Литературоведение об образах детей в романе Ф.М. Достоевского

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 25 25 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 26.10.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. «БРАТЬЯ КАРМАЗОВЫ» - ПОСЛЕДНИЙ РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 5
1.1. История создания романа «Братья Карамазовы» 5
1.2. Роман «Братья Карамазовы» в литературоведении: основные проблемы и оценки 9
2. ДЕТИ И «ДЕТСКОСТЬ» В РОМАНЕ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» 14
2.1. Воззрения Ф.М. Достоевского на детей и детство, воплощенные в романах «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» 14
2.2. Образы детей из романа «Братья Карамазовы» в трудах отечественных литературоведов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

По убеждению Бекедина, в мире романистов ребенок наделен серьезными полномочиями в решении проблем гуманизма в силу своей чистоты и непогрешимости, он является «неподкупно-беспристрастным судьей» и появляется в самых острых узлах романа: ребенок «является эпицентром вселенной, беззащитной и потому легко ранимой совестью человечества, служит как бы лакмусовой бумажкой для безошибочной проверки, что есть добро и что есть зло, где живет правда и таится ложь. Для надежного определения состояния здоровья общества, для установления правильного диагноза» [4, с. 39]. Исследователь проводит тщательный анализ теории о детях Ивана Карамазова, всю его «копилку» историй о невинно страдающих детях именно потому, что считает ребенка у Достоевского мерилом всего, способом предельно заострить вопрос о гуманизме. Сходно трактует исследователь и «плачущее дите» из сна Дмитрия Карамазова: «Плачущее дите, образ которого всегда жил в подсознании Дмитрия Карамазова, является для него символом человеческого страдания, знаком того, что общество, основанное на несправедливых законах, должно быть в корне изменено, иначе честному, совестливому человеку не остается ничего другого, как уповать на бога, сойти с ума, или удариться в карамазовщину» [4, с. 45]. В целом Бекедин характеризует «дите» у достоевского как преимущественно символический обобщающий образ с религиозным оттенком.В.Я. Кирпотин говорит об образах детей в «Братьях Карамазовых» в связи с характеристикой экранизации романа режиссера И. Пырьева. Образы бедных (женщин, Снегиревых, детей) оказались исключены из фильма, что по мысли Кирпотина, значительно обеднило его, ослабило его социально-философскую проблематику[27, с. 340]. В рассуждениях о романе Н.М. Чиркова образ Илюшечки Снегирева становится маркером и мерилом той социальной трагедии, которая воплотилась в факте оскорбления и унижения Дмитрием Карамзовым штабс-капитана, отца Илюшечки[40, с. 262], а образа страдающих «деток» - маркерами острого социального чувства Ивана Карамазова, «требующего отчета за все жертвы мирового исторического процесса, искупления всех страданий» [40, с. 271]. Г.К. Щенников в статье «Братья Карамазовы» говорит о б образе плачущего ребенка из сна Дмитрия Карамазова как об «исключительно важном моменте нравственного воскресения» [42, с. 37]. В рассуждениях А.А. Белкина о романе образ Илюшечки и его отца раскрывают лишь трагедию «маленького человека», являются своеобразным «фоном», на котором происходит бунт Ивана Карамазова – главного, по мысли Белкина, героя «Братьев Карамазовых» как социально-психологического романа [6, с. 105]. Ю.Ф. Карякин считает, что «дети у Достоевского - последняя и решающая проверка всех и всяких идей, всех и всяких теорий [21].Найти в человеке человеческое для Достоевского означает найти в нем ребенка. В этой логике «дите», снящееся Митеньке Карамазову есть отражение дитя, которое пробудилось в нем самом, а Илюша, заступающийся за отца и идущий один против всех,–символ самообличения Дмитрия. Т.А. Касаткина рассуждает об образе мальчика Илюшечки с позиции христианского мировоззрения. В частности,переживание Илюшечкой обиды за отца Касаткина трактует как опыт чистилища: его слова, как бы он отомстил за отца, рисуют картину, которую мог бы прочувствовать сам обидчик – Дмитрий Карамазов, пережить такую же обиду и понять все наконец. В образе мальчика, как говорит исследователь, встречаются образы Пасхи и Рождества как идеи сведения с небес на землю для вознесения с земли к небесам: Илюшечка – младенец, умерший, чтобы воскреснуть [25, с. 276]. Воскреснуть, вероятно, в памяти и духовной жизни оставшихся мальчиков. Именно мальчики, по мысли Касаткиной, в конце романа, у могилы Илюшечки, воплощают некую романную икону, «ибо ими грех против другого прочувствован, наконец, как грех против себя. И переложить его на другого нельзя, потому что другой – это ты. …Все – единая плоть и кровь, ибо эта плоть и кровь – Христовы» [25, с. 278]. Такая трактовка, как нам кажется, наиболее близка к мысли и логике самого Достоевского.