Сословно-представительная монархия в России (16-17 вы)
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 01.08.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сословно-представительная монархия в России в XVI – XVII вв. 7
1.1 Реформы 50-х гг. XVI в. 7
и установление в России сословно-представительной монархии 7
1.2 Сословно-представительная монархия в России в XVI в. 11
1.3 Сословно-представительная монархия в XVII в. 14
2. Органы власти и управления сословно-представительной монархии 24
2.1 Царская власть 24
2.2 Боярская дума 27
2.3 Земские соборы 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Во время правления Ивана Грозного в стране принимались меры, направленные на укрепление авторитарной власти (самодержавие) и ослабление политической власти бояр. Переход к сословно-представительной монархии, ознаменован серьезными изменениями в государственном аппарате. Наиболее важным из них является появление представительных органов. Однако прежние государственные институты также претерпели серьезные изменения.В отличие от раннефеодального государства, начала существовать только одна форма правления-монархия. Но статус монарха претерпевает некоторые изменения. 16 января 1547 года Иван IV был официально венчан на царство в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. Иван IV получил шапку Мономаха и другие привелегии царской власти от московского митрополита Макария, который был если не инициатор, то был руководителем мероприятия. Таким образом, Церковь, тем самым, утверждает божественное происхождение царской власти, одновременно укрепляя свою власть. Государственную систему можно охарактеризовать следующим образом. Царь - глава государства. Царьобладал огромной властью в законодательной, административной и судебной сферах, но он правил не один,а вместе с Боярской думой и Земским собором. В середине шестнадцатого века под руководством Ивана IV были проведены важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Первым из них была попытка уменьшить всемогущество Боярской думы (которая состояла в основном из представителей феодальной знати). В 1549 году была создана «Избранная рада» (другими словами, «Ближняя дума») в которую входили люди особого доверия, назначенными царем. Это был совещательный орган, который вместе с царем решал все важнейшие вопросы государственного управления, на время, отодвинув Боярскую думу в сторону. В 1550 году был издан новый «Судебник», ограничивающий судебные функции наместников. В судебной работе участвовали представители зажиточной части местного посадского населения и черносошные крестьяне. Дела дворянства были выведены из судовнаместника. Смертная казнь была введена за разбой, который также включал антифеодальные выступления. «Судебник» был дополнен положениями, статьями, предусматривающими ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и взяточничество.В 1550-1556 годах армия была реформирована с целью организации единой боеспособной вооруженной силы и ослабления командных позиций бояр за счет усиления роли дворянства в армии. В этот период вооруженные силы претерпели серьезную реорганизацию. Во-первых, организация дворянского ополчения продолжала совершенствоваться (в связи с «Уложением о службе», принятым в 1557 году). Во-вторых, постоянное стрелецкоевойско было создано из людей «по прибору» (т. е. наемных). Стрельцы селились в спецпоселениях, жили семьями, получали заработную плату,занимались ремеслами, торговлей, садоводством помимо военного дела. Создание стрелецкоговойска не предполагало организации регулярной армии,и в начале XVII века была проведена еще одна очень важная реформа в организации вооруженных сил-создание регулярно пополняемых полков (рейтарские, пушкарские, драгунские и др.). Эти полки так называемой «новой системы» были лучше обучены и вооружены, дисциплинированы и организованы, представляя собой «зародыш» новой постоянной и регулярной армии, которая окончательно сформировалась в России только в начале XVIII века.В семнадцатом веке царское правительство ввело ряд дополнительных прямых и косвенных налогов:так называемую пятину, то есть сбор одной пятой стоимости движимого имущества. Также увеличились таможенные пошлины, соляные, кабацкие (или питейные), косвенные налоги,торговые пошлины, налоги, в 1653 году были заменены единой торговой пошлиной в размере 5% от цены товара. Еще одним важным шагом, предпринятым правительством на пути к дальнейшему укреплению унитарного государства, является создание центрального органа финансового контроля. Массовое незаконное присвоение государственных средств должностными лицами побудило правительство в 1656 году учредить «Счетный указ». Этот финансовый контроль породил недовольство приказной бюрократии, поэтому приказ пришлось упразднить в 1678 году.