Изучение потребительских предпочтений при выборе витаминно-минеральных комплексов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Фармацевтика
  • 32 32 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 30.11.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика места витаминно-минеральных комплексом в современной фармации 5
1.1. Понятие о витаминах и минералах 5
1.2. Значение витаминов и минералов в организме человека 7
2. Характеристика потребительских предпочтений при выборе витаминно-минеральных комплексов среди посетителей аптеки ОАО «Фармация Мурманска» 11
2.1. Материалы и методы исследования 11
2.2. Результаты анализа ассортимента витаминно-минеральных комплексов в ОАО «Фармация Мурманска» 11
2.3. Анализ потребительских предпочтений посетителей аптеки при приобретении витаминно-минеральных комплексов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Приложение 1 31







Фрагмент для ознакомления

V., NaturProduktPharmaSp. zo.o., PfizerItaliaS.r.L., RottendorfPharmaGmbH, АО Вертекс, ЗАО Алтайвитамины, ЗАО МалкутНП, КапсуджельПлоэрмель, МерцФармаГмбХ и Ко.КГаА, Милве АД Фармацевтический завод, ООО Квадрат-С, ООО Крафт, ООО СантэФарм (по 0,65%, по 1 наименованию).Рисунок 2 Распределениевитаминно-минеральных комплексов по фирме-производителюРаспределениевитаминно-минеральных комплексов по форме выпуска представлено на рисунке 3.Рисунок 3 Распределениевитаминно-минеральных комплексов по форме выпускаИз рисунка следует, что большая часть препаратов выпускается в форме таблеток (25,97%, 40 наименований), таблеток, покрытых пленочной оболочкой (20,78%, 32 наименования), капсул (14,94%, 23 наименования), таблеток шипучих (11,69%, 18 наименований), таблеток жевательных (5,19%, 8 наименований), драже, саше (по 2,60%, по 4 наименования), геля (1,95%, 3 наименования). Менее всего распространены такие формы как батончик, пакетик, пастилка из белого шоколада, порошок для приготовления суспензии, сироп и таблетки быстрорастворимые (по 0,65%, по 1 наименованию).2.3. Анализ потребительских предпочтений посетителей аптеки при приобретении витаминно-минеральных комплексовМы провели опрос посетителей аптеки на улице Мира, д. 9. Всего в опросе приняло участие 60 человек. Из них мужчины составили 60,00% опрошенных (36 человек), женщины – 40,00% опрошенных (24 человека) (рисунок 4).Рисунок 4 Распределение опрошенных по полуБольшая часть опрошенных имела возраст 35-44 года (45,00%, 27 человек) и 18-24 года (21,67%, 13 человек). В возрасте 25-34 лет было 15,00% опрошенных (9 человек), 55 лет и старше – 8,33% опрошенных (5 человек), менее 18 лет – 5,00% опрошенных (3 человека), 45-54 лет – 5,00% опрошенных (3 человека) (рисунок 5).Большая часть опрошенных имела среднее специальное образование (41,67%, 25 человек) и высшее образование (31,67%, 19 человек). Незаконченное высшее образование было у 21,67% опрошенных (13 человек), среднее – у 5,00% опрошенных (3 человека) (рисунок 6). Рисунок 5Распределение опрошенных по возрастуРисунок 6 Распределение опрошенныхпо уровню образования По социальному положению большая часть опрошенных относится к работающим (81,67%, 49 человек). Не работает 10,00% опрошенных (6 человек), являются студентами 5,00% опрошенных (3 человека), пенсионерами – 3,33% опрошенных (3 человека) (рисунок 7).Рисунок 7Распределение опрошенных по социальному положениюУровень доходов большей чести опрошенных составляет 11000-20000 рублей на одного члена семьи (46,67%, 28 человек). Уровень дохода в 6000-10000 рублей характерен для 40,00% опрошенных (24 человека), 21000-35000 рублей – для 10,00% опрошенных (6 человек), менее 5000 рублей – для 3,33% орошенных (2 человека) (рисунок 8).Рисунок 8 Распределение опрошенных по уровню доходаВитаминно-минеральные комплексы приобретаются опрошенными чаще всего 2-3 раза в год (48,33%, 29 человек). Также часто витаминно-минеральные комплексы приобретаются 1 раз в год и реже (26,67%, 16 человек) и 4 раза в год и чаще (25,00%, 15 человек) (рисунок 9). Рисунок 9 Частота приобретения витаминно-минеральных комплексовВысказывая предпочтения по тем или иным витаминно-минеральным комплексам, посетители аптеки на первое место поставили Витрум (78,33%, 47 человек), Алфавит (48,33%, 29 человек), Супрадин (31,67%, 19 человек) и Компливит (25,00%, 15 человек). Также приобретаются такие витаминно-минеральные комплексы как Доппельгерц (15,00%, 9 человек), Дуовит (8,33%, 5 человек), Центрум (8,33%, 5 человек), Эвалар (6,67%, 4 человека). Другие наименования указали в 26 случаях (рисунок 10).При оценке критериев выбора витаминно-минеральных комплексов, посетители аптеки указали на преимущественное значение состава (средний балл – 5,00 баллов), безопасности (4,97 балла), цены (4,68 балла), производителя (оригинальный, дженерик) (4,50 балла),советы фармацевта (4,02 балла). Менее важными оказались страна-производитель (3,88 балла), назначение врача (3,57 балла), удобство лекарственной формы (3,55 балла) (рисунок 10).Рисунок 10 Предпочитаемые витаминно-минеральные комплексыРисунок 11 Критерии выбора витаминно-минерального комплексаАссортиментом витаминно-минеральных комплексов полностью довольны лишь 25,00% посетителей (15 человек), отчасти довольны – 46,67% посетителей (28 человек), не довольны – 13,33% посетителей (8 человек). Еще 15,00% посетителей не смогли дать ответ на поставленный вопрос (9 человек) (рисунок 12).