Теория музыкального содержания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 09.07.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Равель: 15 фактов о великом композиторе
2. Мусоргский - вариации на картинки с выставки.
3. Аранжировки и интерпретации. Сравнительная характеристика трёх авторов-исполнителей: группа Emerson с альбомом 71 года late and power; Равеля и Мусоргского.
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

История жанров и стилей «эстрадной» музыки свидетельствует о том, что именно симфонизация определила качественный скачок в развитии, например, джаза — одно из его направлений даже получило соответствующее определение: симфоджаз. Родившись на «стыке» классической симфонии и джаза, симфоджаз ввел в джазовую музыку концептуальные возможности симфонии, а кроме того, — инструментальную базу и возможности симфоническогооркестра. Вероятно, даже в большой мере можно говорить о симфонизме некоторых композиций хард-рока, связанных с серьезной концептуальной основой. Среди них упомянутая уже музыка ансамбля «Pink Floyd» к фильму «Стена»: столкновение образов любви и смерти, гротеска и трагедии, канкана и реквиема, военного марша, песни-гимна и народной баллады, «сквозное» развитие музыкальной драматургии, скрепленной системой лейтмотивов и, как результат, антивоенный катарсис финала — все это ставит музыку фильма рядом с высшими проявлениями классической музыки второй половины ХХ века. Хорошо известно тяготение рок-культуры к опере — жанру вполне классическому. «Иисус Христос — суперзвезда», «Хаар», «Кэтс», «Игра в шахматы», «Юнона и Авось» — значительные произведения, написанные в жанре рок-оперы и впитавшие в себя многие атрибуты классической оперной драматургии. Одно из интереснейших сочинений такого рода — «Ночь в опере» ансамбля «Queen», дает пример не только общего влияния классики на рок-музыку, но и прямого с ней соприкосновения. Само название произведения хотя и не определяет его жанр («A Night atthe Opera») — отнюдь не опера, а классический альбом группы «Queen», вполне симптоматично для середины 70-х годов. Именно в это время появляется одна из примечательных тенденций времени — попытка соединения оперного (а точнее «параоперного») вокала с рок-музыкой, стремящейся выйти на новый уровень осмысления действительности. Будучи своего рода параллельной культурой, рок-музыка, тем не менее, и в сфере жанра, и в сфере структуры композиции, в образной тематике по всей видимости интуитивно искала точки соприкосновения с традиционной классикой, которая, несмотря на сомнения, которым она подвергалась с позиций той же рок-культуры, не утратила и для нее значения эстетического идеала. Классика, само общение с ней являлось осознанной честью для рокмузыки, испытывавшей к ней неподдельный пиетет. Отсюда все усиливающийся к середине 70-х годов интерес к непосредственному введению в рок-музыку классических форм, а иногда и намеренное — в той или иной форме — реконструирование стилистики прошлого.Коллажи из классики, а также рок-обработки классических произведений становятся обычным явлением у Элтона Джона, «Эмерсон, Лейк энд Палмер», «Дельта Меконг», «Петер и Павел» и многих других ансамблей и групп, работающих в сфере рок- и джаз-рок музыки. «Queen» — не исключение; напротив — это один из наиболее интеллектуальных ансамблей, владеющих и свободно оперирующих мировой культурой. В «Богемской рапсодии» — одном из разделов «A Night At The Opera» — вполне отчетливо прослеживается стремление найти образное решение путем обращения к оперным жанрам. Особенность стиля этой музыки — многоплановый гротеск, отражающий противоречие реальной драмы жизни с ее внешней стороной, материализованной в музыке карикатуройфарсом на оперные модели. При этом достигнута удивительная легкость модуляций из рок-музыки в оперную стилистику и обратно. Следующий после краткого вступления раздел, стилизующий квартет a capella, написан в форме оперной арии. Натуральный рояль, традиционное вступление — мелодия голоса как бы очень серьезно начинает арию, незаметно переходящую в рок-балладу, но вновь возвращающуюся в лоно оперы. Второй раздел — сжатый по форме и очень динамичный фарс-пародия на оперу: речитатив оперы-буфф, антифоны хора и солиста, почти абсурдный текст, реконструирующий реплики из разных опер, имитация оперных голосов, в том числе голосов итальянских певцов-кастратов — все это калейдоскопически перемешивается, создавая обобщенный образ игры в оперу. В дальнейшем ритм смены рока и квази-оперной стилистики сохраняется, отражая основную стилистическую идею произведения. (Впоследствии тот же прием реализован в альбоме «Queen» «Innuendo», где в качестве имитируемого материала выступают фрагменты оперы Леонковалло «Паяцы»).Стоит заметить, однако, что реальное, диффузирующее влияние традиционной классической музыки ощутимо отнюдь не во всех сферах и направлениях «легкой» музыки. Эстрадная песня вне рока и джаза во всех многообразных ее формах и жанрах также использует прием цитирования или стилизации, однако эти приемы носят чисто внешний характер, не оказывая заметного влияния на суть явления. Не менее интересен и обратный процесс: «впитывание» жанров «легкой» музыки в классических произведениях. Один из первых примеров такого рода — прелюдия Клода Дебюсси «Менестрели», где композитор имитирует выразительными средствами фортепианной миниатюры звуки, тембры и манеру исполнения бродячих актеров американского театра менестрелей. Он же стилизует регтайм в «Кэкуоке». Джазовая музыка воспринималась многими композиторами-классиками ХХ века как некое любопытное, но — с точки зрения традиционного искусства — внемузыкальное явление, которое было бы интересно отразить в музыке наряду с другими, внешними по отношению к ней импульсами. С джазом заигрывали Д. Мийо («Танцы»), И. Стравинский («Регтайм»), Р. Щедрин (во Втором фортепианном концерте) — композиторы-экстраверты, для которых характерно тяготение к конкретной яркой образности, театрализации. Как правило, джазовая стилистика в их творчестве — некий «кунстштюк», демонстрирующий новые возможности музыки. Особенность обращения к джазу имеет в таких случаях свою специфику — джаз нельзя цитировать, его, в силу импровизационной природы, можно лишь стилизовать: либо в законченной музыкальной форме (как, например, у И. Стравинского), либо вводя джазово-импровизационные эпизоды в качестве крупных разделов произведения (Р. Щедрин).