Середина шестнадцатого века - время появления некоторых государственных проектов. Иван Пересветов, Андрей Курбский, сам царь делали политические предложения, используя опыт Византии, Турции, Польши и др., самое главное-это наблюдение над русской действительностью.. Таким образом, главные законодательные акты того времени проходили и через Боярскую думу. С 50-х и 60-х годов установилась практика докладов царю главами важнейших приказов. Из всего вышесказанного мы видим, что с середины шестнадцатого века до конца семнадцатого века власть и авторитет царей возросли, а политическая власть бояр значительно снизилась, что позволило Петру Великому перейти от сословно-представительной монархииксамодержавию.2.2 Боярская думаГлавным государственным органом России в XVI-XVII веках была Боярская дума. В период становления централизованного российского государства, а также во время войн и междоусобиц Боярская дума также играла роль совещательного и законодательного органа. Это была не формальная обязанность для царя, а практическая необходимость. Боярская дума действует постоянно,состав ее относительно постоянен. Она состоит из чинов думных чинов четырёх степеней - бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Боярский чин жаловался в основном представителям родовых княжеских фамилий.В Боярскую думу, помимо бояр московского князя, входили бывшие удельные князья и их бояре. С первой половины шестнадцатого века в Боярской Думе появились менее знатные феодалы-окольничие, а также представители поместного служилого дворянства -думные дворянеи верхи служилой бюрократии -думные дьяки. В особо важных случаях митрополит входил в состав боярской думы, а затем патриарх и епископ образовывали специальный правительственный комитет, отвечающий за дела Русской Церкви, известный как «Освещенный собор». В Боярской думе было создано специальноеделопроизводство, канцелярия с подьячими и дьяками. Для подготовки поступающих в него дел образовывалась комиссия из бояр, других думных чинов и дьяков. Поэтому можно сделать вывод, что при Думе была создана своего рода бюрократия,которая дала ей возможность более реалистично решать управленческие задачи и поддерживать связь с приказами.Боярская дума участвовала в обсуждении и решении всех важнейших административных, экономических, судебных вопросов, а также вопросов войны и мира. Боярская дума утвердила «Судебник» 1497 года и «Судебник» 1550 года. Боярская дума решала важнейшие государственные дела. Как высший орган управления государством, Боярская дума осуществляла общее руководство порядком, осуществляла надзор за местнымиуправлениями,принимала решения по организации армии, земельным вопросам. Переговоры с иностранными послами проводиласпециальная ответная комиссия состоящая из членов Боярской думы. Результаты этих переговоров были представлены великому князю (царю) и боярской думе для рассмотрения и принятия решения.Таким образом, Боярская дума участвовала в решении всех вопросов внутренней и внешней политики государства, как законодательных, так и судебных органов управления.2.3 Земские соборыПервоначальной формой политической централизации в России была сословно-представительная монархия,сложившаяся на рубеже XV-XVI веков. Во время правления Ивана Грозного,в середине XVI века, был образован орган сословного представительства -Земский собор. Последующая история Земского собора во второй половине XVI-XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и классовом строе, развитием классовой борьбы, эволюцией государственного аппарата.Земский собор включает в себя Боярскую думу, «Освященный собор», Митрополит, бояре, местные дворяне и представители посадских верхов. Появление Земского собора означало установление в России сословно-представительной монархии, что было характерно для большинства западноевропейских стран. Специфика сословно-представительных органов монархии заключается в том, что роль «третьего сословия» (городского буржуазного элемента) в нем значительно слабее, и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских институтов Земский собор не ограничивает, а усиливает роль монарха.Все Земские соборы можно условно разделить на четыре основные группы:1. Собор, созванный царем по его собственной инициативе;2. Собор был созван царем, но по инициативе сословий;3. Собор созывался сословием или по собственной инициативе в отсутствие царя или против него;4. Собор, избирающий на царство.Земские соборы в России как орган сословного представительства не стали законодательным органом в полном смысле этого слова. Лишь иногда Земский собор формулировал решения, имеющие юридическую силу, и только в тех случаях, когда в его работе участвовала Боярская дума во главе с царем. Земский собор очень важен в русской истории. Создание Земского собора является большим шагом на пути совершенствования системы государственного управления и переломным моментом в развитии нашей страны как демократической.ЗаключениеСтолетие с середины XVI века до середины XVII века ознаменовалось значительным расширением территории Российского государства, главным образом на востоке. Россия становится все более и более многонациональной. Меры централизованного государственного управления привели к укреплению государства.