Категория страшного в произведении З. Фрейда «Жуткое»
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 09.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
З. Фрейд о страшном, жутком 4
Заключение 9
Список литературы 10
Чтобы трактовать действие отделения «Я», Фрейд использует критическую инстанцию, которая позднее будет названа Сверх Я. Данная инстанция выполняет функцию критики Я, благодаря чему актуализируется самонаблюдение. В двойника помещается все то, что подвергается строгой оценке и критике в Я. Кроме того, двойник наделяется всеми желаниями и фантазиями, которые субъект не может реализовать. Двойник воплощает все вытесненные и подавленные волевые акты, которые не удалось осуществить, тем не менее, здесь мы сталкиваемся с ситуацией предоставления человеку свободы воли. Двойник является образом прошлого, который в раннем детстве выступал как помощник, однако в процессе взросления им были приобретены те черты, которые внушали ужас. Соответственно, Фрейд отмечает, что источник жуткого – это повторение однородного. Согласно позиции Фрейда, в процессе развития чувства жуткого большая роль принадлежит регрессии «Я» к тому периоду развития, когда «Я» еще не было дифференцировано от внешнего мира. Сюжет повторения - это и есть центральный момент в возникновении чувства жуткого. Например, человек постоянно возвращается на одно и то же место, но конкретная цель возвращения у него отсутствует. Кроме того, человек может заблудиться в лесу, постоянно выходя к одному и тому же месту. Многие люди подвержены суевериям, соответственно, они замечают повторения, видят во всем знак и т.п. Все ситуации, которые базируются на непроизвольном повторении, вызывают ощущение страха. Сфера бессознательного ответственна за закон навязчивого повторения. Итак, впечатление и переживание жуткого – это следствие возврата к анимистическим законам деятельности психики. Все те объекты, которые могут напомнить о вытесненном желании, вызывают переживание жуткого. Наконец, нельзя не отметить, что сильнейший источник жуткого – это восприятие человеком смерти, которое наделено амбивалентным характером. Безусловно, каждый человек знает о своей смертности, однако бессознательное лишено представлений относительно того, что жизнь конечна. Таким образом, душа человека наполнена сомнениями, отрицанием, тайным убеждением в продолжении жизни после смерти. Смерть – это ситуация интеллектуальной неопределенности. ЗаключениеТаким образом, Фрейдом были перечислены все необходимые аспекты для возникновения в человеке ощущений жуткого:- проявления анимизма, - магические и колдовские проявления, - фактор всемогущества мыслей;- специфика отношения к смерти и страх смерти (ситуация интеллектуальной неопределенности);- наличие непреднамеренных компульсивных повторений, - проявление комплекса кастрации.Таким образом, эти аспекты внушают тревогу, а затем трансформируются в жуткое. Как жуткое, страшное рассматривается человек или объект, которому человек приписывает злые намерения, которые осуществляются через магические силы. Другим условием возникновения чувства жуткого выступает стирание границы между фантазией и реальностью, что отчасти отражает влияние магических свойств, приписываемых людям, событиям, объектам.Список литературыКинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / М.: Когито-центр, 2012. – 416 с.Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003Мазин В. Техники и призраки: о «жутком» у Фрейда [Электронный ресурс]. – URL.:https://special.theoryandpractice.ru/unheimlichkeitНечаева, Е.А. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» - проблема жанра / Е.А. Нечаева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 4 (2): Филология и искусствоведение: Научный журнал. Киров, 2009. – С. 186 Фрейд З. Зловещее [Электронный ресурс]. – URL: https://monocler.ru/zloveshhee-zigmund-freyd/
2. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003
3. Мазин В. Техники и призраки: о «жутком» у Фрейда [Электронный ресурс]. – URL.:https://special.theoryandpractice.ru/unheimlichkeit
4. Нечаева, Е.А. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» - проблема жанра / Е.А. Нечаева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 4 (2): Филология и искусствоведение: Научный журнал. Киров, 2009. – С. 186
5. Фрейд З. Зловещее [Электронный ресурс]. – URL: https://monocler.ru/zloveshhee-zigmund-freyd/
Вопрос-ответ:
Какую роль в произведении З. Фрейда играет категория страшного?
Категория страшного в произведении З. Фрейда играет важную роль. Она помогает субъекту осознать свои страхи и подвергнуть их анализу.
Что такое Сверх-Я и какую функцию оно выполняет?
Сверх-Я - это критическая инстанция, используемая в произведении З. Фрейда. Она выполняет функцию критики Я и помогает актуализировать самонаблюдение.
Что происходит с тем, что подвергается строгой оценке и критике в Я?
То, что подвергается строгой оценке и критике в Я, помещается в двойник. Таким образом, субъект осознает свои недостатки и ошибки, которые могут быть неприятны или страшны.
Какие еще функции выполняет двойник?
Двойник также наделяется всеми желаниями и фантазиями, которые субъект не может реализовать. Он становится местом, где субъект может выразить свои скрытые желания и мечты.
Зачем З. Фрейд использует категорию страшного в своем произведении?
З. Фрейд использует категорию страшного в своем произведении для того, чтобы помочь субъекту осознать и проанализировать свои страхи. Такой подход позволяет субъекту лучше понять себя и свои стремления.
Какую функцию выполняет критическая инстанция у Фрейда?
Критическая инстанция у Фрейда выполняет функцию критики Я и позволяет актуализировать самонаблюдение.
Что происходит с тем, что подвергается оценке и критике в Я у Фрейда?
То, что подвергается оценке и критике в Я у Фрейда, помещается в двойника, где оно сохраняется и наделяется всеми желаниями и фантазиями, которые субъект не может реализовать.
Что такое Сверх Я у Фрейда?
Сверх Я у Фрейда это критическая инстанция, которая выполняет функцию критики Я и позволяет актуализировать самонаблюдение.
Для чего используется двойник у Фрейда?
Двойник у Фрейда используется для того, чтобы поместить всё, что подвергается строгой оценке и критике в Я, и наделить его всеми желаниями и фантазиями, которые субъект не может реализовать.
Какой функцией обладает Сверх Я у Фрейда?
Сверх Я у Фрейда обладает функцией критики Я, благодаря чему актуализируется самонаблюдение.
Какую функцию выполняет инстанция Сверх-Я в произведении З. Фрейда?
Инстанция Сверх-Я выполняет функцию критики Я и актуализирует самонаблюдение.
Что помещается в двойника по мнению З. Фрейда?
В двойника помещается все то, что подвергается строгой оценке и критике в Я.