Социометрия как метод социологического исследования СКД.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 07.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социологического исследования методом социометрии в СКД 5
1.1 Социологическое изучение социально-культурной сферы 5
1.2 Социометрия и социометрические методики 10
Глава 2. Использование социометрического метода исследования в изучении социальной структуры школьного класса 14
2.1 Описание методики проведения исследования 14
2.2 Выявленная социальная структура школьного класса 21
Заключение 27
Список литературы 28
Приложение 1 30
Приложение 2 31
Результаты неплохие, только 8% студентов чувствуют себя нестабильными в отношениях со сверстниками. Затем учитель перечисляет имена лидеров. Двое детей не вышли из-под следствия. Конечно, это предопределяет волнение матери, говорящей «Мой сын? Почему го не назвали?» «Получается, что 8% никуда не попали, а это и есть 2 человека, в том числе и вашсын. Его никто не выбрал».Возмущенная мама девочки сказала: «Ну, как же она ведь дружелюбная, хорошая девочка», перечислив подруг. Но учительница даже говорит, что ее не выбирали друзья, показывая ей результаты расследования. После этого, конечно, вопросов не возникает, но чувство неловкости и недовольства остается. При работе с разными возрастными категориями необходимо учитывать факт восприимчивости и понимать, как будут работать действия участников группы. Это нужно учитывать. Специалист должен быть внимательным. Перейдем к примерам критериев поиска в классах этого метода. Изначально было ясно, что все студенты знают требования критериев, но это не побуждало их использовать их на практике. Этот факт подтверждает огромное расхождение теории с практикой. Таким образом, перед студентами стояли следующие задачи: продумать обоснование методики и выбрать критерии для разных возрастных групп, определиться с порядком обучения. Приведенные ниже примеры показывают неоднозначность и сложность выбора хорошего критерия в таблице 4[11, С.302] (приложение 2).2.2Выявленная социальная структура школьного классаЦель исследования: выявить степень групповой сплоченности подростков с помощью социометрического метода.Задачи исследования: выявить социометрическую статусную систему студентов и охарактеризовать межличностные отношения на уроках.Объект исследования: ученики 5 «Г» школы № 291 г. Нижнего Новгорода.Предмет исследования: уровень сплоченности группы.Гипотеза. В ходе выдвижения гипотезы предполагается, что метод социометрии дает достаточно объективные представления об отношениях групп и индивидов, может быть активно использован при анализе групповой сплоченности группы (класса).Для определения понятия «групповая сплоченность» необходимо рассмотреть такие понятия, как: группа, малая группа, групповое согласие, сплоченность, фактор общей активности, атмосфера, эмоциональный климат в группе, статус.Интерпретация понятий: Группа - это ограниченное сообщество людей, изолированное от всего социального по определенным признакам.Совместная деятельность - это организационная система деятельности взаимодействующих индивидов, направленная на соответствующее производство предметов материальной и духовной культуры.Групповое согласие - это единство взглядов, характеризующее людей, объединенных в группу.Сплоченность - это качество меры единства, имеющее характер взаимопомощи, товарищества, согласия по отношению к объектам ориентации.Эмоциональный климат - это ситуация, складывающаяся в группе, отношения между членами группы[8, С.116].Таким образом, понятие «групповая сплоченность» - это качество меры измерения, обусловленное осознанием общих целей и задач, а также соглашением между членами коллектива относительно объектов, а также их взаимодействием, их межличностные отношения носят характер взаимопомощи других, соглашения между членами группы, группы отношений взаимопомощи.Взаимодействие - это процесс прямого или косвенного влияния субъектов друг на друга, порождающий взаимный обмен действиями, действиями, словами, чувствами и мыслями.Референт (от лат. referens) - семантическое отношение, связывающее объект с другим человеком или с группой людей; особое качество личности субъекта, определяемое мерой его или ее важности для другого человека или группы людей.Социально-рефлексивные навыки - умение адекватно оценивать отношение окружающих к себе..Статус (лат.Status-позиция, состояние) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.Лидер (от лат.Leader) - член группы, для которой она признает право принимать ответственные решения в важных для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетный человек, который действительно играет центральную роль в процессе. Организация общего деятельность и организация совместной деятельностии регулировании взаимоотношений в группе.