Историческая и биографическая проза в греческой литературе: общее и различное.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 29 29 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 16.10.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект изучения исторической и биографической греческой прозы 4
1.1 Понятие исторической прозы 4
1.2 Понятие биографической прозы 6
1.3 Особенности греческой прозы 10
Выводы к главе 1 13
Глава 2. Особенности исторической и биографической греческой прозы. Сходства и отличия 14
2.1 Историческая проза в контексте греческой литературы 14
2.1.1 История Геродота 14
2.1.2 Историческая проза Фукидида 17
2.1.3 Историческая проза Ксенофонта 20
2.2 Особенности биографической греческой прозы 21
2.2.1 Плутарх и Исократ как исторические биографы Древней Греции 21
2.3 Общее и различное в исторической и биографической греческой прозе 24
Выводы к главе 2 26
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Античный список произведений Плутарха содержит 227 названий, из которых около 150 сохранилось. Произведения Плутарха принято учеными подразделять на «моральные» и биографии. В конкретном исследовании нас интересуют примеры биографической прозы. «Параллельные жизнеописания» Плутарха представляют собой серию парных биографий, зачастую в них сравниваются греческий и римский исторический деятель. В заключении Плутарх всегда приводит сравнение, в котором и сопоставляет обоих деятелей. Плутарх считался греческим античным писателем, однако имел романофильский уклон в своих биографиях. Например, в своих «жизнеописаниях» Плутарх сопоставлял в своих трудах Александра Македонского и Юлия Цезаря, Демосфена и Цицерона, однако это не отражается на биографиях деятелей, поскольку каждая из них создавалась как одно единое целое [16]. Плутарх является самым ярким представителем биографического жанра Древней Греции, однако сам жанр восходит к 4 веку и усиленно разрабатывается в эллинистическое время. Греческая биографическая проза имеет свои особенности, которые отличают этот жанр от современных требований к биографии и напрямую связаны с античным пониманием индивидуальной личности. Плутарх, как и другие античные биографы, понимает личность статически, как некий законченный в себе «характер». Античные биографы не обращают внимание на детство и становление личности. Все внимание обращено на личность уже в оформленном виде. Личность описывается вне связи с формирующими ее социальными силами, а также с исторической обстановкой [17]. Известный греческий биограф Исократ в античную биографию внедрил риторический «энкомий», а также прославления деяний какого-либо лица и его нравственных качеств. Он также повлиял на выработку в античности двух видов биографии[19]:Ученая биография справочно-антикварного типа, перечень важнейших событий и дат из жизни описываемого лица. Такая биография преследует не сколько художественные, сколько ученые цели;Биография-характеристика, которая воссоздает образ деятеля. В таких произведениях уделяется малое внимание историческим событиям и датам, окружающим личность, описание направлено на личность описываемого человека.Плутарх как античный биограф видит отличие биографической прозы от исторической в установке на факты, которые характеризуют конкретную личность. Например, в биографии Александра Македонского и Юлия Цезаря Плутарх пишет, предупреждая читателя, о том, что все исторические события либо опущены, либо описаны с максимальной краткостью: «мы пишем жизнеописания, а не историю; замечательные деяния далеко не всегда являются обнаружением доблести или порока».Плутарх и другие античные биографы имели собственный метод при написании биографических прозаических произведений. Они создавали целостный облик при помощи сбора мозаики из различных фактов. Художественный метод античной биографии ученые зачастую называют «проявлением души». В своих биографиях Плутарх остается моралистом, нередко повествование прерывается морализующим размышлением. Биографии имеют в своей цели показать достойные образцы поведения, поэтому Плутарх зачастую идеализирует тех персонажей, которых он описывает. Биографии Плутарха не ограничиваются положительными героями. В его парной биографии ДеметрияПолиокрета и Марка Антония он пишет от том, что «великим натурам бывают присущи не только великие доблести, но и великие пороки». Важным аспектом биографий Плутарха являлось то, что автор не стремился быть историком, в античной истории он не стоит на высоте.Биографии Плутарха привлекали внимание гуманистов Эразма и Рабле, а также Монтеня и Руссо. Биографиями Плутарха пользовался Шекспир, Корнель, Расии. Российские декабристы и деятели французской революции обращали особое внимание на труды Плутарха. 