Религиозная политика золотоордынских ханов

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История Отечества
  • 15 15 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.07.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
0
Фрагмент для ознакомления

Об объединении пишет: Троицкая летопись: «В него место (на место первого епископа Сарайского Митрофана - И.Б.) постави митрополит епискупа Фегноста Руському Переяславлю и Сараю». К началу XIV в. церковная власть сарайских епископов была распространена и на земли «Червленого Яра» в южном направлении от Рязанского княжества, вплоть до Хопра и Дона, что привело к конфликту сарайских правителей с рязанскими епископами, полагавших данные территории частью своей епархии. Опираясь на ордынские власти, Сарайские епископы утвердили свою церковную власть в Червленом Яре, и митрополитам Алексею и Феогносту приходилось направлять грамоты местным властям, приказывая им признать власть рязанского владыки. Именно светскую власть подразумевал митрополит Алексей, когда призывал паству Червленого Яра не следовать «воле телесной», но признать церковную власть епископа Рязани. А светская власть на данных землях была представлена ордынской: грамоты митрополитов Алексея и Феогноста в первую очередь обращались к местной администрации. Таким образом, русским митрополитам приходилось прибегать к различным инструментам для реализации своих взглядов на границы Сарайской епархии, включая также тем, что шли вразрез с представлениями ордынской власти, которые поддерживали желание владык Сарая распространить пределы своей церковной власти на север.
При хане Менгу-Тимуре Сарайская епархия, видимо, приобрела, некоторый вес: в 1279-1280 г. хан отправлял епископа Феогноста с дипломатической миссией в Константинополь к византийскому императору. Никоновская летопись свидетельствует, что это была третье дипломатическое поручение Феогноста в Константинополе. Дата одной из первых двух поездок нам известна – это 1276 г., когда Феогност находился на соборе в Константинополе, где и получил рассмотренные ранее ответы на вопросы об организации христианского служения в Золотой Орде. На основании сообщения о поездке епископа Феогноста в Константинополь А. Н. Насонов выдвинул предположение о значимой роли епископов Сарая в дипломатических отношениях Золотой Орды и Византии. В подтверждение своей точки зрения А. Н. Насонов подчеркивал совпадение даты создания Сарайской епархии с годом возвращения Византией своей столицы, Константинополя, в 1261 г. В дипломатических трехчастных отношениях между Москвой, Константинополем и Сараем сарайские епископы действительно могли выполнять важную функцию. При хане Тохте преемник Феогноста Измайло и епископ Владимирский Симеон выступили в качестве представителей третейского суда, который под руководством баскака Олексы Неврюя разрешил спор русских князей на съезде во Владимире. Симеоновская летопись сообщает об этом съезде, однако не упоминает о роли и участии в нем епископов. О том, что Измайло и Симеон «примирили» князей, свидетельствуют Новгородская IV, Софийская I и Московско-Академическая летописи.
Согласно данным источникам, епископ Измайло выступил в качестве доверенного лица хана, который направил его принять участие в съезде в качестве судьи – это отвечало и русской традиции участия епископов как посредников между враждующими князьями. Однако в 1312-1313 г. Измайло был лишен сана митрополитом Петро, что было, по всей видимости, связано со смертью хана Тохта, который мог не позволить снять сан с сарайского епископа. По мнению Н. С. Борисова, Петр осуществил смену сарайского владыки в период своего визита к новому хану, Узбеку. Во время своего пребывания в Орде митрополиты могли останавливаться у Сарайского епископа. Однако также возможно, что они принимали приглашения русских князей и являлись гостями светской элиты русской диаспоры Сарая. В любом случае период пребывания в Сарае митрополиты должны были тесно общаться с сарайскими владыками, разрешать сложные проблемы управления данной епархией и прибегать к совету местных владык, лучше знавших то, каким образом необходимо вести себя с конкретным ханом и его приближенными.
Таким образом, можно заключить, что влияние Орды в церковных процессах являлось чрезвычайно важным. В первую очередь, оно выражалось в патронировании интересов духовных иерархов. Такая протекция золотоордынцев происходила через предоставление митрополитам ярлыков, делавших их власть неподсудной светским властям. Такого рода сближение церкви и Орды препятствовало любым способа+м воздействия князя как на самого первосвятителя, так и на вопросы подведомственные русскому первоеираху. На долгое время митрополиты утверждались ханами в Сарае, а русская церковь признавала свою подчинённость не только Константинополю, но и правителям Сарая.
Список использованной литературы
Анатомия этнополитики: коллектив. моногр. / под науч. ред. Л.В. Савинова. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. – 431 с.
Белозеров И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дисс. канд. ист. наук / И.В. Белозеров [Электронный ресурс]. – Москва, 2022. – URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/religioznaja-politika-zolotoj-ordy-na-rusi-v-xviii-xiv-vv.html (дата обращения: 14.06.2021).
Галимов Т. Р. Влияние Орды на каноническо-правовой статус митрополичьей кафедры и Русской церви во второй половине XVIII – начала XIV вв. / Т.Р. Галимов // Палеороссия. Древняя Руси: во времени, в личностях, в идеях. – 2016. - № 6. – С. 428.
Новиков Н. Древняя Российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российской касающихся: часть 1 / Н. Новиков – Москва, 1773. – С. 448-485.
Почекаев Р. Ю. Изучение собрания ханских ярлыков Русской церкви: направления, проблемы, перспективы / Р.Ю. Почекаев // Палеороссия. Древняя Руси: во времени, в личностях, в идеях. – 2017. - № 8. – С. 471.
Сафронов С. Г. Территориальные аспекты организации российских конфессий / С.Г. Сафронов // Вестник Московского государственного университета. – 1998. - № 5. – С. 28-33.
Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Европа и Евразия. – Москва : Алгоритм, 2014. – С. 106-140.
Усманов М. А. Золотая Орда: истоки и наследие / М.А. Усманов // Сокровища Золотой Орды. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 26-46.
Усманов М. А. Об особенностях раннего этапа этнической истории улуса Джучи / М.А. Усманов // Тюркологический сборник. 2001. Золотая Орда и её наследие. – Москва, 2002. – С. 101-103.
Хамидуллин Б. Л. Феномен Золотоордынской цивилизации / Б.Л. Хамидуллин // Тюркологические исследования. – 2019. - № 2(1). – С. 36-38.

