Инструментальный состав русского музыкального фольклора
Заказать уникальный реферат- 42 42 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Русские народные аэрофоны.
2. Русские народные хордофоны и мембранофоны.
Заключение
Литература
Эта техника была популяризирована ДжимиХендриксом и другими в 1960-х годах. Он широко использовался в психоделическом роке и хэви - метал.Изменение высоты вибрирующей струныЕсть три способа изменить шаг вибрирующей струны. Струнные инструменты настраиваются путем изменения натяжения струны, потому что регулировка длины или массы на единицу длины нецелесообразна. Инструменты с грифом затем играют, регулируя длину вибрирующей части струн. Все следующие наблюдения применимы к струне, которая является бесконечно гибкой (теоретическое предположение, потому что в практических приложениях струны не являются бесконечно гибкими), натянутой между двумя неподвижными опорами. Реальные струны имеют конечную кривизну у моста и гайки, а мост из-за своего движения точно не является узлами вибрации. Следовательно, следующие утверждения о пропорциональности являются приближениями.Аппликатура струн пропорциональна, а не фиксирована, как на пианиноШаг можно регулировать, изменяя длину струны. Более длинная строка приводит к более низкому шагу, в то время как более короткая строка приводит к более высокому шагу. Концертная арфа имеет педали, которые заставляют твердый предмет соприкасаться со струной, чтобы сократить ее вибрирующую длину во время исполнения. Частота обратно пропорциональна длине:f \propto \frac{1}{l}Струна в два раза длиннее производит тон в половину частоты (на одну октаву ниже).НапряжениеШаг можно регулировать, изменяя натяжение струны. Струна с меньшим натяжением (более слабая) приводит к более низкому шагу, в то время как струна с большим натяжением (более тугая) приводит к более высокому шагу. Нажатие педали на педаль стальной гитары повышает высоту некоторых струн за счет увеличения натяжения на них (растяжения) через механическую связь; отпускание педали возвращает высоту к исходной. Коленные рычаги на инструменте могут снизить высоту тона, освобождая (и восстанавливая) напряжение таким же образом. сделанная из отрезка веревки, метла и корыто для мытья могут производить различные шаги, увеличивая натяжение веревки (производя более высокий шаг) или уменьшая натяжение (производя более низкий шаг). Частота пропорциональна квадратному корню из напряжения: f \propto \sqrt{T} Линейная плотностьШаг струны также может быть изменен путем изменения линейной плотности (массы на единицу длины) струны. В практическом применении, например, с контрабасовыми струнами или басовым фортепиано струны, дополнительный вес добавляется к струнам, обматывая их металлом. Струна с более тяжелой металлической обмоткой производит более низкий шаг, чем струна такой же длины без металлической обмотки. Это можно увидеть на наборе кишечных струн для контрабаса эпохи 2016 года. Более высокая струна G часто изготавливается из синтетического материала, а иногда и из кишечника животного, без металлической обертки. Чтобы струна low E могла производить гораздо более низкий шаг при струне той же длины, ее обматывают множеством обмоток из тонкой металлической проволоки. Это добавляет к его массе, не делая его слишком жестким. Частота обратно пропорциональна квадратному корню из линейной плотности: f \propto {1 \over \sqrt{\mu}} Учитывая две струны одинаковой длины и натяжения, струна с большей массой на единицу длины производит меньший шаг.Длина строки или длина шкалыДлина струны от гайки до моста на смычковых или щипковых инструментах в конечном счете определяет расстояние между различными нотами на инструменте. Например, контрабас с его низким диапазоном требует длины шкалы около 42 дюймов (110 см), в то время как скрипичная шкала составляет всего около 13 дюймов (33 см). На более короткой шкале скрипки левая рука может легко достичь диапазона чуть более двух октав, не меняя положения, в то время как на более длинной шкале баса одна октава или девятая достижимы в более низких положениях.