Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост. Теорема эквивалентности рикардо.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 30 30 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 10.07.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Воззрения экономистов XVIII — середины XIX веков на проблемы и перспективы развития института государственного долга 4
1.1. Актуальные проблемы управления государственным долгом 4
1.2. Основные направления решения проблем проблемы управления государственным долгом 8
2. Теоретическая составляющая гипотезы двойного дефицита 20
2.1. Мнения Рикардо о наличии связи между двумя дефицитами 20
2.2. Причины возникновения двойного дефицита 22
Заключение 26
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления

Помимо счета текущих операций в платежный баланс включены счета операций с капиталом, финансовый и чистые ошибки и пропуски. Счет текущих операций имеет следующий состав: · товары и услуги (экспорт и импорт); · первичные доходы (оплата труда, проценты, рента и др.); · вторичные доходы (текущие налоги на доход, имущество и т.д., чистые страховые премии, прочие текущие трансферты); · сальдо счета. Дефицит счета текущих операций возникает, когда платежи государства за рубеж превышают поступления из-за рубежа: импорт товаров и услуг в денежном выражении больше экспорта; поступившие первичные и вторичные доходы резидентов меньше доходов, выплаченных нерезидентам; отток капитала в виде текущих трансфертов превышает его приток. Оба дефицита не являются редкостью для экономик, более того, нередка ситуация их одновременного наличия. Гипотеза двойного дефицита заключается в том, что между дефицитом государственного бюджета и дефицитом счета текущих операций платежного баланса есть связь. Данную гипотезу поддерживает Кейнс и его последователи, но отвергают сторонник Рикардо. В «Общей теории занятости, процента и денег» Кейнсом выдвигается тезис о том, что рост дефицита государственного бюджета в кризисный период влечет за собой рост совокупного спроса. Несмотря на то, что при наступлении кризиса растет число безработных и впоследствии падает совокупный спрос, увеличение заимствований для покрытия дефицита бюджета вкупе с вливанием в экономику денег стимулирует потребление и предпринимательскую активность. Это положительно сказывается на экономике и ведет к росту совокупного спроса [4]. Причины возникновения двойного дефицитаОсновываясь на теории, выдвинутой Кейнсом, экономисты Р. Манделл и Д. Флеминг разработали модель, доказывающую, что рост дефицита бюджета ведет к росту дефицита счета текущих операций (Рисунок 1) [7; 8]. Рисунок 1. Дефицит государственного бюджета и дефицит счета текущих операций модели Манделла-Флеминга.Как было указано ранее, в целях поддержания баланса бюджета, дефицитную его часть обеспечивают заимствованиями. Рост потребления провоцирует рост инфляции, и, чтобы сдержать этот процесс, государство повышает внутреннюю процентную ставку r – r’ (rate). Более высокая процентная ставка привлекает иностранных инвесторов IS – IS’ (investmentssavings), в результате чего растет приток капитала Y – Y’. Рост инвестиционной привлекательности напрямую влечет укрепление национальной валюты LM – LM’ (liquidity-money). Однако повышенное потребление и подешевевший импорт ведет к торговому дисбалансу, а затем – к дефициту счета текущих операций BP – BR’ (balanceofpayments) [1, c. 261-267; 8]. В своей теореме эквивалентности Рикардо утверждает, что растущий дефицит бюджета не способствует росту экономики, на основе чего можно сделать вывод об отсутствии между двумя дефицитами связи. В период кризиса население склонно к увеличению не потребления, а сбережений, следовательно, рост совокупного спроса имеет место быть только в стабильно благоприятных экономических условиях, при долгосрочном росте доходов [1, c. 732-736]. Таким образом, дефицит бюджета не приведет к изменению внутренней процентной ставки, не повлияет на потоки иностранного капитала, не поспособствует укреплению валюты, не изменит объемы потребления экспорта и импорта – следовательно, не приведет к дефициту счета текущих операций. Несмотря на противоположность суждений двух экономистов, общепринятым является кейнсианский подход – связь между двумя дефицитами есть, и, более того, первопричиной двойного дефицита становится дефицит государственного бюджета. Экономисты Э. Абель и Б. Бернанке в продолжение гипотезы Кейнса выдвинули две основных причины возникновения двойного дефицита [1]: 1. Рост текущих расходов (государственных закупок). Двойной дефицит возникает согласно модели Манделла-Флеминга. 