Влияние родительского воспитания на формирование личности ребёнка.
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 15.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Семейное воспитание как основа развития личности ребенка
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка
1.2. Периодизация психического развития ребенка
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению роли родителей в воспитании ребенка
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
психол. 2002. № 2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 2007.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2004.
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 2005.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 2002. № 3.
Каптерев П..Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 1. - СПб.: Питер, 2006.
Клауд Г. и Таунсенд Дж. «Фактор матери». – СПб.: Домино, 2008.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 2006.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 2008.
Леонтьев А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Известия АПН РСФСР. 2008. Вып. 14.
Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 2008.
Михайленко Н., Кустова Н. Разновозрастные игровые объединения детей // Дошкольное воспитание. 2007. № 10.
Михайленко Н.Я. Формирование совместных предметно-игровых действий (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 2007. № 6.
Педагогическая антропология: учебное пособие / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. - Ставрополь: Сервис-школа, 2005.
Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 2001. № 2.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 2006.
Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – СПб.: Питер, 2007.
Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. - М.: Наука и мир, 2006.
Суботский Е.В. «Ребенок открывает мир». – М.: Филинъ, 2006.
Филиппова. Г.Г. «Психология материнства. Учебное пособие». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007.
Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзн. симп. 24—26 ноября 2008 г. - М.: ЮНИТИ, 2006.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 2007.
Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Приложение 1
Текст опросника для родителей детей от 3 до 10 лет методики Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)
Уважаемый родитель! Предлагаемый опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждений. Если Вы в общем не согласны - зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.
В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.
1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) - пообщаться, поиграть.
3 Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
5. Наш ребенок имеет больше обязанностей в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.
"Б. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит,
7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.
9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал бы мне.
19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.
24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
30. Я очень редко ругаю сына (дочь),
31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
33. Меня огорчает, что "мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.
34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.
36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.
44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
47. Главное, чему родители могут научить своих детей - это слушаться..
48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
50. По характеру я - мягкий человек.
