Содержание и оптимизация работы медицинской сестры прививочного кабинета
Заказать уникальную дипломную работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 30.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Популяционные и организменные аспекты вакцинопрофилактики 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование работы прививочного кабинета 8
1.3. Современные требования к оснащению и работе прививочного кабинета 11
1.4. Современные требования к работе прививочного кабинета 13
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАБОТЕ ПРИВИВОЧНОГО КАБИНЕТА 15
2.1. Сестринская деятельность по организации работы прививочного кабинета 15
2.2. Оборудование прививочного кабинета для хранения вакцины 18
2.3. Медицинская документация прививочного кабинета 21
2.4. Возможности оптимизации работы медицинской сестры прививочного кабинета 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
МУ 3.3.1891-04 регламентированы следующие медицинские документы прививочного кабинета [9]:журнал регистрации осмотров и выполненных прививок (ф. 064/у);бланки «Сертификат о профилактических прививках» (ф. 156/у-93);амбулаторные карты пациентов (ф. 112/у, ф. 025/у);экстренное извещение о побочном действии вакцин (ф. 058);инструкции по применению всех используемых медицинских иммунобиологических препаратов на русском языке;журнал регистрации выполненных прививок по каждому виду вакцины;журнал учета и расходования медицинских иммунобиологических препаратов(Приложение Ж);журнал регистрации температурного режима холодильника(Приложение Ж);журнал регистрации работы бактерицидной лампы;журнал регистрации генеральных уборок;план экстренных мероприятий по обеспечению «холодовой» цепи в чрезвычайных ситуациях.Отчетные формы: №5 (квартальная, месячная) государственного статистического наблюдения «Сведения о профилактических прививках»;№6 (годовая) государственного статистического наблюдения «Сведения о контингентах детей, подростков, взрослых, привитых против инфекционных болезней на 31 декабря отчетного года».Возможности оптимизации работы медицинской сестры прививочного кабинетаПрактика иммунизации, как и всякая отрасль медицины, не лишена своих проблем. Большое беспокойство вызывает снижение уровня иммунизации детей во всем мире, в том числе, и в Российской Федерации. Такое положение дел обуславливается как объективными причинами, связанными со снижением показателей детского здоровья, так и субъективными, к числу которых принадлежит отказ родителей от вакцинации.Медицинской сестре приходится часто сталкиваться с проблемой отказа родителей от вакцинации детей [18, 19].Длясмягчения этой проблемы нами разработана Технологическаякартаработымедицинской сестры прививочного кабинетаспациентомна этапах до и после вакцинации, а также памятка для родителей о вакцинации детей, которые представлены в Приложениях З, И.Кроме того для повышения эффективности иммунопрофилактики детских инфекций могут быть использованы следующие возможности:Расширение участия медицинских сестер в разработке целевых профилактических программ и профилактических образовательных мероприятиях с целью повышения информированности родителей о мерах по снижению риска развития детских инфекций путем повышения уровня их санитарной грамотности, усиления контроля за здоровьем своих детей и приверженности к вакцинации.Изыскание новых форм обучения и пропаганды вакцинопрофилактики среди населения - создание агитбригад, проведение тематических театрализованных представлений, круглых столов, организация активов санитарного просвещения.Регулярное проведение средним медперсоналом прививочных кабинетов бесед с детьми в игровой форме профилактического содержания, а также оказание им психологической поддержки до, во время и после вакцинации.Размещение в достаточном количестве наглядных материалов (плакатов и памяток), информирующих о пользе вакцинопрофилактики для здоровья детей, в лечебных и детских образовательных учреждениях. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо мнению целого ряда ученых, одно из крупнейших достижений прошлого века - вакцинация - единственное, наиболее безопасное и самое эффективное средство, позволяющее обеспечить защиту человеческого организма от инфекций. Всемирная организация здравоохранения считает, что с помощью иммунизации предотвращается около 3 млн. детских смертей в год.Успешное проведение вакцинопрофилактики тесно связано как с качеством выпускаемых вакцин, так и с уровнем охвата и правильной организацией вакцинации у детей. Известно, что существенное снижение заболеваемости и смертности от детских инфекций может быть достигнуто только при иммунизации 80-95% детского населения.