Пространство и время в произведении Рея Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 35 35 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 23.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 1
Глава 1. Категории времени и пространства в художественном произведении 3
1.1 Представления о пространстве и времени 3
1.2 Теория М.М. Бахтина о пространстве и времени 7
1.3 Особенности времени и пространства в художественном произведении и языковые средства их выражения 9
Выводы к главе 1 12
Глава 2. Особенности хронотопа в произведении Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» 13
2.1 Краткая информация о Р. Брэдбери и его произведении «Вино из одуванчиков» 13
2.2 Особенности восприятия пространства в произведении «Вино из одуванчиков» 16
2.3 Особенности восприятия времени в произведении Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» 19
2.3.1 Особенности изображения прошлого в повести «Вино из одуванчиков» 21
2.3.2 Образы дня и ночи в повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» 22
2.3.3 Особенности цикличности времен года в произведении «Вино из одуванчиков» 23
Выводы к главе 2 25
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Приложение 1 32
Приложение 2 35













Фрагмент для ознакомления

Художественное время воплощено в образе полковника Фрилея, которого в городе прозвали «Машиной времени». Особенностью этого персонажа являлось то, что когда он делился с местными ребятами своими историями из прошлого, они как будто погружались в эти события, настолько они были увлекательными. Он позволял ребятам, которые приходили к нему за этими историями, почувствовать жизнь прошлого, побывать там, где они никогда не были. Главным оружием мистера Фрилея является память: см. Приложение 2, пример 5. Мужчина играет особую роль в построении художественного времени, поскольку когда к нему запрещают ходить ребятам, он начинает чувствовать себя еще хуже: см. Приложение 2, пример 6. Похожую роль в произведении играют образы Элен Лумис и Билла Форестера. Элен постоянно делится с Биллом историями о своем прошлом, отправляя его в путешествие по своему прошлому: см. Приложение 2, пример 7. Таким образом Эллен Лумис помогает Биллу исполнить его мечту о путешествиях. Билл понимает, что встретил родственную душу, однако оказывается слишком поздно. Мисс Лумис прожила уже большое количество счастливых дней, в то время как Биллу все это только предстоит. Так Рэй Брэдбери демонстрирует невозвратность времени. И Биллу, и мисс Лумис очень жаль, что они не родились в одно время: см. Приложение 2, пример 8.С тематикой невозвратности времени связан образ миссис Бентли. После того, как женщине не удается убедить своих детей в том, что она когда-то была молодой, она осознает, что молодость никогда не вернуть и надо наслаждаться жизнью в настоящее время: см. Приложение 2, пример 9.2.3.2 Образы дня и ночи в повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»День – это единица времени. Именно днем происходят основные события в жизни главного героя, а также всех жителей городка. Рэй Брэдбери использует множество стилистических приемов для того, чтобы выразить значимость этого времени суток. Для Дугласа и его брата Тома день предстает в символе круглого камешка, то есть имеет определенные очертания: см. Приложение 2, пример 10. Автор повести связывает с природой не только художественное пространство, но и художественное время. Через изображение художественного времени Рэй Брэдбери изображает взаимосвязь Дугласа и природы. Он часто проводит время, гуляя по лесу, и проведение времени таким образом является лучшим для главного героя. Используя прием сравнения, автор показывает эту связь: см. Приложение 2, пример 11.Летний день – особенный символ связи времени и природы в произведении «Вино из одуванчиков»: см. Приложение 2, пример 12. В этом предложении описывается день, когда Дуглас познает себя, мир в его сознании предстает в виде красивого сада, который наполняет окружающее пространство свежестью. В этот день для двенадцатилетнего Дугласа начинается жизнь. Летний день – воплощение радости и счастья, жизнелюбия, его Рэй Брэдбери противопоставляет ночи, которая является олицетворением чего-то темного и ужасного. Как и для каждого ребенка, для Тома и Дугласа ночь олицетворяет все кошмары. Для них в это время суток все, даже самые обычные предметы, приобретают ужасающий вид:см. Приложение 2, пример 13. Ночь как художественное время вызывает у Дугласа чувство страха и одиночества. По мнению брата Дугласа Тома, ночью меняется все, даже те вещи, которые в дневное время вызывают только хорошие чувства. Например, церковь ночью описывается следующим образом: см. Приложение 2, пример 14. Используя особую лексику, Рэй Брэдбери стремится противопоставить ночь и день. В отношении ночи автор использует эпитет «холодная», в то время как по отношению к дневному времени писатель использует теплые оттенки – «желтый день».2.3.3 Особенности цикличности времен года в произведении «Вино из одуванчиков»В повести главным временем года является лето, именно оно оказывается важным для главного героя Дугласа. За три летних месяца для него открывается мир заново. Для двенадцатилетнего главного героя лета – это самое любимое время года, время магии и чудес. Когда наступает июнь, дети освобождают от школьных дней и скучных уроков, настает время приключений. В первый день лета восприятие мира мальчиком уже меняется: см. Приложение 2, пример 15. Не только у мальчика, но и во всем городе жизнь летом начинается заново: см. Приложение 2, пример 16.