Таким образом, анализ мнений отечественных достоевсковедов об образах детей в его творчестве показал, что тема эта – одна из ключевых в понимании философской мысли и поэтики писателя. Тема «детства» у Достоевского, как видим, допускает множество трактовок, более или менее доказательных, но так или иначе свидетельствующих о глубине мысли автора и «универсальности», вневременности его творений.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, романФ.М. Достоевского «Братья Карамазовы» - это последний роман «великого пятикнижия» писателя, итоговые его размышления над многими коренными вопросами человеческого бытия. Неоднозначные оценки, различные трактовки и разнонаправленные исследования этого романа в критике и литературоведении свидетельствуют о том, что он явился самым сложным, но и самым наполненным, совершенным с художественной точки зрения романом Достоевского.Изучая литературоведческие исследования романа, мы пришли к выводу, что тема «детства» в романе не случайна, а подготовлена всем предыдущим творчеством писателя, в том числе его публицистическими изысканиями, отраженными в «Дневнике писателя». Множество высказываний виднейших специалистов по русской литературе XIXвека и, в частности, по Достоевскому, доказывают актуальность этой темы для писателя и для читателя, для понимания мировоззренческих основ Писателя и основ его художественного мира. Социологические, философские, символические, христианские трактовки детских образов в романе «Братья Карамазовы» и в других произведениях составляют, с одной стороны, особенную и уже оформившуюся часть русского достоевсковедения, а с другой – открывают новые горизонты в изучении художественного мира Достоевского.Из всех рассмотренных трактовок детских образов в романе наиболее соответствует мыслям самого Ф.М. Достоевского понимание Т.А. Касаткиной.Таким образом, мы выполнили поставленные задачи и достигли цели нашего исследования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАдыбаева, Г.А. «Детская» тема в романе Достоевского Братья Карамазовы» // Издательский дом «Первое сентября»: сайт. – URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801207 (дата обращения: 23.09.2021).Анцыферов, Н.П. Петербург Достоевского / Н.П. Анцыферов. – Петербург: Издательство «Брокгауз – Ефрон», 1923. – 107 с.Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. – Т.6. – М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. – 505 с.Бекедин, П.В. Шолохов и Достоевский // Достоевский: Материалы и исследования/ Отв. ред. Г. М. Фридлендер. – Т. 5.– Л., 1983. – С. 32 – 57.Белик, A.П. Художестввниые образы Ф.М.Достоевского: Эстетические очерки / А.П. Белик. – M.: Наука, 1974. – 222 с.Белкин A.A. "Братья Карамазовы (социально-философская проблематика) // Творчество Достоевского. – M., 1959. – С. 265-292.Белкин, А.А. Читая Достоевского и Чехова: статьи и разборы / А.А. Белкин – М.: Художественная литература, 1973. – 301 с.Белов, С.В. Ф.М. Достоевский // Федор Михайлович Достоевский: Антология жизни и творчества: сайт. – URL: https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/karamazov/ (дата обращения: 24.09.2021).Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. О русский классиках. – М., 1993. – С. 107-223.Бурсов Б.И. Личность Достоевского / Б.И. Бурсов.– Л.: Советский писатель, 1979. – 679 с.Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / В.Е. Ветловская. –СПб: Пушкинский дом, 2007. – 638 с.Виноградов В.В. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. – M.: Художественная литература, 1976. – 512 с.Григорьев, A.A. Литературная критика. – М.: Художественная литература, 1967. – 631 с.Гроссман, Л. П. Поэтика Достоевского / Л. П. Гроссман. – М.: Государственная Академия Художественных Наук, 1925. – 190 с. – (История и теория искусств). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570643 (дата обращения: 24.09.2021). – Текст : электронный.Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому / Н.Г. Долинина – Л.: Детская литература, 1980. – 254 с.Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы// Lib.ru: Классика: сайт. – URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0100.shtml (дата обращения: 24.09.2021). Достоевский, Ф.М. Дневник писателя // Федор Михайлович Достоевский: антология жизни и творчества: сайт. – URL: https://fedordostoevsky.ru/works/diary/1876/02/08/ (дата обращения: 24.09.2021).Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание// Lib.ru: Классика: сайт. – URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml (дата обращения: 24.09.2021).Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский / В.В. Ермилов. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. – 279 с.Захаров, В.Н. Художественная антропология Достоевского // Проблемы исторической поэтики : сб. науч. тр. / отв. ред. В. Н. Захаров. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. — Вып. 11 : Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков : цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 8. С. 150—164.Карякин, Ю. Ф. Достоевский. "Все дите" // Юрий Карякин: официальный сайт. – URL: http://www.karyakinyury.com/ru/articles/1971/1971dite.html (дата обращения: 24.09.2021).Карякин, Ю.Ф. Достоевский и Апокалипсис / Ю.Ф. Карякин. – М.: Фолио, 2009. – 700 с.Касаткина, Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания / Т.А. Касаткина. – М.: Водолей, 2019. – 336 с.Касаткина, Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского / Т.А. Касаткина. – М.: ИМЛИ РАН, 2015. – 522 с.Касаткина, Т.А. Характерология Достоевского / Т.А. Касаткина. – М.: Наследие, 1996. – 335 с.Кашина, Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского / Н.В. Кашина. –М.: Высшая школа, 1989. – 288 с.Кирпотин В. Я. Мир Достоевского: этюды и исследования / В.Я. Кирпотин. – М.: Советский писатель, 1980. – 376 с.Кожинов, В. «Преступлениеи наказание» Ф.М. Достоевского // Бочаров С., Кожинов В., Николаев Д. Три шедевра русской классики. М.: Художественная литература, 1971. — С. 107 – 184. Ланцов, А. «Будут все как дети Божии…»: Традиции житийной литературы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / А. Ланцов. – СПб: Алетейя, 2011. – 64 с.Лосский Н.О. 0 природе сатанинской (по Достоевскому) // Достоевский. Статьи и материалы под ред. А.С.Долинина. – Сб.1. – Пг., 1922. – С. 67-92.Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского / Е.М. Мелетинский. – М.: РГГУ, 2001. – 190 с.Розанов В.В. О Достоевском // Розанов В.В. Сочинения. – М., 1990. – С. 170-182. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX в. // 0 России и русской философской культуре. – М., 1990. – С.43-271.Сараскина, Л.И. Испытание будущим. Ф.М. Достоевский как участник современной культуры / Л.И. Сараскина. – М.: Прогресс – Традиция, 2010. – 600 с.Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского / С.М. Соловьев. – M.: Советский писатель, 1979. – 351 с.Степанова, Т.А.Художественно-философская концепция детства в произведениях Ф.М. Достоевского:автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Степанова Татьяна Анатольевна // DisserCat: электронная библиотека диссертаций. – URL: https://www.dissercat.com/content/khudozhestvenno-filosofskaya-kontseptsiya-detstva-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 23.09.2021).Суворин, А.С. Дневник / А.С. Суворин. – М.: Новости, 1992. – 526 с.Топоров, В.Н. Миф, ритуал, символ, образ / В.Н. Топоров. – М.: Издательская группа «ПРОГРЕСС» - «КУЛЬТУРА», 1995. – 624 с.Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2-х т.1. M., 1964.Чирков, Н.М. О стиле Достоевского: проблематика, идеи, образы / Н.М. Чирков. – М.: Наука, 1967. – 234 с.Шкловский, В.Б. За и против: заметки о Достоевском / В.Б. Шкловский. – М.: Советский писатель, 1957. – 259 с.Щенников,Г. К. Братья Карамазовы // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. – СПб., 2008. – С. 34–45.Яхьяева, З.И. Концепт детства в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Язык и литература в образовательном и культурном пространстве Юга России и Кавказа: Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. – С. 427 – 431.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адыбаева, Г.А. «Детская» тема в романе Достоевского Братья Карамазовы» // Издательский дом «Первое сентября»: сайт. – URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801207 (дата обращения: 23.09.2021).
2. Анцыферов, Н.П. Петербург Достоевского / Н.П. Анцыферов. – Петербург: Издательство «Брокгауз – Ефрон», 1923. – 107 с.
3. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. – Т.6. – М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. – 505 с.
4. Бекедин, П.В. Шолохов и Достоевский // Достоевский: Материалы и исследования/ Отв. ред. Г. М. Фридлендер. – Т. 5.– Л., 1983. – С. 32 – 57.
5. Белик, A.П. Художестввниые образы Ф.М.Достоевского: Эстетические очерки / А.П. Белик. – M.: Наука, 1974. – 222 с.
6. Белкин A.A. "Братья Карамазовы (социально-философская проблематика) // Творчество Достоевского. – M., 1959. – С. 265-292.
7. Белкин, А.А. Читая Достоевского и Чехова: статьи и разборы / А.А. Белкин – М.: Художественная литература, 1973. – 301 с.
8. Белов, С.В. Ф.М. Достоевский // Федор Михайлович Достоевский: Антология жизни и творчества: сайт. – URL: https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/karamazov/ (дата обращения: 24.09.2021).
9. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. О русский классиках. – М., 1993. – С. 107-223.
10. Бурсов Б.И. Личность Достоевского / Б.И. Бурсов. – Л.: Советский писатель, 1979. – 679 с.
11. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / В.Е. Ветловская. – СПб: Пушкинский дом, 2007. – 638 с.
12. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. – M.: Художественная литература, 1976. – 512 с.
13. Григорьев, A.A. Литературная критика. – М.: Художественная литература, 1967. – 631 с.
14. Гроссман, Л. П. Поэтика Достоевского / Л. П. Гроссман. – М.: Государственная Академия Художественных Наук, 1925. – 190 с. – (История и теория искусств). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570643 (дата обращения: 24.09.2021). – Текст : электронный.
15. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому / Н.Г. Долинина – Л.: Детская литература, 1980. – 254 с.
16. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы// Lib.ru: Классика: сайт. – URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0100.shtml (дата обращения: 24.09.2021).
17. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя // Федор Михайлович Достоевский: антология жизни и творчества: сайт. – URL: https://fedordostoevsky.ru/works/diary/1876/02/08/ (дата обращения: 24.09.2021).
18. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание// Lib.ru: Классика: сайт. – URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml (дата обращения: 24.09.2021).
19. Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский / В.В. Ермилов. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. – 279 с.
20. Захаров, В.Н. Художественная антропология Достоевского // Проблемы исторической поэтики : сб. науч. тр. / отв. ред. В. Н. Захаров. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. — Вып. 11 : Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков : цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 8. С. 150—164.
21. Карякин, Ю. Ф. Достоевский. "Все дите" // Юрий Карякин: официальный сайт. – URL: http://www.karyakinyury.com/ru/articles/1971/1971dite.html (дата обращения: 24.09.2021).
22. Карякин, Ю.Ф. Достоевский и Апокалипсис / Ю.Ф. Карякин. – М.: Фолио, 2009. – 700 с.
23. Касаткина, Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания / Т.А. Касаткина. – М.: Водолей, 2019. – 336 с.
24. Касаткина, Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского / Т.А. Касаткина. – М.: ИМЛИ РАН, 2015. – 522 с.
25. Касаткина, Т.А. Характерология Достоевского / Т.А. Касаткина. – М.: Наследие, 1996. – 335 с.
26. Кашина, Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского / Н.В. Кашина. – М.: Высшая школа, 1989. – 288 с.
27. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского: этюды и исследования / В.Я. Кирпотин. – М.: Советский писатель, 1980. – 376 с.
28. Кожинов, В. «Преступлениеи наказание» Ф.М. Достоевского // Бочаров С., Кожинов В., Николаев Д. Три шедевра русской классики. М.: Художественная литература, 1971. — С. 107 – 184.
29. Ланцов, А. «Будут все как дети Божии…»: Традиции житийной литературы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / А. Ланцов. – СПб: Алетейя, 2011. – 64 с.
30. Лосский Н.О. 0 природе сатанинской (по Достоевскому) // Достоевский. Статьи и материалы под ред. А.С.Долинина. – Сб.1. – Пг., 1922. – С. 67-92.
31. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского / Е.М. Мелетинский. – М.: РГГУ, 2001. – 190 с.
32. Розанов В.В. О Достоевском // Розанов В.В. Сочинения. – М., 1990. – С. 170-182.
33. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX в. // 0 России и русской философской культуре. – М., 1990. – С.43-271.
34. Сараскина, Л.И. Испытание будущим. Ф.М. Достоевский как участник современной культуры / Л.И. Сараскина. – М.: Прогресс – Традиция, 2010. – 600 с.
35. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского / С.М. Соловьев. – M.: Советский писатель, 1979. – 351 с.
36. Степанова, Т.А. Художественно-философская концепция детства в произведениях Ф.М. Достоевского: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Степанова Татьяна Анатольевна // DisserCat: электронная библиотека диссертаций. – URL: https://www.dissercat.com/content/khudozhestvenno-filosofskaya-kontseptsiya-detstva-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 23.09.2021).
37. Суворин, А.С. Дневник / А.С. Суворин. – М.: Новости, 1992. – 526 с.
38. Топоров, В.Н. Миф, ритуал, символ, образ / В.Н. Топоров. – М.: Издательская группа «ПРОГРЕСС» - «КУЛЬТУРА», 1995. – 624 с.
39. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2-х т.1. M., 1964.
40. Чирков, Н.М. О стиле Достоевского: проблематика, идеи, образы / Н.М. Чирков. – М.: Наука, 1967. – 234 с.
41. Шкловский, В.Б. За и против: заметки о Достоевском / В.Б. Шкловский. – М.: Советский писатель, 1957. – 259 с.
42. Щенников, Г. К. Братья Карамазовы // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. – СПб., 2008. – С. 34–45.
43. Яхьяева, З.И. Концепт детства в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Язык и литература в образовательном и культурном пространстве Юга России и Кавказа: Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. – С. 427 – 431.

