Методика преподавания юридических дисциплин
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 14.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Методика преподавания юридических дисциплин 5
Заключение 23
Список использованных источников 25
),которая должна работать у каждого студента в момент выполненияконтрольной или проверочной работы (тогда как во время очного проведенияконтрольных и проверочных работ преподаватель находился в аудиториивместе со студентами, а студенты выполняли задания на рабочих компьютерахвуза). В качестве минуса данной схемы выполнения работ можно назвать то,что у студентов появляется возможность консультироваться друг с другомпосредством электронной почты, снижается самостоятельность выполнениязаданий. Преподаватель может видеть только лицо студента. Просьбапреподавателя продемонстрировать свой экран не дает возможности увидеть,чем именно занят студент, поскольку он может при этом продемонстрироватьлюбую страницу из всех открытых у него на рабочем столе. Таким образом,переписка студента с однокурсниками остается неподконтрольнойпреподавателю.Устный экзамен по билетам в условиях онлайн обучения теряет своюактуальность и трудно реализуем, поэтому с переходом на дистанционноеобучение юридические вузы использовали только письменную форму экзамена.Письменный экзамен проводился с помощью системы прокторинга. Однакоэто удобно тогда, когда студентам дается задание, не предполагающее ихобращение к нормативным правовым актам, которые всегда можно найти винтернет правовых базах. Если же задание предполагает использованиестудентом нормативно-правового материала, то применялся форматвыполнения экзамена в специальной автоматизированной системе (как привыполнении контрольных и проверочных работ). Практически любая работаюриста невозможна без использования нормативно-правовых источников,именно поэтому будущий юрист должен уметь эффективно осуществлять поиски правильно применять нормативные правовые акты к практическимситуациям. По этой причине большинство работ, в том числе и экзамен,предполагает использование студентами в процессе их выполнениянормативных правовых актов. Стоит отметить, что при очном обучениистуденты традиционно выполняли такие работы в аудиториях на компьютерахвуза, куда были включены правовые базы, содержащие необходимыйнормативный материал (при этом интернет в таких компьютерах отсутствовал).В условиях пандемии при выполнении работ в автоматизированных системахвуза на домашних компьютерах студенты имеют возможность выходить винтернет и использовать не только правовые базы, но и иные источники. Это невсегда эффективно, так как некоторые студенты прибегают к использованиюнекачественных юридических заключений, публикуемых на различныхинтернет сайтах недобросовестными юристами, и не пытаются самостоятельнонайти ответы на вопросы. В итоге снижается качество экзаменационной работыи самостоятельность ее выполнения.Отдельно стоит отметить и процесс организации практики. Традиционнопрактика студентов юридических вузов проходит в адвокатских конторах,нотариальных палатах, юридических консультациях, судах, налоговых органахи других органах исполнительной власти и юридических компаниях. В 2020году в условиях пандемии 90% организаций отказалась принять студентов напрактику. Только небольшая часть студентов смогла пройти практику очно втех организациях, которые не были закрыты. Практика 5% студентов оказаласьневозможной, т к иногородние и иностранные студенты уехали в другие городав связи с организацией вузом дистанционного обучения, и, поскольку выезд изних был закрыт, не смогли вернуться обратно для прохождения практики. Врезультате большая часть студентов походила практику дистанционно. Такаяпрактика заключалась в том, что студенты писали юридические заключения попредлагаемым им сотрудниками юридических фирм вопросам. Это безусловноне способствовало быстрому росту практических навыков таких студентов,поскольку для практического обучения студенту юридического вузанеобходимо воочию наблюдать за поведением юриста-профессионала,например, видеть поведение судьи, адвоката в судебном процессе, во времяпроведения деловых переговоров и т д. Составление юридических документов– это лишь небольшая часть юридической работы.Помимо вышеуказанных минусов дистанционной работы в юридическихвузах, стоит отметить и общую негативную тенденцию дистанционногообразования, а именно: разобщение студентов между собой и с преподавателем.Дистанционной формат часто не дает возможности обсудить волнующиестудента вопросы с преподавателем и пообщаться с друзьями-однокурссникамивживую.Выявленные минусы дистанционного обучения должны быть безусловноучтены в дальнейшем. Например, для улучшения качества образовательногопроцесса в юридических вузах стоит создать автоматизированную систему судаленным доступом, которая бы включала в себя нормативные правовые базыи контролировала выход студентов из системы во время сеанса для того, чтобыобеспечить большую самостоятельность выполнения студентами заданий.В качестве положительной стороны применения дистанционногообразования можно выделить то, что достаточно успешно и повсеместноапробирована альтернативная форма проведения занятий, позволяющаяприсутствовать на занятии студентам из других городов и стран, а также тем,кто не может приехать в вуз в связи с болезнью. Видеосвязь можетиспользоваться и уже успешно используется параллельно с очными занятиямив образовательном процессе: при проведении очного занятия преподавательодновременно ведет его видеотрансляцию через Zoom или другую систему.