Информационная война в период Великой Отечественной войны
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 03.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты информационной войны в период ВОВ 4
1.1 Причины и идеологические предпосылки информационной войны 4
1.2 Механизмы и инструменты дезинформирования 9
Глава 2. Анализ информационной войны со стороны Германии в период ВОВ 15
2.1 Агитация и пропаганда как средства идеологического воздействия НСДАП на немецкое общество во время Второй мировой войны 15
2.2 Художественно-визуальные средства информации и пропаганды в нацистской Германии (живопись, фотография, кинематограф) 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
В то же время зависимая пресса развернула скоординированную пропагандистскую кампанию, контролируемую канцелярией Геббельса, которую поддерживало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие независимого расследования на территории, оккупированной немецкими войсками, и несмотря на усилия властей. англичане, бывшие тогда союзниками СССР по антигитлеровской коалиции, чтобы удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов.На данный момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Росархив опубликовал секретные документы по этому делу.В деревне Неммерсдорф в Восточной Пруссии, согласно пропаганде Геббельса, произошли массовые изнасилования и убийства мирных жителей российскими солдатами. Сообщались страшные подробности, публиковались кровавые фотографии. [7]Целью этой акции было убедить население Третьего рейха продолжить бессмысленное сопротивление. Правду сейчас установить крайне сложно, но, судя по всему, огонь советских войск по мирному населению действительно имел место, в результате чего погибло около 3 десятков человек.Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные гнусные детали и сфабрикованные картины. Тем не менее, в западных изданиях по-прежнему пользуется популярностью версия Геббельса.Эти случаи хорошо иллюстрируют методы Министерства пропаганды. Однако поток лжи принес министерству и негативный результат.Нередко агентство торопило события, и его уличили в мошенничестве. Это привело к распространению недоверия к каким-либо официальным сообщениям к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Сам Геббельс признал свои ошибки после поражения под Сталинградом.Тем не менее он оставался верным себе до конца - и в последние дни войны забросал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.Перечислим некоторые принципы, введенные в массовый оборот Геббельсом:допустимость использования одних и тех же приемов в политической пропаганде и коммерческой рекламе;неэтично, используя белую, серую и черную пропаганду;упаковка пропаганды в привлекательную обертку;особая роль массовых коммуникаций (радио, телевидение) в управлении сознанием;массовое использование фальсификаций (то, что сейчас называют «черным пиаром»).Можно сделать вывод, что пропаганда - это та сила, которая позволила фашистам прийти к власти в Германии. Наряду с военной мощью это одна из опор Третьего рейха. Глава отдела пропаганды Йозеф Геббельс превратил пропаганду в высокое искусство. Полностью освободившись от этического принципа, пропаганда превратилась в мощный инструмент манипулирования сознанием.2.2 Художественно-визуальные средства информации и пропаганды в нацистской Германии (живопись, фотография, кинематограф)Идеологическая работа активно велась посредством СМИ. Основная задача - распространение идей антисемитизма. Этим занимались, например, газета «Der Angriff» («Нападение») - антисемитская и антикоммунистическая газета, "Volkischer Beobachter" («Народный обозреватель») - печатный орган НСДАП с 1920 г., "Das Reich" («Государство») и др. В этих изданиях неоднократно публиковались антисемитские статьи самого Геббельса: Например, "Еврей" в газете "Der Angriff" от 21 января 1929 г. "Мимикрия" в "Das Reich" от 20 июля 1941 г., и др. У преступной организации СС также был свой печатный орган - «Das Schwarze Korps» (Черный корпус). Illustrierter Beobachter («Иллюстрированный обозреватель») была еженедельной газетой нацистской партии. Ежемесячный журнал нацистской партии "Der Schulungsbrief" ("Учебное письмо") в простой и доступной форме доводил до масс основы нацистской идеологии. Frauen Warte - «Женский взгляд») - нацистский иллюстрированный журнал для женщин. Журнал выходил каждые две недели.Целью публикации было, конечно, идеологическое влияние на женщин. Например, в статье «Мы женщины в борьбе за обновление Германии» говорится, что женщины не должны активно участвовать в политике и общественной жизни, а должны быть хорошими домохозяйками и растить своих детей в соответствии с нацистским мировоззрением.[2]Также издавались журналы специально для детей. Например, «Дер Пимпф» («Пимпф») - ежемесячный журнал для мальчиков-членов «Джунгфолков». В этом издании нацистская пропаганда сочеталась с различными приключенческими рассказами. Эквивалентом «Der Pimpf» был журнал для девочек «Das deutsche Madel» («Немецкая девушка»).В отличие от «Der Pimpf» здесь не было захватывающих приключений: девочкам предстояло научиться заботиться о раненых, подготовиться к воспитанию детей и трудолюбию.Восьмой отдел ведал немецкой литературой. В этот период из страны уехали многие немецкие писатели. Немецкий филолог В. Клемперер на основании личных наблюдений оставил замечательное исследование языка нацистской Германии. Косвенно в своей книге он также затрагивает положение дел в современной немецкой литературе.Нацисты снимали пропагандистские фильмы. В 1933 году по роману писателя Карла Алоиса Шенцингера «Гитлерюгендовец квекс» был экранизирован фильм: Хейни Фелкер, герой романа, выступает на стороне национал-социалистов против своего коммунистического отца. Также снимались фильмы о евреях. Например, в начале войны были сняты антисемитские фильмы «Jud SuB» («Сладкий еврей»), «Ewige Jud» («Вечный еврей») и др.