Лимская декларация руководящих принципов аудита: содержание и анализ реализации ее положений в отечественной практике государственного аудита.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 36 36 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 16.11.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Характеристика государственного аудита 5
1.1 Сущность государственного аудита 5
1.2 Международный опыт в методологических подходах к организации государственного аудита 12
Глава 2. Место государственного аудита в действующей структуре государственного финансового контроля 17
2.1 Нормативное правовое регулирование государственного аудита 17
2.2 Структура органов внешнего государственного финансового контроля 21
Глава 3. Развитие государственного аудита в Германии 28
3.1 Новые реализуемые формы государственного аудита 28
3.2 Механизмы развития государственного аудита 32
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Соответственно, пока данная проблема не устранится, стабильности, надежности и устойчивости в социально-экономическом положении наблюдаться не будет. Также, исходным источником проблем осуществления государственного аудита и контроля является несовершенство реформирования бюджетной сферы. Системные проблемы остаются в области методологического обеспечения государственного аудита и финансового контроля в РФ не исследованными и, в связи с этим, данной отрасли должно уделяться повышенное внимание.Рис. 1 –Формы аудитаИсточник: составлено автором по А. М. Ковалева «Финансы, денежное обращение и кредит».Учеб. Пособие М.: Финансы и статистика. 2016. – 512 с.О принятых мерах по результатам выполнения представления руководитель объекта контроля или исполняющий обязанности руководителя в письменной форме уведомляет Счетную палату Российской Федерации. Предписание Счетной палаты Российской Федерации направляется в случае невыполнения представлений Счетной палаты Российской Федерации и в случае несоблюдения сроков исполнения представления, причем в нем отмечаются основания о выявленных нарушениях законодательства, а в случае их невыполнении или ненадлежащего выполнения Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных или расчетных операций по счетам объекта.Глава 3. Развитие государственного аудита в Германии3.1 Новые реализуемые формы государственного аудитаОпределение новых подходов в аудиторской деятельности другой страны изначально требует понимание ее законодательной основы. Так, нормативное регулирование аудиторской деятельности в Германии выглядит следующим образом: Федеральное министерство экономики и технологии (энергетики) назначает членов Комиссии по надзору за аудитом (далее – APAK) и осуществляет государственный надзор над Палатой общественных аудиторов (далее – WPK). APAK должна состоять из 6–10 членов для обеспечения независимости общественного контроля. Появление APAK уникально тем, что она не регулируется публичным правом, а символизирует независимое регулирование аудиторской профессии. Общая цель APAK заключается в усилении соблюдения прав и обязанностей должностных лиц. К задачам АРАК относят: профессиональный надзор; контроль качества; установление принципов профессиональной этики; национальное и международное сотрудничество с равными организациями – партнерами. APAK свободен и не зависит от инструкций, обеспечивает максимальную компетенцию во всех контрольных областях (т. е. его компетенция выходит за рамки типичного состояния «надзор»). Он контролирует выполнение всех правовых обязательств WPK, предоставляя своим членам определенные всеобъемлющие права, а именно:участие в совещаниях и обновление информации; право на проведение инспекций в ходе разбирательств, связанных с общественным надзором; право требовать повторного рассмотрения решения WPK; право давать указания для WPK при отмене своего решения; право организовать консультационное совещание со всеми экспертами. APAK обеспечивает две основные области общественного надзора и обеспечения качества. Сотрудничество APAK с европейскими и международными форумами позволяет Германии представлять свои интересы с одним независимым органом и в тоже время получать признание в глобальном масштабе. Цель WPK – гарантировать выполнение требований и ожиданий общественности и государства в отношении аудиторской профессии. WPK тесно сотрудничает с Институтом публичных аудиторов Германии (IDW 9), они решают проблемы внутри страны, тогда как сотрудничество APAK с международными надзорными органами решает проблемы, затрагивающие другие страны, а также решает вопросы по сотрудничеству и взаимодействию WPK с партнерами. WPK проводит профессиональную экспертизу, учет и гарантию качества аудиторов и аудиторских компаний. По нашему мнению, к новым подходам в аудиторской деятельности Германии относятся: 1. Аудит процесса. 2. Многодисциплинарный подход. 3. Аудит в режиме реального времени. Рассмотрим подробнее каждый из новых подходов. Аудит процесса. Разработанный VDA QMC и немецкой автомобильной промышленностью VDA 6.3 определяет стандарт аудита, основанный на процессе, для оценки и улучшения контроля в процессах производственной организации. Важный инструмент для оценки состояния таких процессов – аудит процесса. Стандарт может использоваться любой организацией либо для внутренних аудитов процессов, либо для оценки потенциальных или существующих поставщиков. VDA 6.3 является отличным инструментом для проверок процессов в автомобильной промышленности, выступающих в качестве руководства для проведения аудитов. Он предоставляет информацию о значимости и области применения процесса аудита в течение всего цикла реализации продукта как в производстве, так и в услугах. Он определяет процесс