Исследование актуальных проблем межкультурной коммуникации; тема - межкультурная компетенция в профессиональных коммуникациях
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 01.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы изучения межкультурной коммункации 5
1.1. Эмоциональная сфера личности как предмет исследования в психологической науке 5
1.2. Классификация эмоционально-психических состояний 9
1.3. Информация об эмоциональном состоянии человека, заключенная в динамике выражений лица 15
2. Исследование невербальных проявлений межкультурной коммуникации 19
2.1. Значение и особенности невербальных проявлений эмоций 19
2.2. Невербальные средства проявлений эмоций 22
2.3. Выявление характерных особенностей невербального выражения эмоций у преподавателей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Неуверенность проявляется появлением во время разговора беспричинного кашля, различных нервных подергиваний. Некоторые люди совершенно теряются и буквально боятся поднять глаза на собеседника, другие же внезапно начинают говорить без умолку.Усталость характеризуется низким тоном голоса, при этом человек чувствует себя абсолютно бессильным перед обстоятельствами. Во время усталости нельзя принимать серьезные решения, так как вероятность совершить ошибку возрастает.Энтузиазм и радость проявляются высоким тоном голоса, сама речь звучит уверенно и размеренно. В этом настроении субъект чувствует, что ему все по плечу, и он сможет преодолеть любые преграды.Таким образом, невербальное общение представляет собой систему взаимовлияющих сигналов и действий, которые, в свою очередь, воздействуют на качество и эффективность взаимодействия между людьми.2.3. Выявление характерных особенностей невербального выражения эмоций у преподавателейЭмоции являются важным инструментом педагогического воздействия, однако их роль в образовательном процессе недооценивается, на уроках в общеобразовательных заведениях нередко превалирует отчужденный стиль общения учителя. Между тем, недостаток эмоционального компонента педагогического общения отрицательно влияет на учебную деятельность и общий психологический фон. Для грамотного педагога очень важно уметь вызывать в учениках положительные эмоции, учитывая возрастные особенности учащихся, специфику предмета и этапы урока. Важно отметить, что этот процесс возможен только при эмоциональности самого учителя, так как людям, а в особенности детям, свойственно подсознательное копирование эмоциональных проявлений. Таким образом, эмоциональная экспрессия учителя стимулирует психологические и когнитивные процессы учеников, создает благоприятную основу для творчества. Материал, воспринятый эмоционально, становится личным переживанием и лучше усваивается.В зависимости от этапов урока, возможно разное употребление эмоций. На организационном этапе целесообразно использовать радость – для выражения своего отношения к обучаемым, заинтересованность, – чтобы включить детей в работу. В проанализированном материале на данном этапе урока учителя начальной школы эмоций не выражали, а учителя средней школы выражали радость и интерес лишь в 6 % случаев (2 % и 4 % соответственно). Серьезность учителя в начале урока, безусловно, настраивает на рабочий лад, но равнодушное начало приводит к снижению мотивации, сразу задает монотонный ход урока, в то время как «момент взволнованности, небезразличия должен необходимо служить отправной точкой всякой воспитательной работы».Объяснение новой темы – очень важный момент в образовательном процессе: он закладывает отношение к предмету, обусловливает саму возможность обучения. В проанализированном материале на данном этапе урока учителя начальной и средней школы выражали эмоции в 28 % случаев, при этом учителя средней школы были в 2 раза более эмоциональны (66 % против 34 %). Базовые эмоции радости и интереса абсолютно обоснованы при объяснении новой темы (22,5 %), они стимулируют когнитивные процессы, позволяют «переживать» новые знания, закрепляют их. Однако сложность задачи состоит в том, что в 10 базовых эмоциях только 2 положительные, одна условно нейтральна, а остальные отрицательны, поэтому педагогу нужнонаучиться выражать составные эмоции, такие как воодушевление, энтузиазм. В средней школе на данном этапе, помимо положительных эмоций, также выражались и отрицательные (5,5 %): раздражение и недовольство, которые были вызваны учениками, мешавшими объяснять тему.При выполнении практических заданий учителя выражали эмоции в 25 % случаев. Из этих эмоций 86% положительные (интерес, радость, энтузиазм), 7 % нейтральные (смущение) и 7 % отрицательные (пренебрежение, омерзение). Учителя начальной школы проявляют эмоции в существенно меньшей степени по сравнению с учителями средней школы (21 % против 79 %). На данном этапе отрицательные эмоции (пренебрежения и омерзения) наблюдались только у учителей средней школы, однако, принимая во внимание единичность данных случаев, их можно расценивать исключительно как личную особенность конкретного учителя.На этапе проверки выполненных (домашних) заданий эмоции наблюдались в 10 % случаев. Учителя начальной школы выражали такие эмоции, как интерес, радость (80 %) и беспокойство (20 %). Учителя средней школы на данном этапе урока эмоций не выражали. Если сопоставить этапы проверки домашних заданий и выполнения заданий в классе, то возникает вопрос, почему то, что выполнялось дома, остается без эмоционального поощрения в средней школе, а то, что выполняется в классе, в начальной. Такое количественное различие не связано ни с типом выполняемых заданий, ни с возрастными особенностями; дети в любом возрасте и независимо от сложности выполняемого задания нуждаются в положительном эмоциональном подкреплении со стороны учителя.