2.3 Общее и различное в исторической и биографической греческой прозеПроанализировав исторические труды античных писателей и биографические труды, мы определили общие и различные черты данных жанров в рамках греческой литературы. Биографическая проза берет свое развитие в исторической прозе, когда еще Геродот в своем произведении «Музы» пытается дать характеристику царя Кира, ориентируясь только на исторические события, происходящие вокруг него. И в исторической, и в биографической прозе античные авторы так или иначе обращают внимание на исторические события. Однако если в «Истории» Фукидида автор собирает специальные материалы для воспроизведения определенных событий, в контексте которых появляются описания некоторых личностей, то, например, Плутарх использует специальные материалы только для описания конкретной личности, и в рамках этого описания кратко описаны некоторые исторические события.Историческая античная проза в начале своего пути развития имела черты мифологии, Геродот в «Музах» ссылается на рок и влияние богов. Однако большое количество исторической информации, изложенной в «Музах» подтверждено с точки зрения истории и археологии.Уже в последующих произведениях Фукидида исторические факты сам автор самостоятельно отбирает по специальным документам. Жанр исторической прозу становится ближе к научному. Труды Ксенофонта также отличаются исторической точностью, поскольку автор сам был свидетелем большинства событий, описанных в исторических мемуарах и сочинениях.Биографическая проза, как уже было отмечено, свое развитие начала в рамках исторической прозы. Осознание биографической прозы как отдельного жанра в Греции произошло в римский период в рамках творчества Плутарха. Хоть и до него в античной литературе присутствовали описания личностей, они были приближены к исторической просьбе. Плутарх же обращает свое внимание только на личностные качества деятелей [17].Особенностью творчества Плутарха является также то, что среди его «жизнеописаний» присутствуют и описания отрицательных личностей. Кроме того, практически все «жизнеописания» Плутарха имели одинаковую структуру: биография греческого деятеля, биография римского деятеля, сравнение двух деятелей [16].Выводы к главе 2Изучив особенности исторической греческой прозы, мы определили, что в начале своего развития историческая проза имела в своем составе мифологические мотивы, мотивы рока и божественной кары. Геродот в «Музах» вплетает в канву текста легенды о богах и героях. Сильные изменения историческая проза претерпевает в творчестве Фукидида, который в своем повествовании основывался на документах, трактатах и политических справках. Творчество Ксенофонта также имеет историческую достоверность, подтвержденную археологами и историками. Сам Ксенофонт являлся очевидцем многих событий, описанных в его сочинениях и мемуарах.Рассмотрев особенности биографической греческой прозы, нами было выяснено, что биография как жанр зародилась в рамках исторической прозы. Ярким представителем греческой биографической прозы является Плутарх. В своих трудах он особое внимание обращает именно на личность деятеля, отодвигая исторические события, происходящие вокруг него, на второй план.Историческая и биографическая греческая проза имеет как общие, так и различные черты. Осознание биографической прозы как отдельного жанра в Греции произошло в римский период в рамках творчества Плутарха. Историческая проза в своей основе имеет какие-либо исторические события, в то время как в биографической прозе события отодвигаются на второй план.ЗаключениеИзучив понятие исторической прозы, нами было определено, что понятие исторической прозы учеными рассматривается как разновидность научной прозы. Сюда также включаются труды историков, которые в своих произведениях передают не только факты, но и излагают их в увлекательной форме. Историческая проза, в отличие от документальной литературы, допускает вольность в изложении фактов, их свободный отбор. Также допускается изображение вымышленных персонажей для подержания интереса к изложению.Рассмотрев понятие биографической прозы, мы выяснили, что в современной отечественной и зарубежной филологии не существует четкого определения жанра биографической прозы. Однако традиционно биографическую прозу понимают как один из способов познания и реконструкции определенной личности в ее становлении и развитии.Проанализировав особенности становления греческой прозы, мы определили, что проза возникает в Греции в тот момент, когда общество перестает удовлетворяться мифологическим объяснением мира. Когда возникает интерес к знаниям. Можно также сказать, что проза появляется совместно с идеей государственности и развивается как историческое повествование.Изучив особенности исторической греческой прозы, мы определили, что в начале своего развития историческая проза имела в своем составе мифологические мотивы, мотивы рока и божественной кары. Геродот в «Музах» вплетает в канву текста легенды о богах и героях. Сильные изменения историческая проза претерпевает в творчестве Фукидида, который в своем повествовании основывался на документах, трактатах и политических справках. Творчество Ксенофонта также имеет историческую достоверность, подтвержденную археологами и историками. Сам Ксенофонт являлся очевидцем многих событий, описанных в его сочинениях и мемуарах.