аудита, критерии оценки результатов аудита процесса и требований процессов. В основе стандарта каждый шаг в этом процессе моделируется шестью звеньями и регулируется Законом о планах DemingLoop – Plan-Do-Check. Есть три класса, которые организация может достичь под VDA 6.3 – A, B & C. Это означает, что организация может пройти аудит, но все еще имеет возможности для дальнейшего совершенствования. Несмотря на достигнутые результаты в развитии системы внутреннего аудита государственного сектора Германии показали следующие проблемы: - неисполнение годового плана внутреннего аудита из-за ограниченности финансовых ресурсов, выполнения служебных расследований сверх установленных норм по поручению руководства, исполнения несвойственных внутреннему аудиту функций;- несоблюдение службами внутреннего аудита Стандартов внутреннего аудита также рекомендуемой методологии по внутреннему аудиту; - не укомплектованность также текучесть сертифицированных, обученных специалистов служб внутреннего аудита; - не достаточной штатной численности служб внутреннего аудита; - отсутствие заинтересованности со стороны руководителей министерств и ведомств в эффективной реализации функции внутреннего аудита; - недостаточного содействия функции внутреннего аудита со стороны руководителей государственных органов. В целях преодоления имеющихся проблем и улучшения качества работы служб внутреннего аудита государственного сектора: Руководителям государственных органов и учреждений в целях преодоления имеющихся проблем также улучшения качества работы служб внутреннего аудита следует: - обеспечить функционирование надежной также эффективной системы внутреннего контроля; - обеспечить адекватное функционирование служб внутреннего аудита для проведения запланированных независимых аудиторских заданий; - исключить из практики поручения проведения службам внутреннего аудита специальных расследований сверхустановленных норм; - обеспечить соответствующий уровень штатной численности также укомплектованности штата сотрудников служб внутреннего аудита для выполнения стратегических и годовых планов проведения внутреннего аудита; - обеспечить независимость внутренних аудиторов при планировании, проведении также подготовке отчетности по внутреннему аудиту в соответствии с законодательством. Руководителям служб внутреннего аудита также внутренним аудиторам государственного сектора необходимо:- эффективно и системно реализовать функцию внутреннего аудита;-составлять стратегические и годовые планы работ внутреннего аудита на основе комплексного изучения и всестороннего анализа деятельности министерств, ведомств и оценки рисков; - принять исчерпывающие меры по выполнению годового плана внутреннего аудита; - проводить аудиты и составлять заключения, отражающие результаты проведенных аудитов в соответствии со Стандартами внутреннего аудита и рекомендуемой методологией по внутреннему аудиту;- осуществлять мониторинг внедрения аудиторских рекомендаций также принимать меры по их выполнению; - реализовать Программу гарантии также повышения качества внутреннего аудита с проведением регулярных внутренних оценок качества, в соответствии с утвержденной методологией. Актуальность практического применение международного опыта внутреннего аудита государственного сектора дает возможность развитию современной эффективной системы внутреннего аудита государственного сектора Германии.3.2 Механизмы развития государственного аудитаЦели внутреннего аудита в Германии заключаются в следующем: 1) определить совершенство и эффективность системы внутреннего контроля и мониторинга; 2) оценка экономических интересов систем;3) оценить соблюдение законов и других нормативных актов. Каталог вопросов служит важным инструментом объективной, воспроизводимой и понятной всем оценки процессов и выявления направлений их улучшения.Многодисциплинарный подход. Многодисциплинарный (многопрофильный) подход означает, что команды по аудиту имеют доступ к специалистам в таких областях, как криминалистика, налогообложение, управление информационными рисками и оценка, предоставление им широкого понимания организации и предоставление возможности группам сосредоточиться на ключевых областях риска, адекватности внутреннего контроля и потенциального мошенничества. Этот подход соответствует следующим условиям независимого аудита: 1. Методологии аудита должны быть сосредоточены на фундаментальных принципах и направлять хорошие аудиторские заключения. 2. Технология может обеспечить эффективный сбор информации, обеспечить критические сопоставления данных и усилить контекстный анализ. 3. Средства обеспечения соответствия помогают аудитору соответствовать профессиональным и нормативным требованиям. 4. Культурные ценности должны поощрять разумное суждение и объективность. Данный подход актуален в медицине.Пока еще обсуждаются процессы аудита в сфере здравоохранения с существующими перспективами и утверждается необходимость расширения существующих одномерных подходов, которые включают медицинское, клиническое и управленческое качество. Аудит в режиме реального времени (блокчейн). Технология блокчейн основывается на использовании современных криптографических методов для внедрения распределенных систем, позволяющих быстро обрабатывать транзакции в условиях потенциального отсутствия доверия между сторонами. С помощью блокчейн компании могут более эффективно обрабатывать полный диапазон операций в таких ситуациях, как совершение платежей, онлайн-голосование, отслеживание цепочки поставок, осуществление взаиморасчетов, работа с ценными бумагами, торговое финансирование и не только. Автоматизация расчетов и программирование условий договоров с помощью децентрализованных приложений избавляет бизнес от «бухгалтерской рутины», отслеживания логистических цепочек – от человеческого фактора. Но входные данные – решение об отправке транзакции, прибытие и отправка груза, перенос информацию в базу блокчейна не обходятся без участия человека. ЗаключениеЭффективное функционирование государственного финансового аппарата напрямую зависит от организации и исполненияконтроля за бюджетными средствами. Благополучное проведение стратегических задач, использование и распределение финансовых ресурсов страны, соответствует высокому уровню правомерности и дисциплины в бюджетной политике государства.