ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОИНЬ РАССКАЗОВ «АРИАДНА» И «ЖИВОЙ ТОВАР» А.П. ЧЕХОВА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 33 33 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 28.08.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение………………………………………………………………......... 3
Глава 1.Теоретический экскурс в проблему исследования..…………… 6
1.1. Основные параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа…………………………………….. 6
1.2. Особенности художественного творчества А.П. Чехова …… 11
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования……………… 18
2.1. Особенности изображения женских образов в творчестве А.П. Чехова………………………………………………………….. 18
2.2. Специфика женских образов в рассказах «Ариадна» и «Живой товар» в сравнительно-сопоставительном аспекте……… 23
Заключение…………………………………………………………………. 27
Список литературы……………………………………...…………...…….. 31

Фрагмент для ознакомления

Здесь появляется мотив сделки – «купли-продажи» главной героини повести, Лизы. Любовник выкупает Лизу у ее собственного мужа за «сто пятьдесят тысяч рублей» [Чехов, 1988].Мотив сделки повторяется на протяжении всей повести неоднократно, Грохольский то и дело подкупает Ивана Петровича (во второй раз предложив ему сто десять тысяч рублей), чтобы он оставил Лизу в покое. Однако, главную героиню здесь нельзя рассматривать как «безвольное существо», скорее Лиза не осознает до конца, что ей нужно от жизни и кто для нее по-настоящему важен из мужчин. Ведь будучи вместе с Грохольским, она начинает тосковать по прежней жизни в Москве, когда она была рядом со своим мужем. Лиза начинает отчаянно стремиться вернуть ту жизнь, даже поезжает назад к мужу. Но Грохольский не остается в прошлом, для Лизы он все также притягателен, вернувшись к мужу, она начинает жить как прежде – вести двойную жизнь, а именно начинает все с самого начала – живет с мужем и тайно встречается с любовником. Образ главной героини в данной повестипреследуем сделкой. Для нее является важным, необходимым и более очаровательным то, что недоступно для нее на данный момент. Обладая одним, она на подсознательном уровне желает обладать и другим. Лиза, как «живой товар», совсем не предстает перед читателем в образе легкомысленной и доступной молодой женщины – это просто запутавшийся в своей неопределенности человек. Совсем иначе представлен образ главной героини в рассказе «Ариадна». Произведение начинается следующими строками: «Когда сойдутся немцы и англичане, то говорят о ценах на шерсть, об урожае, о своих личных делах; но почему-то когда сходимся мы, русские, то говорим только о женщинах и высоких материях. Но главное – о женщинах»[Чехов, 1977].Господин Шамохин, который подошел на палубе парохода к писателю, рассуждает следующим образом: «… О женщинах же мы говорим так часто потому, мне кажется, что мы не удовлетворены. Мы слишком идеально смотрим на женщин и предъявляем требования, несоизмеримые с тем, что может дать действительность, мы получаем далеко не то, что хотим, и в результате неудовлетворенность, разбитые надежды, душевная боль ,а что у кого болит, то о том и говорит»[Чехов, 1977].Рассказ Шамохина, своеобразная исповедь, до момента пространных рассуждений о женском начале и женщинах в целом, представляет собой характерное литературное повествование, своейственное А.П. Чехову. В отличие от Л.Н. Толстова, поэтика А.П. Чехова основывется на прямой зависимости любых обобщений от проявления конкретных наблюдений: 1) характеристики людей (Ариадна, Лубков, сам рассказчик);2) мест (имение, Аббация, Италия) и событий. «Ариадна» включает в себя три уровня повествования:1)первый (рамочный рассказ)– это рссказ писателя о знакомстве с Шамохиным;2)второй (вставной рассказ)– это повествование Шамохина о своей жизни и о любовных чувствах к Ариадне;3) третий (непрямой рассказ) – скрытый рассказ о самом Шамохине, создающийсяв результате вставных рассказов героя о самом себе, выполняющих внеоценочную функцию. Вообщем можно отметить, что рассказ «Ариадна» – это повествование со стороны главного героя о довольно эгоистичной, хаотичной и расчетливой женщине-соблазнительнице, которая «обводит вокруг пальца» тонко чувствующего, ранимого мужчину, но у него в конце концов открываются глаза на возлюбленную. Эта внешняя оболчка«Ариадны»создала так называемую «легенду о чеховском мизогинизме» [Катаев, 1979].Однако, в произведенииимеется и скрытый мотивный ряд, который выступает прямой противоположностьювнешней видимости: самооправдание пассивного и несостоявшегося героя. В описаниях Шамохина Ариадна представляется холодной, статичной и бездеятельной женщиной, которая оставалась холодной и нечуткой не только к нему, но к искусству (поэзии, музыке). По его словам, Ариадну не влекло прекрасное и она «старалась влюбиться, делала вид, что любит и даже клялась мне в любви веяло на меня холодом…,она обнимала и целовала из любопытства, чтобы испытать себя: что, мол из этого выйдет…»[Чехов, 1977].