Рисунок 12 Удовлетворенность ассортиментом витаминно-минеральных комплексов в аптекеИсточниками информации для выбора витаминно-минеральных комплексов посетители аптеки более всего предпочитают видеть Интернет (81,67%, 49 человек), мнение фармацевта (75,00%, 45 человек) (рисунок 13).Рисунок 13 Источники, которыми опрошенные руководствуются при подборе витаминно-минеральных комплексовПопулярными источниками информации также были друзья, знакомые (63,33%, 38 человек), собственный опыт (45,00%, 27 человек), мнение врача (36,67%, 22 человека). Менее всего посетители аптеки опираются на информацию из медицинской литературы, научных публикаций (11,67%, 7 человек), телевидение, радио (3,33%, 2 человека).ЗАКЛЮЧЕНИЕМы охарактеризовали потребительские предпочтения при выборе витаминно-минеральных комплексов на примере ОАО «Фармация Мурманска».Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Витамины – это биологические активные вещества исключительно разнообразные по своей природе. При дефиците витаминов наступает гиповитаминоз или авитаминоз, при избытке – гипервитаминоз (характерен только для жирорастворимых витаминов). Минералы – это также группа биологически активных веществ, которые могут быть разделены на макро- и микроминералы по содержанию в тканях организма человека. Витамины содержатся в организме человека в малом количестве, однако выполняют ряд важнейших функций, в частности принимают участие практически во всех обменных процессах, необходимы для роста и развития человека. Минералы обладают строительной функцией (кальций, фосфор), они регулируют осмотические процессы (натрий), принимают участие в процессах возбуждения клетки (натрий, калий), являются важными кофакторами для большого числа ферментов (хром, медь), частью гема (железо) и т.д.В ассортименте организации преобладают отечественные препараты (44,16%, 68 наименований), выпущенные такими фирмами как ОАО Фармстандарт-УфаВита (16,88%, 26 наименований), ООО ВнешторгФарма (15,58%, 24 наименования). Среди иностранных фирм преобладает QueisserPharmaGmbH & Co. KG (12,34%, 19 наименований). Большая часть препаратов выпускается в таблетках (25,97№, 40 наименований), таблетках, покрытых пленочной оболочкой (20,78%, 32 наименования), капсулах (14,94%, 23 наименования).Всего было опрошено 60 посетителей аптеки, из которых большая часть были женщинами (60,00%), имели возраст 35-44 года (45,00%), среднее специальное образование (41,67%), работают (81,67%), имеют доход на 1 члена семьи в районе 11-20 тыс. рублей (46,67%). Большая часть посетителей аптеки покупают витаминно-минеральные комплексы 2-3 раза в год (48,33%), предпочитает такие витаминно-минеральные комплексы как Витрум (78,33%), АлфаВит (48,33%), Супрадин (31,67%) и Компливит (25,00%), считают наиболее значимыми критериями при выборе витаминно-минеральных комплексов состав (5,00 баллов), безопасность (4,97 балла), цену (4,68 баллов), производителя (оригинальный, дженерик) (4,50 балла). Удовлетворены ассортиментом витаминно-минеральных комплексов в аптеке только 25,00% посетителей, большая часть для поиска информации по витаминно-минеральным комплексам использует сеть Интернет (81,67%).Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКДиетология/ под ред. А.Ю. Барановского. – 4-е изд. – СПБ.: Питер, 2012. – 1024 с.Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.Клиническая фармакология: учебник / В.Г. Кукес и др.; под ред. В.Г. Кукеса, Д.А. Сычева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1024 сЛитвицкийП.Ф. Патофизиология: учебник. В 2 т. Т. 1. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. – 752 с.Михайлов И.Б. Клиническая фармакология: учебник для студентов медицинских вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2019. – 637 с.МорозкинаТ.С. Витамины: Краткое рук.для врачей и студентов мед. фармацевт. и биол. специальностей/ Т.С. Морозкина, А.Г. Мойсеенок. – Минск: ООО «Асар», 2002. – 112 МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200076084 (дата обращения: 31.10.2021)Продукты с высоким содержанием железа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-zheleza-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием йода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-joda-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием калия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-fosfora-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием кальция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-kalciya-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием магния [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-magniya-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием марганца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-marganca-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием меди [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-medi-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием натрия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-natriya-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием селена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-selena-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием фосфора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-fosfora-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием хрома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-hroma-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Продукты с высоким содержанием цинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-fosfora-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).