Оченьчасто контрольные органы зацикливаются на оценке финансовыхпоказателей, на контроле использования тех или иных ресурсов, но совсем необращают внимание на качество управления теми или иными организациями,которые используют эти ресурсы. Что, в конечном счете, влияет наэкономическую безопасность. Оценка качества управления позволитразработать мероприятия по сокращению уровня коррупции, что, в конечномсчете, позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы иповысить эффективность экономической безопасности.На основании вышесказанного, можно прийтик выводу, чтоприменение методологии аудита эффективности представляетсярациональным решением проблемы осуществления независимого контролярасходования бюджетных средств, поэтому применение данного метода вчасти использования государственных денежных средств должно статьповсеместным, независимо от области их применения. При этом,целесообразно в данных условиях привлечение независимых структур аудита,способных провести беспристрастный анализ и не заинтересованных вопределенном толковании данных. Главным вопросом реализации даннойинициативы является вопрос разглашения внутренней информациигосударственной важности третьим лицам, что создает риск утечкиинформации и ее использования в недобросовестных целях.Таким образом, в связи с этим, представляется разумным введение аудита эффективности государственных программ и организаций, рядом с финансовым аудитом. Также целесообразным является юридическое оформление и стандартизация аудита эффективности и закрепление данного термина в российском законодательстве. Определение такого вида проверки в Бюджетном кодексе и законах, на основании которых контролирующие субъекты осуществляют свои полномочия.В заключении следует отметить, что все вышеописанные новые подходы к аудиторской деятельности Германии являются достаточно интересными и инновационными. Но, возможно, очень в скором времени мы узнаем их ближе, так как развитие мировой экономики набирает темп.Список использованных источников и литературы«Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации» (утв. решением Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ от 17.12.2014). «Лимская декларация руководящих принципов контроля» (Принята в г. Лиме 17.10.1977 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля из информационного банка «Международное право»Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция)Бриль Д.В., Методика непрерывного контроля соответствия деятельности органа государственной власти требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении информационно-технологического обеспечения деятельности // Информационное общество. № 5-6 (2014) Бычкова С. М., Фомина Т. Ю. Практический аудит. Москва : ЭКСМО, 2009. 176 с. Бутова Т.В., Свиридова Е.С., Кривцова М.К. / Особенности управления инновационными рисками / В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 8 частях. ООО «АР-Консалт». 2014. С. 160-162.Демидов М. В. Развитие правовых основ функционирования государственного финансового контроля в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. – № 4 (30).Дятлова А.Ф., Кузьмичев А.В. Роль инвестиционного аудита при выборе приоритетных направлений инвестиционной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №4. С. 275−279.Жемчужников А.А. Государственный финансовый контроль в сфере государственных закупок как основная форма контроля над целевым расходованием бюджетных средств: субъекты и их компетенция // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. №2(37). С. 29–33.Колесников В.В., Лутов О.А., Плехов И.Ю. Проблемы независимости аудита в современной России // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. №10. Коноплянник Т. М. Основы аудита. Москва :КноРус. 2016. 392 с. Лопатников В. С. Государственный аудит в системе государственного управления как фактор обеспечения экономической безопасности региона на примере Санкт-Петербурга / В. С .Лопатников, Т. Ю. Феофилова, Е. В. Радыгин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – №3 (59).Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина. Платформа. Толпа. Наше цифровое будущее. Москва : Манн, Иванов и Фербер. 2019. 320 с. НиязбековаШ.У. Современные тенденции развития финансового планирования в России и за рубежом // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2019. №3. Орехов А. М. Актуальные проблемы осуществления государственного финансового контроля в РФ // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 12 (47)Скиннер К. Цифровой человек. Москва : Манн, Иванов и Фербер. 2019. 304 с.Степашин С. В., Сурков К. В. Государственный аудит. – М. :УППринт, 2010.ЯлмаевР.А., ЭльгайтароваН.Т. Меры усиления государственного финансового контроля // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40).Хутова Л.А., ЭльбиеваЛ.Р. Направления совершенствование государственного контроля в Российской Федерации// Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40). КунижевИ. Т. Особенности использования системного подхода при организации внутреннего финансового контроля // ЕГИ. 2020. №2 (28).


