Модели организации государственных и муниципальных финансов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Финансы
  • 24 24 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 01.03.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие
2. Бюджетный федерализм как основа межбюджетных отношений в РФ
3. Модели организации межбюджетных отношений в странах с развитой рыночной экономикой
4. Направления развития государственных и муниципальных финансов в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В случае получения финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъект РФ не имеет права:
-        ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия (по оплате труда, командировочным и прочим расходам) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);
-        предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;
-        предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта РФ.
Предоставление субъектам РФ права самостоятельно формировать свои отношения с местными органами власти является отличительной чертой государств с федеративным устройством. При этом федеральные органы власти заинтересованы в том, чтобы общая стратегия развития бюджетной системы, разрабатываемая в Центре, была поддержана субъектами РФ. В этих целях федеральные власти формируют и дают субъектам РФ свои рекомендации по формированию межбюджетных отношений регионального уровня. Эти рекомендации могут быть оформлены в виде типовых моделей построения межбюджетных отношений на региональном уровне, отвечающих государственной стратегии развития межбюджетных отношений.
На протяжении 15 лет планируется, что в рамках региональной политики Правительства РФ, направленной на укрепление экономического пространства Российской Федерации, развитие регионов будет более равномерным. Необходимо преодолеть тенденцию наращивания дифференциации. На это направлены ключевые программы, как по региональному принципу, так и по принципу поддержки транспортной инфраструктуры страны, чтобы связь регионов, возможность производить продукцию и продавать ее в другом регионе была более рентабельной.
Известно, какие серьезные средства планируется затратить на развитие Дальнего Востока. В разы будут увеличены расходы на создание транспортной инфраструктуры, включая автодорожную сеть, морскую, речную, авиационную составляющие. Сотни миллиардов долларов будут вложены в транспортную инфраструктуру, в том числе частным сектором. Это будет влиять на снижение дифференциации в развитии регионов, приближение их к главным источникам потребления товаров, реализации их возможностей в производстве и поставке продукции.
В меньшей степени потребуется поддержка тех регионов, которые сегодня относятся к среднедоходным. В большей мере потребуется концентрация финансовых усилий на низкодоходных регионах, на вывод их из состояния депрессии или оторванности от основного экономического пространства. По прогнозу Минфина России, количество регионов-«доноров» (сегодня их около 20), увеличится за 15 лет в два-три раза, а количество регионов, получающих помощь от федерального бюджета, будет меньше 50%. Мы сконцентрируемся только на тех субъектах РФ, которые по объективным: природным, географическим и другим причинам не могут наращивать свой экономический потенциал такими же темпами, как регионы, которые находятся на границе с ЕС, рядом с морскими и другими воротами страны, где проходят главные коридоры бизнеса.
Планируется, что за 15 лет сложится здоровая система межбюджетных отношений, базирующаяся на высокой эффективности, самодостаточности большинства регионов. А поддержка потребуется меньшему количеству субъектов РФ, и помощь федерального бюджета сконцентрируется на этих регионах.
Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации направлено на повышение ответственности региональных и местных органов власти и управления за эффективное использование бюджетных ресурсов, обеспечение равного доступа граждан к бюджетным услугам и социальным гарантиям, повышение прозрачности финансовых потоков и снижение конфликтов вокруг распределения и использования бюджетных средств (18, с. 29). При этом основными мерами повышения эффективности использования бюджетных средств являются:
1) более четкое разграничение расходных обязательств, полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы;
2) сокращение обязательств по финансированию ведомственных льгот, возложенных на бюджеты субъектов РФ федеральным законодательством. Для реализации этого решения в федеральном бюджете должны быть предусмотрены расходы на компенсацию затрат по предоставлению льгот военнослужащим и приравненным к ним лицам, работникам судов и прокуратуры по коммунальным услугам, абонентской плате за телефон и его установку, бесплатному проезду в городском транспорте;
3) внедрение новой методики распределения средств фонда финансовой поддержки субъектов РФ, основанной на объективной оценке бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов;
4) оказание поддержки бюджетным и экономическим реформам на региональном и местном уровне. С этой целью в составе федерального бюджета планируется (за счет средств займа МБРР) фонд развития региональных финансов, средства которого будут распределяться на конкурсной основе между субъектами РФ, чья бюджетная и экономическая политика отвечает установленным критериям;
5) повышение объективности, прозрачности и обоснованности распределения средств федерального бюджета в территориальном разрезе (16, с. 53).
Таким образом, реформа межбюджетных отношений должна обеспечить:
повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации;
выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.
Заключение

