Проблема музыки как языка
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 12.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Взаимодействия языка и музыки 5
2. Проблема интерпретации музыкального языка 10
Заключение 16
Список использованных источников 17
Интонация задумывалась как аналог знака, что, однако, противоречит третьей позиции, поскольку отсутствие означающего можно понять в интонации, а эмоциональное содержание, присутствующее в музыке, не может быть описано, поскольку оно абсолютно индивидуально, не претендует на всеобщность. Развивая теорию интонации, М.Г. Арановский также говорит о возможности выделения интонации как аналога словесного выражения, но пытается связать процесс значения со структурой. Дальнейшее развитие теории интонации В.А.Медушевским опровергает ее изначальные основы, музыка признается совершенно неязыковым явлением, она выступает как особый образ мышления, имеющий свои категории в виде музыкальных форм[9].М.Ш. Бонфельд пытался перенести соссюровскую идею о разделении речи и языка на музыку, но в то же время утверждал, что музыку нельзя полностью классифицировать в схеме вербального языка. Он неправильно понял идею Ф. де Соссюра о разделении языковой деятельности на теоретическую структуру и ее практическое применение. Язык и речь, конечно, разделены, но они не могут существовать друг без друга. М.Ш.Бонфельд утверждает, что музыка существует только как перформанс, то есть он просто отделил лингвистический компонент от языка, что абсолютно неверно. Но в своей работе он указал на невозможность различения устойчивых знаковых образований в связи с непрерывностью музыки[8].А. В. Денисов критикует семиотический подход к музыке в своей работе о музыкальном языке. По его мнению, свойства семиотических систем неприменимы к музыке, потому что она носит непрерывный характер, язык искусства, в котором важны абсолютно все элементы, а это означает, что невозможно выделить устойчивые знаки в музыкальном произведении, только он сам по себе может быть знаком в целом. Множественность интерпретаций А.В.Денисов объясняет как раз незнаковой природой музыки.Смысл музыки существует только в голове художника, только в процессе перевода его на словесный язык. Автор предлагает изменить понятие языка, вывести его из контекста речевого языка, вместо этого просто отбрасывается знаковый компонент и остается только коммуникативная функция, которую музыка воспринимает на эмоциональном уровне[4]. И, по его мнению, образование знаков происходит только тогда, когда музыкальное произведение как текст сталкивается с внетекстовыми сериями при переводе на вербальный язык. Из того факта, что значение музыки исходит только от исполнителя, мы можем сделать вывод, что значение как имманентное свойство музыки отсутствует. Остается только структурная составляющая, которую однозначно можно рассматривать как систему знаков для фиксации музыкального признака.Похожая мысль звучит и у Ю.М. Лотмана, который отказывается от семантики (смысла) музыки и оставляет позади только синтаксику (структуру). А когда смысла нет, невозможность выделения устойчивых смысловых знаков в музыке становится еще более понятной. Поэтому существует огромное поле для интерпретации[7].Из всего этого становится ясно, что музыка не укладывается в рамки третьего определения семиотического подхода: в музыке нет означаемого, поэтому невозможно выделить четкие знаковые образования. Это, в свою очередь, опровергает тот факт, что словесный язык может служить схемой для определенного вида деятельности и что человеческое мышление имеет исключительно знаковую форму. Если невозможно различить знаки, невозможно свести их к словесному языку, и так называемое «музыкальное мышление» не имеет знакового характера. Можно сказать, что мыслительный процесс в целом намного шире и разнообразнее, чем эксклюзивная структура характера в репрезентации последователей семиотического подхода. Следовательно, применение семиотического подхода к музыкальной деятельности малоэффективно и не учитывает специфику музыки.ЗаключениеОкружающий мир наполнен звуками разного рода: звуки, которые люди издают сами и с помощью музыкальных инструментов выражают свои мысли, переживания и звуки, которые возникают непосредственно в природе.Каждый объект может издавать звуки (как живые, так и неодушевленные) различного качества. Звуки слышны отовсюду, их можно услышать везде: дома, на работе, у моря, в лесу и т. д.Иногда обычные звуки передаются композитором в музыкальное произведение, тогда им присваивается статус музыкальных, что наводит на мысль, что крики, звуки аффектов, можно назвать музыкальными, если они вовлечены в поток музыкального сообщения и им придается музыкальное значение.К элементам музыкального языка как особой системы знаков традиционно относятся тоны, характеризующиеся высотой, громкостью, длительностью и тембром, которые образуют мелодию, гармонию (отдельные созвучия, аккорды). Музыкальные звуки, взаимодействуя между собой, образуют метроритмические паттерны, формируются в произведение, содержащее определенный музыкальный образ.Отличительной особенностью языка музыки является наличие разных знаковых уровней, взаимодействующих друг с другом. Музыкальный язык - это неоднородная система, содержащая как высокоорганизованные (гармоническая сторона), так и менее организованные (динамические) элементы.