ЗаключениеЭпоха расцвета рока, музыка по модели, трансформации, контекст времени, обусловлены отличия в трёх временах. У Равеля стиль импрессионизм, и сущностьзаключается в том, что музыкально-театральные произведения Мориса Равеля — это особый художественный мир, то есть целостность, включающая определенные константы, связанные между собой и выполняющие функцию «порождающих моделей»;2. Образные константы, так или иначе встречающиеся в равелевских театральных сочинениях, таковы: это «механическое», «детское», «пассеистское», «национальное» и «ироническое». Преобладание той или иной составляющей в произведении определяет выбор музыкальных выразительных средств;3. Перечисленные компоненты не являются самозамкнутыми образованиями, а активно взаимодействуют между собой, образуя в итоге неповторимый специфический колорит в каждом театральном произведении;4. Жанры равелевских музыкально-театральных сочинений имеют синтетический характер; они опираются на определенные композиционные модели, но всегда обогащаются оригинальной творческой фантазией автора.Мусоргского выбрали для обработок. Не отрицая замечательного искусства Равеля, некоторые музыканты отмечали излишнее богатство тембровых красок, несколько противоречащее острохарактерному пианизму Мусоргского. Другие, наоборот, считают, что оркестровка Равеля содержится в самой музыкеМусоргского, что французский композитор отказался здесь от привычных методов импрессионизма и «тонко постиг стиль Мусоргского, выполнив свою задачу, в сущности, очень по-русски» (Ю. Крейн). Как бы то ни было, концертная практика решила в пользу оркестровки Равеля, исполняемой ныне оркестрами всего мира. Авторитетный каталог грамзаписей классической музыки – Red ClassicalCatalogue – дает список 69 интерпретаций разными оркестрами и дирижерами «Картинок с выставки» в оркестровке М. Равеля.В качестве дополнения к этому описанию мы приводим перечень известных оркестровок и переложений «Картинок с выставки», сделанных другими композиторами.Степень достоверности работы заключается в том, что написание реферата опирается на широкий круг отечественных и зарубежных научных источников (на русском, английском и французском языках), а также на нотную литературу - партитуры произведений Равеля и его современников, изданные как в России так и за рубежом.Сравнение 3х композиторов –Равеля, Мусоргского, ЭмерсонИх появление было ознаменовано большим успехом. И это естественно. Ведь каждый из участников трио был к тому времени в достаточной мере популярным исполнителем. Творчество сложилось в условиях великого исторического перелома. Высокая старая культура Франции поворачивалась к новым временам, и Равель был одним из первых, кто стоял на перекрёстке под штурмовым ветром истории.В творчестве Мусоргского последовательно и полно выражены передовые устремления, свойственные участникам «Могучей кучки». «Композитор-бунтарь», певец народного горя, протеста и свободолюбия, величайший реалист в музыке дорог и современным любителям музыки.Последовавший второй альбом Tarkus (1971) Эмерсонп стал первым успешным концептуальным альбомом, описывающим историю «обратной эволюции». Запись выступления группы в марте 1971 года в Ньюкасле, на котором была исполнена своя интерпретация «Картинок с выставки» Мусоргского, была выпущена в продажу по низкой цене, но стала одним из самых заметных успехов группы. На альбоме 1972 Trilogy можно услышать самый популярный хит ELP — балладу «From theBeginning». В сентябре 1972 года ELP выступили хедлайнерами на чествовании победителей опроса журнала Melody Maker на тему лучших музыкантов.Творчество троих композиторов оказало огромное влияние на все последующие поколения. В новаторской интерпретации мелодии и гармонии предвосхитили новаторство музыки XX в. Драматургия музыкально-театральных сочинений повлияли на творчество многих композиторов XX.Литература Амон Тобин вернулся из космоса образцом Модеста Мусоргского и Мориса Равеля" Гном""Готфрид Ярон, дирижер". Израильская опера. Проверено 11 июля 2018года .Дискография в архиве 2014-11-06 "Картины на выставке; арр. для шестнадцати игроков или камерного оркестра; умеренно современное исполнение нескромного Джулиана Ю"Австралийский музыкальный центр. Извлечено 31 мая 2019 года .Клементс, Джонатан; Маккарти, Хелен (2015). Коэльо, Виктор Ананд (2003). "Картины на выставке, Борис Иванов". Борис Иванов. 2019-10-30 .Лензон В «Музыка в нашей жизни»// Издательские решения По лицензии Ridero 2018, с 59-61Мусоргский 1984, с. 339. Мусоргский 1984, с. 185. Мусоргский 1931, Предисловие.Мусоргский 1975, Титульный листМусоргский: Картины на выставке, оркестровка Мориса Равеля Орлова, Александра Александровна (1983). Дни и произведения Мусоргского: Биография в документах. UMI Research Press. p. 24. .Оркестр Амадея играет музыку ТолибхонаШахиди". ТолибхонШахиди. Извлечено 17 марта 2018года .Павла Ламма 1931года ."Примечания к программе: Картины на выставке". Портлендский камерный оркестр. 9-11 мая 2014года . Извлечено 31 мая 2019года . Редкая версия картин на выставке оркестровался бразильским композитором Франсиско Миньоне (1897-1986). Реми Франк: Мусоргский из оригинальной рукописи, Пиццикато 24.09.2014Равель, Морис". Лексико-британский словарь. Издательство Оксфордского университета. Проверено 6 октября 2019 года .Руди, Михаил. "Василий Кандинский - Картины на выставке"Тарускин 1993, с. 379-383."Уход Слаткина с "Картинками" имеет свои плюсы и минусы". "Чикаго Трибюн". Извлечено 15 августа 2019года .Хайнц Гелькинг:"Чистый Мусоргский"

