Роль учителя в образовании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 32 32 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 26.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОСТИ И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ 4
1. Античные представления о воспитании и образовании 4
2.Роль учителя в философии античности 8
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ 18
1.Школы гуманистической педагогики 18
2.Педагогика сотрудничества 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33



Фрагмент для ознакомления

Само содержание заданий обуславливает выбор того или иного способа учебной работы. Учебный процесс направлен на то, чтобы ученик имел возможность воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, осуществить восхождение от абстрактного к конкретному.Кроме того, внимание уделяется развитию самостоятельности мышления и действий ученика в процессе обучения (здесь речь идет о рефлективном развитии). Широко распространенной формой обучения является предложение учащимся попробовать найти объяснение некоторым научным фактам. Очень эффективным и интересным является следующее задание на уроках – знакомство с происхождением того или иного научного понятия (к примеру, ученики «открывают» способы обнаружения позитрона, повторяя поиски и эксперименты знаменитых ученых).И, главное, в системе Эльконина-Давыдова нет места жесткой дисциплине, принуждению, зубрежке. Все основано на принципах творчества, личностного всестороннего развития.Учитель при этом оказывает содействие, однако инициатива исходит от учеников. Главная цель учителя в учебном процессе – выстроить деятельность ученика таким образом, чтобы тот научился воспроизведению логики построения научного знания. То есть, учитель не столько объясняет, сколько направляет активность учащихся в поиске научной истины в правильном направлении. От учителя требуется в рамках этой системы, чтобы на уроках продукты общественного сознания в виде понятий и всеобщих способов действий воспроизводились в индивидуальном сознании учащегося. Это не только важнейшая учебная, но также и воспитательная задача.§ 2.Педагогика сотрудничестваТехнология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога или педагога-психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе. Взаимодействие специалиста и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной – в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность – взаимодействие – общение – контакт» (по А. А. Леонтьеву).Педагогические аспекты данной технологии были в полной мере разработаны и сформулированы Ш. Амонашвили.В педагогической системе Амонашвили нет места ломке личности ребенка, она основана на полном принятии личности. Можно выделить следующие основополагающие принципы педагогики сотрудничества Ш. Амонашвили:- любовь к ребенку;- очеловечивание среды, в которой ребенок живет, то есть, речь идет об обеспечении ему душевного комфорта и равновесия;- проживание в ребенка собственного детства, то есть, необходимо обязательно вникать в жизнь ребенка, заслуживать его доверие и уважение. Педагогика сотрудничества – это система, где учитель способен чувствовать детей, а дети испытывают полное доверие к учителю. За счет этого познавательный процесс становится очень эффективным, так как ученики знают, что получат от учителя ответы на свои вопросы. Ответ учителя способен глубоко затронуть чувства детей, стимулировать интерес к жизни, к различным ее проявлениям. Данный педагогический путь обеспечивает многостороннее познание и саморазвитие.В педагогике сотрудничества особое значение имеет личность учителя, к которой предъявляются следующие требования: умение понимать детей, занимать их позицию, проявлять снисходительность, деятельный оптимизм и вера в результат, сам учитель должен обладать высокими человеческими качествами, быть улыбчивым, строгим, сдержанным, интеллигентным, любить жизнь. Цель педагогики сотрудничества в том, чтобы сделать ребенка соратником процесса собственного воспитания, тогда как учитель выступает в качестве проводника между ребенком и духовностью, духовной культурой. Педагогика сотрудничества основана на гуманности по отношению к ребенку, вере в него и его возможности, так как это способствует развитию личности ребенка и ее гармоничному становлению. Дети вступают в сотрудничество с учителем, а учитель должен направить их энергию на процесс эффективного познания. Дети должны обязательно чувствовать поддержку и доброжелательность учителя, что он готов всегда оказать помощь.