Аграрно-крестьянское и рабочее законодательство в эпоху Александра 3: освещение в науке и российских школьных учебниках
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 17.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Анализ отражения в науке аграрно-крестьянского и рабочего законодательства Александра III 6
1.1. Общие направления законодательных реформ Александра III 6
1.2. Особенности отражения в науки реформ аграрно-крестьянского законодательства в период правления Александра III 11
1.3. Анализ изменения рабочего законодательства в период правления Александра III 15
2. Отражение конфессиональной и национальной политики Александра III в российских учебниках по истории 19
2.1. Значение отражения темы аграрно-крестьянского и рабочего законодательства в учебниках по истории 19
2.2. Особенности отражения темы аграрно-крестьянского и рабочего законодательства Александра III в школьных учебниках истории 23
2.3. Примерный план урока об аграрно-крестьянском и рабочем законодательстве Александра III в школьных учебниках истории 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1
Большая часть учебников по истории расценивает законодательную деятельность Александра III в рамках политики контрреформ. В целом анализ аграрно-крестьянского и рабочего законодательства в учебниках по истории достаточно ограничен 2-3 законами, тогда как при АлександреIII было принято большое количество актов.Но есть и учебники в которых есть не только информация о некотором законодательстве, но и специальные задания. Внутри основного текста также есть вопросы, позволяющие актуализировать знания обучающихся. Вопросы на закрепление пройденного материала располагаются после параграфа. Задания отражены в порядке повышения уровня сложности, есть вопросы под звездочкой, что позволяет дифференцированно подойти к контролю знаний. Упражнения дают учителю и обучающимся четкий и конкретный перечень тех умений и знаний, которые должны быть усвоены после изучения соответствующей главы, а с другой стороны, содержат игровые элементы, пробуждающие интерес к предмету. Так, например, в одном из учебников указано «Обрати внимание!» 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках», которое упразднило выборный мировой суд, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам. Административную и судебную власть на местах отныне осуществляли земские участковые начальники, назначавшиеся министром внутренних дел. Как правило, эту должность занимали представители местного дворянства. В итоге эта мера в определённой степени восстанавливала административную власть помещиков над крестьянами. Далее в этом же учебникеуказано«Запомни. Важно»Всё вышеперечисленное характеризует внутреннюю политику Александра III как консервативную. Историки назвали такие меры «контрреформами» (в противоположность реформам Александра II). Далее в учебнике подчеркивается роль крестьянского законодательства в области земельных отношений, указано «Обрати внимание!»Законом 1881 г. предусматривался обязательный выкуп крестьянами своих наделов, что означало прекращение их временнообязанного состояния. Подушная подать подлежала замене другими налогами. Был учреждён Крестьянский банк, который предоставлял льготные кредиты крестьянам для покупки земель. Таким образом, анализ отражения в учебниках аграрно-крестьянского и рабочего законодательства показывает, что в учебниках истории недостаточно уделяется данной теме внимания. Так, например, в некоторых учебниках информация отсутствует совсем, в других она представлено частично, например, с указанием законодательства в области земства и учреждения крестьянского банка, обходя стороной рабочее законодательство.Большая часть учебников истории лишь отражена общая информация, во многом уделяется большое внимание внешней политике Александра III, а также иным реформам.Примерный план урока об аграрно-крестьянском и рабочем законодательстве Александра III в школьных учебниках историиКонспектурока (элективный курс) « Аграрно-крестьянское и рабочее законодательство Александра III»Аудиторией являются школьники.Цели:Образовательные: - показать влияние аграрно-крестьянского и рабочего законодательства Александра III на социально-экономическое развитие России. Развивающие:- формирование навыков у учеников по работе с нормативно-правовыми актами, как источниками-документами официального характера;- формирование навыков личностной оценки событий на основе собственного анализа исторических источников, формирование навыков спора, умения выслушать оппонента.Воспитательные:- Продемонстрировать принцип индивидуализма;- Сформировать у школьников личностную позицию к вопросу обистории изучения аграрно-крестьянского и рабочего законодательство Александра III.