1. «Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации» (утв. решением Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ от 17.12.2014).
2. «Лимская декларация руководящих принципов контроля» (Принята в г. Лиме 17.10.1977 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля из информационного банка «Международное право»
3. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция)
4. Бриль Д.В., Методика непрерывного контроля соответствия деятельности органа государственной власти требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении информационно-технологического обеспечения деятельности // Информационное общество. № 5-6 (2014)
5. Бычкова С. М., Фомина Т. Ю. Практический аудит. Москва : ЭКСМО, 2009. 176 с.
6. Бутова Т.В., Свиридова Е.С., Кривцова М.К. / Особенности управления инновационными рисками / В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 8 частях. ООО «АР-Консалт». 2014. С. 160-162.
7. Демидов М. В. Развитие правовых основ функционирования государственного финансового контроля в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. – № 4 (30).
8. Дятлова А.Ф., Кузьмичев А.В. Роль инвестиционного аудита при выборе приоритетных направлений инвестиционной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №4. С. 275−279.
9. Жемчужников А.А. Государственный финансовый контроль в сфере государственных закупок как основная форма контроля над целевым расходованием бюджетных средств: субъекты и их компетенция // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. №2(37). С. 29–33.
10. Колесников В.В., Лутов О.А., Плехов И.Ю. Проблемы независимости аудита в современной России // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. №10.
11. Коноплянник Т. М. Основы аудита. Москва : КноРус. 2016. 392 с.
12. Лопатников В. С. Государственный аудит в системе государственного управления как фактор обеспечения экономической безопасности региона на примере Санкт-Петербурга / В. С . Лопатников, Т. Ю. Феофилова, Е. В. Радыгин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – №3 (59).
13. Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина. Платформа. Толпа. Наше цифровое будущее. Москва : Манн, Иванов и Фербер. 2019. 320 с.
14. Ниязбекова Ш.У. Современные тенденции развития финансового планирования в России и за рубежом // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2019. №3.
15. Орехов А. М. Актуальные проблемы осуществления государственного финансового контроля в РФ // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 12 (47)
16. Скиннер К. Цифровой человек. Москва : Манн, Иванов и Фербер. 2019. 304 с.
17. Степашин С. В., Сурков К. В. Государственный аудит. – М. :УППринт, 2010.
18. Ялмаев Р.А., Эльгайтарова Н.Т. Меры усиления государственного финансового контроля // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40).
19. Хутова Л.А., Эльбиева Л.Р. Направления совершенствование государственного контроля в Российской Федерации// Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40).
20. Кунижев И. Т. Особенности использования системного подхода при организации внутреннего финансового контроля // ЕГИ. 2020. №2 (28).



