" (2005 год)Приложение 4Сорокин В.Г. ДостоевскийПриложение 5Сорокин В. Г. «Хребет саблезубого Ницше» из цикла «Новая антропология» (2016 год)Приложение 6Дали С. «Слоны» (1948 год).Приложение 7Сорокин В. Г. "Без названия" (2015 год)Приложение 8Сорокин В.Г. Без названия. 1974Приложение 9Ван Гог В. Скорбь (1882)Приложение 10СорокинВ. Г., "War is declared" (201*)
1. Абашева, М.П. Сорокин нулевых: в пространстве мифов о национальной идентичности // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1 (17). С. 202-20
2. Андреева, Н.Н. Пооза Владимира Сорокина 1980-х гг: концептуалистский проект и художественная практика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата . – 204 с.филологических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 201
3. Беневоленская, Н.Е. Владимир Сорокин и ритуальное действие в его прозе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2010. № 3- С. 7-11
4. Биберган, Е.С. «День опричника» Владимира Сорокина // Per aspera ad astra. сборник студенческих работ. Санкт-Петербургский гос. ун-т, Филологический фак., Каф. истории русской лит. ; [отв. ред.-О. В. Богданова]. Санкт-Петербург, 2007. С. 18-52
5. Биберган, Е.С. Слом повествования: метод и эволюция (о рассказе Владимира Сорокина «Настя») // Научное мнение. 2013. № 10 - С. 29-35
6. Богданова О. В. Концептуалист писатель и художник Владимир Сорокин. - СПб. : спбгу, 2005. - 66 с
7. Богданова, О.В. Концептуалистический проект Владимира Сорокина // Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2020. Сер. Выпуск 17 Текст и его интерпретаци
8. Голубкова,Д.М. Эсттическая концепция В.Г. Сорокина и её художественное отражение в малой прозе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2010 – 4
9. Казарина, Т.В. Владимир Сорокин и русский авангард Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 4. С. 132-138
10. Калинин, И.А. Голубое сало языка. Металингвистическая утопия Владимира Сорокина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1 (17). С. 215-221
11. Поздняков, К.С. Гипертекстуальная природа прозы Владимира Сорокина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Самара, 2003. – 198 с
12. Смирнова, М.В. «Две Марины». По роману В. Сорокина «Тридцатая любовь Марины // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1 (17). С. 227-231
13. Соколов, Б.В. Моя книга о Владимире Сорокине / Б. Соколов.- М.,2005.- 224 с
14. Соколов Б.В. Эволюция мира прозы Владимира Сорокина // Литература в системе культуры. К семидесятилетию профессора И. В. Кондакова. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Министерство образования Московской области; Академия социального управления. 2017. С. 249-260
15. Сорокин В.Г. «Голубое сало»; https://www.srkn.ru/texts/salo_part2.shtm
16. Спиваковский, П.Е. Сорокин: по ту сторону постмодернизма // Филология: научные исследования. 2018. № 3. С. 105-113
17. Спиваковский, П.Е. Усадебная трансгрессия в рассказе Владимира Сорокина «Настя» // Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+. Коллективная монография. Сер. "Русская усадьба в мировом контексте" Составитель, отв. редактор и автор предисловия О.А. ¬Богданова. Москва, 2020. С. 311-322.
Вопрос-ответ:
Какие приемы изобразительного искусства использовал Сорокин в своих картинах?
Сорокин использовал широкий спектр приемов изобразительного искусства в своих картинах, включая мазковую технику, проработку деталей, эффект светотени, перспективу и композицию.
Какова биографическая справка об Сорокине?
Сергей Сорокин - русский художник, родившийся в 1968 году в Москве. Он обучался в Московском художественном институте имени Сурикова и стал известен своим особым стилем искусства, включающим элементы живописи, графики и карикатуры.
Чем отличаются живописные иллюстрации Сорокина?
Живописные иллюстрации Сорокина отличаются своими яркими цветами, детализацией и особым стилем. Они передают эмоции и настроение произведений, которые они иллюстрируют, и создают атмосферу уникальности и оригинальности.
Какие образы известных литературных персонажей можно найти на картинах Сорокина?
На картинах Сорокина можно найти образы таких литературных персонажей, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и Ф. Ницше. Художник передает их характерные черты и настроение через свои картины.
Какую технику графики использовал Сорокин?
Сорокин использовал различные техники графики, такие как акварель, карандаш, уголь, перо и тушь. Он мастерски владел этими инструментами и создавал удивительно выразительные рисунки и иллюстрации.
Какие приемы изобразительного искусства Использует Сорокин в своих картинах?
Сорокин в своих картинах использует различные приемы изобразительного искусства, такие как композиция, цветовые решения, светотени, текстуры и перспектива.
Какие картины и тексты были проанализированы в статье?
В статье был проведен сопоставительный анализ картины и текстов Л.Н. Толстого, Достоевского, Ницше и Теллурия.
Какие живописные иллюстрации представлены в творчестве писателя?
В творчестве писателя представлены живописные иллюстрации образов Л.Н. Толстого, Достоевского, Ницше, а также работы, созданные специально для выставки "Теллурия".
Какие различные графические техники использует В. Сорокин?
В. Сорокин использует различные графические техники, такие как линия, штрих, тушь, акварельные краски и карандаш. Он также экспериментирует с разными стилями и приемами, чтобы передать свои идеи и эмоции.
Какую роль играет карикатурная графика в творчестве Сорокина?
Карикатурная графика играет важную роль в творчестве Сорокина, помогая ему передать сатирический или иронический подтекст в своих работах. Он использует карикатурные образы, чтобы выразить свое мнение по разным вопросам и вызвать улыбку у зрителя.
Какие приемы изобразительного искусства применял Сорокин в своих работах?
Сорокин использовал различные приемы изобразительного искусства, такие как композиция, цветовая гамма, светотень, линия и текстура для создания эффектов и выражения своих идей. Он также экспериментировал с различными стилями и техниками, включая реализм, импрессионизм и экспрессионизм.
Какие картины и тексты были проанализированы в статье?
В статье был проведен сопоставительный анализ картин и текстов Сорокина. Особое внимание было уделено живописным иллюстрациям, которые Сорокин создавал на основе различных литературных произведений. В частности, был проанализирован образ Л. Н. Толстого, промежуточное положение образа Достоевского, образ Ницше, а также отдельные работы, посвященные теме Теллурия и выставке.