Совершенно всякий поступок Ариадны Шамохин трактовал в сторону несоответствия действия необходимым эмоциям. Так подобное чтение в душе, то есть предвзятые оценки мыслей и чувств Ариадны, происходит еще тогда, когда он испытвает к ней особые трепетные чувства, а впоследствии чувство любви. Однако, на протяжении повествования становится крайне очевидным, что Шамохин – это герой-параноик, который то и дело подозревает любимую женщину во лжи буквально на каждом шагу, а это чревато последствиями, ведь такое проявление внимания не свойственно для влюбленного. Следует отметить, что сам Шамохин отличается пассивностью в любви, он ведет себя как незрелый мужчина, для неголюбовь – это обыденность, та же повседневная жизнь и быт: «Первые три года после окончания университета я прожил в деревне, хозяйничал и все ждал, что меня куда-нибудь выберут» [Чехов, 1977].Когда Шамохин полюбил Ариадну, он не признался ей в любви и не отвечал заимностью на ее признания, он не предпринял абсолютно ни одной попыткизавоевать расположение и внимание своей возлюбленной. Шамохин оказывается героем, не способным на проявление каких-либо мужских поступков, даже в период, когда любовная связь уже практически исчерпала самую себя, Шамохин не может разорвать ее, он ждет, когда от него откажется самаАриадна.Противоречивая натура главной героини рассказа, Ариадны, позволяет сделать вывод о том, что она представляется читателю живой и настоящей, нежели сам Шамохин, который привык в своей жизни «плыть по течению». Противоречивость Ариадны диктуется окружающей действительностью, в которой живет главная героиня – онаспособна на словах осуждать любовь вне брака, а на деле осуществляет ее самую. Ариадна старается сохранить приличия и для этого время от времени прибегает ко лжи: просит Лубкова снимать гостиницу; неоднакратно представляет Шамохина как своего супруга, чем ставит того в крайне неудобное положение и мн. др.ЗаключениеРассмотрев в настоящей работе такой перспективный вопрос литературоведения, как специфика образов главных героинь рассказов А.П. Чехова «Ариадна» и «Живой товар», мы пришли к следующим выводам и заключениям.Настоящее исследование включает в себя две главы с делением на основные параграфы, каждому из которых соответствует выдвинутая во Введении задача. В первой теоретической главе «Теоретический экскурс в проблему исследования»нами подробно рассмотрены такие аспекты, как выявление специфических особенностей художественного образа и литературного типа как основных составляющих художественного текста как объекта литературоведческого анализа, а также в целом определили особенности художественного творчества А.П. Чехова как прозаика.Так, в параграфе 1.1 «Основные параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа» в результате анализа теоретического материала различных источников мы пришли к выводу, что художественный образ выступает одной из ключевых категорией художественного произведения и в то же время одной из основных характеристик текста, которые так необходимы для литературоведческого анализа. В параграфе 1.2 «Особенности художественного творчества А.П. Чехова» мы определили, что Чехов-писатель становится новатором в области рассказа. Чехов – автор, с именем которого связан особый род мастерства, проявившегося прежде всего в способности писателя проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине, используя при этом малую жанровую форму – рассказ. В творчестве писателя этот жанр занимает особо место. Говоря о Чехове, мы имеем дело с художником, мастером короткого повествования. Также мы пришли к выводу, что для рассказов А.П. Чехова характерно «объективное повествование», к которому он переходит во второй половине 1880-х гг. Вторая глава «Практический экскурс в проблему исследования» открывается двумя параграфами, в которых мы проводим исследование непосредственно опираясь на художественные тексты А.П. Чехова 1880-1890-х гг. В параграфе 2.1 «Особенности изображения женских образов в творчестве А.П. Чехова» мы подробно рассмотрели особенности обращения писателя к созданию женских персонажей и общей ситуации освещения женского вопроса в творчестве А.П. Чехова. Проанализировав эти особенности, мы пришли к следующим выводам: - во-первых, изображение женщин как главных героинь рассказов и повестей у Чехова было продиктовано личным стремлением писателя наделить женщину (незамужнюю/замужнюю) сильным характером, показать ее как личность, способную на серьезные поступки и умеющую сопротивляться жизненным перипетиям; - во-вторых, любая главная героиня А.П. Чехова испытывает на самой себе воздействие времени, что позволяет читателю на примере этих героинь узнать о тех противоречиях и проблемах, которые имели место в обществе того периода времени;- в-третьих, образы чеховских героинь настолько необходимы сюжету его произведений, что без них рассказ (повесть) уступали бы в своей глубине и достоверности, а зачастую даже в поэтичности;- в-четвертых, чеховская героиня – это полная противоположность тургеневской девушки, это не «барышня в пышных юбках», нежная, поэтичная, тонкая и изысканная натура. Главная героиня рассказов А.П. Чехова – это серьезная личность, которая способна проявить себя в обществе и следовать не только своему долгу, но чувствам. Так, в параграфе 2.2 «Специфика женских образов в рассказах «Ариадна» и «Живой товар» в сравнительно-сопоставительном аспекте»нами предпринимается попытка подробного анализа в сопоставительном аспекте образов главных героинь рассказов А.