Межличностные отношения - это субъективно переживаемые отношения между людьми, которые объективно проявляются в характере и способах взаимного влияния людей друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. М.О. - это система взглядов, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других предрасположенностей, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.Сопереживание - это ассимиляция эмоционального состояния субъекта с эмоциональным состоянием другого человека (или социальной группы) с событием, которое происходит с ним (или с нею) [12, С.463].Симпатия - расположение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, восхищении, поощрении общения, внимании, помощи и т. д.Учебная деятельность - это процесс, посредством которого человек приобретает новые знания, навыки и компетенции, улучшает и развивает свои способности.Факторами, определяющими успешность учебной деятельности, являются познавательные процессы, свойства личности, способность общаться и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, уровень сложности и доступность учебного материала.Навык - это автоматизированное действие, контролируемое сознанием и развивающееся путем многократного повторения упражнения.Процесс формирования навыка - это процесс многократного повторения действия для их сознательного улучшения.Синхронность (от греч.Synchronismosодновременность) - точное и согласованное во времени совпадение движения двух или более людей.Порядок исследования: ученики рассаживают по два человека за парту. В свою очередь, каждый подходит для проведения тестов. Перед тем как начать - инструктаж. Предлагается автоматическое заполнение формы. Обработка информации осуществляется лично исследователем, данные обрабатываются, формализуются в социоматике и социограммах графическим методом. Анализ данных выполняет исследователь. После выводов определяется действие, которое необходимо предпринять для решения проблемы.Таким образом, исследование социометрической структуры 5-го«Г» класса показало, что в целом группа была ориентирована на «звезду», но между одноклассниками не было тесного взаимодействия и дружбы. Группа людей, которые общаются друг с другом, почти не замечает других, тех, кто дал им положительный выбор. Непопулярные девушки не имеют особой ценности для любимых. Причина такого отношения к непривлекательным девушкам: они не очень хорошо учатся, имеют видимые физические недостатки, не умеют защищаться. Положение невысоких девушек: умственные способности, хорошее физическое развитие, активный творческий ребенок; другой не обладал качествами первого, отношение товарищей к ним было практически равным. Да и сами девушки выбрали взаимное неприятие.Причина такого отношения не в умении взаимодействовать в критических ситуациях. Так, например, первое негодование отреагирует ярко выраженной агрессией, второе - полным неприятием. Покинутые и отвергнутые не объединяются в микрогруппу, в отличие от популярных, но имеют противоречивые и бескорыстные отношения друг с другом. Эти отношения не являются конструктивными, отдельными и не взаимозависимыми. Девушку с более низким статусом не принимают, потому что она конфронтационная, непоследовательная, заботится только о своих успехах, не воспринимает их как часть общего дела, ей хорошо быть такой, какая она есть, даже если она одна.Таким образом, отношения в классе имеют низкую степень групповой сплоченности. Подразумевает необходимость проведения классной работы по формированию у людей высокого уровня положительного отношения к людям низкого уровня, упор коллективной деятельности на стремление к сотрудничеству в решении общих проблем, проявление взаимной поддержки, сопереживания, внимательного отношения к членам группы, не зависимо от их способностей.В работе по улучшению эмоционального климата в 5 «Г» классе могут быть использованы следующие методы: консультация психолога и классного руководителя; вести индивидуальные и групповые беседы (например, в виде набора «Волшебные руки»).Использование обучающих и музыкальных игр, ориентированных на тесное сотрудничество участников игры для достижения общей цели (командные игры). Стимулируйте желание «очень стабильных» детей помогать непопулярным. С коллективом кружка посещают уроки танцев в городе, после концертов проходят дискуссии. Совместное проведение анализа собственной кружковой деятельности (учебной, концертной). Проведение развлекательных мероприятий по типу «День именинника», «Прогулки в лес» (создавая ситуации взаимопомощи).