2. Падение налоговых доходов (снижение налогов). Рикардо утверждает, что при данной ситуации растут сбережения населения, а не расходы, однако, практика отвергает его тезис – люди при росте доходов стремятся их потратить, а не сберечь. В результате, модель Манделла-Флеминга снова становится применимой. Стоит отметить, что дефицит бюджета не всегда сопровождается дефицитом счета текущих операций. Более того, дефицит счета текущих операций может существовать параллельно с профицитным бюджетом. Так как было определено, что первым возникает бюджетный дефицит, а также, что причин его возникновения несколько, можно выделить основные виды дефицита бюджета по механизмам и форме возникновения (Таблица 1) [2, c. 8-14]: Таблица 1. Виды дефицита государственного бюджетаКлассификационноеоснованиеВидХарактеристикаМеханизмывозникновенияЦиклическийВозникаетврезультатеработыстабилизационных механизмов, возникающих в кризисный периодСтруктурныйСуществует независимо от экономического цикла, возникает при полной занятостиФормывозникновенияАктивныйВозникает при росте текущих расходов и/или снижении налоговых доходовПассивныйПоследствие кризиса в экономике; возникает при падении доходов населенияТаким образом, дефицит бюджета можно поделить на два основных вида: связанный с кризисом (циклический, пассивный) и существующий вне зависимости от экономического цикла (структурный, активный). Возникновение и устранение второго вида более сложно, т.к. затрагивает изменение многих макроэкономических показателей. Роль дефицитов для экономики различна. Так, например, циклический дефицит чаще не является долгосрочным, а активный дефицит возникает вместе с приростом доходов. Структурный дефицит, как и пассивный, несет скорее негативные последствия, т.к. сопровождается более глубокими изменениями в экономике. Тем не менее, для любого вида дефицита характерен рост государственного долга, что несет дополнительные издержки на его обслуживание, может негативно отразиться и на кредитном рейтинге страны [6, c. 8-14]. На основе классификации видов дефицита бюджета можно выделить виды двойного дефицита (Таблица 2): Таблица 2. Виды двойного дефицитаВид дефицитаХарактеристикаВлияние на счет текущих операцийЦиклический/пассивныйПадение доходов в период кризисаСокращение объемов экспорта и импорта, не всегда ведет к двойному дефицитуСтруктурный/активныйВозникает вкупе с ростом совокупного спроса, притока иностранного капитала, укреплением национальной валютыРост стоимостного объема импорта и падение стоимостного объема экспорта,ведет к двойномудефицитуТаким образом, можно сделать вывод, что двойной дефицит – симптом болезни, а не ее причина; в отдельных случаях дефицит бюджета ведет к дефициту счета текущих операций. Более того, наличие двойного дефицита в экономике не всегда негативно, т.к. он может существовать в кризисный период. Опасения вызывает дефицит структурный (активный), т.к. он сопровождается значительным сдвигами во многих сферах экономики. Более того, любой двойной дефицит сопровождается ростом государственного долга.ЗаключениеВ результате проведенного исследования можно выделить следующие основные философско-экономические воззрения на институт государственного долга в XVIII - середине XIX веков.В начале XVIII века были установлены основные характеристики института государственного долга, а именно: публичный характер государственного долга (Д. Дэфо) и возможность за счет формирования государственного долга распределять бремя чрезвычайных государственных расходов во времени (Ч. Давенант). Также в начале XVIII века была выявлена актуальная и в настоящее время проблема долговой устойчивости: объем государственного долга ограничен способностью государства обслуживать ипогашать долговые обязательства без необоснованного сокращения иных необходимых государственных расходов (Ч. Давенант).В ходе развития исследований государственного долга в XVIII веке выделяются как положительное влияние государственного долга на сферу обращения и рынки капитала из-за того, что государственные обязательства являются наиболее надежными и ликвидными финансовыми инструментами (Ж. Мелон), так и негативное влияние потери государством долговой устойчивости на рынок капитала из-за повышения ставки заимствований (Ш. Монтескье). Необходимо отметить, что указанные явления предопределяют значительную роль государственного долга в обеспечении стабильности финансовых рынков и находятся в центре внимания современных исследователей.В середине XVIII века выявляются проблемы, связанные с принятием государством решения о дефолте с целью облегчения долгового бремени, в том числе исследуются политические причины, препятствующие принятию указанного решения (Д. Юм). Актуальность исследования указанных проблем в текущем десятилетии подтвердилась в ходе реализации планов финансового оздоровления Греции, Аргентины и Украины.Во второй половине XVIII века формулируются проблемы, связанные с необходимостью обеспечения транспарентности государственных финансов для повышения доверия инвесторов к государственному долгу (И. Пинто), решение которых остается одним из приоритетов деятельности современных управляющих долгом. Одновременно с этим, начинается формирование позиции экономистов классической школы на проблему соотношения налогов и государственных заимствований как альтернативных источников финансирования государственных расходов. Возможность осуществлять масштабные заимствования, перекладывая с помощью государственного долга, текущие расходы на будущие периоды, на данном этапе развития классической школы рассматривается преимущественно как существенный риск дляэкономики ввиду накопления государством избыточного долгового бремени (А. Смит).