Задачи: - на основании исторических документов изучить законодательство Александра III; - изложить сущность аграрно-крестьянского законодательства;- показать роль рабочего законодательства Александра III.Цели разработанного урока соответствуют личностным, предметным и межпредметным требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), включающим: формирование мотивации школьников к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;способность использования универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике;организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.Поставленные цели воспитательного характера в рамках данного школьного урока основаны на стандарте и предъявляемым к учителю как педагогу следующих требований:формирование ценностных ориентиров у учеников посредством изложения материала, обеспечения понимания учениками информации;применение методов проектирования для формирования ценностной основы коммуникативного взаимодействия, в рамках споров и умения слушать оппонента;воплощение различного рода педагогических методов в виде использования различной воспитательной деятельностипосредством игры, групповой работы, состязаний между группами и др. Стоит отметить, что тема, связанная с аграрно-крестьянским и рабочим законодательством Александра III слабо рассматривается в учебной программе, в качестве формы проведения был выбран дополнительный урок.Тема урока, связанная с аграрно-крестьянским и рабочим законодательством Александра III актуальна и соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: расширяет кругозор, способствует духовному развитию, способности к саморазвитию и самовыражению. В рамках школьного урока используется не только учебники по истории, хрестоматии, но и используется компьютерная техника, проектор для ознакомления с конкретными законами Александра III, касающимися аграрно-крестьянской и рабочей сферы.Особенностью данного школьного урока является то, что сначала осуществляется передача знаний, а затем происходит оценка учащимися воспринятой информации.Структура урока включает введение, основную часть и заключение.Урок начинается с вступительного слова учителя, которое заключалось в постановке проблемы «Эффективность аграрно-крестьянского и рабочего законодательства Александра III», рассматриваемой на протяжении всего мероприятия с помощью исторической ретроспективы. Были продемонстрированы те задачи, которые предстояло выполнить в ходе всего мероприятия. Организация занятия основывается на необходимости ознакомления учеников с документами – нормативно-правовыми актами периода Александра III.Таким образом, школьный урок посвященный теме аграрно-крестьянским и рабочим законодательством Александра III соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся. В рамках реализации ФГОС основного общего образования учебный материал позволит получить следующие результаты освоения основной образовательной программы:личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии народов, культур и религий;воспитание уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре народов;развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей; метапредметные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное и второстепенное, делать выводы;совершенствование навыков поиска информации;развитие компетенции в области использования информационно- коммуникативных технологий;умение правильно формулировать и излагать мысли; предметные: сформировать представление о развитии аграрно-крестьянского и рабочего законодательства Александра III; о роли правового регулирования; о новых методах исторического исследования;понимать историю как единую систему исторического знания; уметь оценивать и определять эволюцию исторических исследований;получить новые знания об аграрно-крестьянском и рабочем законодательстве Александра III.Оборудование:раздаточный материал с заданиями для групп; наглядный материал-нормативно-правовые акты, а также обобщающая таблицаПЛАН:Роль законодательства Александра IIIОсобенности аграрно-крестьянского законодательства Александра IIIАнализ рабочего законодательства Александра IIIХод урокаИзучение нового материалаИмператор был достаточно самостоятелен в принятии решений, касающихся управления государством. Александр III воспринимал своё царствование как работу, к которой относился очень серьёзно. Он подписывал множество бумаг и пытался вникнуть во все вопросы управления. Фактически император в своей стране отвечал за каждый аспект жизни общества. Огромное значение имело принятие Александром III конкретных нормативно-правовых актов.Ученикам раздаются копии выдержек из Манифеста «О незыблемости самодержавия» 1881 г.