Подводя итог вышесказанному, стоит согласится с мнением Г. В. Абрамяни Г. Р. Касоновой, которые свидетельствуют, что в условиях вируснойпандемии администрация и преподаватели вузов, самостоятельно проектируянаиболее оптимальные технические и программные решения под каждуюобразовательную программу, должны индивидуально учитывать конкретныеусловия реализации педагогических принципов работы, кадрового обеспечения,технические возможности и имеющиеся в наличии обучаемых ипреподавателей технику и технологии, что позволит частично оптимизироватьи уменьшить возможные негативные последствия перехода к полностьюсетевой, телекоммуникационной форме организации образования при ограниченных возможностях перемещения, режиме самоизоляции обучаемых ипреподавателей.ЗаключениеТаким образом, в заключение работы можно сделать следующие выводы.В общепедагогической практике преподавания правовых дисциплин с известнойстепенью регулярности возникает вопрос методики преподавания. Кромепрофессионального нарратива и специфики самой дисциплины это связано с общимпониманием необходимости постоянной коррекции имеющихся методов преподавания,а также с включением в преподавательской процесс инновационных технологий.Говоря иначе, профессиональное сообщество постоянно нуждается в новомпедагогическом инструментарии, отражающем уровень понимания научной исоциальной природы происходящих в обществе процессов, а также реализующемстремление к эффективности преподавания учебных дисциплин.Сегодня любая качественная методика должна быть не только научнообоснована, она должна отвечать актуальным запросам социума и требованиям кбудущим специалистам, приходящим в профессию. И потому новые формыобразовательной деятельности неизменно привлекают студентов и повышают ихинтерес к приобретаемой профессии.Среди наиболее значимых компонентов методики преподавания можновыделить рационализацию предмета, постановку целей и задач преподавания,структурирование предмета, определение методов и приемов обучения, определениеиспользования средств оценивания, планирование учебной деятельности. Основанием для данной классификацииявляется уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность, что в данномслучае является одним из основных критериев эффективности образования. Привычный процесс преподавания заключается в трансляции преподавателеминформации, и ее последующем усвоении учащимися. Социальные изменения, произошедшие в обществе с самого начала потребоваликорректировки этого традиционного метода обучения, вовлечения впреподавательскую деятельность людей не только с большим профессиональнымпрактическим опытом, но и действующих сотрудников, профессионалов, работающих вюридической области, чей практический опыт пусть и не преобразован впреподавательские практики и академический инструментарий, но приближаеттеорию к практике. Также нами говорилось о внутрипрофессиональном общениистуденческих сообществ, попытке выработки коммуникационного навыка не толькомежду представителями различных курсов или специальностей, но и в перспективемежду будущими юристами и их, если так можно выразиться, клиентской базой.Рассмотрение сложных противоречивых общественных вопросов, как один изосновных приемов правового образования, сегодня востребует не только привычныеакадемические формы преподавания или синтетического инструментария смежныхнаук, о чем говорилось ранее, он востребует, если хотите, определенной унификациипреподавательских методик.Список использованных источниковФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 (ред. от 11.01.2018) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45038) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 N 1763 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19648) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 14, 04.04.2011.Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 (ред. от 17.08.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 N 47415) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.07.2017.Аношина Ю.Ф., Гужина Г.Н. Цифровая экономика - новые возможности для бизнеса // Российское предпринимательство: от мануфактуры к цифровой экономике и кластерным конструкциям. Сборник материалов II Всероссийских Морозовских Чтений. 2019. С. 6-11.Россинский Б.В. О некоторых проблемах высшего юридического образования // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 18-25.Современные методы и методика преподавания юриспруденции в высшей школе / И.М. Черевко [и др.]. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2020. 35 с.Цареградская Ю.К. Высшее юридическое онлайн-образование: миф или реальность? // Юридическое образование и наука. 2019. № 1. С. 3-4.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 (ред. от 11.01.2018) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45038) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 N 1763 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19648) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 14, 04.04.2011.
4. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 (ред. от 17.08.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 N 47415) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.07.2017.