На этапе контроля усвоенного материала учителя выражают эмоции в 27 % случаев: 38 % положительных эмоций (радость, интерес) и 62% нейтральных (беспокойство, сомнение). Нейтральные эмоции используются в качестве метода педагогического воздействия, чтобы показатьобучаемым, что преподаватель переживает за них и при этом доброжелателен. Преобладание почти в 2 раза нейтральных эмоций над положительными говорит о недостаточной мотивированности учащихся, их низком уровне подготовки и недостаточном усвоении материала. Только 3 % эмоций на данном этапе выражены учителями средней школы, остальные 97 % принадлежат учителям начальной школы. Такой перевес непонятен. Ведь, без эмоционального одобрения выполненной работы невозможен процесс обучения. При этом важно эмоционально подкреплять не только правильные ответы, но и само желание ответить.На этапах выполнения практических заданий и контроля усвоенного материала лучше избегать отрицательных эмоций в качестве реакции на неправильные ответы. По причине колоссального влияния на учеников негативные эмоции, такие как гнев, отвращение, презрение, в педагогическом дискурсе неприемлемы: они вызывают ответную реакцию учащихся, что сказывается на их успеваемости и поведении. Все негативные эмоции в рамках педагогического дискурса лучше заменять нейтральными. Так, недовольство неправильным ответом учащегося можно заменить удивлением: «Разве это правильно?», что скорее побудит школьника к поиску правильного ответа, чем подсознательный страх наказания после недовольства. Страх сделать ошибку исчезнет, если учащиеся почувствуют, что их ведут и им подскажут; в данном случае выражение нейтральных эмоций способствует установлению положительной обратной связи, которая усиливает вовлеченность обучаемых в образовательный процесс [20].На заключительном этапе учителя начальной и средней школы используют эмоции всего в 4 % случаев (радость), что говорит о том, что эмоциональность на данном этапе скорее исключение, чем правило. Однако именно на заключительном этапе важно выразить радость от совместного творчества, удовлетворение проделанной работой и желание увидеться вновь.Проведенный анализ дает нам право говорить о том, что все учителя без исключения выражают интерес к происходящему. У педагогов на уроке, как правило, наблюдается одна ведущая, основная эмоция, проявляющаяся чаще других. Это может быть положительная, отрицательная или нейтральная эмоция, в зависимости от личностных особенностей преподавателя. Эта эмоция может выражаться на всех этапах урока.Сравнивая начальную и среднюю школы, нужно отметить, что учителя младшей школы эмоциональны в той же степени, что и учителя средней школы; в обоих случаях количество положительных эмоций преобладает (58 % и 80 %). Однако учителя начальной школы совсем не используют отрицательные эмоции, и в их дискурсе значительную часть занимают нейтральные (42 %), в то время как в старшей школе практически отсутствуют нейтральные эмоции (3 %), зато в небольшом количестве присутствуют отрицательные (17 %).Самыми эмоциональными этапами урока являются в средней школе объяснение новой темы и выполнение практических заданий, а в младшей – контроль усвоенного материала. Основными эмоциями являются базовые: радость и интерес. Составные эмоции встречаются в единичных случаях, а этого мало: без воодушевления (энтузиазма), вдохновения и других составных положительных эмоций урок становится скучным и монотонным. На личном примере педагог должен показывать любовь к своему предмету, тогда и учащиеся будут более активно вовлечены в процесс обучения.ЗАКЛЮЧЕНИЕОпираясь на теоретические факты можно обосновать некоторые закономерности, показывающие взаимозависимость эмоций и деятельности. Через эмоциональные состояния человек выражает свое оценочное отношение к самым разнообразным ситуациям. Эмоции находятся в тесной связи со сферой мотивов человека и, как правило, они имеют предметный характер. Положительный эмоциональный фон свидетельствует о том, что эмоциональные состояния со знаком плюс во многом являются мотивирующим фактором в отношении той деятельности, которую выполняет человек. Эмоциональным состояниям не всегда присущи видимые изменения. Определенные состояния присущи человеку всегда, возможны смешанные состояния. Возникая, они приходят на смену предыдущему состоянию скачком и одномоментно, либо, перетекая в другое, исходя из этого основной характеристикой состояний является их непрерывность. Непрерывность состояний тесным образом связана с такими характеристиками как устойчивость и интенсивность.Невербальное общение представляет собой систему взаимовлияющих сигналов и действий, которые, в свою очередь, воздействуют на качество и эффективность взаимодействия между людьми.Распознавание информации, передаваемой невербальными средствами общения, оказывает значительное влияние на эффективность коммуникации.Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека было проведено на примере оценки эмоционального состояния преподавателя. Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека позволило прийти к выводу, что самыми эмоциональными этапами урока являются в средней школе объяснение новой темы и выполнение практических заданий, а в младшей – контроль усвоенного материала. Основными эмоциями являются базовые: радость и интерес. Составные эмоции встречаются в единичных случаях, а этого мало: без воодушевления (энтузиазма), вдохновения и других составных положительных эмоций урок становится скучным и монотонным. На личном примере педагог должен показывать любовь к своему предмету, тогда и учащиеся будут более активно вовлечены в процесс обучения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБарабанщиков В.А., Жегалло А.В., Королькова О.А. Перцептивная категоризация выражений лица. - М.: Когито-Центр, 2016. – 332 с. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие эмоциональных экспрессий лица при его маскировке и кажущемся движении // Экспериментальная психология. - 2015. - № 1. - С. 7-27.Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие эмоциональных экспрессий различной степени четкости при стробоскопической экспозиции лица и его маскировке // Российский психологический журнал. - 2016. - № 4. - С. 197-217.Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 672 с.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. – 455 с. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. - М.: Академия, 2013. - 288 с.Гурьев М.Е. Теоретический анализ проблем стресса в психологии // Проблемы теории и практики современной науки. Материалы II международной научно-практической конференции. - 2014. - № 2. - С. 75-83.Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. // Информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. - 2014. - № 10. - С.81- 83.Игебаева Ф.А. Такесические средства в деловом общении // Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2017. № 23. - С.163-164.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2016. - 784 с.Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. - М.: Форум, 2013. - 544 с.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2013. - 512 с.Рапопорт Г.Н., Герц А.Г. Биологический и искусственный разум. Сознание, мышление и эмоции. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 184 с.Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.Столяренко Л.Д. Психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2012. - 156 с.Штейнмец А.Э. Общая психология. - М: Академия, 2013. - 288 с.Экман П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2017. - 448 с.Alves N.T. Recognition of static and dynamic facial expression: a study review // Estudos de Psicologia. - 2013. - Vol. 18. - P. 125-130.Bassili J.N. Facial motion in the perception of faces and of emotional expression // Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance. - 1978. - Vol. 4(3). - P. 373-379.Ekman P., Friesen W. Pictures of facial affect. Palo Alto, CA: Consulting Psychologies Press, 1976. – 333 р.Gibson J. J. The Senses Considered as Perceptual Systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966. – 223 р.Johansson G. Visual perception of biological motion and a model for its analysis // Perception & Psychophysics. - 1973. - № 2. - P. 201-211.Kappas A., Descoteaux J. Of butterflies and roaring thunder: nonverbal communication in interaction and regulation of emotion // Nonverbal Behavior in Clinical Settings / Eds Philippot P., Coats E.J., Feldman R.S. New York: Oxford University Press, 2003. – 221 р.Knight B., Johnston H. The role of movement in face recognition // Visual Cognition. - 1997. - Vol. 4. - P. 265-273.Runeson S., Frykholm G. Kinematic specification of dynamics as an informational basis for person-and-action perception: Expectation, gender recognition, and deceptive intention // Journal of Experimental Psychology: General. - 1983. - № 4. - P. 585-615.Zebrowitz L.A. Ecological and social approaches to face perception // The Oxford Handbook of Face Perception / Eds. A.J. Calder, G. Rhodes, J.V. Haxby, Mark H. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 2011. – 344 р.
2. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие эмоциональных экспрессий лица при его маскировке и кажущемся движении // Экспериментальная психология. - 2015. - № 1. - С. 7-27.
3. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие эмоциональных экспрессий различной степени четкости при стробоскопической экспозиции лица и его маскировке // Российский психологический журнал. - 2016. - № 4. - С. 197-217.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 672 с.
5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. – 455 с.
6. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
7. Гурьев М.Е. Теоретический анализ проблем стресса в психологии // Проблемы теории и практики современной науки. Материалы II международной научно-практической конференции. - 2014. - № 2. - С. 75-83.
8. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. // Информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. - 2014. - № 10. - С.81- 83.
9. Игебаева Ф.А. Такесические средства в деловом общении // Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2017. № 23. - С.163-164.
10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2016. - 784 с.
11. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
12. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. - М.: Форум, 2013. - 544 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2013. - 512 с.