Рассмотрение проблем, связанных с увеличением объема государственного долга, государственными реформаторами на рубеже XVIII - XIX веков приобретает разнонаправленный характер. С одной стороны, осуществление государственных заимствований необходимо для финансирования государственных бюджетов, а также оказывает стимулирующее воздействие на рынки капитала и национального благосостояние (А. Гамильтон). С другой стороны, необеспеченная эмиссия государственных долговых обязательств ведет к увеличению инфляции и формированию инфляционно-долговой спирали (М. Сперанский). Исследование указанных явлений актуально для многих развивающихся стран, необходимо отметить, что долговой кризис в России в 1998 году развивался по модели формирования инфляционно-долговой спирали, описанной в начале XIX века М. Сперанским.В начале XIX века сформулировано «золотое правило государственных заимствований»: осуществление государственных заимствований целесообразно только для осуществления государством инвестиций, но не целесообразно для покрытия текущих расходов государства (Ж. Сэй). Указанное правило используется и при осуществлении государственной долговой политики Российской Федерации, к примеру, на основании принципа «золотого правила» в федеральном бюджете в 2019 году сформирован Фонд развития.В первой половине XIX века выдвигаются две гипотезы о влиянии государственного долга на экономику, которые легли в основу современных представлений о целесообразности осуществления государственных заимствований на разных этапах экономического цикла. Первая гипотеза, утверждает, что на развитие экономики финансирование государственных расходов за счет накопления государственного долга или за счет увеличения налогов оказывает одинаковое влияние (Д. Рикардо), эта гипотеза сформировала взгляд экономистов классической школы на проблему межвременного распространения расходов и будет дополнительно обоснована в XX векенеоклассиками. Втораягипотеза утверждает, что использование государственного долга для финансирования государственных расходов способствует увеличению занятости (Т. Мальтус), эта гипотеза также получит свое развитие в XX веке в работах Джона Мейнарда- Кейнса и его последователей.В середине XIXвека формулируется проблема конкуренции государственного долга и частных заимствований за финансовые ресурсы на рынке капитала, оказывающей негативное влияние на экономический рост за счет сокращения капитала, доступного для инвестирования (Д. Миль). Нежелательность такой конкуренции является одним из существенных ограничений при определении предельно возможного уровня государственных заимствований большинством развитых государств.Список использованных источниковАбель, Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке. - 5-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 768 с. - Текст : непосредственный. Григорьянц, А. Г. Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита в современных экономических системах / А. Г. Григорьянц. – Москва : Лаборатория книги, 2011. – 99 с. - Текст : непосредственный. Международные валютно-кредитные отношения : учебник для вузов / Л. Н. Красавина [и др.] ; под редакцией Л. Н. Красавиной. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Москва :Юрайт, 2015. — 543 с. - Текст : непосредственный. Общая теория занятости, процента и денег : монография / Д. М. Кейнс. - Петрозаводск :Петроком, 1993. - 307 с. - Текст : непосредственный. Подъяблонская, Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для студентов вузов / Подъяблонская Л. М.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 c. - Текст : непосредственный. Экономическая теория : учебник / В. М. Агеев, А. А. Кочетков, В. И. Новичков и др. ; под общ.ред. А. А. Кочеткова. – 6-е издание, стереотипное. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 696 с. - Текст : непосредственный. Mundell, R. A. Capital mobility and stabilization policy under fixed and flexible exchange rates / R. A. Mundell. - Text : unmediated // The Canadian Journal of Economics and Political Science/Revue canadienned'Economique et de Science politique. – 1963. – Т. 29. – №. 4. – Р. 475-485. Salvatore, D. Twin deficits in the G-7 countries and global structural imbalances / D. Salvatore. - Text : unmediated // Journal of Policy Modeling. – 2006. – Т. 28. – №. 6. – Р. 701- 712.DefoeD. AnEssay uponPublick Credit URL:http://name.umdl.umich.edu/004843879.0001.000 (датаобращения: 03.06.2021).Davenant C. An Essay upon Ways and Means for supplying the War. The Political and Commercial Works of that celebrated writer Charles D ’Avenant. 1771; 1: 3-81. URL: https://goo.gl/soRXXr (датаобращения: 03.06.2021).Монтескье Ш. Избранные произведения / Общ.ред. и вступ. ст. М. П. Баскина. — М.: Гослитиздат, 1955. Книга XXII, глава XVII. URL: 04https://bit.ly/2EITbi1 (дата обращения: 03.06.2021).

1. Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке. - 5-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 768 с. - Текст : непосредственный.
2. Григорьянц, А. Г. Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита в современных экономических системах / А. Г. Григорьянц. – Москва : Лаборатория книги, 2011. – 99 с. - Текст : непосредственный.
3. Международные валютно-кредитные отношения : учебник для вузов / Л. Н. Красавина [и др.] ; под редакцией Л. Н. Красавиной. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Москва : Юрайт, 2015. — 543 с. - Текст : непосредственный.
4. Общая теория занятости, процента и денег : монография / Д. М. Кейнс. - Петрозаводск : Петроком, 1993. - 307 с. - Текст : непосредственный.
5. Подъяблонская, Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для студентов вузов / Подъяблонская Л. М.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 c. - Текст : непосредственный.
6. Экономическая теория : учебник / В. М. Агеев, А. А. Кочетков, В. И. Новичков и др. ; под общ. ред. А. А. Кочеткова. – 6-е издание, стереотипное. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 696 с. - Текст : непосредственный.
7. Mundell, R. A. Capital mobility and stabilization policy under fixed and flexible exchange rates / R. A. Mundell. - Text : unmediated // The Canadian Journal of Economics and Political Science/Revue canadienne d'Economique et de Science politique. – 1963. – Т. 29. – №. 4. – Р. 475-485.
8. Salvatore, D. Twin deficits in the G-7 countries and global structural imbalances / D. Salvatore. - Text : unmediated // Journal of Policy Modeling. – 2006. – Т. 28. – №. 6. – Р. 701- 712.
9. Defoe D. An Essay upon Publick Credit URL: http://name.umdl.umich.edu/004843879.0001.000 (дата обращения: 03.06.2021).
10. Davenant C. An Essay upon Ways and Means for supplying the War. The Political and Commercial Works of that celebrated writer Charles D ’Avenant. 1771; 1: 3-81. URL: https://goo.gl/soRXXr (дата обращения: 03.06.2021).
11. Монтескье Ш. Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина. — М.: Гослитиздат, 1955. Книга XXII, глава XVII. URL: 04https://bit.ly/2EITbi1 (дата обращения: 03.06.2021).