5. Аношина Ю.Ф., Гужина Г.Н. Цифровая экономика - новые возможности для бизнеса // Российское предпринимательство: от мануфактуры к цифровой экономике и кластерным конструкциям. Сборник материалов II Всероссийских Морозовских Чтений. 2019. С. 6-11.
6. Россинский Б.В. О некоторых проблемах высшего юридического образования // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 18-25.
7. Современные методы и методика преподавания юриспруденции в высшей школе / И.М. Черевко [и др.]. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2020. 35 с.
8. Цареградская Ю.К. Высшее юридическое онлайн-образование: миф или реальность? // Юридическое образование и наука. 2019. № 1. С. 3-4.
Вопрос-ответ:
Какие преимущества имеет методика преподавания юридических дисциплин с использованием компьютерных технологий?
Преимущества методики преподавания юридических дисциплин с использованием компьютерных технологий включают более активное участие студентов в учебном процессе, возможность индивидуального самостоятельного изучения материала, повышение эффективности контроля знаний и навыков студентов, а также удобство и гибкость в организации учебного процесса.
Как можно оценить знания студентов при использовании данной методики?
В данной методике оценка знаний студентов может осуществляться путем выполнения контрольных или проверочных работ на компьютерах вуза. Преподаватель может составить тесты, кейсы или задачи, которые студенты будут решать на компьютерах. Оценка будет автоматически подсчитываться программой и сохраняться в электронном виде.
Какие недостатки имеет данная схема выполнения работ?
Недостатки данной схемы выполнения работ могут включать ограниченность доступа к компьютерам, возможные технические проблемы софта или оборудования, а также возможность мошенничества со стороны студентов, например, использование запрещенных источников информации или подмена работ другими студентами.
Каким образом можно противодействовать возможным недостаткам данной схемы выполнения работ?
Для противодействия возможным недостаткам данной схемы выполнения работ можно проводить тщательное обучение студентов правилам использования компьютерных технологий, устанавливать систему контроля и мониторинга использования компьютеров во время выполнения работ, применять антиплагиатные программы для проверки подлинности работ, а также организовывать периодические устные экзамены или консультации для проверки глубины понимания материала студентами.
Какова роль преподавателя в данной методике преподавания юридических дисциплин?
Роль преподавателя в данной методике включает подготовку учебных материалов, разработку заданий, контроль и оценку работ студентов, а также организацию обратной связи и консультаций для студентов. Преподаватель также играет роль координатора и мотиватора в учебном процессе, обеспечивая необходимую поддержку и стимулируя активное участие студентов.
Какова методика преподавания юридических дисциплин?
Методика преподавания юридических дисциплин основывается на систематическом изучении основных теоретических и практических аспектов правовых наук. Она включает в себя лекции, семинары, практические занятия, выполнение контрольных и проверочных работ.
Каким образом должна работать методика преподавания юридических дисциплин у каждого студента?
Методика преподавания юридических дисциплин предполагает активное участие студента в процессе обучения. Он должен самостоятельно изучать основные теоретические материалы, прослушивать лекции, участвовать в семинарах и практических занятиях, а также выполнять контрольные и проверочные работы.
Какие недостатки есть у методики преподавания юридических дисциплин?
Один из недостатков методики преподавания юридических дисциплин заключается в том, что во время очного проведения контрольных и проверочных работ преподаватель находится в аудитории вместе со студентами, при этом студенты выполняют задания на рабочих компьютерах вуза. Это может создавать дополнительные уровни шума и отвлекать студентов от работы.
Какие источники использовались при разработке данной методики преподавания юридических дисциплин?
При разработке данной методики преподавания юридических дисциплин использовались различные источники, включая учебники по правоведению, научные статьи и публикации в специализированных журналах, законодательные и нормативно-правовые акты.
Есть ли какие-то негативные аспекты в методике преподавания юридических дисциплин?
Один из негативных аспектов методики преподавания юридических дисциплин состоит в том, что студенты выполняют контрольные и проверочные работы на рабочих компьютерах вуза во время, когда преподаватель находится в аудитории. Это может приводить к потере концентрации студентов и затруднять контроль и оценку их работы.
Какая методика преподавания юридических дисциплин была использована в данной статье?
В данной статье говорится о методике преподавания юридических дисциплин, которая должна работать у каждого студента в момент выполнения контрольной или проверочной работы.
В чем заключается минус данной схемы выполнения работ?
Минус данной схемы выполнения работ заключается в том, что у студентов нет возможности получить непосредственную помощь преподавателя в случае возникновения вопросов или затруднений.