15. Рапопорт Г.Н., Герц А.Г. Биологический и искусственный разум. Сознание, мышление и эмоции. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 184 с.
16. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
17. Столяренко Л.Д. Психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
18. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2012. - 156 с.
19. Штейнмец А.Э. Общая психология. - М: Академия, 2013. - 288 с.
20. Экман П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2017. - 448 с.
21. Alves N.T. Recognition of static and dynamic facial expression: a study review // Estudos de Psicologia. - 2013. - Vol. 18. - P. 125-130.
22. Bassili J.N. Facial motion in the perception of faces and of emotional expression // Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance. - 1978. - Vol. 4(3). - P. 373-379.
23. Ekman P., Friesen W. Pictures of facial affect. Palo Alto, CA: Consulting Psychologies Press, 1976. – 333 р.
24. Gibson J. J. The Senses Considered as Perceptual Systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966. – 223 р.
25. Johansson G. Visual perception of biological motion and a model for its analysis // Perception & Psychophysics. - 1973. - № 2. - P. 201-211.
26. Kappas A., Descoteaux J. Of butterflies and roaring thunder: nonverbal communication in interaction and regulation of emotion // Nonverbal Behavior in Clinical Settings / Eds Philippot P., Coats E.J., Feldman R.S. New York: Oxford University Press, 2003. – 221 р.
27. Knight B., Johnston H. The role of movement in face recognition // Visual Cognition. - 1997. - Vol. 4. - P. 265-273.
28. Runeson S., Frykholm G. Kinematic specification of dynamics as an informational basis for person-and-action perception: Expectation, gender recognition, and deceptive intention // Journal of Experimental Psychology: General. - 1983. - № 4. - P. 585-615.
29. Zebrowitz L.A. Ecological and social approaches to face perception // The Oxford Handbook of Face Perception / Eds. A.J. Calder, G. Rhodes, J.V. Haxby, Mark H. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 2011. – 344 р.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при межкультурной коммуникации?
При межкультурной коммуникации могут возникать различные проблемы, такие как языковые барьеры, различия в культурных ценностях и нормах, недостаток межкультурной компетенции у общающихся сторон и другие.
Что такое межкультурная компетенция и почему она важна в профессиональных коммуникациях?
Межкультурная компетенция - это способность эффективно взаимодействовать с представителями других культур. Она важна в профессиональных коммуникациях, так как помогает преодолевать культурные различия, устанавливать доверительные отношения и успешно достигать поставленных целей.
Какая роль эмоциональной сферы личности в межкультурной коммуникации?
Эмоциональная сфера личности играет важную роль в межкультурной коммуникации, так как влияет на восприятие и интерпретацию коммуникативных сигналов, а также на формирование отношений и эмоциональную обстановку в процессе общения.
Какие бывают эмоционально-психические состояния и как их можно классифицировать?
Эмоционально-психические состояния могут быть различными, например, радостными, грустными, тревожными и т.д. Они могут быть классифицированы по длительности (кратковременные и длительные), по интенсивности (сильные и слабые) и по направленности (положительные и отрицательные).
Что такое невербальные проявления межкультурной коммуникации и как они исследуются?
Невербальные проявления межкультурной коммуникации - это все те сигналы и признаки, которые передаются без использования слов. Они могут включать жесты, мимику, выражение лица и другие невербальные элементы. Исследование таких проявлений проводится с помощью наблюдений, анализа видеозаписей и психологических экспериментов.
Какие теоретические основы изучения межкультурной коммуникации?
Теоретическими основами изучения межкультурной коммуникации являются эмоциональная сфера личности и невербальные проявления. Они помогают понять и анализировать коммуникацию между людьми разных культур и налаживать успешные профессиональные контакты.
Почему эмоциональная сфера личности является предметом исследования в психологической науке?
Эмоциональная сфера личности является предметом исследования в психологической науке, так как эмоции играют важную роль во всех аспектах жизни человека. Они влияют на межличностные отношения и коммуникацию, поэтому понимание эмоциональной сферы личности является ключевым для успешного взаимодействия.
Какие бывают эмоционально-психические состояния?
Существует множество классификаций эмоционально-психических состояний. Некоторые из них включают состояния, связанные с радостью, грустью, страхом, злостью, удивлением и т.д. Все эти состояния могут быть проявлены во время межкультурной коммуникации и влиять на сам процесс общения.
Что такое невербальные проявления межкультурной коммуникации?
Невербальные проявления межкультурной коммуникации включают в себя жесты, мимику лица, интонацию голоса, пространственные отношения и другие элементы, которые передают информацию без использования слов. Изучение этих проявлений помогает понять нюансы коммуникации между представителями разных культур и успешно взаимодействовать с ними.