Категория страшного в произведении З. Фрейда «Жуткое»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 11 11 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 09.07.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
З. Фрейд о страшном, жутком 4
Заключение 9
Список литературы 10
Фрагмент для ознакомления

Чтобы трактовать действие отделения «Я», Фрейд использует критическую инстанцию, которая позднее будет названа Сверх Я. Данная инстанция выполняет функцию критики Я, благодаря чему актуализируется самонаблюдение. В двойника помещается все то, что подвергается строгой оценке и критике в Я. Кроме того, двойник наделяется всеми желаниями и фантазиями, которые субъект не может реализовать. Двойник воплощает все вытесненные и подавленные волевые акты, которые не удалось осуществить, тем не менее, здесь мы сталкиваемся с ситуацией предоставления человеку свободы воли. Двойник является образом прошлого, который в раннем детстве выступал как помощник, однако в процессе взросления им были приобретены те черты, которые внушали ужас. Соответственно, Фрейд отмечает, что источник жуткого – это повторение однородного. Согласно позиции Фрейда, в процессе развития чувства жуткого большая роль принадлежит регрессии «Я» к тому периоду развития, когда «Я» еще не было дифференцировано от внешнего мира. Сюжет повторения - это и есть центральный момент в возникновении чувства жуткого. Например, человек постоянно возвращается на одно и то же место, но конкретная цель возвращения у него отсутствует. Кроме того, человек может заблудиться в лесу, постоянно выходя к одному и тому же месту. Многие люди подвержены суевериям, соответственно, они замечают повторения, видят во всем знак и т.п. Все ситуации, которые базируются на непроизвольном повторении, вызывают ощущение страха. Сфера бессознательного ответственна за закон навязчивого повторения. Итак, впечатление и переживание жуткого – это следствие возврата к анимистическим законам деятельности психики. Все те объекты, которые могут напомнить о вытесненном желании, вызывают переживание жуткого. Наконец, нельзя не отметить, что сильнейший источник жуткого – это восприятие человеком смерти, которое наделено амбивалентным характером. Безусловно, каждый человек знает о своей смертности, однако бессознательное лишено представлений относительно того, что жизнь конечна. Таким образом, душа человека наполнена сомнениями, отрицанием, тайным убеждением в продолжении жизни после смерти. Смерть – это ситуация интеллектуальной неопределенности. ЗаключениеТаким образом, Фрейдом были перечислены все необходимые аспекты для возникновения в человеке ощущений жуткого:- проявления анимизма, - магические и колдовские проявления, - фактор всемогущества мыслей;- специфика отношения к смерти и страх смерти (ситуация интеллектуальной неопределенности);- наличие непреднамеренных компульсивных повторений, - проявление комплекса кастрации.Таким образом, эти аспекты внушают тревогу, а затем трансформируются в жуткое. Как жуткое, страшное рассматривается человек или объект, которому человек приписывает злые намерения, которые осуществляются через магические силы. Другим условием возникновения чувства жуткого выступает стирание границы между фантазией и реальностью, что отчасти отражает влияние магических свойств, приписываемых людям, событиям, объектам.Список литературыКинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / М.: Когито-центр, 2012. – 416 с.Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003Мазин В. Техники и призраки: о «жутком» у Фрейда [Электронный ресурс]. – URL.:https://special.theoryandpractice.ru/unheimlichkeitНечаева, Е.А. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» - проблема жанра / Е.А. Нечаева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 4 (2): Филология и искусствоведение: Научный журнал. Киров, 2009. – С. 186 Фрейд З. Зловещее [Электронный ресурс]. – URL: https://monocler.ru/zloveshhee-zigmund-freyd/

1. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / М.: Когито-центр, 2012. – 416 с.
2. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003
3. Мазин В. Техники и призраки: о «жутком» у Фрейда [Электронный ресурс]. – URL.:https://special.theoryandpractice.ru/unheimlichkeit
4. Нечаева, Е.А. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» - проблема жанра / Е.А. Нечаева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 4 (2): Филология и искусствоведение: Научный журнал. Киров, 2009. – С. 186
5. Фрейд З. Зловещее [Электронный ресурс]. – URL: https://monocler.ru/zloveshhee-zigmund-freyd/

Вопрос-ответ:

Какую роль в произведении З. Фрейда играет категория страшного?

Категория страшного в произведении З. Фрейда играет важную роль. Она помогает субъекту осознать свои страхи и подвергнуть их анализу.

Что такое Сверх-Я и какую функцию оно выполняет?

Сверх-Я - это критическая инстанция, используемая в произведении З. Фрейда. Она выполняет функцию критики Я и помогает актуализировать самонаблюдение.

Что происходит с тем, что подвергается строгой оценке и критике в Я?

То, что подвергается строгой оценке и критике в Я, помещается в двойник. Таким образом, субъект осознает свои недостатки и ошибки, которые могут быть неприятны или страшны.

Какие еще функции выполняет двойник?

Двойник также наделяется всеми желаниями и фантазиями, которые субъект не может реализовать. Он становится местом, где субъект может выразить свои скрытые желания и мечты.

Зачем З. Фрейд использует категорию страшного в своем произведении?

З. Фрейд использует категорию страшного в своем произведении для того, чтобы помочь субъекту осознать и проанализировать свои страхи. Такой подход позволяет субъекту лучше понять себя и свои стремления.

Какую функцию выполняет критическая инстанция у Фрейда?

Критическая инстанция у Фрейда выполняет функцию критики Я и позволяет актуализировать самонаблюдение.

Что происходит с тем, что подвергается оценке и критике в Я у Фрейда?

То, что подвергается оценке и критике в Я у Фрейда, помещается в двойника, где оно сохраняется и наделяется всеми желаниями и фантазиями, которые субъект не может реализовать.

Что такое Сверх Я у Фрейда?

Сверх Я у Фрейда это критическая инстанция, которая выполняет функцию критики Я и позволяет актуализировать самонаблюдение.

Для чего используется двойник у Фрейда?

Двойник у Фрейда используется для того, чтобы поместить всё, что подвергается строгой оценке и критике в Я, и наделить его всеми желаниями и фантазиями, которые субъект не может реализовать.

Какой функцией обладает Сверх Я у Фрейда?

Сверх Я у Фрейда обладает функцией критики Я, благодаря чему актуализируется самонаблюдение.

Какую функцию выполняет инстанция Сверх-Я в произведении З. Фрейда?

Инстанция Сверх-Я выполняет функцию критики Я и актуализирует самонаблюдение.

Что помещается в двойника по мнению З. Фрейда?

В двойника помещается все то, что подвергается строгой оценке и критике в Я.