51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение,
53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.
59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Са-м(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.
67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
70. От наказаний мало проку.
71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.
72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хо-тел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).
74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
76. Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует - это постоянные строгие наказания.
78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.
82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
85.Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.
89. Бывают случаи, когда лучшее наказание - ремень.
90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (ее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.
93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.
96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери),
103. Желание моего сына (дочери) - для меня закон.»
104. Мой сын очень любит спать со мной.
105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
719
108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет. ,
111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
112. Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «Нет».
116. Меня огорчает, что мой сын все менее нуждается во мне.
117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома - в яслях, детском саду, у родственников.
121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.
123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
126: Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, «пепси» и т.д.).
128. Мой сын говорил мне - вырасту, женюсь на тебе, мама.
129. Мой сын (дочь) часто болеет.
130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.
Бланк ответов и ключ к опроснику АСВ для родителей детей от 3 до 10 лет
Приложение 2
Бланки ответов родителей исследуемых семей
Ф.И. сына (дочери) Никита
Сколько ему лет? 4
Кто заполнял? Отец
1 21 41 61 81 7 Г+ 7 2 22 42 62 82 3 Г- 8 3 23 43 63 83 3 У+ 8 4 24 44 624 84 4 У- 4 5 25 45 65 85 5 Т+ 4 6 26 46 66 86 3 Т- 4 7 27 47 67 87 4 З+ 4 8 28 48 68 88 2 З- 3 9 29 49 69 89 4 С+ 4 10 30 50 70 90 1 С- 4 11 31 51 71 91 Н 5 12 32 52 72 92 РРЧ 6 13 33 53 73 93 ПДК 4 14 34 54 74 94 ВН 5 15 35 55 75 95 ФУ 6 16 36 56 76 96 НРЧ 7 17 37 57 77 97 ПНК 4 18 38 58 78 98 ВК 4 19 39 59 79 99 ПЖК 4 20 40 60 80 100 ПМК 4 101 107 113 119 125 7 Г+ 102 108 114 120 126 3 Г- 103 109 115 121 127 2 У+ 104 110 116 122 128 РРЧ 105 111 117 123 129 ФУ 106 112 118 124 130 НРЧ
Ф.И. сына (дочери) Ксюша
Сколько ему лет? 4
Кто заполнял? Мать
1 21 41 61 81 4 Г+ 7 2 22 42 62 82 8 Г- 8 3 23 43 63 83 4 У+ 8 4 24 44 624 84 4 У- 4 5 25 45 65 85 3 Т+ 4 6 26 46 66 86 4 Т- 4 7 27 47 67 87 2 З+ 4 8 28 48 68 88 4 З- 3 9 29 49 69 89 2 С+ 4 10 30 50 70 90 5 С- 4 11 31 51 71 91 Н 5 12 32 52 72 92 РРЧ 6 13 33 53 73 93 ПДК 4 14 34 54 74 94 ВН 5 15 35 55 75 95 ФУ 6 16 36 56 76 96 НРЧ 7 17 37 57 77 97 ПНК 4 18 38 58 78 98 ВК 4 19 39 59 79 99 ПЖК 4 20 40 60 80 100 ПМК 4 101 107 113 119 125 4 Г+ 102 108 114 120 126 8 Г- 103 109 115 121 127 4 У+ 104 110 116 122 128 РРЧ 105 111 117 123 129 ФУ 106 112 118 124 130 НРЧ
Ф.И. сына (дочери) Гриша
Сколько ему лет? 4
Кто заполнял? Мать