Контактные точки вдоль строкиСтруны пианиноВ смычковых инструментах смычок обычно расположен перпендикулярно струне, в точке на полпути между концом грифа и мостом. Однако для изменения тембра можно выбрать различные места размещения смычка . Применение смычка вблизи моста (известного как sulponticello) производит интенсивный, иногда резкий звук, который акустически подчеркивает верхние гармоники. Поклон над грифом (sultasto) производит более чистый тон с меньшей силой обертона, подчеркивая фундаментальный, также известный как flautando, так как он звучит менее пронзительно и более похож на флейту.Смычковые инструменты представляют собой проблему для создателей инструментов по сравнению с инструментами, которые только щипают (например, гитара), потому что на смычковых инструментах музыкант должен уметь играть по одной струне за раз, если он этого хочет. Таким образом, смычковый инструмент должен иметь изогнутый мост, который делает "внешние" струны ниже по высоте, чем "внутренние". С таким изогнутым мостом игрок может выбрать одну строку за раз, чтобы играть. На гитарах и лютнях мост может быть плоским, потому что струны играют, выщипывая их пальцами, ногтями или киркой; перемещая пальцы или кирку в разные позиции, игрок может играть на разных струнах. На смычковых инструментах необходимость играть на отдельных струнах с помощью смычка также ограничивает количество струн примерно шестью или семью струнами; с большим количеством струн было бы невозможно выбрать отдельные струны для смычка. (Примечание: смычковые струны также могут одновременно играть две смычковые ноты на двух разных струнах-техника, называемая двойной остановкой.) Действительно, на оркестровой струнной секции инструменты, состоящие из четырех струн, являются нормой, за исключением пяти струн, используемых на некоторых контрабасах. В отличие от струнных клавишных инструментов, 88 курсов используются на фортепиано, и хотя эти струны расположены на плоском мостике , механизм может играть любую из нот индивидуально.Подобные тембральные различия возможны также с щипковыми струнными инструментами, если выбрать соответствующую точку щипка, хотя разница, возможно, более тонкая.В клавишных инструментах точка контакта вдоль струны (будь то молоток, касательная или плектр) выбирается дизайнером инструмента. Строители используют комбинацию опыта и акустической теории, чтобы установить правильный набор контактных точек.В клавесинах часто встречаются два набора струн одинаковой длины. Эти "хоры" обычно отличаются друг от друга точками выщипывания. Один хор имеет "нормальную" точку щипания, производящую канонический звук клавесина; другой имеет точку щипания, близкую к мосту, производя более "носовой" звук, богатый верхними гармониками.Изготовление нескольких нотАрабский струнный музыкальный инструмент на выставке в музее дворцаДеббейн, Ливан.Одна струна при определенном натяжении и длине выдает только одну ноту. Для получения нескольких нот струнные инструменты используют один из двух методов. Один из них-добавить достаточное количество струн, чтобы охватить необходимый диапазон различных нот (например, как в случае с пианино, которое имеет наборы из 88 струн, позволяющих исполнителю играть 88 различных нот). Другой - обеспечить способ остановиться струны по их длине укорачивают ту часть, которая вибрирует, что является методом, используемым в инструментах семейства гитар и скрипок для получения различных нот из одной и той же струны. Пианино и арфа представляют собой первый метод, где каждая нота на инструменте имеет свою собственную струну или курс из нескольких струн, настроенных на одну и ту же ноту. (Многие ноты на пианино нанизаны" хором " из трех струн, настроенных одинаково, чтобы увеличить громкость.) Гитара представляет собой второй метод—пальцы игрока прижимают струну к грифу так, что струна плотно прижимается к металлическому ладу. Прижимая струну к ладу во время щипания или бренчания, она укорачивает вибрирующую часть и таким образом производит другую ноту.