Рассмотрев особенности биографической греческой прозы, нами было выяснено, что биография как жанр зародилась в рамках исторической прозы. Ярким представителем греческой биографической прозы является Плутарх. В своих трудах он особое внимание обращает именно на личность деятеля, отодвигая исторические события, происходящие вокруг него, на второй план.Историческая и биографическая греческая проза имеет как общие, так и различные черты. Осознание биографической прозы как отдельного жанра в Греции произошло в римский период в рамках творчества Плутарха. Историческая проза в своей основе имеет какие-либо исторические события, в то время как в биографической прозе события отодвигаются на второй план.Список использованной литературыАверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. Аверинцев. - М. :Coda, 1997. – 342 с.Бахтин, М.М. Собрание сочинений В 7 т. Том 6. Проблемы поэтики Достоевского", 1963. Работы 1960-х - 1970-х гг. - 2002 (Калуга : Тип. ГУП Облиздат). - 799 с.Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений [Текст] : [в 13-ти т.] / [ред. коллегия: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). - Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1953-1959. - 13 т.Благой, Д.Д. Первый исторический роман / Д.Д. Благой. – М.: Правда, 1983. – 576 с.Вальденфельс, Э. Николай Рерих. Искусство, власть, оккультизм / Эрнст фон Вальденфельс ; [пер. с нем. В. Брун-Цехового]. - Москва : Новое литературное обозрение, 2015. – 580 с.Геродот, История в девяти книгах / Геродот ; пер. с греческого Ф. Г. Мищенка, с его предисл. и указ. - Изд. 2-е, испр., добавленное в предисл. и снабженное картами. - Москва : А. Г. Кузнецов, 1888.Дубин, Б. В Классика, после и рядом: социологические очерки о литературе и культуре / Б.В. Дубин. - Москва : Новое лит. обозрение, 2010. - 345 с.Дьячан, Ф.Н. Геродот и его музы : Ист.-лит. исслед. Ф.Н. Дьячана. Ч. 1-. - Варшава : тип. М. Земкевича, 1877. – 23 с.Жирмунский, В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. - Москва; Ленинград: Гослитиздат. [Ленинградское отд-ние], 1962. - 435 с.Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад: Избр. тр. / В.М. Жирмунский. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 493 с.Иванова, Н.Б. Проза Юрия Трифонова / Н.Б. Иванова. - М.: Сов. писатель, 1984. - 294 с.Казанцева, Г.В. Беллетризованные жизнеописания В.П. Авенариуса в контексте эволюции биографической прозы : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Казанцева Г.В.; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2011. - 45 с.Круазе, А. История греческой литературы / А. и М. Круазе ; пер. с фр. В. С. Елисеевой под ред. С. А. Жебелева ; изд. подгот. С. И. Межерицкая. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. - 700 с.Ксенофонт, Анабасис / Пер., статья [с. 229-45] и примеч. М. И. Максимовой ; Под ред. акад. И. И. Толстого. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1951. - 299 с.Ксенофонт, Воспоминания о Сократе : [Сборник] / Ксенофонт; [Пер. и послесл. С. И. Соболевского, с. 265-281; Рос. АН, Ин-т философии]. - М. : Наука, 1993. - 379 с.Плутарх, Сравнительные жизнеописания: полное издание в одном томе / Плутарх ; [пер. с греч. В. А. Алексеева]. - Москва : Изд-во АЛЬФА-КН., 2014. - 1263 с.Плутарх, Избранные биографии / Пер. с греч. под ред., [с вступ. статьей "Плутарх и его время", с. 5-18] и с предисл. проф. С. Я. Лурье; Ленингр. гос. ун-тЖ, Ист. фак-т. - Москва ; Ленинград : Соцэкгиз, 1941 (Ленинград). - 492 с.Приймакова, Н.А. Миф и исторический роман в адыгской прозе (поэтика сюжета) / Приймакова Н.А. - Майкоп : Изд-во МГТИ, 2003. - 49 с.Соболевский, С.И. История греческой литературы [Текст] / Под ред. С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга и др. ; Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. Горького. - Москва ; Ленинград : изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1946-1960 (Ленинград). - 3 т.Томашевский, Б.В. Автобиографическая и историческая проза : История Пугачева. Записки Моро-де-Бразе / Б. В. Томашевский, примеч. сост. проф. Л. Б. Модзалевским. - 1958. - 596 с.Томашевский, Б.В. Александр Сергеевич Пушкин [Текст]: [Библиографический очерк] / Б. Томашевский. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927 (Л. : тип. Печатный двор). - 32 с.Фрайман, А.Л. Революционная защита Петрограда в феврале-марте 1918 г. / Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ниеИн-та истории. - Москва ; Ленинград : Наука. [Ленингр. отд-ние], 1964. - 324 с.Фукидид, История / Фукидид; Пер. с греч. Ф. Г. Мищенко и С. А. Жебелева; Под ред. Э. Д. Фролова. - СПб. : Наука : Ювента, 1999. – 588 с.Холиков, А.А. Биография писателя как теоретико-литературная проблема: на материае жизни и творчества Д.С. Мережковского с 1865 по 1919 год: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1997. – 213 с.Штраус, Л. Фукидид: сущность политической истории / А.Н. Мишурин. -М.: РАН, философский журнал, выпуск №21. – С.15-35.Юдин, В.А. Исторический роман русского зарубежья : Учеб. пособие / В. А. Юдин; Твер. гос. ун-т. - Тверь : ТГУ, 1995. – 124 с.

1. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. Аверинцев. - М. : Coda, 1997. – 342 с.
2. Бахтин, М.М. Собрание сочинений В 7 т. Том 6. Проблемы поэтики Достоевского", 1963. Работы 1960-х - 1970-х гг. - 2002 (Калуга : Тип. ГУП Облиздат). - 799 с.
3. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений [Текст] : [в 13-ти т.] / [ред. коллегия: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). - Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1953-1959. - 13 т.
4. Благой, Д.Д. Первый исторический роман / Д.Д. Благой. – М.: Правда, 1983. – 576 с.
5. Вальденфельс, Э. Николай Рерих. Искусство, власть, оккультизм / Эрнст фон Вальденфельс ; [пер. с нем. В. Брун-Цехового]. - Москва : Новое литературное обозрение, 2015. – 580 с.
6. Геродот, История в девяти книгах / Геродот ; пер. с греческого Ф. Г. Мищенка, с его предисл. и указ. - Изд. 2-е, испр., добавленное в предисл. и снабженное картами. - Москва : А. Г. Кузнецов, 1888.
7. Дубин, Б. В Классика, после и рядом: социологические очерки о литературе и культуре / Б.В. Дубин. - Москва : Новое лит. обозрение, 2010. - 345 с.
8. Дьячан, Ф.Н. Геродот и его музы : Ист.-лит. исслед. Ф.Н. Дьячана. Ч. 1-. - Варшава : тип. М. Земкевича, 1877. – 23 с.
9. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. - Москва; Ленинград: Гослитиздат. [Ленинградское отд-ние], 1962. - 435 с.
10. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад: Избр. тр. / В.М. Жирмунский. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 493 с.
11. Иванова, Н.Б. Проза Юрия Трифонова / Н.Б. Иванова. - М.: Сов. писатель, 1984. - 294 с.
12. Казанцева, Г.В. Беллетризованные жизнеописания В.П. Авенариуса в контексте эволюции биографической прозы : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Казанцева Г.В.; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2011. - 45 с.
13. Круазе, А. История греческой литературы / А. и М. Круазе ; пер. с фр. В. С. Елисеевой под ред. С. А. Жебелева ; изд. подгот. С. И. Межерицкая. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. - 700 с.
14. Ксенофонт, Анабасис / Пер., статья [с. 229-45] и примеч. М. И. Максимовой ; Под ред. акад. И. И. Толстого. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1951. - 299 с.
15. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе : [Сборник] / Ксенофонт; [Пер. и послесл. С. И. Соболевского, с. 265-281; Рос. АН, Ин-т философии]. - М. : Наука, 1993. - 379 с.
16. Плутарх, Сравнительные жизнеописания: полное издание в одном томе / Плутарх ; [пер. с греч. В. А. Алексеева]. - Москва : Изд-во АЛЬФА-КН., 2014. - 1263 с.
17. Плутарх, Избранные биографии / Пер. с греч. под ред., [с вступ. статьей "Плутарх и его время", с. 5-18] и с предисл. проф. С. Я. Лурье; Ленингр. гос. ун-тЖ, Ист. фак-т. - Москва ; Ленинград : Соцэкгиз, 1941 (Ленинград). - 492 с.
18. Приймакова, Н.А. Миф и исторический роман в адыгской прозе (поэтика сюжета) / Приймакова Н.А. - Майкоп : Изд-во МГТИ, 2003. - 49 с.
19. Соболевский, С.И. История греческой литературы [Текст] / Под ред. С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга и др. ; Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. Горького. - Москва ; Ленинград : изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1946-1960 (Ленинград). - 3 т.
20. Томашевский, Б.В. Автобиографическая и историческая проза : История Пугачева. Записки Моро-де-Бразе / Б. В. Томашевский, примеч. сост. проф. Л. Б. Модзалевским. - 1958. - 596 с.
21. Томашевский, Б.В. Александр Сергеевич Пушкин [Текст]: [Библиографический очерк] / Б. Томашевский. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927 (Л. : тип. Печатный двор). - 32 с.
22. Фрайман, А.Л. Революционная защита Петрограда в феврале-марте 1918 г. / Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние Ин-та истории. - Москва ; Ленинград : Наука. [Ленингр. отд-ние], 1964. - 324 с.
23. Фукидид, История / Фукидид; Пер. с греч. Ф. Г. Мищенко и С. А. Жебелева; Под ред. Э. Д. Фролова. - СПб. : Наука : Ювента, 1999. – 588 с.
24. Холиков, А.А. Биография писателя как теоретико-литературная проблема: на материае жизни и творчества Д.С. Мережковского с 1865 по 1919 год: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1997. – 213 с.
25. Штраус, Л. Фукидид: сущность политической истории / А.Н. Мишурин. -М.: РАН, философский журнал, выпуск №21. – С.15-35.
26. Юдин, В.А. Исторический роман русского зарубежья : Учеб. пособие / В. А. Юдин; Твер. гос. ун-т. - Тверь : ТГУ, 1995. – 124 с.