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране.
Финансовая система охватывает следующие звенья: финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств, государственные финансы, финансы общественных организаций.
Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.
Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Она также обеспечивает эффективное осуществление государством своих функций – социальных, экономических, экологических, оборонных и др.
Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики имеют параметры федерального бюджета — объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность и другие показатели.
Сбалансированная бюджетная политика, реализуемая в параметрах федерального бюджета, является основой новых финансовых взаимоотношений государства и общества на базе неукоснительного выполнения взаимных обязательств. В свою очередь, реальное исполнение федерального бюджета во многом определяют финансовый и бюджетный «климат» страны, эффективность проводимых реформ, темпы развития экономики и социальной сферы.
Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации направлено на повышение ответственности региональных и местных органов власти и управления за эффективное использование бюджетных ресурсов, обеспечение равного доступа граждан к бюджетным услугам и социальным гарантиям, повышение прозрачности финансовых потоков и снижение конфликтов вокруг распределения и использования бюджетных средств.
Список использованной литературы

Александров И.М. Бюджетная система РФ: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 308 с.;
Бельский К.С. и др.; под ред. Запольского С.В.: Финансовое право: учебник. - М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006.
Бюджетная система РФ: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.:Юрайт - Издательство, 2004. - 838 с.;
Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 340 с.;
Гаджикурбанов Д.М. Доходы бюджета: виды и методы их исчисления: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. - 196 с.;
Глазунова О.В., Нелюбова Н.Н., Ведомственный контроль в управлении Федерального казначейства// Финансы, №1/2007.
Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 568 с.;
Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
Ковалева А.М., Финансы и кредит: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.
Королев А.Ю., Суркова Т.И., Анисимов С.А. Факторный анализ показателей исполнения бюджета и макроэкономических прогнозов // Финансы. - 2004. - №5. - С.57-60;
Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. - 2004. - №8 - С.27-29;
Кудрин А. Л. Бюджет – основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы, №12, 2008
Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1, 2009 с. 3.
Кудрин А. Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики, №1, 2009
Никитина Т. Р. Применение ответственности за нецелевое использование бюджетных средств//Финансы №11, 2005
Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. – 2007, № 5
Парыгина В.А., Тедеев А.А., Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.
Птицын В.И. Бюджетный федерализм и совершенствование межбюджетных отношений // Финансы. - 2006. - № 9.
Романовский М.В. и др. под ред. Романовского М.В., Врублевской М.В., Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2007.
Русских Е.В., Суханов Е.Ю. К вопросу о разработке федерального бюджета с разделением на нефтяной и ненефтяной бюджеты // Вопросы статистики. – 2006. - №7. – С.75-79;
Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2002.