В течение лета Дуглас учится ценить жизнь, ценить каждую вещь в его жизни. Само лето в сознании мальчика выражается в различных вещах, даже в простых теннисных туфельках: см. Приложение 2, пример 17. Используя метафору, Рэй Брэдбери превращает туфли для тенниса в символ детства и лета, в котором соединены образы детской беззаботности и безмятежности. Особенность Дугласа привязать настоящее время к какому-либо объекту, это выражается в летнем ритуале – приготовлении вина из одуванчиков: см. Приложение 2, пример 18. Рэй Брэдбери, чтобы подчеркнуть важность летнего времени, все время использует эпитет «летний»: летний вечер, летний дождь и др. Особенность также проявляется в соотнесении детства и «лета и жизни». Таким образом, писатель вкладывает в этот эпитет достаточно глубокий смысл, поскольку независимо от страны, языка, лето ассоциируется с детством, играми на природе и яркими воспоминаниями. Лето выступает как ассоциация не только детства, но и в целом молодости. Вводя метафору, Рэй Брэдбери передает красоту молодости в сравнении с летом: см. Приложение 2, пример 19.Описание солнечного лета контрастирует с изображением в повести зимы. Для Дугласа в это время года жизнь как будто останавливается. Зима в повести выступает прямой ассоциацией со смертью. Изображая самые страшные и неприятные события в жизни Дугласа, Рэй Брэдбери связывает их с образом зимы. В эту холодную пору для Дугласа и Тома единственным спасением воспоминания о лете, которые были законсервированы в бутылках с вином из одуванчиков: см. Приложение 2, пример 20. Лето, как олицетворение молодости, жизни, юности и радости, противопоставляется зиме, как образу конца жизни. Этот образ отражен в описании ведьмы Таро, в котором используется метафора превращения зимних ветров в погибших жителей городка: см. Приложение 2, пример 21. Выводы к главе 2Проанализировав биографию Рэя Брэдбери, нами было обнаружено, что всемирное признание пришло к писателю после издания романа «451 градус по Фвренгейту» в 1953 году. В основу произведения легли рассказы Рэя Брэдбери «Пожарный» и «Пешеход».В 1957 году писатель выпускает одну из самых популярных книг – «Вино из одуванчиков». Эта повесть считается биографической, она была не похожа на все то, что до этого писал Рэй Брэдбери. Кинга наполнена детскими переживаниями писателя.Рассмотрев особенности изображения пространства в повести, нами было обнаружено, что события, происходящие в произведении «Вино из одуванчиков» являются цикличными, жизнь главного героя Дугласа Сполдинга разворачивается в ограниченном родным городом и окрестностями пространстве. Действие происходит в течение лета в маленьком городе Гринтауне, который является отрезанным от всего мира. Жизнь Дугласа и его семьи достаточно тесно связано с природой.Выяснив особенности изображения времени в повести, мы выяснили, что повесть «Вино из одуванчиков» построена на идиллическом хронотопе. Такой категории свойственна цикличность, о которой мы уже говорили в описании восприятия пространства.Все произведение «Вино из одуванчиков» построено на воспоминаниях автора о радостных днях своего детства. Вводя картины прошлого в повествование, Рэй Брэдбери расширяет временные рамки, что является особенностью хронотопа в повести.Летний день – воплощение радости и счастья, жизнелюбия, его Рэй Брэдбери противопоставляет ночи, которая является олицетворением чего-то темного и ужасного.В повести главным временем года является лето, именно оно оказывается важным для главного героя Дугласа. За три летних месяца для него открывается мир заново. Лето, как олицетворение молодости, жизни, юности и радости, противопоставляется зиме, как образу конца жизни.ЗаключениеПроанализировав представлении и о понятиях пространства и времени, нами было определено, что исследование пространства и времени началось еще в античности. Но и в античности, и в Средневековье отсутствовал термин для обозначения пространства, обычно оно обозначалось понятием «место».Первой связной и детализированной концепцией художественного пространства была книга О. Шпенглера «Закат Европы», написанная в 1918 году. Также особенно известна теория пространственного моделирования Ю.М. Лотмана.Рассмотрев известную теорию хронотопа М.М. Бахтина, мы выяснили, что М.