Вопрос-ответ:

Что такое историческая проза?

Историческая проза - это литературный жанр, в котором авторы используют исторические события, персонажей и факты для создания вымышленных или вымышленно-исторических текстов.

Что такое биографическая проза?

Биографическая проза - это жанр литературы, в котором автор рассказывает о жизни и достижениях конкретной личности, основываясь на фактических данных и документах.

Какие особенности присущи греческой прозе?

В греческой прозе присутствует глубокий философский подтекст, использование мифологических и боговских образов, а также умение передавать эпическую масштабность происходящего.

Какую роль играло произведение Геродота в развитии исторической прозы?

Геродот считается основоположником исторической прозы. Его произведение "Истории" было написано в V веке до нашей эры и является первым обширным историческим сочинением, включающим мифы и легенды, а также фактические данные и исследования.

В чем отличие между исторической прозой Геродота и Фукидида?

Геродот описывал исторические события не только фактами, но и легендами, мифами и даже слухами. В то время Фукидид писал более научные исторические исследования, основываясь на фактических данных, документах и своих наблюдениях.

Что такое историческая проза в греческой литературе?

Историческая проза в греческой литературе - это направление, в котором авторы описывают исторические события и персонажей, используя художественные приемы и литературные формы.

Какие особенности имеет биографическая проза в греческой литературе?

Биографическая проза в греческой литературе отличается от исторической тем, что описывает жизнь отдельных людей, их характеры, поступки и судьбы. В биографической прозе также присутствуют литературные приемы, но упор делается на психологию и внутренний мир персонажей.

Существуют ли сходства и различия между исторической и биографической прозой в греческой литературе?

Да, существуют. Обе формы прозы предназначены для описания исторических событий и жизненных историй людей. Однако, в исторической прозе больше акцент на самом событии, на его описании и последствиях, в то время как в биографической прозе больше внимания уделяется внутреннему миру героя.