В концепции Амонашвили совершенно отсутствует понятие отстающего ребенка. Он считал, что детей следует любить, создавать для них соответствующую духовно-нравственную среду. Данная технология базируется на личностно-ориентированном и гуманистическом подходе. Согласно схеме характеристик профессий, разработанных Е.А. Климовым, объектом педагогической профессии является человек, а предметом деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек – человек». Эта мысль воспроизводится у многих авторов: педагогическая деятельность есть воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А.Зимняя, А.К. Маркова). Ответственность является очень важным качеством психолого-педагогической деятельности.Как этическая категория ответственность выражает отношение зависимости человек от Другого, воспринимаемого в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Ответственность предполагает самостоятельность, независимость от внешнего контроля, уверенность в своих силах, их соразмерность решаемой задаче. Ответственность, как «способность личности понимать и контролировать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе, социальным, нравственным и правовым нормам и правилам, чувству долга», помогает осознанному становлению чувства «сопричастности общему делу».Таким образом, педагог является ответственным за качество педагогического процесса. Педагог несет ответственность за собственную компетентность.Педагогическое взаимодействие является целенаправленным контактом педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка является значимой фигурой, ему следует нести ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, работать с детьми должны только высокопрофессиональные педагоги.Педагогическая профессия – это не просто ремесло, это миссия, имеющая общественную значимость. Посредством своей педагогической деятельности учитель проводит в общество, в общественную жизнь гуманистические ценности, делает общество более моральным, нравственным за счет грамотного воспитания молодого поколения. Рассмотрим основные аспекты данного процесса.В первую очередь, отметим, что на современном этапе большую актуальность обрело гуманистическое направление в педагогике. И реализация его принципов невозможна без того, чтобы педагог ориентировался именно на духовные и нравственные ценности.Отношения педагога-психолога, педагога и учащихся в педагогической практике должны строиться на таких аспектах, как понимание, открытость, обогащение с обеих сторон. Главная цель гуманистического подхода заключается в самоактуализации личности через осознание ребёнком особенностей собственного отношения к миру и себя в этом мире. И педагог, психолог несут прямую ответственность за эти процессы.Свобода специалиста в области педагогики и психологии проявляется в выборе методик, средств, форм обучения, в путях развития и повышения собственной профессиональной компетентности. Каждый специалист является индивидуальностью, личностью, которая уже обладает собственной педагогической философией и системой мировоззрения, соответственно, он выбирает для себя определенные методы работы, которые будут находиться в гармонии с его представлениями и жизненными, профессиональными установками. Современная педагогическая психологическая теория и практика предлагает огромное количество педагогических методов коррекции, воспитания и образования – это и личностно-ориентированный метод, принципы и методы гуманистической педагогики, методы, разработанные в рамках педагогики сотрудничества и поддержки. В целом, современному профессиональному психологу-педагогу необходимо, прежде чем делать выбор в пользу того или иного метода, постараться максимально ознакомиться с достоинствами и недостатками главных методов, иными словами, поиск и выбор своего метода должен быть максимально осознанным. Кроме того, несмотря на то, что существует множество методов и технологий, всегда важно обращать внимание на то, какая степень взаимопонимания существует между специалистом и обучающимися. Ведь дети должны видеть в педагоге-психологе не только наставника, но и друга, однако здесь же нужно не перейти ту грань, когда специалиста дети перестают воспринимать как старшего. Какой бы метод специалист ни выбрал, всегда следует помнить, что основная задача – это найти общий язык с учениками, способствовать их личностному, творческому росту и раскрытию потенциала. В противном случае, если не выполнить данную задачу, вряд ли даже самый совершенный метод будет эффективным. Любая технология должна базироваться на духовно-нравственных ценностях, например, именно они выступают в качестве основы важнейших методологических направлений в педагогике и психологии – гуманистического. Посредством опоры на духовно-нравственные ценности специалист может гораздо более глубоко почувствовать потребности обучающихся, а значит, более эффективно выстроить воспитательный и образовательный процесс. Можно также сказать, что духовно-нравственные ценности – это внутренний ориентир специалиста, который не позволит ему «схалтурить» в своей работе, проявить неуважение к личности ученика. Духовно-нравственные ценности придают истинный смысл психолого-педагогической деятельности в целом, а не только выбору конкретных технологий обучения и воспитания.