Диалогическая речь как условие развития контекстной речи у детей младшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 56 56 страниц
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 10.09.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1. Особенности речи детей младшего дошкольного возраста 5
1.2. Сущность и понятие диалогической речи 10
1.3. Психологические особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста 21
2.1. Диагностика сформированности диалогических умений у детей младшего дошкольного возраста 21
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста 36
2.3. Анализ результатов исследования 39
Заключение 48
Список используемой литературы 50

Фрагмент для ознакомления

Однако несмотря на то, что диалогическая форма общения наиболее естественная и привычная, она не дана человеку с рождения. Её осваивают также, как и любой другой вид деятельности, используя различные методы и приёмы. Одним из таких приёмов является заучивание потешек, песенок, стихов, маленьких сценок из сказок с использованием элементов пальчиковых игр и упражнений.Работа по развитию движений пальцев рук проводились во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2–3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребёнок занимается по 7–10 минут в день. Упражнения и игры стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. По окончании формирующего этапа нами был проведено контрольное исследование. Как и на констатирующем этапе исследования, для обследования дошкольников нами были использованы те же диагностические методики, а также метод педагогического наблюдения. При обобщении результатов всех пяти методик был определен уровень социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. Ни у одного ребёнка не обнаружен низкий уровень социально-коммуникативного развития.Средний уровень – 28,6% (4 человека). Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка. Высокий уровень – 71,4% (10 человек). У таких дошкольников нет проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками в целом. В соответствии с анализом результатов диагностики, можно отметить, что дошкольниками усвоены нормы и ценности, принятые в обществе, развита самостоятельность и саморегуляция. Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, а выдвинутая гипотеза доказана. Организованные занятия по развитию диалогической речи младших дошкольников могут быть использованы педагогами и родителями с целью развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М.: Детство Пресс, 2014. – 125с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
4. Архипова, Е.Ф. Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями: автореф. дисс… д.п.н.: 13.00.03. / Е.Ф. Архипова. – М., 2009. – 32 с.
5. Богуславская, З.М., Смирнова, О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение ,1991. – 207 с.
6. Бойков, Д. И. Обучение и организация различных видов деятельности общения детей с проблемами в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 153 с.
7. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 526с.
8. Болотова, О.К., Молчанова О.М Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. – 526с.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет.сада. 2-е изд., дораб изд. М.: Просвещение, 1991. – 160с.
10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 4-е изд. М.: Просвещение, 1999. – 256с.
11. Бочкарева, О.И. Младшая группа. Занимательные материалы / Сост. О.И. Бочкарева. Волгоград: ИТД «Корифей», 2003. – 96с.
12. Ванюхина, Н.Б. Возрастная психология: пособие в 2-х кн. Кн. 2. Казань: Познание, 2008. – 292с.
13. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1988. – 336с.
14. Венгер, Л.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1998. – 489с.
15. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы : практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 302 с.
16. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.
17. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп изд. М.: Мозайка-синтез, 2007. – 64с.
18. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512с.
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Соловцева и др. СПб: ООО Детство-Пресс, 2014. – 280с.
20. Занегина, В.Н. Формирование лексического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи с опорой на предметно- практическую деятельность // Логопедия, 2016. – С.14-18.
21. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа: метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144с.
22. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов / Под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 122 с.
23. Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 2006. – 180с.
24. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е издизд. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161с.
25. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. – 112 c.
26. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. – 136 c.
27. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. 2-е изд. М.: Академия, 2013. – 287с.
28. Лепская, Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М.: Айрис-пресс, 2013. – 312с.
29. Лурия, А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. – 416с.
30. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
31. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
32. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2016. – 320 c.
33. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. – 640 c.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип изд. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456с.
35. Невская, В.П. Речевые игры и упражнения: пособие для учителей- логопедов, воспитателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64с.
36. Новиковская, О.А Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). СПб.: Паритет, 2008. – 128с.
37. Общение детей развитие детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1985. – 208 с.
38. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 9-е изд., стереотип изд. М.: Мозаика- Синтез, 2014. – 368с.
39. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.
40. Развитие речи. Младшая группа. Занимательные материалы / Сост. О.И. Бочкарева. Волгоград: ИТД Корифей, 2008. – 96.с.
41. Светлова, И.Е. Развитие речи. М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 64с.
42. Скоробогатова, А.И. Методика развития речи: учебное пособие / А.И. Скоробогатова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 119с.
43. Смирнова, Л.Н., Овчинников, С.Н. Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозайка Синтез, 2009. – 72с.
44. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. М.: Мозайка-Синтез, 2016. – 136с.
45. Сохин, Ф.А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. – 260с.
46. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. – 576 c.
47. Танцюра, С.Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 2-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.
48. Тихоненкова, Е.П. О закономерностях формирования лексико- грамматических средств родного языка в онтогенезе // Дошкольная педагогика. №1, 2017. – С.27-28.
49. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск: «Народная асвета», 1976. – 26с.
50. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. №13, 2013. – С.98-100.
51. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников как педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука, 2011. – С.6-13.
52. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Институт Психотерапии. 2001. – 256с.
53. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
54. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие для воспитателя детского сада. М.: ВЛАДОС, 2003. – 228с.
55. Ушакова, Т.Н. Речь: истоки, принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256с.
56. Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 524с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
58. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
59. Чуйкова, Ж.В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. 216с.
60. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,2020. – 215 с.
61. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 215 с.
62. Шорохова, М. В. Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с нарушением речи в учреждении здравоохранения (на примере психоневрологического диспансера) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – С. 99–105.