1. Амон Тобин вернулся из космоса образцом Модеста Мусоргского и Мориса Равеля" Гном"
2. "Готфрид Ярон, дирижер". Израильская опера. Проверено 11 июля 2018года .
3. Дискография в архиве 2014-11-06
4. "Картины на выставке; арр. для шестнадцати игроков или камерного оркестра; умеренно современное исполнение нескромного Джулиана Ю"Австралийский музыкальный центр. Извлечено 31 мая 2019 года .
5. Клементс, Джонатан; Маккарти, Хелен (2015).
6. Коэльо, Виктор Ананд (2003).
7. "Картины на выставке, Борис Иванов". Борис Иванов. 2019-10-30 .
8. Лензон В «Музыка в нашей жизни»// Издательские решения По лицензии Ridero 2018, с 59-61
9. Мусоргский 1984, с. 339.
10. Мусоргский 1984, с. 185.
11. Мусоргский 1931, Предисловие.
12. Мусоргский 1975, Титульный лист
13. Мусоргский: Картины на выставке, оркестровка Мориса Равеля
14. Орлова, Александра Александровна (1983). Дни и произведения Мусоргского: Биография в документах. UMI Research Press. p. 24. .
15. Оркестр Амадея играет музыку Толибхона Шахиди". Толибхон Шахиди. Извлечено 17 марта 2018года .
16. Павла Ламма 1931года .
17. "Примечания к программе: Картины на выставке". Портлендский камерный оркестр. 9-11 мая 2014года . Извлечено 31 мая 2019года . Редкая версия картин на выставке оркестровался бразильским композитором Франсиско Миньоне (1897-1986).
18. Реми Франк: Мусоргский из оригинальной рукописи, Пиццикато 24.09.2014
19. Равель, Морис". Лексико-британский словарь. Издательство Оксфордского университета. Проверено 6 октября 2019 года .
20. Руди, Михаил. "Василий Кандинский - Картины на выставке"
21. Тарускин 1993, с. 379-383.
22. "Уход Слаткина с "Картинками" имеет свои плюсы и минусы". "Чикаго Трибюн". Извлечено 15 августа 2019года .Хайнц Гелькинг:"Чистый Мусоргский"