23

Список использованной литературы

1.Александров И.М. Бюджетная система РФ: Учебник. - М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 308 с.;
2.Бельский К.С. и др.; под ред. Запольского С.В.: Финансовое право: учебник. - М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006.
3.Бюджетная система РФ: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.:Юрайт - Издательство, 2004. - 838 с.;
4.Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 340 с.;
5.Гаджикурбанов Д.М. Доходы бюджета: виды и методы их исчисления: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. - 196 с.;
6.Глазунова О.В., Нелюбова Н.Н., Ведомственный контроль в управле-нии Федерального казначейства// Финансы, №1/2007.
7.Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 568 с.;
8.Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
9.Ковалева А.М., Финансы и кредит: учеб. пособие. - М.: Финансы и ста-тистика, 2006.
10.Королев А.Ю., Суркова Т.И., Анисимов С.А. Факторный анализ пока-зателей исполнения бюджета и макроэкономических прогнозов // Фи-нансы. - 2004. - №5. - С.57-60;
11.Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета // Финан-сы. - 2004. - №8 - С.27-29;
12.Кудрин А. Л. Бюджет – основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы, №12, 2008
13.Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализа-ции государственной политики // Финансы № 1, 2009 с. 3.
14.Кудрин А. Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики, №1, 2009
15.Никитина Т. Р. Применение ответственности за нецелевое использова-ние бюджетных средств//Финансы №11, 2005
16.Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. – 2007, № 5
17.Парыгина В.А., Тедеев А.А., Государственные и муниципальные фи-нансы: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.
18.Птицын В.И. Бюджетный федерализм и совершенствование межбюд-жетных отношений // Финансы. - 2006. - № 9.
19.Романовский М.В. и др. под ред. Романовского М.В., Врублевской М.В., Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2007.
20.Русских Е.В., Суханов Е.Ю. К вопросу о разработке федерального бюджета с разделением на нефтяной и ненефтяной бюджеты // Вопро-сы статистики. – 2006. - №7. – С.75-79;
21.Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2002.

Вопрос-ответ:

Что такое модели организации государственных и муниципальных финансов?

Модели организации государственных и муниципальных финансов - это различные подходы и системы, которые определяют структуру и функционирование общих финансовых ресурсов государства и муниципалитетов. Они включают в себя механизмы формирования и распределения доходов и расходов, принципы управления общественными финансами и системы контроля и отчетности.

Какие составляющие входят в государственные и муниципальные финансы?

Государственные и муниципальные финансы включают в себя различные составляющие, такие как доходы от налогов и сборов, доходы от продажи государственного имущества, заемные средства, а также расходы на социальные программы, оборону, инфраструктуру, здравоохранение, образование и другие общественные нужды.

Что такое бюджетный федерализм и как он связан с межбюджетными отношениями в РФ?

Бюджетный федерализм - это принцип организации финансовых отношений между центральным правительством и региональными и местными органами власти в рамках федерации. Он предполагает передачу определенных полномочий и финансовых ресурсов от центра к регионам и муниципалитетам. В Российской Федерации бюджетный федерализм является основой межбюджетных отношений, где федеральный бюджет перечисляет средства субъектам РФ и муниципалитетам для выполнения ряда обязательств.

Как организованы межбюджетные отношения в странах с развитой рыночной экономикой?

В странах с развитой рыночной экономикой межбюджетные отношения организованы на основе принципов фискальной децентрализации и бюджетной автономии. Здесь регионы и муниципалитеты имеют широкие полномочия в сфере собственных доходов, расходов и управления финансами. Они имеют право собирать налоги, принимать решения о распределении доходов и расходов, а также формировать собственные бюджеты и фискальные политики.

Что такое модели организации государственных и муниципальных финансов?

Модели организации государственных и муниципальных финансов - это система принципов, правил и механизмов, которые регулируют формирование, распределение и использование финансовых ресурсов на уровне государства и его территориальных единиц.

Что входит в состав государственных и муниципальных финансов?

Государственные и муниципальные финансы включают в себя доходы и расходы государства и муниципалитетов, а также составляющие бюджетов - налоги, сборы, субсидии, кредиты и другие финансовые инструменты.

Что такое бюджетный федерализм и как он связан с межбюджетными отношениями в России?

Бюджетный федерализм - это принцип организации финансовых отношений между центральным правительством и его территориальными единицами, при котором субъекты федерации имеют право на собственные доходы и расходы. В России бюджетный федерализм является основой межбюджетных отношений, где субъекты РФ получают финансовую помощь из федерального бюджета для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности.

Какие модели организации межбюджетных отношений существуют в странах с развитой рыночной экономикой?

В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные модели организации межбюджетных отношений, такие как фискальная децентрализация, горизонтальный и вертикальный балансировочные механизмы, финансовый равномерный модель и др. Каждая модель имеет свои особенности и принципы распределения финансовых ресурсов между различными уровнями власти.