Конфессиональная и национальная политика Александра 3

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 31 31 страница
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 17.10.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Во время правления Александра III наблюдается переход от первого варианта ко второму.Отражение конфессиональной и национальной политики Александра III в российских учебниках по историиИстория конца XIX в. играет важную роль в современном образовании. Поэтому, чтобы вызывать у учащихся интерес к обучению учителю необходимо использовать различные методы и средства. Элементы истории конфессиональной и национальной политики Александра III, способствуют повышению уровня знаний учащихся. Особенностью российских учебников по истории является то, что в них выделен, как правило, специальный раздел связанный с историей политики Александра III. Обычно в учебниках рассматривается данная политика в русле раздела «социально-экономического развития в конце XIX в.», « народного самодержавия Александра III: внутренняя политика, экономика, социальный строй» в учебнике, например 9 класса.Особенностью российских учебников по истории в отражении темы конфессиональной и национальной политики является то, что данная проблематика не выделяется отдельно. А рассматривается в русле социально-экономического и политического развития России в конце XIX в.В российских учебниках по истории подчеркивается, что Александр III вступил на престол в 1881 г. Аграрная реформа стала сильнейшим приобретениемдля крестьянского хозяйства, но потрясениемдля помещичьих имений России, поставив вопрос о хозяйственной состоятельности дворянства как субъекта хозяйственно-экономических отношений. Вторая половина XIX время кардинального изменения социальной структуры российского общества. Патриархальные традиции уходили как из сферы межсословных отношений, так и из межличностных, внутрисемейных связей. Капитализм проникал во все области человеческих взаимоотношений.Для России была характерна исключительная роль государства в промышленной сфере. Правительство стремилось максимально подчинить своему ведению сферу частной хозяйственной деятельности. Важную роль играли казенные заказы, которые ставили частного владельца в зависимость от государства. Можно говорить о косвенно зависимом характере промышленности. Большая часть продукции промышленности обслуживала строительство и эксплуатацию железных дорог государством.У учащихся есть возможность познакомиться с именами и портретами Александр III, узнать биографические сведения императора. В учебниках достаточно много внимания уделено социально-экономическому развитию страны в период правления. Особенностью учебников является раскрытие темы конфессиональной и национальной политики через взаимосвязь социально-экономических реформ XIX в., что подчеркивает оценки роли последствий социально-экономических реформ.Во второй половине XIX столетия крестьяне перестали быть помещичьими, государственными и удельными. Происходило слияние их в одну социальную и экономическую группу. Однако на практике между ними продолжали оставаться большие различия, вызванные отличиями в объемах надельной земли и материальных средств, а также прежним хозяйственным укладом. Отмена крепостного права, в том числе, должна была способствовать модернизации деревни, улучшению положения крестьянства. Однако в течение второй половины XIX в. этим планам препятствовали неизжитые недостатки еще дореформенного периода. К 1877–1881  гг. обеспеченность землей крестьянского населения сократилась протяжении до 3,00 десятин, характером в 1898–1900 гг. в среднем на 1 душу мужского пола хозяйства уже приходилось 2,39 дес. т.е. на 25,5% менее чем обеспеченность в 1858 г., начала и на 20,4% менее душу по сравнению с 1877–1881  гг.Существенным отличием учебников является их ориентация на формирование у учащихся в целом знаний о периоде правления Александр III. Проблемы конфессионального и национального развития затрагиваются вскользь, а в некоторых учебниках вообще не упоминаются. В учебниках по истории можно найти оценку политики Александра III. Так, например, в одном их учебников по истории указывается, что внутриполитический курс Александра III носил противоречивый характер: «Несмотря на успешное в целом экономическое развитие страны в конце XIX века, политические и социальные преобразования в России были приостановлены и даже повернуты вспять». Оценивая реформы, авторы отмечают: «Преобразования эпохи Великих реформ оказали решающее воздействие на экономику России, которая в пореформенный период приобрела все больше капиталистических черт». Следует отметить,что авторы учебников в большей степени уделяют внимание проблемам экономического развития в период правления Александра III, подтверждая данный тезис большим количеством фактов из сферы промышленного, финансового и сельскохозяйственного развития. Оценивая же идеологию государственной политики Александра III в целом, они характеризуют её как «полицейский режим»: «Внутриполитический курс Александра III носил противоречивый характер. В политической области он характеризовался приостановкой либеральных преобразований, а в дальнейшем и консервативным пересмотром некоторых из них».Результаты проведенного анализа говорят о том, что история Александра III интегрирована в учебники в основном с помощью отражения социально-экономической истории. Особенностью учебников является отражение контрреформ Александра III.В учебниках, авторы положительно оценивают экономические преобразования Александра III, так, например, в другом учебнике по истории указывается, что «… во внутриполитической сфере Александр III последовательно придерживался реакционного курса. Он критически оценивал реформы, проведенные его отцом. Реальная политика правительства была направлена» прежде всего, на нейтрализацию «губительных последствий» реформ 60-70-х гг. и потому получила вполне оправданное название контрреформ».