Некоторые цитры сочетают стопорные (мелодические) струны с большим количеством "открытых" гармонических или аккордовых струн. На инструментах со стопорными струнами, таких как скрипка или гитара, игрок может сократить вибрирующую длину струны, используя свои пальцы непосредственно (или реже через какое-либо механическое устройство, как в nyckelharpa и hard-gurdy). Такие инструменты обычно имеют гриф, прикрепленный к шейке инструмента, что обеспечивает твердую плоскую поверхность, на которой игрок может остановить струны. На некоторых струнных инструментах гриф имеет лады, приподнятые гребни, перпендикулярные струнам, которые останавливают струну через точные промежутки времени, в этом случае гриф также называют грифом.Перемещение ладов во время исполнения обычно нецелесообразно. Мосты кото, с другой стороны , могут быть перемещены игроком иногда в течение одного музыкального произведения. Многие современные западные арфы включают рычаги, либо непосредственно перемещаемые пальцами (на кельтских арфах), либо управляемые ножными педалями (на оркестровых арфах), чтобы поднять высоту отдельных струн на фиксированную величину. Ближневосточная цитра, канун, снабжена небольшими рычагами, называемыми мандалэто позволяло постепенно перенастроить каждый курс из нескольких струн "на лету" во время игры на инструменте. Эти рычаги поднимают или опускают высоту струнного хода на микротон, меньше чем на полшага.Некоторые инструменты используются с симпатическими струнами, которые являются дополнительными струнами, не предназначенными для ощипывания. Эти струны резонируют с сыгранными нотами, создавая дополнительные тона. Симпатические струны вибрируют естественным образом, когда различные интервалы, такие как унисоны или октавы нот симпатических струн, выщипываются, кланяются или ударяются. Эта система используется на саранги, рояле, скрипке хардангера и рубабе.Производство звукаАкустические инструментыМарокканский лоутар использует деку из козьей кожи.Вибрирующая струна, нанизанная на очень толстое бревно, как гипотетический пример, издавала бы только очень тихий звук, поэтому струнные инструменты обычно строятся таким образом, что вибрирующая струна связана с полой резонирующей камерой, декойили обоими. На скрипке, например, четыре струны проходят по тонкому деревянному мостику, опирающемуся на полый ящик (корпус скрипки). Нормальная сила, приложенная к телу от струн, частично поддерживается небольшим деревянным цилиндром, называемым звуковым столбом. Корпус скрипки также имеет два "f-отверстия", вырезанные сверху. Колебания струн распределяются через мостик и звуковую стойку на все поверхности инструмента и, таким образом, становятся громче за счет согласования акустического импеданса. Правильное техническое объяснение заключается в том, что они позволяют лучше соответствовать акустическому импедансу воздуха.Иногда говорят, что дека или саундбокс "усиливают" звук струн. На самом деле никакого усиления мощности не происходит, потому что вся энергия для производства звука исходит от вибрирующей струны. Механизм заключается в том, что дека инструмента обеспечивает большую площадь поверхности для создания звуковых волн, чем струна, и поэтому действует как согласующий элемент между акустическим импедансом струны и окружающим воздухом. Большая вибрирующая поверхность иногда может обеспечить лучшее согласование, особенно на более низких частотах.Все инструменты лютневого типа традиционно имеют мостик, который удерживает струну на должной высоте действия от ладовой/пальцевой доски на одном конце струн. На акустических инструментах мост выполняет не менее важную функцию передачи струнной энергии в "звуковой ящик" инструмента, тем самым увеличивая громкость звука. Специфическая конструкция и материалы, используемые в конструкции моста инструмента, оказывают значительное влияние как на звук, так и на отзывчивость инструмента.Достижения в тон характерно, что является эффективным и приятным для игрока и ухо слушателя-это своего рода искусство и ремесло, а также Наука, и производители струнных инструментов чаще всего добиваются очень высокого качества лесу с этой целью, в частности, ель (выбран за его легкость, прочность и гибкость) и клен (очень твердая древесина). Ель используется для дек всех инструментов-от скрипки до фортепиано. Такие инструменты, как банджо, используют в качестве деки барабан, обтянутый натуральной или синтетической кожей.