Вопрос-ответ:

Что такое "Вариации на картинки с выставки" Мусоргского?

"Вариации на картинки с выставки" - это музыкальное произведение, написанное русским композитором Модестом Мусоргским. Оно было создано в 1874 году и представляет собой сборник музыкальных картины, вдохновленных картинами своего друга, художника Виктора Гартмана. Композиция состоит из 10 вариаций, каждая из которых описывает отдельную картину. Вариации нередко исполняются оркестром, хотя оригинальную версию написали для фортепиано. "Вариации на картинки с выставки" стали одним из самых известных произведений Мусоргского и получили широкую известность в мире.

Какие факты о композиторе Равеле изложены в статье?

Статья приводит 15 фактов о великом композиторе Равеле, в том числе его полное имя, дату рождения и место рождения, информацию о его образовании, его вклад в музыкальное искусство, его престижные награды и т.д.

О чем говорят вариации на картинки с выставки Мусоргского?

Вариации на картинки с выставки Мусоргского говорят о разных фрагментах выставки картин, которые композитор воссоздал с помощью музыки. Каждая вариация отображает определенную картину и передает ее настроение, эмоции и характер.

Что такое аранжировка и интерпретация в музыке?

Аранжировка в музыке - это процесс изменения оригинальной композиции или песни путем добавления или изменения инструментальной и вокальной партий. Интерпретация в музыке - это исполнение музыкального произведения с учетом собственных идей, эмоций и стиля исполнителя.

В чем отличие альбома "Late and Power" группы Emerson, Lake & Palmer от работ композиторов Равеля и Мусоргского?

Отличие альбома "Late and Power" группы Emerson, Lake & Palmer от работ композиторов Равеля и Мусоргского заключается в стилистическом подходе и жанровой принадлежности. Альбом группы Emerson, Lake & Palmer относится к жанру рок-музыки, в то время как работы Равеля и Мусоргского относятся к жанрам классической и симфонической музыки.

В чем заключается значение симфонизации в развитии жанров эстрадной музыки, включая джаз?

Симфонизация играет важную роль в развитии жанров эстрадной музыки, включая джаз, так как она позволяет сочетать классические элементы с современной популярной музыкой. Симфонический оркестр добавляет глубину и насыщенность звучанию и позволяет создавать более многогранные аранжировки и интерпретации музыкальных произведений.

Какая теория музыкального содержания рассматривается в статье?

Теория музыкального содержания, рассматриваемая в статье, связана с композитором Равелем.

Какие факты о великом композиторе Равеле приводятся в статье?

В статье приводится 15 фактов о великом композиторе Равеле.