Приложение 1Уважаемые посетители. В нашем учреждении проходит изучение потребительского спроса на витаминно-минеральные комплексы. Просим Вас ответить на вопросы, предложенные нижеВаш пол?МужскойЖенский Ваш возраст?До 18 лет18-24 года25-34 года35-44 года45-54 года55 лет и болееВаше образование?ВысшееНезаконченное высшееСреднее специальноеСреднееДругое ______________________________________________________________Ваше социальное положение?УчащийсяСтудентРаботаюПенсионерНе работаюСредний уровень Вашего дохода на одного члена семьи?Менее 5000 рублей6000-10000 рублей11000-20000 рублей21000-30000 рублейСвыше 30000 рублейКак часто в течение последнего года Вы приобретали витаминно-минеральные комплексы?Не приобретал(а)1 раз и реже2-3 раза4 раза и чащеКаким витаминно-минеральным комплексам Вы отдаете предпочтение?АлфаВитВитрумДоппельгерцДуовитКомпливитМульти ТабсСупрадинЦентрумЭваларДругое (укажите) _____________________________________________________Оцените, насколько Вы удовлетворены ассортиментом витаминно-минеральных комплексов в аптеке?ПолностьюОтчастиНе удовлетворен(а)Затрудняюсь с ответомКаким критерием Вы руководствуетесь при выборе витаминно-минерального комплекса в большей степени (оцените по пятибалльной шкале каждый критерий от 1 – незначимо до 5 – очень значимо)?Цена: ___ балловПроизводитель (иностранный, отечественный): ___ балловПроизводитель (оригинальный, дженерик): ___ балловСостав: ___ балловУдобство лекарственной формы: ___ балловНазначение врача: ___ балловСовет фармацевта: ___ балловБезопасность: ___ балловДругое (указать) _______________: ___ балловКакими источниками Вы руководствуетесь при выборе витаминно-минеральных комплексов (можно несколько вариантов ответов)?Собственный опытМедицинская литература, научные публикацииМнение врачаМнение фармацевтаДрузья, знакомыеИсточники их сети Интернет (форумы, популярные статьи и др.)Телевидение, радиоДругое (укажите) _____________________________________________________Спасибо за участие в опросе! Здоровья Вам и Вашей семье!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Диетология/ под ред. А.Ю. Барановского. – 4-е изд. – СПБ.: Питер, 2012. – 1024 с.
2. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.
3. Клиническая фармакология: учебник / В.Г. Кукес и др.; под ред. В.Г. Кукеса, Д.А. Сычева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1024 с
4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. В 2 т. Т. 1. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. – 752 с.
5. Михайлов И.Б. Клиническая фармакология: учебник для студентов медицинских вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2019. – 637 с.
6. Морозкина Т.С. Витамины: Краткое рук. для врачей и студентов мед. фармацевт. и биол. специальностей/ Т.С. Морозкина, А.Г. Мойсеенок. – Минск: ООО «Асар», 2002. – 112
7. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200076084 (дата обращения: 31.10.2021)
8. Продукты с высоким содержанием железа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-zheleza-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
9. Продукты с высоким содержанием йода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-joda-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
10. Продукты с высоким содержанием калия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-fosfora-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
11. Продукты с высоким содержанием кальция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-kalciya-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
12. Продукты с высоким содержанием магния [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-magniya-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
13. Продукты с высоким содержанием марганца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-marganca-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
14. Продукты с высоким содержанием меди [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-medi-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
15. Продукты с высоким содержанием натрия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-natriya-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
16. Продукты с высоким содержанием селена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-selena-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
17. Продукты с высоким содержанием фосфора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-fosfora-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
18. Продукты с высоким содержанием хрома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-hroma-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).
19. Продукты с высоким содержанием цинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frs24.ru/st/soderzhanie-fosfora-v-produktah/ (дата обращения: 31.10.2021).




