Виды и факторы дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 12.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование видов и факторов дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Общие понятия о дислексии и дисграфии 6
1.2. Основные виды и нарушения процесса письменной речи 7
1.3. Факторы и причины развития грамотности у школьников начальных классов 18
1.4. Профилактика дислексии и дисграфии у учащихся младшего школьного возраста 19
Глава 2. Эмпирическое исследование видов и факторов дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста 22
2.1. Исследование диагностики дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста 22
2.2 Описание методики и организации исследования 22
2.3. Анализ и выводы полученных результатов в ходе исследования 23
Заключение 28
Библиографический список 29
Когда в недостаточной степени развит первый блок, который отвечает за мозговуюактивацию, то учащийся быстро начинает чувствовать утомление.Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и сложностям пространственной ориентировки (зеркальному написанию букв, неправильному расположению в тетради записей, путанице букв «б» и «д», ошибкам использования правил грамматики). Второй блок мозга реализует обеспечение фонематического слуха и зрительного восприятия, необходимого для правильнойдифференциации букв.Недоразвитие третьего блока - блока программирования и контроля - школьник не соблюдает правила - всякие - и не способен себя контролировать, даже когда желает.1.4. Профилактика дислексии и дисграфии у учащихся младшего школьного возрастаПрофилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Первичная профилактика дислексии и дисграфии заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Могут быть рекомендованы следующие мероприятия:- охрана здоровья беременных, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода новорожденного;- меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни;- ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии;- ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей;- индивидуальная помощь детям, сменившим язык обучения.К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Хочется еще раз подчеркнуть исключительную важность возможно более раннего выявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего.Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка. При разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими ОНР, за основу были положены следующие принципы:1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы, направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с ОНР.2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи, на компоненты:3. Онтогенетический - последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.4. Патогенетический - в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций, и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам перед поступлением в школу.Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей:1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)9. Расширение "поля зрения " ребенка.10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.Глава 2. Эмпирическое исследование видов и факторов дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста2.1. Исследование диагностики дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возрастаНейропсихологическое обследование основывалось на следующих принципах:1. Комплексный подход как один из основных педагогических принципов означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка.2. Реализация деятельностного принципа позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. 3. Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С. Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. 4. Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения.5. Системный подход.2.2 Описание методики и организации исследованияИсследование проводилось с использованием методики нейропсихологической диагностики, обследования письма и чтения младших школьников. Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Полное описание методики представлено в приложении.В исследовании участвовало 20 учеников младшего школьного возраста МБОУ СОШ №9 г. Карабаново.Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:подготовительный этап, включающий в себя беседу с администрацией, воспитателями, психологами, детьми, подбор методик, формирование первичной выборки;констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, обработку данных, анализ и обсуждение результатов.2.3. Анализ и выводы полученных результатов в ходе исследованияУровень нарушенийиспытуемых определялся по количеству баллов, которые заработал школьник, выполняя задания.Каждому показателю соответствовал свой балл: 3 балла ставилось, если показатель проявлялся на высоком уровне, 2 балла – на среднем, 1 балл – на низком уровне.На Рисунке 1 представлен результат диагностики по первому виду ошибок– замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством гласных и согласных звуков.Рисунок 1. – Количество замен и смешения букв, обусловленных акустико-артикуляционным сходством гласных и согласных звуков.Таким образом, результаты показывают, что 80% испытуемых совершают заменыи смешения букв, обусловленных акустико-артикуляционным сходством гласных и согласных звуков.20% испытуемых только иногда совершают данные ошибки.На Рисунке 2 представлен результат диагностики по второму виду ошибок – оптические ошибки.Рисунок 2. – Количество оптических ошибок.Таким образом, результаты показывают, что 60% испытуемых совершают оптические ошибки.Это означает, что они часто заменяют сходные по написанию буквы их зеркальным расположением, ошибаются в начертании некоторых буквенных составляющих (пропускают, удваивают).20% испытуемых только иногда совершают данные ошибки.20% вовсе их не совершают.На Рисунке 3 представлен результат диагностики по третьему виду ошибок – моторные ошибки.Рисунок 3. – Количество моторных ошибок.Таким образом, результаты показывают, что 70% испытуемых совершают моторные ошибки.Сюда относятся ошибки двигательного запуска. Дети добавляют лишниечасти, когда воспроизводят буквы. Они недописывают отдельные элементы букв.30% испытуемых только иногда совершают данные ошибки. На Рисунке 4 представлен результат диагностики по четвертому виду ошибок – зрительно-моторные ошибки.Рисунок 4. – Количество зрительно-моторных ошибок.Таким образом, результаты показывают, что 70% испытуемых совершают моторные ошибки.Это выражается в том, что дети смешивают оптически сходные буквы.30% испытуемых только иногда совершают данные ошибки. На Рисунке 5 представлен результат диагностики по пятому виду ошибок – зрительно-пространственные ошибки.Рисунок 5. – Количество зрительно-пространственных ошибок.Таким образом, результаты показывают, что 50% испытуемых совершают зрительно-пространственные ошибки.Это выражается в том, что у детей отмечается зеркальность.30% испытуемых только иногда совершают данные ошибки. 