Итак, Ш. Амонашвилиотмечает, что в любой педагогической системе и воспитательном, образовательном процессе не может быть места ломке личности ребенка, то есть, основная идея заключается в полном принятии. Представляется, что этот принцип полного принятия и отсутствия желания кого-то сломать полезен не только для профессиональной деятельности, но и в целом, в межличностных отношениях. К сожалению, достаточно часто мне приходилось совершать данную ошибку в жизни, но после прочтения книг Ш. Амонашвили этот принцип стал постепенно входить в мою жизнь. Казалось бы, данный принцип является гуманистическим и очевидным, но насколько сложно бывает его придерживаться. Очень важной и значимой кажется идея педагога относительно проживания в ребенка собственного детства, то есть, необходимо обязательно вникать в жизнь ребенка, заслуживать его доверие и уважение. К сожалению, очень часто можно видеть, как воспитатели, педагоги, родители ставят себя значительно выше детей, их тактика воспитания базируется подчас на вызывании чувства страха. Иногда ранее казалось, что такая тактика в определенных ситуациях имеет место быть, но книги Ш. Амонашвилиубеждают в обратном – в любом случае надо идти через доверие и уважение, максимальное принятие и желание понять. Это и есть залог успеха в общении с детьми. То есть, как пишет Амонашвили, нужно выстраивать свою стратегию на базе педагогики сотрудничества – это система, где учитель способен чувствовать детей, а дети испытывают полное доверие к учителю. За счет этого познавательный процесс становится очень эффективным, так как ученики знают, что получат от учителя ответы на свои вопросы. Ответ учителя способен глубоко затронуть чувства детей, стимулировать интерес к жизни, к различным ее проявлениям. Данный педагогический путь обеспечивает многостороннее познание и саморазвитие. Безусловно, такой путь должны для себя выбирать и родители.Также хотелось бы выделить идею относительно важности личностных качеств того специалиста, который работает с детьми. После прочтения книг Амонашвилистановится очевидно, что личностные качества очень важны, возможно, даже более, чем определенные теоретические знания и практические навыки. Следует ценить в специалистах следующие качества: умение понимать детей, занимать их позицию, проявлять снисходительность, деятельный оптимизм и вера в результат. То есть, если человек работает с детьми, то он должен обладать высокими человеческими качествами, быть улыбчивым, строгим, сдержанным, интеллигентным, любить жизнь, быть гуманистом по своей сути. Таким образом, огромное значение имеет общая идея Амонашвили, согласно которой нужно сделать ребенка соратником процесса собственного воспитания, тогда как учитель, родитель, воспитатель выступает в качестве проводника между ребенком и духовностью, духовной культурой. Педагогика сотрудничества основана на гуманности по отношению к ребенку, вере в него и его возможности, так как это способствует развитию личности ребенка и ее гармоничному становлению. Дети вступают в сотрудничество со взрослым, а он уже должен направить их энергию на процесс эффективного познания. Дети должны обязательно чувствовать поддержку и доброжелательность, соответственно, на проявления данных качеств нельзя скупиться никогда!Также совершенно поражает то, что в концепции Амонашвили совершенно отсутствует понятие отстающего ребенка. Он считал, что детей следует любить, создавать для них соответствующую духовно-нравственную среду. В какой мере необходимым и важным этот принцип является сейчас, в наше непростое время, когда люди привыкли навешивать ярлыки, делить детей на успевающих, отстающих, проблемных и т.п.