1 21 41 61 81 4 Г+ 7 2 22 42 62 82 8 Г- 8 3 23 43 63 83 4 У+ 8 4 24 44 624 84 4 У- 4 5 25 45 65 85 3 Т+ 4 6 26 46 66 86 4 Т- 4 7 27 47 67 87 2 З+ 4 8 28 48 68 88 4 З- 3 9 29 49 69 89 2 С+ 4 10 30 50 70 90 5 С- 4 11 31 51 71 91 Н 5 12 32 52 72 92 РРЧ 6 13 33 53 73 93 ПДК 4 14 34 54 74 94 ВН 5 15 35 55 75 95 ФУ 6 16 36 56 76 96 НРЧ 7 17 37 57 77 97 ПНК 4 18 38 58 78 98 ВК 4 19 39 59 79 99 ПЖК 4 20 40 60 80 100 ПМК 4 101 107 113 119 125 4 Г+ 102 108 114 120 126 8 Г- 103 109 115 121 127 4 У+ 104 110 116 122 128 РРЧ 105 111 117 123 129 ФУ 106 112 118 124 130 НРЧ
Ф.И. сына (дочери) Женя
Сколько ему лет? 4
Кто заполнял? Мать
1 21 41 61 81 4 Г+ 7 2 22 42 62 82 8 Г- 8 3 23 43 63 83 4 У+ 8 4 24 44 624 84 4 У- 4 5 25 45 65 85 3 Т+ 4 6 26 46 66 86 4 Т- 4 7 27 47 67 87 2 З+ 4 8 28 48 68 88 4 З- 3 9 29 49 69 89 2 С+ 4 10 30 50 70 90 5 С- 4 11 31 51 71 91 Н 5 12 32 52 72 92 РРЧ 6 13 33 53 73 93 ПДК 4 14 34 54 74 94 ВН 5 15 35 55 75 95 ФУ 6 16 36 56 76 96 НРЧ 7 17 37 57 77 97 ПНК 4 18 38 58 78 98 ВК 4 19 39 59 79 99 ПЖК 4 20 40 60 80 100 ПМК 4 101 107 113 119 125 4 Г+ 102 108 114 120 126 8 Г- 103 109 115 121 127 4 У+ 104 110 116 122 128 РРЧ 105 111 117 123 129 ФУ 106 112 118 124 130 НРЧ
Ф.И. сына (дочери) Олег
Сколько ему лет? 4
Кто заполнял? Мать
1 21 41 61 81 4 Г+ 7 2 22 42 62 82 8 Г- 8 3 23 43 63 83 4 У+ 8 4 24 44 624 84 4 У- 4 5 25 45 65 85 3 Т+ 4 6 26 46 66 86 4 Т- 4 7 27 47 67 87 2 З+ 4 8 28 48 68 88 4 З- 3 9 29 49 69 89 2 С+ 4 10 30 50 70 90 5 С- 4 11 31 51 71 91 Н 5 12 32 52 72 92 РРЧ 6 13 33 53 73 93 ПДК 4 14 34 54 74 94 ВН 5 15 35 55 75 95 ФУ 6 16 36 56 76 96 НРЧ 7 17 37 57 77 97 ПНК 4 18 38 58 78 98 ВК 4 19 39 59 79 99 ПЖК 4 20 40 60 80 100 ПМК 4 101 107 113 119 125 4 Г+ 102 108 114 120 126 8 Г- 103 109 115 121 127 4 У+ 104 110 116 122 128 РРЧ 105 111 117 123 129 ФУ 106 112 118 124 130 НРЧ
Ф.И. сына (дочери) Паша
Сколько ему лет? 4
Кто заполнял? Мать
1 21 41 61 81 4 Г+ 7 2 22 42 62 82 8 Г- 8 3 23 43 63 83 4 У+ 8 4 24 44 624 84 4 У- 4 5 25 45 65 85 3 Т+ 4 6 26 46 66 86 4 Т- 4 7 27 47 67 87 2 З+ 4 8 28 48 68 88 4 З- 3 9 29 49 69 89 2 С+ 4 10 30 50 70 90 5 С- 4 11 31 51 71 91 Н 5 12 32 52 72 92 РРЧ 6 13 33 53 73 93 ПДК 4 14 34 54 74 94 ВН 5 15 35 55 75 95 ФУ 6 16 36 56 76 96 НРЧ 7 17 37 57 77 97 ПНК 4 18 38 58 78 98 ВК 4 19 39 59 79 99 ПЖК 4 20 40 60 80 100 ПМК 4 101 107 113 119 125 4 Г+ 102 108 114 120 126 8 Г- 103 109 115 121 127 4 У+ 104 110 116 122 128 РРЧ 105 111 117 123 129 ФУ 106 112 118 124 130 НРЧ
Ф.И. сына (дочери) Ефим
Сколько ему лет? 4
Кто заполнял? Отец
1 21 41 61 81 8 Г+ 7 2 22 42 62 82 5 Г- 8 3 23 43 63 83 9 У+ 8 4 24 44 624 84 3 У- 4 5 25 45 65 85 4 Т+ 4 6 26 46 66 86 2 Т- 4 7 27 47 67 87 2 З+ 4 8 28 48 68 88 3 З- 3 9 29 49 69 89 2 С+ 4 10 30 50 70 90 5 С- 4 11 31 51 71 91 Н 5 12 32 52 72 92 РРЧ 6 13 33 53 73 93 ПДК 4 14 34 54 74 94 ВН 5 15 35 55 75 95 ФУ 6 16 36 56 76 96 НРЧ 7 17 37 57 77 97 ПНК 4 18 38 58 78 98 ВК 4 19 39 59 79 99 ПЖК 4 20 40 60 80 100 ПМК 4 101 107 113 119 125 8 Г+ 102 108 114 120 126 4 Г- 103 109 115 121 127 9 У+ 104 110 116 122 128 РРЧ 105 111 117 123 129 ФУ 106 112 118 124 130 НРЧ
Валлон А. «Психическое развитие ребенка». - М.: Эксно, 2008. – стр. 78.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2004. – стр. 174.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 2007. – стр. 205.
Винникотт. Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя». – М.: Знак, 2004. – стр. 166.
Михайленко Н.Я. Формирование совместных предметно-игровых действий (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 2007. № 6. С. 29 – 32.
Суботский Е.В. «Ребенок открывает мир». – М.: Филинъ, 2006. – стр. 284.
13
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008.
2.Валлон А. «Психическое развитие ребенка». - М.: Эксно, 2008.
3.Винникотт. Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя». – М.: Знак, 2004.