В то же время, по данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается более 24 млн. не вакцинированных детей раннего возраста, что связано с низким финансированием отдельных систем здравоохранения и распространением антипрививочного движения. Среди причин антипрививочного движения можно отметить как недостаток информации и гигиенических знаний среди населения, так и низкую общую культуру.Согласно Федеральному Закону Российской Федерации № 157-ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» вакцинопрофилактика в России рассматривается, как неотъемлемая часть государственной политики в сфере здравоохранения.Активная иммунизация детского населения и качественная организация прививочной работы способствуют формированию раннего специфического иммунитета у детей и приводят к укреплению их здоровья. Особое место в этом процессе принадлежит медицинской сестре прививочного кабинета. Именно она является специалистом, ответственным за организацию и проведение вакцинопрофилактики.На основании многочисленных законов и подзаконных нормативных актов в Российской Федерации проводится целая система мероприятий, направленных на предупреждение, ограничение распространенности и ликвидацию инфекционных заболеваний посредством проведения плановой вакцинации и вакцинации по эпидемическим показаниям.На сегодняшний день в нашем государстве на законодательной основе осуществляется бесплатная вакцинация против возбудителей 12 инфекционных болезней - гриппа, гемофильной инфекции, вирусного гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, пневмококковой инфекции, полиомиелита, столбняка, туберкулеза и эпидемического паротита.Современные требования к оснащению и работе, установленные в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации № 92н от 07.03.2018 г «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям», в полной мере позволяют оказывать детскому населению высококачественную профилактическую помощь.Задача кабинета иммунопрофилактики состоит в организации и реализации мероприятий по активной вакцинопрофилактике. И, хотя клинический и организационно-методический разделы прививочной работы обеспечиваются врачом, основная роль в выполнении прививок принадлежит медицинской сестрой кабинета иммунопрофилактики. Она является высококвалифицированным манипулятором, специально обученным технике проведения вакцинации, методам и правилам соблюдения холодовой цепи, а также приемам неотложной помощи.Многочисленные обязанностимедицинской сестры прививочного кабинета устанавливаются МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад».В качестве основных среди них можно выделить прием пациентов на вакцинацию по направлению врача, непосредственное проведение вакинации, наблюдение за привитыми пациентами сразу же после инъекции, ведение обширной медицинской документации, обеспечение работы прививочного кабинета в соответствии с нормами санитарного законодательства. Она же ответственна за правильный температурный режим хранения вакцин, который чрезвычайно важен для сохранения их полной активности. Кроме этого, на медицинскую сестру прививочного кабинета возложена обязанность ведения санитарно-гигиенической просветительской работы среди родителей и активной пропаганды вакцинации.Как и всякая отрасль медицины, практика иммунизации не лишена своих проблем. Большое беспокойство вызывает снижение уровня иммунизации детей во всем мире, в том числе, и в Российской Федерации, что нередко связано в отказом родителей от вакцинации.Надеемся, что настоящим исследованием и предложениями оптимизации сестринской деятельности по организации работы прививочного кабинета мы внесли свой скромный вклад в решение этой важной проблемы иммунопрофилактики. В процессе выполнения дипломной работы были:Охарактеризованы особенности нормативно-правового регулирования работы прививочного кабинета.Изучены современные требования по оснащению и работе прививочного кабинета.Выявлены составляющие сестринской деятельности по организации работы прививочного кабинета.Предложены пути оптимизации сестринской деятельности по организации работы прививочного кабинета. Таким образом, поставленные в дипломной работе задачи выполнены, а цель ее достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон Российской Федерации №157-ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».Федеральный закон Российской Федерации №99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».Федеральный закон Российской Федерации №323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».Приказ Министерства здравоохранения СССР № 1030 от 04.10.1980 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №19н от 26.01.2009 г. «О рекомендуемом образце добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них».ПриказМинистерства здравоохранения Российской Федерации №366н от 16.04.2012 г. «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 125н от 21.03.2014 г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям».Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 92н от 07.03.2018 г «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям».МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад».СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов».МУ 3.3.2.2437-09 «Применение термоиндикаторов для контроля температурного режима хранения и транспортирования медицинских иммунобиологических препаратов в системе холодовой цепи».Антонова, Т.В. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник для мед. училищ и колледжей / Т.В. Антонова, М.М. Антонов, В.Б. Барановская, Д.А. Лиознов. – М.: ГЭОАТР-Медиа, 2018. – 416 с.Бартлетт, Дж. Инфекции дыхательных путей / Дж. Бартлетт, пер. с англ. - СПб.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2017. - 192 с.Двойников, С.И. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников: учебное пособие / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 432 с.Инфекционные болезни у детей: учебное пособие / под ред. В.В. Ивановой. - М.: МИА, 2016. – 928 с.Инфекционные болезни у детей / под ред. проф. В.Н. Тимченко. – 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2016. – 623 с.Комар, В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело.- 4-е изд., с изменениями. - Минск: Вышэйшая школа, 2018. - 480 с.Мамедалиева, А.А. Роль медицинской сестры при вакцинации детей / А.А. Мамедалиева, М.Н. Жакупова, Д.А. Оспанова // Наука и здравоохранение, 2019. – № 3. – С. 20-29.Плотникова, С.Н., Кузьменко, Л.В. Проблема отказа родителей от вакцинации детей и роль медсестры в ее решении// Медицинская сестра, 2019. – №8. – С. 32-33.Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова. – 21-е изд., испр. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 380 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение АТаблица 1Организационные и популяционные аспекты вакцинопрофилактикиПриложение БРис. 1 - Прививочный кабинет детской поликлиникиПриложение ВРис. 2 – Организация работы кабинета иммунопрофилактикиПриложение ГРис. 3 - Уровни холодовой цепиПриложение ДРис. 4 - Терморегистратор для холодовой цепи EClerk-M-TПриложение ЕРис. 5 - Правильное хранение вакцин в холодильникеПриложение ЖРис. 6 – Форма журнала регистрации температуры в холодильном оборудовании (Приложение № 2 к СП 3.3.2.3332-16)Рис. 7 – Форма журнала учета движения иммунобиологических лекарственных препаратов(Приложение № 3 к СП 3.3.2.3332-16)
2. Федеральный закон Российской Федерации № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
3. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. Приказ Министерства здравоохранения СССР № 1030 от 04.10.1980 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 19н от 26.01.2009 г. «О рекомендуемом образце добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них».
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 366н от 16.04.2012 г. «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».
7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 125н от 21.03.2014 г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям».
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 92н от 07.03.2018 г «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям».
9. МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад».
10. СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов».
11. МУ 3.3.2.2437-09 «Применение термоиндикаторов для контроля температурного режима хранения и транспортирования медицинских иммунобиологических препаратов в системе холодовой цепи».
12. Антонова, Т.В. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник для мед. училищ и колледжей / Т.В. Антонова, М.М. Антонов, В.Б. Барановская, Д.А. Лиознов. – М.: ГЭОАТР-Медиа, 2018. – 416 с.
13. Бартлетт, Дж. Инфекции дыхательных путей / Дж. Бартлетт, пер. с англ. - СПб.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2017. - 192 с.
14. Двойников, С.И. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников: учебное пособие / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 432 с.
15. Инфекционные болезни у детей: учебное пособие / под ред. В.В. Ивановой. - М.: МИА, 2016. – 928 с.
16. Инфекционные болезни у детей / под ред. проф. В.Н. Тимченко. – 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2016. – 623 с.
17. Комар, В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело.- 4-е изд., с изменениями. - Минск: Вышэйшая школа, 2018. - 480 с.
18. Мамедалиева, А.А. Роль медицинской сестры при вакцинации детей / А.А. Мамедалиева, М.Н. Жакупова, Д.А. Оспанова // Наука и здравоохранение, 2019. – № 3. – С. 20-29.
19. Плотникова, С.Н., Кузьменко, Л.В. Проблема отказа родителей от вакцинации детей и роль медсестры в ее решении // Медицинская сестра, 2019. – №8. – С. 32-33.
20. Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова. – 21-е изд., испр. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 380 с.