ЗаключениеДеловые отношения объединяют людей как исполнителей производственных, социальных, образовательных и других функций. Но, занимая социальную или производственную позицию, человек никогда не перестает быть человеком, избирательно относящимся к другим личностям. Так, например, к одним ученикам ученик испытывает симпатию, к другим - неприязнь, к другим - безразличие. Все эти отношения составляют систему личных отношений. Это дружба, общение, вражда и т. д.Каждый член группы занимает определенное место не только в системе деловых отношений, но и в системе личных и эмоциональных отношений. В данном случае дело в том, что наряду с процессами интеграции в каждой группе по мере ее развития происходят процессы дифференциации, то есть различия в местах, занимаемых в группе, особой системе взаимоотношений. Одним из наиболее распространенных методов в социальной психологии для анализа системы межличностных отношений в группе является социометрия или социометрическое тестирование.Изучение социометрической структуры группы выявило низкий уровень сплоченности отношений между подростками. Такой уровень эмоциональных связей отрицательно сказывается на эффективности обучения умению выполнять синхронные движения у подростков, поскольку невозможно достичь высоких результатов в родах без достижения общей цели, что является условием, необходимым для высоких достижений.Необходимо развивать работу детей в классе, чтобы в контексте образовательных целей и задач решались вопросы формирования у детей отношений поддержки, помощи и заботы. Подводя итог, отметим, что социометрия, выявляя симпатии и антипатии членов группы друг к другу, показывает все разнообразие и взаимосвязь отношений, которые влияют на продуктивное функционирование самой малой группы.Список литературы1. Башмаков, В.И. Социология управления. / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.2. Волков Ю.Г. Социология. / Волков Ю.Г. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.3. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии. / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c.5. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах./Горелов А.А. - М.: Эксмо, 2017. -316 с.6. Граждан, В.Д. Социология управления. / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 604 c.7. Добреньков В.И. Социология. / Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.8. Дятлов, А. В. Эмпирическое социологическое исследование. / А. В. Дятлов, А. М. Шаповалова. - Ростов н/Д : ЮФУ, - М. : КноРус, 2017. - 246 с.9. Казаринова Н.В. Социология. / Казаринова Н.В. - М.: NOTA BENE, 2018. -269с.10. Касьянов В.В. Социология./ Касьянов В.В. - р/нД, 2017. -319с.11. Кравченко А. И. Анализ и обработка социологических данных. /Кравченко А. И. - М.: ЛитРес. 2020 - 497 с.12. Кравченко А.И. Методы социологических исследований. / Кравченко А.И. - М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с.13. Санникова, И.И. Этнолингвистика / Санникова, И.И. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 108 с.Электронные ресурсы14. Подойницына И.И. Парадоксы социометрического метода. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-sotsiometricheskogo-metoda (дата обращения 08.10.2021)15. Сташ С.М. Социологическое изучение социально-культурной сферы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-izuchenie-sotsialno-kulturnoy-sfery (дата обращения 08.10.2021)Приложение 1Таблица 1 – Карточка выбораФамилии членов группыКритерии выбораI ДежурствоII ПраздникIII Совместный проектКиселев++Рыбникова+Марина--Торин+Зотов+Якушева+Камарин-Таблица 2 – Форма опросаФ.И.О. опрашиваемого ______________________________________Вы хотите выполнять задание с:Укажите дведве фамилии. 1. _______________ 2. __________________Вы хотите выполнять задание с:Укажите две две фамилии. 1. _______________ 2. __________________На день рождение кого бы Вы пригласили первым? Укажите две две фамилии. 1. _______________ 2. __________________На день рождение кого бы Вы пригласили последним? Укажите две две фамилии. 1. _______________ 2. __________________Приложение 2Таблица 3 - Изменение численного состава устойчивых объединений в дошкольном возрасте (в среднем на группу) по исследованию Репиной.Численный составВозраст детей3-44-55-66-7Диады68-99-1010-11Триады0-11-21-21-24-6 чел.--0-11-2Таблица 4 - Примеры подбора и оценки социометрических критериевКлассПредложенные критерииОценка критерия5 классКто твой лучший друг/подругаНет совместной деятельности, определенно прямой вопрос, нужна высокая степень доверия к психологуКто бы заполнил первым твою собственную анкету?Если все этоделают и знают о чем идет речь, то критерий может рассматриваться как сильныйС кем бы ты хотел отпраздновать праздник?Слабый критерий для ученика 5 класса
1. Башмаков, В.И. Социология управления. / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
2. Волков Ю.Г. Социология. / Волков Ю.Г. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.
3. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии. / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c.
5. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах./ Горелов А.А. - М.: Эксмо, 2017. -316 с.
6. Граждан, В.Д. Социология управления. / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 604 c.
7. Добреньков В.И. Социология. / Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.
8. Дятлов, А. В. Эмпирическое социологическое исследование. / А. В. Дятлов, А. М. Шаповалова. - Ростов н/Д : ЮФУ, - М. : КноРус, 2017. - 246 с.
9. Казаринова Н.В. Социология. / Казаринова Н.В. - М.: NOTA BENE, 2018. -269с.
10. Касьянов В.В. Социология./ Касьянов В.В. - р/нД, 2017. -319с.
11. Кравченко А. И. Анализ и обработка социологических данных. / Кравченко А. И. - М.: ЛитРес. 2020 - 497 с.
12. Кравченко А.И. Методы социологических исследований. / Кравченко А.И. - М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с.
13. Санникова, И.И. Этнолингвистика / Санникова, И.И. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 108 с.
Электронные ресурсы
14. Подойницына И.И. Парадоксы социометрического метода. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-sotsiometricheskogo-metoda (дата обращения 08.10.2021)
15. Сташ С.М. Социологическое изучение социально-культурной сферы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-izuchenie-sotsialno-kulturnoy-sfery (дата обращения 08.10.2021)
Вопрос-ответ:
Что такое социометрия?
Социометрия - это метод социологического исследования, направленный на анализ социальных связей внутри группы или сообщества. Он позволяет изучать социальную структуру, популярность и взаимодействие между людьми в данной группе.
Как социометрия используется в социологическом исследовании?
Социометрический метод позволяет выявить закономерности и особенности социальной структуры, отношений и коммуникации внутри группы или класса. Он используется для изучения взаимодействия и социальной динамики с целью понимания социокультурных процессов.
Как проводится социометрическое исследование?
Социометрическое исследование проводится путем анкетирования членов группы или класса. Участники должны выбрать определенное количество своих наиболее предпочтительных или непредпочтительных товарищей среди остальных участников. Затем полученные данные анализируются для определения социальной структуры и групповой динамики.
Какие преимущества имеет социометрический метод исследования?
Социометрический метод позволяет получить количественные данные о взаимодействии и социальных связях внутри группы или класса. Он помогает выявить особенности социальной структуры, идентифицировать лидеров и аутсайдеров, а также исследовать влияние социальных отношений на поведение и успех участников группы.
Можно ли использовать социометрический метод для изучения социальной структуры школьного класса?
Да, социометрический метод успешно применяется для изучения социальной структуры школьного класса. Он позволяет определить популярность и статус участников класса, выявить лидеров и идентифицировать детей, имеющих наибольшее количество предпочтительных связей, а также анализировать взаимодействие и коммуникацию между учениками.
Какие методы используются в социометрии?
В социометрии используются различные методы, такие как анкетирование, наблюдение, интервью, анализ социальных сетей.
Что такое социометрия?
Социометрия - это метод социологического исследования, который позволяет изучать социальные связи и взаимодействия в группе или организации.
Как проводится социометрическое исследование в школьном классе?
Для проведения социометрического исследования в школьном классе используется анкетирование, где каждый ученик должен выбрать несколько имен своих самых близких друзей и самых неприятных одноклассников.
Какие результаты могут быть получены с помощью социометрии?
С помощью социометрии можно получить данные о социальной структуре группы, о статусе и роли отдельных участников, а также об их взаимоотношениях и динамике взаимодействия.