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, уже в античности закладывались основы педагогической науки. Впоследствии идеи, высказанные древнегреческими философами, развивались и трансформировались с учетом требований новых эпох. Наибольшей последовательностью и разработанностью отличались педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Эти философы расходились во многих аспектах, однако общего было немало: все они считали воспитание и обучение важнейшими инструментами формирования нравственной и здоровой личности, подлинного гражданина. Кроме того, древнегреческие философы указывали на необходимость самосовершенствования и разностороннего образования. Среди основных предметов выделялись гимнастика и музыка, так как именно они способствовали формированию прекрасного начала в человеке. В Древней Греции существовала развитая система школьного образования. Школьное образование было разрешено детям свободных и достаточно обеспеченных граждан. Что же касается учителей, то чаще всего они имели низкий социальный статус. Позднее к обучению стали привлекать известных философов. Задачи воспитательной и учебной работы сводились к тому, чтобы войти в общество полноправных свободнорожденных эллинов. Соответственно, школьное образование было направлено на то, чтобы получить необходимые навыки для занятия интеллектуальной деятельностью, развивать культуру тела, приобщаться к нравственным ценностям, быть готовым стать воином. Философские представления античности стали достоянием и гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества. Гуманистическая педагогика является основой для многих методик обучения, которые используются в отечественной педагогике. Во второй половине 20 века в отечественной педагогике начались поиски новых методик обучения, которые бы учитывали индивидуальные особенности учащихся, помогали раскрывать их потенциал – это и есть гуманистический подход.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАмонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Москва-Воронеж: Изд-во РАН, 1998. – 539 с.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2002. – 207 с.Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguisticaetphilologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. — С. 211—238.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. [Электронный ресурс] – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.phpЖураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Учпедгиз, 1963. – 471 с.Ладынин И.А., Новиков С.В., Никитин В.О. История древнего мира: Восток, Греция, Рим. – М.: Слово, 2005. – 574 с. Мухортова Е.А. Психолого-педагогические основы современных дидактических систем. Учебный курс. [Ресурс локального доступа]Николаева Е.И. История педагогики и образования. [Электронный ресурс] – URL:https://aldebaran.ru/author/yunackevich_petr/kniga_istoriya_pedagogiki_i_obrazovaniya_ucheb/read/pagenum-2/Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. [Электронный ресурс] – URL:http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txtХанова Е.Ф. Свобода и ответственность в педагогической деятельности. [Электронный ресурс] – URL:www.elib.osu.ruЧеркас-Быстрова Т. Ш.А. Амонашвили – автор гуманной педагогики. [Электронный ресурс] – URL:http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5593Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011. [Электронный ресурс] – URL:http://fictionbook.ru/author/Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Москва-Воронеж: Изд-во РАН, 1998. – 539 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2002. – 207 с.
3. Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. — С. 211—238.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. [Электронный ресурс] – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php
6. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Учпедгиз, 1963. – 471 с.
7. Ладынин И.А., Новиков С.В., Никитин В.О. История древнего мира: Восток, Греция, Рим. – М.: Слово, 2005. – 574 с.
8. Мухортова Е.А. Психолого-педагогические основы современных дидактических систем. Учебный курс. [Ресурс локального доступа]
9. Николаева Е.И. История педагогики и образования. [Электронный ресурс] – URL:https://aldebaran.ru/author/yunackevich_petr/kniga_istoriya_pedagogiki_i_obrazovaniya_ucheb/read/pagenum-2/
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt
11. Ханова Е.Ф. Свобода и ответственность в педагогической деятельности. [Электронный ресурс] – URL: www.elib.osu.ru
12. Черкас-Быстрова Т. Ш.А. Амонашвили – автор гуманной педагогики. [Электронный ресурс] – URL: http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5593
13. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011. [Электронный ресурс] – URL: http://fictionbook.ru/author/
14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.