Вопрос-ответ:

Что представляет собой Лимская декларация?

Лимская декларация - руководящие принципы аудита, утвержденные Международным советом по государственному аудиту. Она содержит основные положения и принципы, которыми должны руководствоваться государственные аудиторы при выполнении своей работы.

Какие принципы содержит Лимская декларация?

Лимская декларация содержит такие принципы, как независимость, компетентность, объективность, конфиденциальность и др. Они направлены на обеспечение качества и надежности аудиторской работы.

Какова сущность государственного аудита?

Сущность государственного аудита заключается в проверке эффективности и законности использования государственных средств и ресурсов. Аудиторы анализируют финансовую отчетность, управленческие процессы и процедуры, чтобы определить соответствие закона и эффективность использования бюджетных средств.

Каков международный опыт в организации государственного аудита?

Международный опыт в организации государственного аудита предлагает различные методологические подходы для повышения эффективности аудиторской работы. Это включает использование современных технологий, автоматизацию процессов и внедрение лучшей практики в области финансового контроля.

Какое место занимает государственный аудит в действующей структуре государственного финансового контроля?

Государственный аудит занимает важное место в действующей структуре государственного финансового контроля. Он является одним из основных инструментов для проверки использования государственных средств и контроля за их эффективным и законным использованием.

Какая цель Лимской декларации руководящих принципов аудита?

Целью Лимской декларации является установление руководящих принципов аудита и создание основы для развития аудиторской профессии в мире.

Какие главные положения содержит Лимская декларация руководящих принципов аудита?

Основные положения Лимской декларации включают в себя определение государственного аудита, описание его сущности, рассмотрение международного опыта в организации государственного аудита и т.д.

Каким образом Лимская декларация влияет на отечественную практику государственного аудита?

Лимская декларация является руководством для отечественной практики государственного аудита, содержит ряд положений, которые применяются в реальной практике и влияют на методологию и организацию аудиторских работ.

Какое место занимает государственный аудит в структуре государственного финансового контроля?

Государственный аудит занимает важное место в структуре государственного финансового контроля, он позволяет осуществлять независимую проверку финансовых операций и эффективность использования государственных средств.

Какое нормативное правовое регулирование существует в области государственного аудита?

В области государственного аудита существует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют его основные принципы и процедуры, в том числе законодательные акты, постановления правительства и т.д.

Какая основная цель Лимской декларации руководящих принципов аудита?

Основная цель Лимской декларации заключается в установлении руководящих принципов аудита и предоставлении рекомендаций по содержанию и анализу реализации этих принципов.

Какая сущность имеет государственный аудит?

Государственный аудит - это система проверки, проводимая государственным контролером, с целью осуществления финансового контроля и контроля за исполнением бюджетных средств.