П. Чехова «Живой товар» (1882) и «Ариадна» (1895), Лизы и Ариадны соответственно.Главная героиня повести «Живой товар», Лиза, преследуема сделкой. Для нее является важным, необходимым и более очаровательным то, что недоступно для нее на данный момент. Обладая одним, она на подсознательном уровне желает обладать и другим. Лиза, как «живой товар», совсем не предстает перед читателем в образе легкомысленной и доступной молодой женщины – это просто запутавшийся в своей неопределенности человек. Чехов предлагает читателю взглянуть на весь сюжет повести немного по-иному, а именно с позиции анализа действий самих мужчин. Могут ли мужские образы, а в данном случае муж Лизы (Бугров) и ее любовник (Грохольский) называться мужчинами. Писатель косвенно подводит к идеи низости поступков этих мужчин, которые оба по праву недостойны внимания главной героини. Совершая между собой сделку, тем самым мужчины подтверждают свой интерес и азарт к ложившейся ситуации, нежели к своей возлюбленной. Именно поэтому н фоне главных героев-мужчин образ главной героини является самым сильным и зрелым. Колебания молодой женщины только подверждают ее сомнения в окончательном выборе одного из них. Что касается образа главной героини Ариадны в одноименном рассказе А.П. Чехова, то этот женский образ представлен читателю сквозь призму изображения ее главным героем произведения, господином Шамохиным, с которым знакомится в круизе писатель. Образ главной героини рисуется непосредственно в сознании у читателя только со слов Шамохина, который словно жалуясь на свою судьбу, рассказывает о своей любви писателю. Противоречивая натура главной героини рассказа, Ариадны, позволяет сделать вывод о том, что она представляется читателю живой и настоящей, нежели сам Шамохин, который привык в своей жизни «плыть по течению». Противоречивость Ариадны диктуется окружающей действительностью, в которой живет главная героиня – она способна на словах осуждать любовь вне брака, а на деле осуществляет ее самую. Ариадна старается сохранить приличия и для этого время от времени прибегает ко лжи: просит Лубкова снимать гостиницу; неоднакратно представляет Шамохина как своего супруга, чем ставит того в крайне неудобное положение и мн. др.Однако А.П. Чехов специфичен в плане изображения в своих рассказах и повестях таких тем, которые направлены на поиск правды души, смысла Бытия. Чехов-прозаик исследовал не возвышенные проявления человеческойсущности, а нравственную слабость, падение, бессилие самой личности, то есть ставил сложнейшие художественные задачи. Не восхищенное любование высотами духа, а сострадательная любовь к слабым и грешным, но живым душам мужским и женским – основной пафос чеховской прозы. Чехову, как знатоку человеческой души, близка была идея христианской морали, которая являетсяподлинным этическим фундаментом демократизма, что всякая живая душа, всякое человеческое существование представляет собой самостоятельную, незаменимую, абсолютную ценность, которая имеет право на человеческое внимание.Список литературы:Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.Агратин А.Е. Особенности имплицитной наррации в повести А.П. Чехова «Живой товар»: герой перед лицом угрозы дезидентичности // «Филологический класс». – № 3 (53). – 2018. – С.41-47.Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.204-205.Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов. Очерк жизни и творчества / А. Ф. Захаркин. – М.: Сов. Россия, 1961. – 160 с.Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов. – М.: Советская Россия, 1961.Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации:/ В.Б. Катаев – М: Издательство Московского университета, 1979. - 326 с.КубасовА.В. А.П.Чехов и И.И. Ясинский в ситуации «литературной дуэли» Чеховиана. Чехов: Взгляд из XXI века. – М.: Наука, 2011. – С. 376–402.Летопись жизни и творчества Чехова / РАН. Ин-т мировой литературы им. А.М.Горького. – М.: Наследие, 2000. – Т. 1. 1860–1888. – 511 с.Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова:/ В. Я. Линков – М: Издательство Московского университета, 1982. – 128 с.Лысков И. П. А. П. Чехов в понимании критики:/И.П. Лысков - М., 1999. – С.59.Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.Солженицын А.И. Творчество А.П. Чехова/ А. И Солженицын// Новый мир. – 1998. - № 10 – С. 178.Страхова А.С. Проблемы коммуникации у Чехова. – М., 2008. [Электронный ресурс]. – URL:http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1203429872&archive=1203491298(Дата обращения: 26.07.2021).Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.Теплинский М.В. Изучение творчества А.П. Чехова в школе. — К.: Рад. школа, 1985.Твердохлебов И.Ю. и др. Примечания // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1982. Т. 12. – С.309-400. Чехов А.П. Повести и рассказы: / А.П. Чехов - М.: Просвещение, 1986.- 191 с.Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. – М., 1988. – 500 с.Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения: в 18 т. Т. 7. – М.: Наука, 1977. – 735 с.Шкловский В.Б. О теории прозы. – М., 1983. – С.98-99.в.

1. Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.
2. Агратин А.Е. Особенности имплицитной наррации в повести А.П. Чехова «Живой товар»: герой перед лицом угрозы дезидентичности // «Филологический класс». – № 3 (53). – 2018. – С.41-47.
3. Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.
4. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.204-205.
6. Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.
7. Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.
8. Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов. Очерк жизни и творчества / А. Ф. Захаркин. – М.: Сов. Россия, 1961. – 160 с.
9. Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов. – М.: Советская Россия, 1961.
10. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации:/ В.Б. Катаев – М: Издательство Московского университета, 1979. - 326 с.
11. КубасовА.В. А.П.Чехов и И.И. Ясинский в ситуации «литературной дуэли» Чеховиана. Чехов: Взгляд из XXI века. – М.: Наука, 2011. – С. 376–402.
12. Летопись жизни и творчества Чехова / РАН. Ин-т мировой литературы им. А.М.Горького. – М.: Наследие, 2000. – Т. 1. 1860–1888. – 511 с.
13. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова:/ В. Я. Линков – М: Издательство Московского университета, 1982. – 128 с.
14. Лысков И. П. А. П. Чехов в понимании критики:/И.П. Лысков - М., 1999. – С.59.
15. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.
16. Солженицын А.И. Творчество А.П. Чехова/ А. И Солженицын// Новый мир. – 1998. - № 10 – С. 178.
17. Страхова А.С. Проблемы коммуникации у Чехова. – М., 2008. [Электронный ресурс]. – URL:http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1203429872&archive=1203491298(Дата обращения: 26.07.2021).
18. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.
19. Теплинский М.В. Изучение творчества А.П. Чехова в школе. — К.: Рад. школа, 1985.
20. Твердохлебов И.Ю. и др. Примечания // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1982. Т. 12. – С.309-400.
21. Чехов А.П. Повести и рассказы: / А.П. Чехов - М.: Просвещение, 1986.- 191 с.
22. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. – М., 1988. – 500 с.
23. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения: в 18 т. Т. 7. – М.: Наука, 1977. – 735 с.
24. Шкловский В.Б. О теории прозы. – М., 1983. – С.98-99.