Вопрос-ответ:

Какие были античные представления о воспитании и образовании?

Античные представления о воспитании и образовании основывались на идеале гармоничного развития человека как физического, умственного и нравственного существа. Воспитание и образование в античности были тесно связаны с идеями философии и целостным развитием личности.

Какую роль играл учитель в античности?

Учитель в античности играл важнейшую роль в процессе образования. Он был не только носителем знаний, но и наставником, проводником к мудрости. Учитель помогал формировать нравственные ценности, развивал умственные способности и физическую силу учеников.

Какие школы гуманистической педагогики существовали?

В гуманистической педагогике существовали различные школы, такие как школа стоиков, эпикуреев и платонистов. Каждая из этих школ имела свои особенности и акценты в подходе к образованию и роли учителя.

Что такое педагогика сотрудничества?

Педагогика сотрудничества - это подход к образованию, основанный на взаимодействии и сотрудничестве учителя и ученика. В рамках этого подхода учитель выступает не только как источник знаний, но и как партнер, помогающий развить у ученика самостоятельность, критическое мышление и способность к сотрудничеству.

Какими способами учебной работы можно воспользоваться в учебном процессе?

В учебном процессе можно использовать различные способы учебной работы в зависимости от содержания заданий. Это может быть индивидуальная работа, групповая работа, дискуссии, проектные задания, практические занятия и многое другое. Важно подбирать подходящий способ, который способствует лучшему усвоению материала учениками.

Какова роль учителя в образовании?

Роль учителя в образовании очень важна. Учитель является наставником и гидом для учеников, помогая им приобрести знания, навыки и ценности. Он способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных способностей учеников, их самостоятельности и критического мышления. Учитель также создает поддерживающую и мотивирующую обстановку в классе, вдохновляя учеников на достижение успеха.

Какие были представления о воспитании и образовании в древности?

В древности воспитание и образование считались очень важными. Античные общества, такие как древняя Греция и Рим, придавали большое значение образованию граждан. Воспитание включало в себя не только приобретение знаний, но и формирование добродетелей и поведенческих навыков. Ученики, особенно из высоких классов, обучались у опытных учителей, которые передавали им знания и ценности своего общества.

Какая роль учителя была в философии античности?

В философии античности учитель играл роль гида и наставника. Он не только передавал знания, но и помогал ученикам развивать их мыслительные способности и критическое мышление. Учитель поддерживал духовный и интеллектуальный рост учеников, помогая им разобраться в сложных философских концепциях и идеях.

Какие школы гуманистической педагогики были?

В гуманистической педагогике было несколько школ, каждая из которых придавала особое значение развитию личности ученика. Например, Школа гуманистической педагогики Карла Роджерса подчеркивала важность эмоциональной поддержки и доверительных отношений между учителем и учеником. Школа гуманистической педагогики Абрахама Маслоу поощряла самореализацию и развитие потенциала каждого ученика.

Что направлено на учебный процесс?

Учебный процесс направлен на обеспечение возможностей для учеников активно участвовать в обучении, освоении новых знаний и навыков. Он также способствует развитию умений самостоятельной работы и критического мышления. Учебный процесс может быть организован различными способами в зависимости от содержания заданий и целей образования.

Какова роль учителя в образовании?

Учитель играет важную роль в образовании, поскольку он является главным источником знаний и опыта для учащихся. Учитель помогает ученикам усваивать новую информацию, развивать навыки и навыки, а также формировать ценности и мировоззрение. Он также отвечает за создание стимулирующей и безопасной учебной среды, где ученики могут раскрыть свой потенциал и достичь успеха.

Какие были античные представления о воспитании и образовании?

В античной культуре образование и воспитание имели важное значение. Античные общества полагали, что образование должно развивать человека во всех сферах его бытия - физической, умственной и моральной. Они стремились формировать граждан активными участниками общества, обучая их навыкам риторики, философии, музыки и физической активности. Учителя в античности имели высокий статус и считались образцами мудрости и знаний.