М. Бахтин определяет хронотоп как взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. Кроме того, ученый дает и более широкое понятие «художественного хронотопа». Это понятие представляет собой пересечение в произведении культуры рядов времени и пространства и выражающего неразрывность времени и пространства, а также истолкование времени как четвертого измерения пространства.Выяснив особенности времени и пространства в художественном произведении и способы их выражения, нами было выяснено, что в языке развит аппарат внутренних лексических, грамматических, лексически-грамматических средств выражения художественного пространства. Если же говорить о единстве пространства и времени, то оно может быть выражено такими категориями, как предикативность, а также рядом синкретических лексических и грамматических единиц.Для языкового выражения художественного времени особую роль играют глагольные формы. Проанализировав биографию Рэя Брэдбери, нами было обнаружено, что всемирное признание пришло к писателю после издания романа «451 градус по Фвренгейту» в 1953 году. В основу произведения легли рассказы Рэя Брэдбери «Пожарный» и «Пешеход».В 1957 году писатель выпускает одну из самых популярных книг – «Вино из одуванчиков». Эта повесть считается биографической, она была не похожа на все то, что до этого писал Рэй Брэдбери. Кинга наполнена детскими переживаниями писателя.Рассмотрев особенности изображения пространства в повести, нами было обнаружено, что события, происходящие в произведении «Вино из одуванчиков» являются цикличными, жизнь главного героя Дугласа Сполдинга разворачивается в ограниченном родным городом и окрестностями пространстве. Действие происходит в течение лета в маленьком городе Гринтауне, который является отрезанным от всего мира. Жизнь Дугласа и его семьи достаточно тесно связано с природой.Выяснив особенности изображения времени в повести, мы выяснили, что повесть «Вино из одуванчиков» построена на идиллическом хронотопе. Такой категории свойственна цикличность, о которой мы уже говорили в описании восприятия пространства.Все произведение «Вино из одуванчиков» построено на воспоминаниях автора о радостных днях своего детства. Вводя картины прошлого в повествование, Рэй Брэдбери расширяет временные рамки, что является особенностью хронотопа в повести.Летний день – воплощение радости и счастья, жизнелюбия, его Рэй Брэдбери противопоставляет ночи, которая является олицетворением чего-то темного и ужасного.В повести главным временем года является лето, именно оно оказывается важным для главного героя Дугласа. За три летних месяца для него открывается мир заново. Лето, как олицетворение молодости, жизни, юности и радости, противопоставляется зиме, как образу конца жизни.Список использованной литературыБахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин. – М.: 1990. – 108 с.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Художественная Литература, 1975. — 483 с.Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков / Р. Брэдбери. – М.: Эксмо, 2019. – 320 с.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 235 с.Гильдебрант, А. Проблемы формы в изобразительном искусстве / А. Гильдебрант. - М.: Логос, 2011. — 134 с.Карасик В.И. Лингвокультурные концепты времени и пространства // Пространство и время в языке: Тезисы и материалы международной научной конференции 6 – 8 февраля 2001 г. Части 1. – Самара: 2001. – С.16 – 18.Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя / Ю.М. Лотман. - М., Просвещение 1998. -352 с.Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1979 — 335 с.Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя [Текст] / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. О русской литературе. - СПб.:, 1997. - С. 622–627.Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - М.: Наука, 1999. — 608 с.Николина Н.Н. Филологический анализ текста / Н.Н. Николина – М.: 2003. – С.123 – 127.Ортега-и-Гассет, Х. О точке зрения в искусстве / Х. Ортега-и Гассет; пер. С.Л. Воробьева. - М.: Искусство, 1991. – 253 с.Пропп, В.Я Морфология волшебной сказки / В.Я Пропп. - М.: Лабиринт, 2001 — 192 с.Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М.: 1983. – с. 227–284.Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В.Н. Топоров. - М.: Издательская группа «Прогресс»- «Культура», 1995. - 623 с.Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. – Рига: Зинатне, 1988. – 456 с.Флоренский, П.А. У водоразделов мысли: (черты конкретной метафизики) / П.А. Флоренский. - Москва: Академический проект, 2013. – 607 с.Хайдеггер, М. Исток художественного творения: избранные работы разных лет / М. Хайдеггер; [пер. с нем. Михайлова А. В.]. – М.: Академический Проект, 2008. - 527 с.Харвег, Р. Редуцированная речь / Р. Харвег// Новое в зарубежной лингвистике. – М.: 1978. Вып.8. – С. 388–401Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер // Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. - т. 2 Всемирно-исторические перспективы; пер. с нем. С.Э. Борич. - М.: Мысль, 1993. - 430 с.Электронные ресурсы:Биография Рэя Брэдбери [электронный ресурс]. Режим доступа:https://biographe.ru/znamenitosti/rey-bredbury/(дата обращения 23.06.2021).