Вопрос-ответ:

Какие главные героини представлены в рассказах "Ариадна" и "Живой товар" А. П. Чехова?

В рассказе "Ариадна" главной героиней является Ариадна Павловна, а в рассказе "Живой товар" - Марья Львовна.

Какие образы главных героинь представлены в рассказах "Ариадна" и "Живой товар" А. П. Чехова?

В рассказе "Ариадна" образ Ариадны Павловны характеризуется как глубоко эмоциональный и проникновенный, она испытывает сильное внутреннее одиночество и жажду общения. В рассказе "Живой товар" образ Марьи Львовны является противоположностью образу Ариадны Павловны. Марья Львовна представлена как практичная, решительная и самостоятельная женщина.

Какие параметры художественного текста отражены в рассказах "Ариадна" и "Живой товар" А. П. Чехова?

В рассказах "Ариадна" и "Живой товар" А. П. Чехова отражены такие параметры художественного текста, как сюжет, характеры героев, описание среды, диалоги и внутренние монологи героев.

Каковы особенности женских образов в творчестве А. П. Чехова?

В творчестве А. П. Чехова женские образы часто характеризуются внутренними противоречиями, сложностью характеров и способностью переживать глубокие эмоции. Они обычно несут на себе бремя домашних проблем и забот, а также борются с одиночеством и невозможностью самореализации.

Каковы основные особенности художественного творчества А. П. Чехова?

Основными особенностями художественного творчества А. П. Чехова являются мастерство создания живых и неповторимых образов, глубокое психологическое проникновение во внутренний мир героев, особое внимание к деталям и описание окружающей среды. Также в его произведениях присутствует особая тонкость и трагическое начало.

Какие особенности художественного творчества А.П. Чехова выделяются в статье?

Особенности художественного творчества А.П. Чехова, выделенные в статье, включают изображение женских образов, основные параметры художественного текста, а также проблему исследования.

Какие образы главных героинь рассказов "Ариадна" и "Живой товар" исследуются в статье?

В статье исследуются образы главных героинь рассказов "Ариадна" и "Живой товар" А.П. Чехова.

Какие параметры художественного текста рассматриваются как объект литературоведческого анализа?

В статье рассматриваются основные параметры художественного текста, такие как образы героев, сюжет, композиция и стиль.

Какие особенности изображения женских образов в творчестве А.П. Чехова указываются в статье?

В статье указываются особенности изображения женских образов в творчестве А.П. Чехова, которые исследуются в контексте рассказов "Ариадна" и "Живой товар".