Этот период характеризуется заметными изменениями в структуре общества. Борьба между феодальной аристократией и большинством феодального класса привела к все большему укреплению статуса дворянства. Развитие эксплуатируемого класса характеризуется окончательным порабощением крестьян и все большим сближением статуса крестьян и холопов. Феодализм вступил в зрелую стадию, которая также соответствует изменению формы государства, которая становится сословно-представительной монархией. Однако этот факт признается не всеми историками в стране и за рубежом. Власть монарха была усилена, что внешне отразилось в новом титуле. В то же время царь оставался неотделим от специальных учреждений, выражавших волю сословия. Самый важный из них-Земский собор. Роль Боярской думы постепенно снижается. Новые местные институты также соответствуют новым формам государства. Таким образом, можно сделать вывод, что утвердившееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины XVI в. как сословно-представительной монархией, весьма условно. Во-первых, в России к этому времени ещё не сформировались сословия. Во-вторых, земские собрания были информационными и декларативными, а, в крайнем случае - представительством интересов, которые иногда совпадали с интересами правительства. Нельзя сказать, что земские соборы действительно представляли интересы территорий; они не избирались по какому-либо принципу населением, не имели определённых полномочий.Список использованной литературыАкунин Б. История Российского Государства. От Ивана III до Бориса Годунова. Между Азией и Европой. М.: АСТ, 2016. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л.: Наука, 1988. Бутромеев, В. Иллюстрированная история государства Российского. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. Белоновский В.Н., Белоновский А.В. Представительство и выборы в России с древнейших времен до XVII века. М.: изд. Приор, 1999. Валишевский, К. Иван Грозный. Библиотека проекта Б. Акунина "История Российского государства". М.: АСТ, 2018. Гивишвили Г.В. История России от Рюрика до Путина: Исследование причин плачевного состояния современной России, М., 2019. Давидян Г.М. История отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Норма, 2017. Даневский, П.Н. История образования Государственного совета в России . М.: Ленанд, 2016. Ерошкин Е.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. Жукова, Л.В. История России в датах.. М.: Проспект, 2016. Зверев В. История России с иллюстрациями. Краткий курс. М.: РГ-Пресс, 2018. Зуев М.Н. История России: Учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2015. История государства и права России. Альбом схем. Учебное пособие / Под ред. Михайловой Н.В.. М.: Юнити, 2016.История отечества. Учебное пособие для студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М. : Изд-во МГУП, 2000.Карамзин Н.М История государства Российского. М.: Эксмо, 2015. Карпиченко Н.П. История отечественного государства и права. - М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2014. Курицын В.М. История отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Юнити, 2013. Михайлова Н.В. История государства и права России: Учебно-практическое пособие. М.: Русайнс, 2019. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России: изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Ленинград, 1969. Российское законодательство X –XX веков. Т. 2./Под ред. О.И. Чистякова. М.,1985.Сергеевич В.И. Земские соборы Древней Руси. СПб., 1875. Соловьева Т.Б. Церковная управление и государственные проекты ее реорганизации в 1681 – 1682 гг./Государственные учреждения России. М.,: Изд. Московского университета, 1991. Тихомиров М.Н. Российское государство XV XVII веков. М., 1973.Шмидт С.О. У истоков Российского абсолютизма. М.,1996.
1. Акунин Б. История Российского Государства. От Ивана III до Бориса Годунова. Между Азией и Европой. М.: АСТ, 2016.
2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л.: Наука, 1988.
3. Бутромеев, В. Иллюстрированная история государства Российского. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.
4. Белоновский В.Н., Белоновский А.В. Представительство и выборы в России с древнейших времен до XVII века. М.: изд. Приор, 1999.
5. Валишевский, К. Иван Грозный. Библиотека проекта Б. Акунина "История Российского государства". М.: АСТ, 2018.
6. Гивишвили Г.В. История России от Рюрика до Путина: Исследование причин плачевного состояния современной России, М., 2019.
7. Давидян Г.М. История отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Норма, 2017.
8. Даневский, П.Н. История образования Государственного совета в России . М.: Ленанд, 2016.
9. Ерошкин Е.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
10. Жукова, Л.В. История России в датах.. М.: Проспект, 2016.
11. Зверев В. История России с иллюстрациями. Краткий курс. М.: РГ-Пресс, 2018.
12. Зуев М.Н. История России: Учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2015.
13. История государства и права России. Альбом схем. Учебное пособие / Под ред. Михайловой Н.В.. М.: Юнити, 2016.
14. История отечества. Учебное пособие для студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М. : Изд-во МГУП, 2000.
15. Карамзин Н.М История государства Российского. М.: Эксмо, 2015.
16. Карпиченко Н.П. История отечественного государства и права. - М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2014.
17. Курицын В.М. История отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Юнити, 2013.
18. Михайлова Н.В. История государства и права России: Учебно-практическое пособие. М.: Русайнс, 2019.
19. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России: изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Ленинград, 1969.
20. Российское законодательство X –XX веков. Т. 2./Под ред. О.И. Чистякова. М., 1985.
21. Сергеевич В.И. Земские соборы Древней Руси. СПб., 1875.
22. Соловьева Т.Б. Церковная управление и государственные проекты ее реорганизации в 1681 – 1682 гг./Государственные учреждения России. М.,: Изд. Московского университета, 1991.