В учебнике «История России» базового уровня для 10 класса под редакцией А. Ф. Киселева и Н. И. Павленко (2013 г.) деятельность правительства Александра III отдельно вообще не рассматривается. Изложение исторического материала осуществляется на основе цифр и показателей статистической отчетности, то есть максимально «объективно», без каких-либо оценочных суждений, которые, видимо, авторы предлагают учащимся сделать самостоятельно на основе анализа приведенных в учебнике фактов. В новой редакции учебника «История России» для 10 класса под редакцией Н. И. Павленко (2013 г.) те же авторы в целом также оценивают деятельность Александра III, как политику контрреформ.Анализ содержания учебников по теме конфессиональной и национальной политики Александра III показал, что в них недостаточно представлены данные проблемы, предполагающие раскрытие особенностей изменения территориального деления России, роли православия в жизни России. В учебниках отсутствуют оригинальные тексты, касающиеся конфессиональной и национальной политики которые бы позволили увидеть рассуждения лучших умов современников. Следует больше внимания уделять данной проблематике в школьных учебниках. Таким образом, проблема оценки школьных учебников многие десятилетия была и остается в центре внимания ученых, педагогов-практиков, потому что качество образования во многом определяется качеством учебников. Анализ российских школьных учебников по истории в рамках отражения темы конфессиональной и национальной политики Александра III, что данной проблематике в учебниках уделяется внимание либо кратко, либо совсем не уделяется. Учебники в большей степени отражают особенности экономического развития страны в период Александра III.ЗаключениеК началу правления Александра III с одной стороны реализовывались реформы Александра II, развивалась активно промышленность, происходили изменения в крестьянском хозяйстве, с другой стороны, несмотря на достигнутые результаты, к моменту вступления на престол Александра III обозначились новые проблемы, которые требовали решений: обозначился кризис в промышленности, в финансовой сфере, происходят изменения в сословиях.Проведенные контрреформы Александра III только на время стабилизировали социально-политическую обстановку в государстве: на фоне значительного спада революционной и террористической активности и усиления влияния дворянства, уже с середины 1890-х гг. начался подъем революционного движения. Этому способствовало то, что широкие слои населения, состоявшие из крестьян и рабочего класса, были фактически лишены всех прав и возможностей влиять на выборы, судебную систему и произвол властей.Конфессиональная политика Александра III носит неоднозначный характер. В большей степени, внимание уделялось православию и сохранению православных ценностей, налаживались контакты с представителями католичества как христианской конфессии, что было обусловлено политикой безопасности в окраинных губерниях империи. Несмотря на уголовное преследование старообрядцев, политика преследования в отношении них была несколько ослаблена. Но в отношении некоторых конфессий не угодных для православия устанавливалось большое количество запретов, это касалось положения буддистов, евреев.В национальной политике проводимой Александром III прослеживается политика сохранения единства и целостности, что выражается как в политике запретов, так и развития окраин Российской империи. Особое значение, среди которых имело урегулирование вопросов с Финляндией и Польшей. В структуре политики национального порядка существует два варианта функционирования империй: 1) титульная нация очерчивает границу вокруг своей метрополии; 2) эта нация превращает всех жителей империи в своих членов. Во время правления Александра III наблюдается переход от первого варианта ко второму.Время правления Александра III было крайне неоднозначным в истории нашей страны: серьёзное ужесточение 337 цензуры, укрепление самодержавия, попытка «русификация» страны в ущерб другим национальностям. Реакционные действия сочетались с небывалым для России мирным временем без войн и резким скачком в экономическом развитии страны. Александра III часто называют одним из самых недооцененных правителей России. И в последнее время изучению его правлению стало уделяться больше внимание, так как именно в то время было сделано множество важных для страны преобразований, которые определяют многие аспекты жизни России сегодня.Проблема оценки школьных учебников многие десятилетия была и остается в центре внимания ученых, педагогов-практиков, потому что качество образования во многом определяется качеством учебников. Анализ российских школьных учебников по истории в рамках отражения темы конфессиональной и национальной политики Александра III, что данной проблематике в учебниках уделяется внимание либо кратко, либо совсем не уделяется. Учебники в большей степени отражают особенности экономического развития страны в период Александра III.Стоит отметить, что на сегодняшний день, в научной литературе, а также школьных учебниках истории, программно-методической и учебной литературе, проблема конфессиональной и национальной политики Александра III отражается достаточно кратко, не уделяется внимание проблемам: отношенияАлександра III к развитию православия в России, сосуществования православия и других конфессий. Если в научной литературе, данная проблематика хоть как то отражена, то в школьных учебниках обычно конфессиональной и национальной политики Александра III уделяется два три предложения, а иногда и вовсе не упоминается.Список использованной литературы