20% не совершают данные ошибки.На Рисунке 6 представлен результат диагностики по шестому виду ошибок – ошибки звукового анализа и синтеза.Рисунок 6. – Количество ошибокзвукового анализа и синтеза.Таким образом, результаты показывают, что 80% испытуемых совершают ошибкизвукового анализа и синтеза.Это выражается в пропускахивставках букв. Дети перестанавливают буквы и слога. Происходит предупреждение букв.30% испытуемых только иногда совершают данные ошибки. Таким образом, у большинства младших школьников, участвующих в исследовании, наблюдаются стойкие нарушения письма в виде замен и смешений букв, обусловленных акустико-артикуляционным сходством гласных и согласных звуков; оптических ошибок; моторных ошибок; зрительно-моторных ошибок; зрительно-пространственных ошибок; ошибок звукового анализа и синтеза.ЗаключениеДисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыками чтения. Нарушения чтения представляют собой распространенную форму речевой патологии детей школьного возраста и потому относятся к активно развивающейся области исследований, объединяющей педагогов, психологов, лингвистов, биологов и др. Во второй главе была првоедена нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников с использованием методики Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой.Результаты методики показали, что у большинства младших школьников, участвующих в исследовании, наблюдаются стойкие нарушения письма в виде замен и смешений букв, обусловленных акустико-артикуляционным сходством гласных и согласных звуков; оптических ошибок; моторных ошибок; зрительно-моторных ошибок; зрительно-пространственных ошибок; ошибок звукового анализа и синтеза.Библиографический список
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения. //«Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы П международной конференции Российской ассоциации дислексии». - М.: Изд-во Моск. соц.-гуманитарного института, 2006. – C.14-23;
2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. //«Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М., МПСИ, 2001. – C.7 –20;
3. Барылкина Л.П. и др. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и логопедов. - М.: 5 за знания, 2005. - 128 с.
4. Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед. - 2007. - №4 - с. 76-80.
5. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2005. - 127 с.
6. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения/ Вступительная статья и подготовка к изданию Калягина В.А. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 180 с.
8. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991;
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
10. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача: Книга для педагогов, детских психологов, логопедов, воспитателей и родителей. - СПб.: ДИЛЯ, 2007. - 144 с.
11. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2006. - 159 с.
12. Иншакова О.Б., Иншаков А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ. / Практическая психология и логопедия. - М, 2003.
13. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
14. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – Спб., 1995;
15. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
16. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2007. - 208 с.
17. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.
18. Мамаева В.В. Как помочь ребёнку научиться читать. - СПб.: Речь, 2006. - 64 с.
19. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.
20. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997;
21. Устранение оптической дислексии и дисграфии // Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1998г. - с. 153-165.
22. Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счета: нарушение и восстановление. - М., 1997.
Вопрос-ответ:
Что такое дислексия и дисграфия?
Дислексия - это общее нарушение способности учиться чтению и письму, затруднение в освоении грамоты. Дисграфия - это отдельное нарушение письма, затруднение в овладении навыками письменной речи.
Какие виды и нарушения письменной речи существуют?
Основные виды нарушений письменной речи включают дисграфию (нарушение письма), дизиграфию (трудности в орфографии), дислексию (трудности в чтении и письме), афазию (нарушение связности и логичности выражения мыслей в письменной форме).
Какие факторы и причины влияют на развитие грамотности у школьников начальных классов?
Факторы, влияющие на развитие грамотности у школьников начальных классов, могут включать генетическую предрасположенность, раннее развитие речи, уровень образования родителей, особенности обучения в школе, наличие нейрологических или психических заболеваний, а также социально-экономический статус семьи.
Как можно предотвратить появление дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста?
Профилактика дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста включает в себя раннюю диагностику и коррекцию нарушений письменной речи, создание специальных образовательных программ, участие педагогов и родителей в процессе обучения, а также психологическую поддержку и индивидуальные занятия с ребенком.
Какие результаты показало эмпирическое исследование в данной сфере?
Результаты эмпирического исследования в данной сфере позволили выявить основные виды и факторы дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста, а также определить эффективные методы профилактики и коррекции этих нарушений.
Что такое дисграфия и дислексия?
Дисграфия - это нарушение процесса письма и написания слов, а дислексия - это нарушение чтения и правильного восприятия письменных символов.
Какие основные виды и нарушения процесса письменной речи могут наблюдаться у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста могут наблюдаться такие нарушения процесса письменной речи, как нарушение графической структуры букв, смешение похожих букв и звуков, затруднения с написанием слов и предложений, отсутствие понимания правил пунктуации и др.
Какие факторы и причины могут способствовать развитию грамотности у школьников начальных классов?
Факторы и причины развития грамотности у школьников начальных классов могут быть различными, такими как недостаточная обученность преподавателя, наследственная предрасположенность к дисграфии и дислексии, недостаточная лексическая база у ребенка, недостаток моторных навыков и координации движений, низкий уровень развития слухового и зрительного анализа, проблемы в памяти и внимании и другие факторы.
Как проводить профилактику дислексии и дисграфии у учащихся младшего школьного возраста?
Для профилактики дислексии и дисграфии у учащихся младшего школьного возраста рекомендуется проводить индивидуальные занятия с детьми, уделять особое внимание графическому анализу букв и слов, развивать мелкую моторику и координацию движений, использовать игровые методики и задания, развивать слуховой и зрительный анализ, проводить тренировки памяти и внимания и т.д.