1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин. – М.: 1990. – 108 с.
2. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Художественная Литература, 1975. — 483 с.
3. Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков / Р. Брэдбери. – М.: Эксмо, 2019. – 320 с.
4. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 235 с.
5. Гильдебрант, А. Проблемы формы в изобразительном искусстве / А. Гильдебрант. - М.: Логос, 2011. — 134 с.
6. Карасик В.И. Лингвокультурные концепты времени и пространства // Пространство и время в языке: Тезисы и материалы международной научной конференции 6 – 8 февраля 2001 г. Части 1. – Самара: 2001. – С.16 – 18.
7. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя / Ю.М. Лотман. - М., Просвещение 1998. -352 с.
8. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1979 — 335 с.
9. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя [Текст] / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. О русской литературе. - СПб.:, 1997. - С. 622–627.
10. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - М.: Наука, 1999. — 608 с.
11. Николина Н.Н. Филологический анализ текста / Н.Н. Николина – М.: 2003. – С.123 – 127.
12. Ортега-и-Гассет, Х. О точке зрения в искусстве / Х. Ортега-и Гассет; пер. С.Л. Воробьева. - М.: Искусство, 1991. – 253 с.
13. Пропп, В.Я Морфология волшебной сказки / В.Я Пропп. - М.: Лабиринт, 2001 — 192 с.
14. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М.: 1983. – с. 227–284.
15. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В.Н. Топоров. - М.: Издательская группа «Прогресс»- «Культура», 1995. - 623 с.
16. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. – Рига: Зинатне, 1988. – 456 с.
17. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли: (черты конкретной метафизики) / П.А. Флоренский. - Москва: Академический проект, 2013. – 607 с.
18. Хайдеггер, М. Исток художественного творения: избранные работы разных лет / М. Хайдеггер; [пер. с нем. Михайлова А. В.]. – М.: Академический Проект, 2008. - 527 с.
19. Харвег, Р. Редуцированная речь / Р. Харвег // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: 1978. Вып.8. – С. 388–401
20. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер // Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. - т. 2 Всемирно-исторические перспективы; пер. с нем. С.Э. Борич. - М.: Мысль, 1993. - 430 с.
Электронные ресурсы:
21. Биография Рэя Брэдбери [электронный ресурс]. Режим доступа: https://biographe.ru/znamenitosti/rey-bredbury/