Анатомия этнополитики: коллектив. моногр. / под науч. ред. Л.В. Савинова. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – С. 181-182.
Сафронов С. Г. Территориальные аспекты организации российских конфессий // Вестник Московского государственного университета. – 1998. - № 5. – С. 33.
Цит. по: Хамидуллин Б.Л. Феномен Золотоордынской цивилизации // Тюркологические исследования. – 2019. - № 2(1). – С.36
Усманов М. А. Об особенностях раннего этапа этнической истории улуса Джучи // Тюркологический сборник. 2001. Золотая Орда и её наследие. – М., 2002. – С. 101-103.
Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Европа и Евразия. – М., 2014. – С. 113/
Там же. – С. 116.
Усманов М.А. Золотая Орда: истоки и наследие // Сокровища Золотой Орды. – СПб., 2000. – С. 26-46.
Хамидуллин Б.Л. Феномен Золотоордынской цивилизации // Тюркологические исследования. – 2019. - № 2(1). – С. 36-38.
Цит. по: Белозеров И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дисс. канд. ист. наук [Электронный ресурс]. – М., 2022. – URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/religioznaja-politika-zolotoj-ordy-na-rusi-v-xviii-xiv-vv.html (дата обращения: 14.06.2021).
Новиков Н. Древняя Российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российской касающихся: часть 1. – М., 1773. – С. 448-485 
Почекаев Р. Ю. Изучение собрания ханских ярлыков Русской церкви: направления, проблемы, перспективы// Палеороссия. Древняя Руси: во времени, в личностях, в идеях. – 2017. - № 8. – С. 471.
Цит. по: Белозеров И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дисс. канд. ист. наук [Электронный ресурс]. – М., 2022. – URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/religioznaja-politika-zolotoj-ordy-na-rusi-v-xviii-xiv-vv.html (дата обращения: 14.06.2021).
Белозеров И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дисс. канд. ист. наук [Электронный ресурс]. – М., 2022. – URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/religioznaja-politika-zolotoj-ordy-na-rusi-v-xviii-xiv-vv.html (дата обращения: 14.06.2021).
Белозеров И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дисс. канд. ист. наук [Электронный ресурс]. – М., 2022. – URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/religioznaja-politika-zolotoj-ordy-na-rusi-v-xviii-xiv-vv.html (дата обращения: 14.06.2021).
Галимов Т. Р. Влияние Орды на каноническо-правовой статус митрополичьей кафедры и Русской церви во второй половине XVIII – начала XIV вв. // Палеороссия. Древняя Руси: во времени, в личностях, в идеях. – 2016. - № 6. – С. 428.