4.Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. - М.: Педагогика, 2005.
5.Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 2002. № 2.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 2007.
7.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2004.
8.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 2005.
9.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 2002. № 3.
10.Каптерев П..Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 1. - СПб.: Питер, 2006.
11.Клауд Г. и Таунсенд Дж. «Фактор матери». – СПб.: Домино, 2008.
12.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 2006.
13.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 2008.
14.Леонтьев А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Известия АПН РСФСР. 2008. Вып. 14.
15.Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 2008.
16.Михайленко Н., Кустова Н. Разновозрастные игровые объединения детей // Дошкольное воспитание. 2007. № 10.
17.Михайленко Н.Я. Формирование совместных предметно-игровых действий (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 2007. № 6.
18.Педагогическая антропология: учебное пособие / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. - Ставрополь: Сервис-школа, 2005.
19.Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 2001. № 2.
20.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 2006.
21.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – СПб.: Питер, 2007.
22.Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. - М.: Наука и мир, 2006.
23.Суботский Е.В. «Ребенок открывает мир». – М.: Филинъ, 2006.
24.Филиппова. Г.Г. «Психология материнства. Учебное пособие». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007.
25.Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзн. симп. 24—26 ноября 2008 г. - М.: ЮНИТИ, 2006.
26.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 2007.
27.Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывает родительское воспитание на формирование личности ребенка?
Родительское воспитание играет решающую роль в формировании личности ребенка. Отношения, которые родители устанавливают с ребенком, их подход к воспитанию, накладывают огромный отпечаток на его характер, ценности, убеждения и поведение.
Какова роль семьи в воспитании ребенка?
Семья является основным и самым важным социальным институтом, где происходит первичное воспитание ребенка. Семейные ценности, традиции, общение с родителями и близкими родственниками оказывают огромное влияние на формирование его личности.
В чем заключается периодизация психического развития ребенка?
Периодизация психического развития ребенка предполагает деление его развития на определенные периоды, характеризующиеся определенными особенностями и задачами. Например, раннее детство, дошкольный возраст, школьный период и т.д. Каждый период имеет свои специфические особенности в развитии личности ребенка.
Какое экспериментальное исследование проводилось для выявления роли родителей в воспитании ребенка?
В экспериментальном исследовании использовались различные методы наблюдения и анализа, чтобы выявить, какие аспекты воспитания родителей оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Были проанализированы взаимодействие, коммуникация, примеры поведения, поддержка и многое другое.
Какие работы входят в список литературы в данной статье?
В список литературы входят различные научные работы по психологии и воспитанию детей, включая работы Л.С. Выготского, такие как "Воображение и творчество в детском возрасте" и "Собрание сочинений". Также, список содержит и другие источники, которые были использованы для подтверждения исследований.
Какое влияние родительского воспитания оказывает на формирование личности ребенка?
Родительское воспитание имеет огромное влияние на формирование личности ребенка. Отношение родителей к ребенку, их эмоциональная связь, методы воспитания - все это оказывает прямое воздействие на развитие личности ребенка.
Какую роль играет семья в воспитании ребенка?
Семья играет важнейшую роль в воспитании ребенка. Она создает основу для формирования его ценностей, установок, навыков и отношений. Семейная среда определяет основные принципы и понятия о добре и зле, морали и этике для ребенка.
Какой периодизации подвержено психическое развитие ребенка?
Психическое развитие ребенка подвержено определенной периодизации. В психологии выделяются такие основные периоды, как первый год жизни, раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (7-11 лет), подростковый возраст (11-18 лет) и юношеский возраст (18-25 лет). Каждый период характеризуется особыми особенностями и задачами в развитии личности ребенка.
Что показывает экспериментальное исследование по выявлению роли родителей в воспитании ребенка?
Экспериментальное исследование по выявлению роли родителей в воспитании ребенка показывает, что методы и стиль воспитания, применяемые родителями, могут иметь существенное влияние на различные аспекты развития ребенка, такие как его самооценка, эмоциональная стабильность, мотивация, социальные навыки и успехи в учебе.