Вопрос-ответ:

Какие категории времени и пространства присутствуют в произведении "Вино из одуванчиков" Рэя Брэдбери?

В произведении "Вино из одуванчиков" присутствуют различные категории времени и пространства, такие как реальное время и пространство, мифологическое и архаическое время, фантастическое пространство и время, а также время и пространство внутреннего мира героев.

Какие представления о пространстве и времени присутствуют в произведении "Вино из одуванчиков"?

В произведении "Вино из одуванчиков" представлены различные представления о пространстве и времени. Герои переживают время и пространство в соответствии с собственными внутренними ощущениями и эмоциями, а также воспринимают их через призму детства и взросления. Время и пространство также связаны с мифологическими и архаическими представлениями, которые передаются через сюжетные линии и символы в произведении.

Какую теорию о пространстве и времени в произведении предлагает М.М. Бахтин?

М.М. Бахтин предлагает теорию о пространстве и времени, основанную на понятии хронотопа. Он рассматривает хронотоп как единство времени и пространства, которое определяет особенности повествования и характерные черты произведения. В произведении "Вино из одуванчиков" можно выделить различные хронотопы, которые передают разные временные и пространственные измерения мира героев.

Какие особенности времени и пространства можно отметить в художественном произведении "Вино из одуванчиков" и какие языковые средства используются для их выражения?

В произведении "Вино из одуванчиков" присутствуют особенности времени и пространства, такие как параллельные миры, перемещения во времени, смена перспективы восприятия и эмоциональная составляющая времени и пространства. Для их выражения автор использует разные языковые средства, такие как метафоры, символы, повторы, эпитеты и др., которые создают особую атмосферу и передают эмоциональное содержание времени и пространства.

Какие категории времени и пространства присутствуют в произведении "Вино из одуванчиков"?

В произведении "Вино из одуванчиков" присутствуют такие категории времени и пространства, как реальное и иллюзорное время, внутреннее и внешнее пространство.

Какие представления о пространстве и времени можно найти в художественном произведении "Вино из одуванчиков"?

В произведении "Вино из одуванчиков" представлены различные представления о пространстве и времени, включая отражение реальности и сказочность, а также путешествия во времени и параллельные миры.

В чем заключается теория М.М. Бахтина о пространстве и времени?

Теория М.М. Бахтина о пространстве и времени предполагает, что они тесно связаны и взаимодействуют друг с другом в художественных произведениях. Он рассматривает пространство как среду для развития событий и времени, а временные элементы в произведении создают определенное пространство.

Какие особенности времени и пространства можно найти в художественном произведении "Вино из одуванчиков" и как они выражаются языковыми средствами?

В произведении "Вино из одуванчиков" можно найти такие особенности времени и пространства, как наличие параллельных миров, перемещение во времени и воспоминания. Они выражаются через использование описаний, эпизодической структуры и метафор.

Какие особенности хронотопа можно выделить в произведении "Вино из одуванчиков"?

В произведении "Вино из одуванчиков" можно выделить особенности хронотопа, такие как сочетание реальной и фантастической реальности, а также создание атмосферы сказочности и мистики. Это достигается через использование описаний, деталей окружающей среды и повествовательных приемов.

Какие категории времени и пространства присутствуют в произведении "Вино из одуванчиков" Рея Брэдбери?

В произведении "Вино из одуванчиков" Рея Брэдбери присутствуют различные категории времени и пространства, такие как детство и взрослость, прошлое и настоящее, реальность и фантазия. Автор через эти категории передает свою философию и идеи.

Какая теория М.М. Бахтина о пространстве и времени применима к произведению Рея Брэдбери "Вино из одуванчиков"?

Теория М.М. Бахтина о пространстве и времени предполагает, что они неотделимы друг от друга и взаимодействуют в художественном произведении. В произведении "Вино из одуванчиков" можно наблюдать подобное взаимодействие, где пространство и время являются своеобразными хронотопами, создающими особое настроение и атмосферу.