Акустические инструменты также могут быть изготовлены из искусственных материалов, таких как углеродное волокно и стекловолокно (особенно большие инструменты с более низким тоном, такие как виолончели и басы).В начале 20-го века скрипка Stroh использовала резонатор диафрагменного типа и металлический рожок для проецирования струнного звука, очень похожего на ранние механические граммофоны. Его использование сократилось примерно с 1920 года, когда было разработано и введено в эксплуатацию электронное усиление через усилители мощности и громкоговорители. Игроки струнных инструментов могут усиливать свои инструменты электронным способом, подключая их к системе PA или гитарному усилителю.Электронное усилениеБольшинство струнных инструментов могут быть оснащены пьезоэлектрическими или магнитными датчиками для преобразования колебаний струны в электрический сигнал, который усиливается, а затем преобразуется обратно в звук громкоговорителями. Некоторые игроки прикрепляют звукосниматель к своему традиционному струнному инструменту, чтобы "электрифицировать" его. Другой вариант-использовать твердотельный инструмент, который уменьшает нежелательные обратные завывания или визги.Усиленные струнные инструменты могут быть намного громче, чем их акустические аналоги, поэтому музыканты могут играть на них в относительно громких рок -, блюзовых и джазовых ансамблях. Усиленные инструменты также могут иметь свой усиленный тон, модифицированный с помощью электронных эффектов, таких как искажение, реверберация или wah-wah.Басовые струнные инструменты, такие как контрабас и электрический бас, усиливаются усилителями басовых инструментов, предназначенными для воспроизведения низкочастотных звуков. Для изменения тона усиленных басовых инструментов доступен целый ряд электронных басовых эффектов, таких как искажение и припев.Симфонические струныСтрунные инструменты , обычно используемые в оркестре и часто называемые "симфоническими струнами" или струнной секцией,:Скрипки (разделены на две секции—первые скрипки и вторые скрипки; эти секции играют на одних и тех же инструментах; разница в том, что первые скрипки играют строки с более высоким регистром, а вторые скрипки играют партии с более низким регистром, аккомпанементные партии или контрмелоды)АльтыВиолончелиКонтрабасыКогда orchestralinstrumentation указывает "strings", это часто означает эту комбинацию струнных частей. Оркестровые произведения редко пропускают какие-либо из этих струнных частей, но часто включают дополнительные струнные инструменты, особенно концертную арфу и фортепиано. В барочном оркестре 1600-1750-х годов (или с современными группами, играющими раннюю музыку) клавесин почти всегда используется для игры партии bassocontinuo (записанная басовая линия и импровизированные аккорды), а часто и theorbo или лютня или орган. В некоторых классической музыке, таких как струнный квартет Контрабас обычно не используется; виолончель играет басовую роль.ЗаключениеВ современной русской культуре особую роль играют такие архаичные музыкальные инструменты, аэрофоны, как свободные (кнут, мельница, чешуйка, берёста, осина, хлопушка), свистковые (кугиклы, калюка, свистулька, окарина, свирель, сопель), язычковые (жалейка, волынка), мундштучные (труба, ружье, рог, рожок), хордофоны щипково-бряцающие (гусли, балалайка, домра), фрикционные смычковые (гудок, скрипка), фрикционные колесные (колесная лира), мембранофоны (бубен, накры, тулумбас, набат, барабан) Они перемещаются из сферы традиционной музыкив сферу популярной культуры. В то же время они сохраняют основные черты традиционных музыкальных инструментов. Игра на рожке и варгане развивает свои основные черты в практике живых музыкантов.Литература: 1. Гордиенко О. О классификации русских народных музыкальных инструментов // Методы музыкально-фольклористического исследования. Сб. научн. тр. МГК им. П.И. Чайковского. – М., 1989. – Текст: электронный. URL: https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1264436/1264436_original.jpg2. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. – С. 319-3373. Камаев А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2020. – 188 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133829. – С. 151-166.4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М., 1986. – Текст: электронный. – URL: http://esoserver.narod.ru/Pagan/Muz_ins/muz_ins.htm5. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. – М., 1975. – Текст: электронный. URL: https://vk.com/wall-112165804_7586.[1] Финдейзен Н. Ф. Русская роговая музыка. Очерки по истории музыки в Россия. Том 2, выпуск. 4. М. Л.: Государственное издательство, 1928. С. 76-92.[2] Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975. С. 280.[3] Вертков К. Русская роговая музыка. Л. М. :Музгиз, 1948. С. 84.[4] Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. Лекция по курсу "Народное музыкальное творчество" для студентов музыкальных вузов. М.: СМПИ им.Гнесиных, 1989.[5] Ефремов Б. Владимирские рога. Ремесло 57: Музыкальные инструменты пастухов. ютубhttps://www.youtube.com/watch?v=z5kuHnptulM 26'01(дата апелляции 05/15/2016)[6] Бромлей К. М. Владимирский рог // URL:https://bigenc.ru/music/text/1918394 (дата апелляции 17.04.2018)[7] Смирнов Б. Искусство владимирских трубачей. Москва, 1965. С. 232.[8] Старостин С. Музыкальные инструменты Верхнего Поволжья Пастухи. Мужская коллекция. Исс. 1. Человек в традиционной культуре. М.: Лабиринт, 2001, с. 184-193.[9] Старостин С. Н.Тверские рога. Интервью В. И. Лисовой с С. Н. Старостин 06/11/2016.[10] Материалы концерта-презентации С. Н. Старостина и ансамбля "Тверской рог" на Тверском бульваре в Москве. 06/14/2016.[11] Песни Фатьянова — в необычном исполнении. URL-адрес: vladtv.ru/culture/99448/ (дата апелляции 04/12/2019)[12] Материалы концерта-презентации ансамбля народной музыки "Пьеса, рожок!" в Обнинске, художественный руководитель Л. Резников // URL: http://playhorn.obninsk.ru (дата апелляции 18.05.2016)[13] Варган. Краткая история, догадки и факты // URL:vargan_samarahttps://vargansamara.livejournal.com/17249.html (датаапелляции 03/13/2018)[14] Алтай Варган. Сайты Googlehttps://sites.google.com/site/varganaltajskij/ (дата апелляции 03/03/2018)[15] Башкирский кубыз. Maultrommel // URL: bashportal.ru/news/newskultura/1106-bashkirskijj-kubyz.-maultrommel.html (дата апелляции 03/23/2018)[16] Самый древний музыкальный инструмент в Евразии был найден в горы Алтая // URL: https://www.vladtime.ru/nauka/610301(дата апелляции 03/10/2018)[17] Русский Варган. Русская музыка вне времени - проект // URL: varganist.ru/2.html (дата апелляции 03/05/2018)[18] Русский Варган. Реконструкция новгородского варгана 14 века // URL: varganist.ru/23.html (дата апелляции 03/05/2018)[19] Реконструкция новгородских гуслей и варгана 14 века //URL: https://www.youtube.com/watch?v=_nbpQktAuX4 (дата апелляции 17.03.2018)
2. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. – С. 319-337
3. Камаев А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2020. – 188 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133829. – С. 151-166.
4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М., 1986. – Текст: электронный. – URL: http://esoserver.narod.ru/Pagan/Muz_ins/muz_ins.htm
5. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. – М., 1975. – Текст: электронный. URL: https://vk.com/wall-112165804_758
6.
[1] Финдейзен Н. Ф. Русская роговая музыка. Очерки по истории музыки в Россия. Том 2, выпуск. 4. М. Л.: Государственное издательство, 1928. С. 76-92.
[2] Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975. С. 280.
[3] Вертков К. Русская роговая музыка. Л. М. : Музгиз, 1948. С. 84.
[4] Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. Лекция по курсу "Народное музыкальное творчество" для студентов музыкальных вузов. М.: СМПИ им.Гнесиных, 1989.
[5] Ефремов Б. Владимирские рога. Ремесло 57: Музыкальные инструменты пастухов. ютуб
https://www.youtube.com/watch?v=z5kuHnptulM 26'01(дата апелляции 05/15/2016)
[6] Бромлей К. М. Владимирский рог // URL:
https://bigenc.ru/music/text/1918394 (дата апелляции 17.04.2018)
[7] Смирнов Б. Искусство владимирских трубачей. Москва, 1965. С. 232.
[8] Старостин С. Музыкальные инструменты Верхнего Поволжья Пастухи. Мужская коллекция. Исс. 1. Человек в традиционной культуре. М.: Лабиринт, 2001, с. 184-193.