Вопрос-ответ:

Какие особенности речи у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста есть ряд особенностей в речи. Они еще только начинают формировать словарный запас и грамматическое строение предложений. Также они используют простые и неполные предложения, часто делают ошибки в произношении звуков и наблюдаются проблемы с артикуляцией.

Что представляет собой диалогическая речь у детей младшего дошкольного возраста?

Диалогическая речь у детей младшего дошкольного возраста представляет собой способность вести диалог, то есть общаться и взаимодействовать с другими людьми через речь. Это процесс, включающий в себя умение слушать, отвечать, задавать вопросы и выражать свои мысли.

Какие психологические особенности влияют на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста?

Психологические особенности, влияющие на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста, включают конкретное мышление, эмоциональную сферу и социальное взаимодействие. Дети в этом возрасте только начинают осознавать себя как индивидуумов, поэтому главная задача в развитии диалогической речи заключается в стимулировании их интереса к общению и взаимодействию.

Что понимается под контекстной речью у детей младшего дошкольного возраста?

Контекстная речь у детей младшего дошкольного возраста – это способность использовать речь в определенных контекстах и ситуациях. Дети учатся применять язык для передачи информации, выражения своих мыслей и понимания окружающего мира. Контекстная речь развивается при помощи диалогической речи и позволяет детям активно взаимодействовать с другими людьми и участвовать в различных событиях и играх.

Какие особенности характеризуют речь детей младшего дошкольного возраста?

Речь детей младшего дошкольного возраста характеризуется некоторыми особенностями. В этом возрасте дети только начинают осваивать грамматические правила и поэтому часто делают ошибки в построении предложений. Также дети в этом возрасте могут иметь сложности с правильной произносительной формой слов, что делает их речь несколько неразборчивой. Однако, несмотря на эти особенности, дети младшего дошкольного возраста активно используют язык для общения и выражения своих мыслей.

Что такое диалогическая речь?

Диалогическая речь - это особая форма речи, которая развивается у детей младшего дошкольного возраста. Она отличается от монологической речи тем, что строится на основе обмена репликами между собеседниками. В диалогической речи дети учатся слушать собеседника, отвечать на его вопросы, выражать свое мнение и задавать свои вопросы. Таким образом, диалогическая речь способствует развитию коммуникативных навыков и умений у детей.

Какие психологические особенности влияют на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста?

В развитии диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста играют важную роль психологические особенности. В этом возрасте дети активно развивают свое мышление, воображение и восприятие, что позволяет им лучше понимать и интерпретировать речь собеседника. Также дети младшего дошкольного возраста начинают осознавать нормы и правила коммуникации, что способствует более активному взаимодействию в диалогической речи.

Какие особенности имеет речь детей младшего дошкольного возраста?

Речь детей младшего дошкольного возраста характеризуется особыми особенностями. В этом возрасте дети только начинают осваивать язык и активно наблюдают и слушают окружающих. Они еще не могут полностью формировать грамматические конструкции, используют простые предложения и бывает, что неспроста интермиттируют. Они используют короткие фразы и часто повторяют слова и фразы в своей речи.