Центральное управление пропаганды нацистской партии еженедельно публиковало плакаты. Были опубликованы более мелкие версии, размером с игральную карту, которые включали некоторые особо важные элементы полноразмерных оригиналов.Многие плакаты были антисемитскими по содержанию. Часто такие агитационные листовки печатались на открытках или прикреплялись к переписке. В Англии контрпропаганда перенимала этот опыт в своих целях.Примером может служить листовка, выпущенная после введения инструкций, требующих, чтобы все евреи в Германии носили видимую желтую звезду. Заголовок гласит: «Тот, кто носит этот символ, является врагом нашего народа».Немецкое кино до прихода к власти нацистов было одним из сильнейших в мире. Его судьба в нацистской Германии напоминает судьбу прессы - многие талантливые режиссеры были вынуждены покинуть Германию, в результате чего уровень фильмов упал.Тем не менее за 12 лет правления Рейха Германия произвела 1300 картин. Некоторые талантливые художники, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в том числе в пропагандистских фильмах.Превращение искусства в часть пропагандистской машины символизировалось назначением Геббельса куратором "Reichskulturkammer" (Reichskulturkammer), созданной 15 ноября 1933 года. В рамках этой полунаследственной структуры художникам гарантировалось государство. материальное благополучие в обмен на выполнение политического заказа. На смену свободе творчества пришли следование конъюнктуре и ремесленным навыкам.Часто решение о том, считать ли конкретное произведение частью «немецкого искусства», зависело от вкусов и личного покровительства высших руководителей НСДАП. Ряд направлений и направлений искусства просто вымер, из других (например, кино) исчезли элементы социальной критики, и они стали частью индустрии развлечений (Ablenkungskultur). Из тысяч полнометражных фильмов, показанных в Германии в 1933-1945 годах, около 150 явно были пропагандистскими.Произведения искусства, не соответствующие нацистским эстетическим канонам, были собраны на выставке «Degraded Art», которая бродила по городам Германии с 1937 года.[6]С точки зрения идеологов национал-социализма, настоящее искусство должно апеллировать к массам, воспитывать рядового человека в национальном духе, а не шокировать его.Стиль «третьего рейха», вошедший в лексикон художественной критики, легко узнаваем - он отличается гигантоманией, обращением к античной классике, избыточностью деталей и героизирующим натурализмом. с его любовью к музыке Рихарда Вагнера был архитектурой. Он принимал активное участие в разработке масштабных планов реконструкции Берлина и других немецких городов, призванных продемонстрировать вечность новой империи. постройки были почти бесполезны, потому что их добывали узники концлагерей.Таким образом, приход национал-социалистов к политической власти и весь период Третьего рейха сопровождался интенсивной пропагандистской кампанией, которую возглавлял министр народного просвещения и пропаганды Пауль Йозеф Геббельс. Большинство побед Гитлера и его движения объясняются выдающимися способностями министра пропаганды. Геббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии.ЗаключениеВ период войны обострение информационного противостояния, пропаганды и контрпропаганды создавало образ врага в сознании народов, возрождая старые обиды и ища новые, на которые можно было бы опираться в нынешней ситуации. Психология «друга-врага» в экстремальных условиях обострилась до предела, перейдя от высокомерного и пренебрежительного отношения к полному неприятию другой культуры, носителем которой является враг.С началом открытия Восточного фронта 22 июня 1941 года развернулась невиданная в мировой истории война идеологий - идеологических антиподов СССР и нацистской Германии. Несмотря на серьезное внимание, уделяемое пропаганде руководителями Рейха, ее эффективность не соответствовала размаху, затраченным средствам и усилиям.Даже в то время, когда пропаганда вермахта среди советских войск и населения была на пике своих претензий на успех, она не могла ослабить моральный дух советских людей. Основываясь на субъективных оценках противника, ложных предположениях в содержании, это не могло принести успеха, тем более долгосрочного. Кроме того, оккупационная политика нацистов была основана в основном на насилии и терроре.Список используемой литературыАвдеев, И.М. История СССР 1905-1955. – М.: Академия наук, 2016. – 248 с.Авдеев, П.А. Иллюстрированная история СССР. – М.: Мысль, 2016. – 462 с.Аврамова, И.П. История СССР. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 400 с.Белавенец, О.К. История СССР. – М.: Государственное Военно-Морское издательство, 2016. – 152 с.Боханов, М.М. История России– М.: Говорящая книга, 2015. – 760 с.Воеводина, Н.А. Краткий курс. Экономическая история России. – Воронеж: Научная Книга, 2018. – 203 с.Воронкова, Н.И. История России. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 560 с.Георгиев, В.А. История России в схемах. – М.: Проспект, 2019. – 304 с.Георгиева, Н.Г. История России. – М.: Проспект, 2014. – 528 с.Гидиринский, Р.О. История России. – М.: Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, 2017. – 176 с.Касьянов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 288 с.Кузьмин, А.П. История СССР. – М.: Государственное Военно-Морское издательство НКВМФ СССР, 2016. – 134 с.Кузьмин, И.П. История СССР. – М.: Государственное Военно-Морское издательство, 2015. – 834 с.Кулиш, В.И. История СССР. – М.: Наука, 2017. – 670 с.Купцов, П.А. История России. – М.: Крафт+, 2017. – 432 с.Курек, Н.А. История СССР. – СПб.: Алетейя, 2014. – 336 с.