[9] Старостин С. Н.Тверские рога. Интервью В. И. Лисовой с С. Н. Старостин 06/11/2016.
[10] Материалы концерта-презентации С. Н. Старостина и ансамбля "Тверской рог" на Тверском бульваре в Москве. 06/14/2016.
[11] Песни Фатьянова — в необычном исполнении. URL-адрес: vladtv.ru/culture/99448/ (дата апелляции 04/12/2019)
[12] Материалы концерта-презентации ансамбля народной музыки "Пьеса, рожок!" в Обнинске, художественный руководитель Л. Резников // URL: http://playhorn.obninsk.ru (дата апелляции 18.05.2016)
[13] Варган. Краткая история, догадки и факты // URL:
vargan_samara https://vargan samara.livejournal.com/17249.html (дата апелляции 03/13/2018)
[14] Алтай Варган. Сайты Google
https://sites.google.com/site/varganaltajskij/ (дата апелляции 03/03/2018)
[15] Башкирский кубыз. Maultrommel // URL: bashportal.ru/news/newskultura/1106-bashkirskijj-kubyz.-
maultrommel.html (дата апелляции 03/23/2018)
[16] Самый древний музыкальный инструмент в Евразии был найден в горы Алтая // URL: https://www.vladtime.ru/nauka/610301
(дата апелляции 03/10/2018)
[17] Русский Варган. Русская музыка вне времени - проект // URL: varganist.ru/2.html (дата апелляции 03/05/2018)
[18] Русский Варган. Реконструкция новгородского варгана 14 века // URL: varganist.ru/23.html (дата апелляции 03/05/2018)
[19] Реконструкция новгородских гуслей и варгана 14 века //
URL: https://www.youtube.com/watch?v=_nbpQktAuX4 (дата апелляции 17.03.2018)
Вопрос-ответ:
Какие инструменты входят в группу русских народных аэрофонов?
В группу русских народных аэрофонов входят такие инструменты, как свистулька, гусляр, дудка, гармоника и другие.
Какие инструменты относятся к русским народным хордофонам и мембранофонам?
К русским народным хордофонам относятся такие инструменты, как гусли, гитара, балалайка и другие. К мембранофонам относятся, например, барабаны и бубны.
Где и в какой период была популяризирована техника изменения высоты вибрирующей струны в русской музыке?
Техника изменения высоты вибрирующей струны была популяризирована в русской музыке в 1960-х годах, особенно благодаря Джими Хендриксу и другим музыкантам того времени.
Какие жанры музыки широко использовали инструмент с изменяемой высотой вибрирующей струны?
Инструмент с изменяемой высотой вибрирующей струны широко использовался в психоделическом роке и хэви-метал музыке.
Какими способами можно изменить шаг вибрирующей струны?
Существуют три способа изменить шаг вибрирующей струны. У струнных инструментов шаг настраивается путем изменения натяжения струны, так как регулировка длины или массы на единицу длины нецелесообразна.
Какие инструменты входят в состав русского музыкального фольклора?
Русский музыкальный фольклор включает в себя разнообразные инструменты, такие как аэрофоны, хордофоны и мембранофоны.
Что такое русские народные аэрофоны?
Русские народные аэрофоны - это музыкальные инструменты, в которых звук образуется путем колебания воздуха, например, свистульки, гармошки или свирель.
А какие инструменты относятся к русским народным хордофонам и мембранофонам?
К русским народным хордофонам относятся гусли, балалайка, домра и другие струнные инструменты, а к мембранофонам - барабаны и бубны.
Какая техника популяризировала использование инструмента с изменением высоты вибрирующей струны?
Техника изменения высоты вибрирующей струны была популяризирована Джими Хендриксом и другими музыкантами в 1960-х годах.
Как осуществляется настройка струнных инструментов?
Струнные инструменты настраиваются путем изменения натяжения струны, так как регулировка длины или массы на единицу длины нецелесообразна.
Какие инструменты относятся к русским народным аэрофонам?
К русским народным аэрофонам относятся губные гармоники, дудки, свирели, свистульки и другие инструменты, звук которых создается благодаря взаимодействию воздуха и игрового элемента.