Вопрос-ответ:

Как связаны государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост?

Государственный долг связан с налогами, так как государство может использовать собранные налоги для погашения долга. Однако, слишком большие налоги могут негативно сказаться на инвестициях и экономическом росте. Наличие государственного долга может ограничить возможности государства для проведения инвестиций, так как придется тратить больше денег на выплату процентов по долгу. В то же время, инвестиции могут способствовать экономическому росту, что помогает государству погашать долг и уменьшать его относительный размер.

Какие взгляды экономистов XVIII-середины XIX веков были на проблемы и перспективы развития института государственного долга?

Экономисты того времени относились к государственному долгу в основном негативно. Они считали, что непрерывное увеличение долга может привести к финансовым кризисам и негативно влиять на экономическую ситуацию в стране. Они также опасались того, что государство будет использовать долг для финансирования непродуктивных расходов, вместо инвестиций. Однако, несмотря на свои опасения, они не предлагали четких решений и перспектив для развития института государственного долга.

Какие актуальные проблемы существуют в управлении государственным долгом?

В управлении государственным долгом существуют несколько актуальных проблем. Во-первых, растущий размер долга может создать угрозу финансовой стабильности государства, если выплаты по долгу превысят его способность его погашать. Во-вторых, размер выплат по долгу может ограничить возможности государства для проведения инвестиций и социальных программ. В-третьих, приятности уплаты по долгу могут стать причиной для роста налогов и неравенства в обществе, что может создать социальные протесты и нестабильность.

Что представляет собой государственный долг?

Государственный долг - это совокупность заемных обязательств, которые правительство страны берет на себя для финансирования бюджетного дефицита или осуществления различных инвестиций.

Как налоги связаны с государственным долгом?

Налоги являются основным источником доходов государства, которые используются для выплаты процентов по государственному долгу и его погашения.

Как государственный долг влияет на экономический рост?

Высокий уровень государственного долга может негативно сказываться на экономическом росте, так как увеличивает нагрузку на бюджет и может привести к сокращению инвестиций и потребления.

Какие проблемы возникают при управлении государственным долгом?

Основные проблемы управления государственным долгом включают необходимость выплаты процентов по долгу, риск дефолта, возможные негативные последствия для экономики и сложность прогнозирования долговой нагрузки.

Какие меры можно принять для решения проблемы управления государственным долгом?

Для решения проблем управления государственным долгом можно применять такие меры, как сокращение бюджетных расходов, повышение налоговой нагрузки, увеличение инвестиций для стимулирования экономического роста и привлечение иностранного капитала.

Какие проблемы и перспективы развития института государственного долга были рассмотрены экономистами XVIII-середины XIX веков?

Экономисты того времени рассматривали проблемы, связанные с уровнем государственного долга, его влиянием на экономический рост и возможностями инвестиций. Они также обсуждали перспективы развития института государственного долга в контексте общественно-экономических изменений того времени.

Какие актуальные проблемы связаны с управлением государственным долгом?

Среди актуальных проблем управления государственным долгом можно выделить: рост уровня долга, что может привести к дисбалансу в бюджете и экономическим кризисам; увеличение стоимости обслуживания долга из-за роста процентных ставок; потенциальное снижение доверия инвесторов к государственному долгу и ухудшение кредитного рейтинга; роль долга в реализации государственной политики и социальных программ.

Какие составляющие входят в теоретическую гипотезу двойного дефицита?

Теоретическая гипотеза двойного дефицита включает две составляющих: государственный бюджетный дефицит и торговый баланс. По этой гипотезе, дефициты в обоих этих сферах могут взаимодействовать и воздействовать на экономический рост и инфляцию.

В чем состояло мнение Рикардо о наличии связи между двумя дефицитами в рамках теоретической гипотезы?

Рикардо полагал, что существует прямая связь между государственным бюджетным дефицитом и торговым балансом. Он считал, что государственный долг может стимулировать экспорт и ограничивать импорт, что в свою очередь может положительно сказываться на балансе торговли и экономическом росте.