Список используемой литературы
1. Авдеев, И.М. История СССР 1905-1955. – М.: Академия наук, 2016. – 248 с.
2. Авдеев, П.А. Иллюстрированная история СССР. – М.: Мысль, 2016. – 462 с.
3. Аврамова, И.П. История СССР. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 400 с.
4. Белавенец, О.К. История СССР. – М.: Государственное Военно-Морское издательство, 2016. – 152 с.
5. Боханов, М.М. История России– М.: Говорящая книга, 2015. – 760 с.
6. Воеводина, Н.А. Краткий курс. Экономическая история России. – Воронеж: Научная Книга, 2018. – 203 с.
7. Воронкова, Н.И. История России. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 560 с.
8. Георгиев, В.А. История России в схемах. – М.: Проспект, 2019. – 304 с.
9. Георгиева, Н.Г. История России. – М.: Проспект, 2014. – 528 с.
10. Гидиринский, Р.О. История России. – М.: Московский гуманитар-ный институт им. Е. Р. Дашковой, 2017. – 176 с.
11. Касьянов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 288 с.
12. Кузьмин, А.П. История СССР. – М.: Государственное Военно-Морское издательство НКВМФ СССР, 2016. – 134 с.
13. Кузьмин, И.П. История СССР. – М.: Государственное Военно-Морское издательство, 2015. – 834 с.
14. Кулиш, В.И. История СССР. – М.: Наука, 2017. – 670 с.
15. Купцов, П.А. История России. – М.: Крафт+, 2017. – 432 с.
16. Курек, Н.А. История СССР. – СПб.: Алетейя, 2014. – 336 с.
Вопрос-ответ:
Каким были причины информационной войны в период Великой Отечественной войны?
Причинами информационной войны в период Великой Отечественной войны были идеологические предпосылки, стремление каждой стороны победить в идеологической борьбе и установить свое господство.
Какие механизмы и инструменты дезинформирования использовались в информационной войне в период ВОВ?
В информационной войне в период ВОВ использовались различные механизмы и инструменты дезинформирования, такие как распространение ложной информации, использование поддельных документов, управление массовыми средствами массовой информации и т.д.
Как агитация и пропаганда влияли на немецкое общество во время Второй мировой войны?
Агитация и пропаганда во время Второй мировой войны были основными средствами идеологического воздействия НСДАП на немецкое общество. Они использовались для манипулирования мнением людей, формирования единой идеологии и поддержки войны.
Какие художественно-визуальные средства использовались в информационной войне со стороны Германии в период ВОВ?
В информационной войне со стороны Германии в период ВОВ использовались различные художественно-визуальные средства, такие как плакаты, фото- и кинохроника, книги и журналы, в которых пропагандировались идеи НСДАП и германской верности.
Какие были идеологические предпосылки информационной войны в период ВОВ?
Идеологические предпосылки информационной войны в период ВОВ включали борьбу за господство идеологий, конкуренцию между Советским Союзом и Германией, стремление к установлению своего влияния на массы и формированию общественного мнения.
Какие были причины информационной войны в период Второй мировой войны?
Причинами информационной войны в период Второй мировой войны были идеологические предпосылки, стремление сторон пропагандировать свою точку зрения и манипулировать общественным мнением.
Какие механизмы и инструменты использовались для дезинформирования в период Второй мировой войны?
Для дезинформирования в период Второй мировой войны использовались различные механизмы, такие как создание ложных новостей, распространение фальшивых документов и материалов, использование пропагандистских фильмов и печатных изданий.
Как агитация и пропаганда влияли на немецкое общество во время Второй мировой войны?
Агитация и пропаганда влияли на немецкое общество во время Второй мировой войны, создавая идеологическую поддержку для нацистского режима, формируя единую линию поведения и манипулируя массовым сознанием граждан.