2

1. Анатомия этнополитики: коллектив. моногр. / под науч. ред. Л.В. Савинова. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. – 431 с.
2. Белозеров И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дисс. канд. ист. наук / И.В. Белозеров [Электронный ресурс]. – Москва, 2022. – URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/religioznaja-politika-zolotoj-ordy-na-rusi-v-xviii-xiv-vv.html (дата обращения: 14.06.2021).
3. Галимов Т. Р. Влияние Орды на каноническо-правовой статус митрополичьей кафедры и Русской церви во второй половине XVIII – начала XIV вв. / Т.Р. Галимов // Палеороссия. Древняя Руси: во времени, в личностях, в идеях. – 2016. - № 6. – С. 428.
4. Новиков Н. Древняя Российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российской касающихся: часть 1 / Н. Новиков – Москва, 1773. – С. 448-485.
5. Почекаев Р. Ю. Изучение собрания ханских ярлыков Русской церкви: направления, проблемы, перспективы / Р.Ю. Почекаев // Палеороссия. Древняя Руси: во времени, в личностях, в идеях. – 2017. - № 8. – С. 471.
6. Сафронов С. Г. Территориальные аспекты организации российских конфессий / С.Г. Сафронов // Вестник Московского государственного университета. – 1998. - № 5. – С. 28-33.
7. Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Европа и Евразия. – Москва : Алгоритм, 2014. – С. 106-140.
8. Усманов М. А. Золотая Орда: истоки и наследие / М.А. Усманов // Сокровища Золотой Орды. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 26-46.
9. Усманов М. А. Об особенностях раннего этапа этнической истории улуса Джучи / М.А. Усманов // Тюркологический сборник. 2001. Золотая Орда и её наследие. – Москва, 2002. – С. 101-103.
10. Хамидуллин Б. Л. Феномен Золотоордынской цивилизации / Б.Л. Хамидуллин // Тюркологические исследования. – 2019. - № 2(1). – С. 36-38.

Вопрос-ответ:

Какая религиозная политика была у золотоордынских ханов?

Религиозная политика золотоордынских ханов была связана с исламом. Они старались распространить ислам по своим владениям и утвердить его в качестве официальной религии. Отдельные ханы активно поддерживали исламских духовных лидеров и стремились к мусульманскому образу жизни. Однако, они не преследовали других религий и не запрещали их практику.

Кто был первым епископом Сарайского?

По Троицкой летописи, первым епископом Сарайского был Митрофан. После его смерти был поставлен митрополит Фегност, который принимал епископскую должность в Сарае и Переяславле. Таким образом, церковная власть сарайских епископов была распространена на большую территорию.

Какие земли были под властью сарайских епископов?

В начале XIV века церковная власть сарайских епископов была распространена на территорию от Рязанского княжества до Хопра и Дона, включая земли Червленого Яра. Это привело к конфликту с рязанскими епископами, которые полагали, что эти территории являются их владениями.

Какую роль играли сарайские правители в распространении религии?

Сарайские правители активно поддерживали ислам и участвовали в распространении этой религии среди своих подданных. Они стремились утвердить ислам как официальную религию в своих владениях. Однако, они не запрещали практику других религий и не преследовали их последователей.

Какие территории входили в сферу влияния сарайских епископов?

Сарайские епископы имели влияние на территорию Червленого Яра, расположенного на юге от Рязанского княжества. Эта территория простирается до Хопра и Дона. Однако, сарайские правители и рязанские епископы вели конфликт из-за понимания владения этих территорий.

Какая была религиозная политика золотоордынских ханов?

Религиозная политика золотоордынских ханов была основана на исламе, который они приняли после покорения земель Монгольской империи. Они поощряли ислам как религию государства и поддерживали строительство мечетей. Кроме того, они также допускали существование других религий и не принуждали население к принятию ислама.

Кто был первым епископом Сарайского?

Первым епископом Сарайского был Митрофан. По данным Троицкой летописи, его место занял митрополит Фегност, который также был епископом Русского Переяславля и Сарая.

Какие территории были под контролем церковной власти сарайских епископов?

К началу XIV века церковная власть сарайских епископов была распространена на земли Червленого Яра, простирающиеся в южном направлении от Рязанского княжества до рек Хопер и Дона. Это привело к конфликту сарайских правителей с рязанскими епископами, которые считали эти территории частью своего владения.