23. Тихомиров М.Н. Российское государство XV XVII веков. М., 1973.
24. Шмидт С.О. У истоков Российского абсолютизма. М.,1996.
Вопрос-ответ:
Какие реформы были проведены в России в 50-х годах XVI века?
В 50-х годах XVI века были проведены реформы, направленные на установление сословно-представительной монархии. Основные реформы включали утверждение Земского собора, создание Боярской думы и реформирование царской власти.
Какие органы власти и управления существовали в сословно-представительной монархии в России?
В сословно-представительной монархии в России существовали такие органы власти, как царская власть, Боярская дума и Земские соборы. Царская власть была основным органом управления, а Боярская дума и Земские соборы играли роль советов и представительных органов сословий.
Какие реформы и установления сословно-представительной монархии произошли в России в XVII веке?
В XVII веке в России произошли реформы, такие как утверждение Земских соборов, организация Боярской думы и установление сословно-представительной монархии. Эти реформы стали важным шагом в формировании государственной системы в России.
Какой орган власти играл основную роль в сословно-представительной монархии России?
Основную роль в сословно-представительной монархии России играла царская власть. Царь был главой государства и имел власть над всеми сословиями. Он принимал решения, назначал должностных лиц, руководил армией и проводил реформы.
Какие органы власти существовали при Иване Грозном?
При Иване Грозном существовали царская власть, Боярская дума и Земские соборы. Иван Грозный был абсолютным монархом и имел полную власть над государством. Боярская дума играла роль совета, состоящего из высших представителей боярского сословия. Земские соборы были представительным органом, в котором участвовали представители разных сословий.
Какие реформы были проведены в России в 50-х гг XVI века?
В 50-х гг XVI века в России были проведены реформы, в результате которых была установлена сословно-представительная монархия. Одной из основных реформ было создание Земских соборов - органов самоуправления, в которых землевладельцы и представители церкви занимались решением важных вопросов государства. Также была усилина роль боярской думы и царской власти.
Какие органы власти существовали в сословно-представительной монархии России?
В сословно-представительной монархии России существовали следующие органы власти: царская власть, боярская дума и Земские соборы. Царская власть была основным органом управления и принимала ключевые решения. Боярская дума выполняла консультативную функцию и советовала царю. Земские соборы были органами самоуправления и включали в себя представителей землевладельцев и церкви.
Какие изменения произошли в России в XVI веке в сфере политики?
В XVI веке в России произошли значительные изменения в сфере политики. Были проведены реформы, в результате которых была установлена сословно-представительная монархия. Царская власть стала более укрепленной, а боярская дума и Земские соборы получили большую роль в управлении государством. Эти изменения способствовали укреплению централизованной власти и повысили эффективность управленческой системы.
Какие органы самоуправления существовали в России в сословно-представительной монархии?
В сословно-представительной монархии в России существовали Земские соборы, которые являлись органами самоуправления. Земские соборы включали в себя представителей землевладельцев и церкви, которые занимались решением важных вопросов государства. Эти органы играли значимую роль в формировании и принятии решений, касающихся различных аспектов жизни в стране.
Какие реформы были проведены в России в 50-х годах XVI века, и как они привели к установлению сословно-представительной монархии?
В 50-х годах XVI века в России были проведены значительные реформы, которые повлияли на установление сословно-представительной монархии. Одной из таких реформ было учреждение коллегий - специализированных органов управления. Также были созданы новые должности, такие как приказные и воеводские. В результате этих реформ образовалось новое управленческое строение, которое играло важную роль в установлении сословно-представительной монархии.
Какие органы власти и управления существовали в сословно-представительной монархии?
В сословно-представительной монархии в России существовали различные органы власти и управления. Одним из важных органов была царская власть, которая концентрировалась в руках монарха. Также существовала боярская дума, которая состояла из высшей боярской знати и советовала царю по вопросам управления. Земские соборы также являлись важным органом власти и управления в сословно-представительной монархии. Они представляли различные сословия и занимались рассмотрением и утверждением законов и реформ.
Какие органы власти и управления существовали в России в XVI и XVII веках во время правления Ивана Грозного?
Во время правления Ивана Грозного в России существовали различные органы власти и управления. Одним из таких органов была царская власть, которой обладал сам монарх. Иван Грозный был очень централизованным правителем и принимал все важные решения самостоятельно. Также существовала боярская дума, в которой заседали высшие представители боярской знати и которая советовала царю по различным вопросам. Земские соборы также были важными органами власти и управления и занимались рассмотрением и утверждением законов и реформ. Они представляли различные сословия и имели определенное влияние на принятие решений.