-

Вопрос-ответ:

Какие меры по конфессиональной политике принимал Александр III?

Александр III ввел ряд мер по конфессиональной политике, направленных на укрепление православия в России. Он ограничил деятельность других религий, запретив строительство новых храмов и мечетей, а также введя контроль над проповедями и распространением иностранных вероисповеданий.

Какая национальная политика проводилась во время правления Александра III?

Александр III проводил политику "русификации", имеющую целью укрепление русской нации и культуры. В результате этой политики были запрещены использование и преподавание национальных языков, проводились дискриминационные меры в отношении нерусских культур и религий.

Какие последствия имела конфессиональная и национальная политика Александра III в современных учебниках истории?

В современных учебниках истории элементы конфессиональной и национальной политики Александра III способны вызывать интерес у учащихся, поскольку история конца XIX века играет важную роль в современном образовании. При изучении этих политик учащиеся могут обнаружить влияние Александра III на формирование национальной и конфессиональной идентичности Российской империи.

Какие методы и средства использовал учитель, чтобы вызвать интерес учащихся к конфессиональной и национальной политике Александра III?

Учитель может использовать различные методы и средства, чтобы вызвать интерес учащихся к конфессиональной и национальной политике Александра III. Например, можно использовать интерактивные уроки, где учащиеся играют роли разных персонажей того времени и совершают имитацию различных политик.

В чем особенности конфессиональной и национальной политики Александра III?

Особенности конфессиональной и национальной политики Александра III заключаются в его стремлении укрепить православие и русскую культуру в России. Он принимал меры по ограничению других религий и национальностей, проводил политику "русификации" и запрещал использование иностранных языков и культурных символов. Эти меры вызывали сопротивление и негодование у нерусских народов, но одновременно укрепляли позиции православия и русской нации.

Какие элементы конфессиональной и национальной политики Александра III можно наблюдать в российских учебниках по истории?

В российских учебниках по истории присутствуют элементы конфессиональной и национальной политики Александра III, такие как регулирование и ограничение деятельности иностранных и протестантских церквей, поддержка православия как государственной религии, укрепление русского национализма и национального единства.

Какие методы и средства использовал Александр III для проведения конфессиональной и национальной политики?

Для проведения конфессиональной и национальной политики Александр III использовал различные методы и средства, такие как законодательство, ограничения в правах иностранных церквей, контроль над школьным образованием, стимулирование развития православных церквей и успокоение национальных конфликтов путем смягчения политики русификации.

Какую роль история конфессиональной и национальной политики Александра III играет в современном образовании?

История конфессиональной и национальной политики Александра III играет важную роль в современном образовании, так как позволяет учащимся понять причины и последствия данных политик, осознать их влияние на современность и сформировать критическое мышление. Кроме того, изучение данной темы помогает понять сложности и противоречия внутренней политики Российской империи и ее взаимоотношения с национальными и конфессиональными меньшинствами.