Ученикам предлагается выделить цели данного Манифеста, самостоятельно в рамках его чтения и оценки.После полученных ответов, указывается, что Манифест в торжественной форме провозглашал прочный курс самодержавия, который не оставлял никаких малейших надежд на продолжение политики по демократизации российского общества предыдущего царствования. Обнародование Манифеста вскоре привело к отставке представителей либеральной бюрократии эпохи Александра II., что ознаменовало начало нового этапа в истории России.Класс делиться на группы, которые представляютГруппа 1 –аграрно-крестьянское законодательствоГруппа 2 –рабочее законодательствоКаждой группе раздается материал по законамОт каждой группы 1 ученик выступает с речью об основных направлениях политики Александра III в рамках конкретного законодательства (ключевая информация – анализ конкретных нормативных актов) Задача групп задавать вопросы в противовес и отстаивать свою позицию. Итог урокаВ конце диспута-дискуссии подводится итог.И задается основные вопросы:Какое значение имело аграрно-крестьянское законодательство?В чем выражалась сущность рабочего законодательства?Оценка роли законодательных изменений для развития России?Таким образом, предложенный урок, посвященный аграрно-крестьянскому и рабочему законодательству Александра IIIпозволит ученикам не только сформировать полноценные представления о законодательстве, но и наглядно познакомиться с конкретным нормативным актом, принять участие в дискуссии, а также отразить конкретные проблемы.ЗаключениеПолитика Александра III в большинстве своем в науке оценивается как реакционная. Законодательство было направлено на усиление самодержавия в период правленияАлександра III. Однако некоторые исследователи отмечают, что в целом проекты законодательства не запрещалось подавать императору, в том числе и конституционной направленности. В целом, в науке указывается, что заслугой Александра III является принятие законодательства в самых различных сферах.Аграрно-крестьянское законодательство, принятое в период Александра III коснулось в основном создания финансовых учреждений – КПБ, который призван был решить проблемы в аграрной сфере. Однако вскоре было выявлено, что Положение о КПБ имеет ряд пробелов, что выразилось в принятии нового акта Устава 1895 г. Александром III проведена была и земская реформа, которая коснулась крестьян. Сельское крестьянское управление было подчинено земствам.Несмотря на то, что работодатели пытались обойти новые законы в области регулирования труда рабочих, в целом историки положительно оценивают данное законодательство, которое положило начало трудовому регулированию, регламентированию труда женщин и детей.Учебники по истории в рамках отражения законодательства Александра III не охватывают все классы, а в основном сосредоточены в рамках изучения периода XIX начала XX в. в 9 классе. Большая часть учебников не содержит подробного описания законодательства, а содержит общую характеристику правления Александра III, в рамках которых частично упоминаются конкретные законы. Учебники по истории отражают историческую память о событиях XIXв. Они содержат как текстовый, так и внетекстовый материал.Анализ отражения в учебниках аграрно-крестьянского и рабочего законодательства показывает, что в учебниках истории недостаточно уделяется данной теме внимания. Так, например, в некоторых учебниках информация отсутствует совсем, в других она представлено частично, например, с указанием законодательства в области земства и учреждения крестьянского банка, обходя стороной рабочее законодательство.Большая часть учебников истории лишь отражена общая информация, во многом уделяется большое внимание внешней политике Александра III, а также иным реформам.Таким образом, предложенный урок, посвященный аграрно-крестьянскому и рабочему законодательству Александра IIIпозволит ученикам не только сформировать полноценные представления о законодательстве, но и наглядно познакомиться с конкретным нормативным актом, принять участие в дискуссии, а также отразить конкретные проблемы.Список использованной литературы
Вопрос-ответ:
Какие были основные направления законодательных реформ Александра III?
Основные направления законодательных реформ Александра III включали реформы аграрно-крестьянского законодательства, связанные с улучшением положения крестьян. Были введены новые законы, которые упростили процедуру освобождения крестьян от крепостной зависимости, улучшили их земельные права и условия труда. Кроме того, были проведены реформы рабочего законодательства, направленные на регулирование трудовых отношений, улучшение условий труда и защиту прав работников.