Таким образом, язык музыки представляет собой сложную иерархическую, многоуровневую систему, характеризующуюся тенденцией к развитию, согласованностью и возможностью обновления составляющих его частей.Список использованных источниковБергер, Л.Г. Эпистемология искусства: художественное творчество как познание. «Археология» искусствоведения. Познание и стили искусства исторических эпох. М.: Рус. мир, 2017. 404 с.Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Санкт-Петербург : Композитор: Санкт-Петербург, 2016. 628 с.Давыдова, С. А. Предмет «Музыкальное содержание» в аспекте герменевтики (начальная педагогика) : автореф. дис. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Давыдова Светлана Анатольевна; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2015. 20 с.Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: учебное пособие для студентов музыкальных вузов / Министерство культуры Российской Федерации, Астраханская государственная консерватория. Астрахань : Волга, 2019. 367 с., нот.Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Акад. проект, 2016. 542 с.Нечаева, Н.Б. Основания музыкального творчества как феномена культуры. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. 131 с.Очеретовская, Н.Л. Содержание и форма в музыке / Н.Л Очеретовская. - Л.: Музыка : Ленингр. отд-ние, 1985. - 112 с.Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб.пособие для студентов вузов искусств и культуры / В. Н. Холопова; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - СПб. : Лань, 2000. - 319 с. Холопова, В.Н. Теория музыки : мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В. Н. Холопова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2010. - 366Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. - Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 367 с.
2. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Санкт-Петербург : Композитор: Санкт-Петербург, 2016. 628 с.
3. Давыдова, С. А. Предмет «Музыкальное содержание» в аспекте герменевтики (начальная педагогика) : автореф. дис. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Давыдова Светлана Анатольевна; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2015. 20 с.
4. Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: учебное пособие для студентов музыкальных вузов / Министерство культуры Российской Федерации, Астраханская государственная консерватория. Астрахань : Волга, 2019. 367 с., нот.
5. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Акад. проект, 2016. 542 с.
6. Нечаева, Н.Б. Основания музыкального творчества как феномена культуры. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. 131 с.
7. Очеретовская, Н.Л. Содержание и форма в музыке / Н.Л Очеретовская. - Л.: Музыка : Ленингр. отд-ние, 1985. - 112 с.
8. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб.пособие для студентов вузов искусств и культуры / В. Н. Холопова; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - СПб. : Лань, 2000. - 319 с.
9. Холопова, В.Н. Теория музыки : мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В. Н. Холопова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2010. - 366
10. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. - Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 367 с.
Вопрос-ответ:
Какая проблема рассматривается в данной работе?
В данной работе рассматривается проблема музыки как языка и ее взаимодействия с языком.
Что говорит М. Г. Арановский о теории интонации?
М. Г. Арановский утверждает, что интонация задумывалась как аналог знака, однако это противоречит третьей позиции, так как отсутствие означающего можно понять в интонации, а эмоциональное содержание, присутствующее в музыке, не может быть описано, так как оно абсолютно индивидуально и не претендует на всеобщность.
Какую проблему рассматривает работа "Проблема интерпретации музыкального языка"?
Работа "Проблема интерпретации музыкального языка" рассматривает проблему интерпретации языка музыки.
О чем говорит М. Г. Арановский в своей работе о теории интонации?
М. Г. Арановский говорит о том, что интонация задумывалась как аналог знака, но это противоречит третьей позиции, так как отсутствие означающего можно понять в интонации, а эмоциональное содержание, присутствующее в музыке, не может быть описано, так как оно абсолютно индивидуально и не претендует на всеобщность.
Какое взаимодействие рассматривается в работе "Проблема музыки как языка 3 1 Взаимодействия языка и музыки"?
В работе "Проблема музыки как языка 3 1 Взаимодействия языка и музыки" рассматривается взаимодействие музыкального языка и обычного языка.
В чем заключается проблема музыки как языка?
Проблема заключается в том, что музыка имеет свои собственные правила и структуру, которые отличаются от языка. Она не имеет однозначного значения и не может передавать информацию, как это делает язык.
Какие есть взаимодействия между языком и музыкой?
Музыка и язык могут взаимодействовать в различных аспектах. Например, тексты песен используют язык для передачи сообщений и эмоций. Также существуют музыкальные жанры, основанные на языковых традициях и культуре определенного народа.
В чем заключается проблема интерпретации музыкального языка?
Проблема интерпретации музыкального языка заключается в том, что каждый исполнитель или слушатель может трактовать музыку по-своему. Отсутствие фиксированных правил интерпретации делает музыку субъективной и открытой для разных интерпретаций.