Вопрос-ответ:

Какие основные проблемы и оценки относятся к роману "Братья Карамазовы" в литературоведении?

В литературоведении роман "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского рассматривается как произведение, затрагивающее ряд важных проблем. Одна из основных проблем, с которой автор сталкивается в процессе создания романа, - это проблема душевного состояния отдельного человека и его отношения к Богу. Отношения между героями и Богом, их вера и неверие, моральная разложенность и духовное искупление - это основные вопросы, затрагиваемые в романе. Оценки романа в литературоведении различны: некоторые исследователи считают его шедевром русской литературы, а другие отмечают определенные недостатки в его композиции и стиле.

Какие взгляды Ф.М. Достоевского на детей и детство воплощены в романах "Братья Карамазовы" и "Преступление и наказание"?

Ф.М. Достоевский дает особое значение детству и детям в своих романах, в том числе и в "Братьях Карамазовых". В романе автор выступает против механического подхода к воспитанию детей, он утверждает необходимость любить детей и дать им возможность почувствовать эту любовь. Достоевский создает образы детей, которые играют важную роль в развитии сюжета и раскрывают главные идеи произведения. В "Преступлении и наказании" автор также отмечает важность воспитания и нравственного становления детей

Какие проблемы и оценки вызывает образ детей в романе "Братья Карамазовы" в литературоведении?

Образы детей в романе "Братья Карамазовы" рассматриваются в литературоведении как один из центральных мотивов произведения. У детей в романе есть свои особенности и проблемы, которые привлекают внимание исследователей. Некоторые литературоведы отмечают, что образы детей в романе символизируют чистоту и невинность, которые сталкиваются с жестокостью и эгоизмом в мире взрослых. Оценки образов детей в романе разные - от положительных и жалостливых до негативных и критических.

Какую тему освещает статья?

Статья освещает тему об образах детей в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы".

Какие проблемы и оценки романа "Братья Карамазовы" приводятся в литературоведении?

В литературоведении роман "Братья Карамазовы" рассматривается с точки зрения различных проблем, таких как религиозность, моральные дилеммы, семейные отношения и т.д. Оценки также разнообразны — от положительных до критических.

Какие взгляды на детей и детство воплощены в романе "Братья Карамазовы"?

Ф.М. Достоевский воплотил свои взгляды на детей и детство в романах "Братья Карамазовы" и "Преступление и наказание". Он рассматривает детей как носителей истины и невинности, но также отражает их сложные внутренние конфликты и проблемы духовного развития.

Какие образы детей присутствуют в романе "Братья Карамазовы"?

В романе "Братья Карамазовы" присутствуют различные образы детей: Алекей, Иван, Дмитрий и Смердяков. Каждый из них имеет свои особенности и символизирует определенные аспекты детской природы и душевного развития.

Какова история создания романа "Братья Карамазовы"?

Роман "Братья Карамазовы" был создан Ф.М. Достоевским в последний период его жизни. Работа над ним заняла около двух лет, с 1878 по 1880 годы. Достоевский вдохновлялся своими собственными жизненными опытом, наблюдениями и философскими размышлениями.

Какие проблемы освещаются в романе "Братья Карамазовы"?

В романе "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевский затрагивает множество важных проблем, таких как религия, мораль, свобода воли, судьба, семья и многое другое. Роман является философским и психологическим произведением, а его главные герои представляют различные взгляды на эти проблемы.