Какие особенности отражения в науке реформ аграрно-крестьянского законодательства в период правления Александра III?
В науке отражение реформ аграрно-крестьянского законодательства в период правления Александра III характеризовалось изучением и анализом влияния этих реформ на общественно-экономическое развитие страны. Были проведены исследования, которые показали положительные изменения в положении крестьян и их экономическом развитии. Однако также были выявлены проблемы и недостатки в реализации реформ, связанные с несовершенством законодательства и недостаточной его эффективностью.
Каким образом изменилось рабочее законодательство в период правления Александра III?
В период правления Александра III были внесены изменения в рабочее законодательство, направленные на укрепление прав работников и улучшение условий труда. Были приняты новые законы, которые ограничивали рабочую неделю, устанавливали нормы оплаты труда, регулировали условия пребывания на рабочем месте и т.д. Такие изменения были признаны положительными и способствовали улучшению условий труда и защите прав работников.
Какие были общие направления законодательных реформ в эпоху Александра III?
Общие направления законодательных реформ в эпоху Александра III включали обновление аграрно-крестьянского и рабочего законодательства, с целью улучшения условий жизни и труда крестьян и рабочих. Такие реформы направлялись на сокращение тягот крестьянства и улучшение его земельных прав, а также на введение ограничений и норм в рабочих условиях и труде.
Какие были особенности отражения реформ аграрно-крестьянского законодательства в научных работах в эпоху Александра III?
Отражение реформ аграрно-крестьянского законодательства в научных работах в эпоху Александра III характеризовалось тем, что исследователи активно изучали и анализировали новые законы и их последствия. В своих работах они отмечали положительные изменения, а также оставляли место для критики и указывали на необходимость дальнейших реформ и улучшений.
Какие изменения произошли в рабочем законодательстве в период правления Александра III?
В период правления Александра III произошли некоторые изменения в рабочем законодательстве. Были введены ограничения по рабочему времени, установлены минимальные стандарты условий труда, а также закреплены права рабочих на охрану здоровья и социальное обеспечение. Однако, эти изменения были недостаточными для полного улучшения ситуации рабочих и были критикованы некоторыми исследователями.
Как отражается аграрно-крестьянское и рабочее законодательство Александра III в российских школьных учебниках?
В российских школьных учебниках отражается аграрно-крестьянское и рабочее законодательство Александра III в контексте его реформаторской политики и стремления к улучшению жизни и труда крестьян и рабочих. Учебники обычно освещают основные законы и их цели, а также указывают на их положительные и отрицательные последствия. Однако, этот аспект истории часто остается недостаточно подробным и не раскрывает всех сложностей и противоречий указанных реформ.
Какие были основные направления законодательных реформ в эпоху Александра III?
Основные направления законодательных реформ в эпоху Александра III были связаны с аграрно-крестьянским и рабочим законодательством. Они включали в себя проведение земельных реформ, закрепление крестьян за землей, установление единых правил и норм для работников в сельском и городском хозяйстве, защиту прав и интересов трудящихся. Такие реформы были направлены на улучшение материального положения крестьян и рабочих, повышение социальной защищенности и создание условий для устойчивого развития экономики страны.
Как отражались аграрно-крестьянское и рабочее законодательство Александра III в науке и российских школьных учебниках?
Аграрно-крестьянское и рабочее законодательство Александра III нашло отражение как в научных исследованиях, так и в российских учебных материалах. В науке были проведены анализы и исследования, которые рассматривали особенности данных реформ, их влияние на общественные отношения и экономическое развитие страны. Одновременно, в учебниках по истории и праву вопросы аграрной реформы и обновления рабочего законодательства были освещены с соответствующими разъяснениями и примерами. Это позволяло школьникам и студентам получить более полное представление о важности данных реформ и их роли в российской истории.