Вопрос-ответ:

Какие витамины и минералы входят в состав витаминно-минеральных комплексов?

В состав витаминно-минеральных комплексов могут входить различные витамины, такие как витамин С, витамин E, витамин D, витамин В12 и др. Также в комплексы могут быть добавлены различные минералы, например, железо, цинк, кальций и другие.

Какое значение имеют витамины и минералы для организма человека?

Витамины и минералы имеют большое значение для организма человека. Они необходимы для нормального функционирования организма, поддержания иммунитета, укрепления костей и зубов, развития мозга, улучшения памяти и много других процессов. Недостаток витаминов и минералов может привести к различным заболеваниям и проблемам со здоровьем.

Какие потребительские предпочтения наблюдаются среди посетителей аптеки при выборе витаминно-минеральных комплексов?

При выборе витаминно-минеральных комплексов посетители аптеки обычно ориентируются на несколько факторов. Важными критериями являются бренд и репутация производителя, наличие необходимых витаминов и минералов в составе, цена, рекомендации врачей и отзывы других потребителей. Также некоторые люди предпочитают комплексы с натуральными ингредиентами и отсутствием искусственных добавок.

Как проводилось исследование потребительских предпочтений при выборе витаминно-минеральных комплексов?

Исследование проводилось среди посетителей аптеки ОАО "Фармация" в городе Мурманск. Были проведены опросы, в которых респондентам задавались вопросы о их потребительских предпочтениях и критериях выбора витаминно-минеральных комплексов. Также был проанализирован ассортимент витаминных комплексов в аптеке.

Какие витамины и минералы входят в состав витаминно-минеральных комплексов?

В состав витаминно-минеральных комплексов могут входить различные витамины и минералы, такие как витамин А, витамин В, витамин С, витамин D, витамин E, железо, кальций, цинк и другие. Конкретный состав зависит от производителя и цели применения комплекса.

Каково значение витаминов и минералов для организма человека?

Витамины и минералы играют важную роль в функционировании организма человека. Они участвуют в обмене веществ, поддерживают работу иммунной системы, улучшают здоровье кожи, волос и ногтей, способствуют нормализации работы сердечно-сосудистой системы и других органов.

Какие потребительские предпочтения выявлены при выборе витаминно-минеральных комплексов среди посетителей аптеки?

При исследовании потребительских предпочтений при выборе витаминно-минеральных комплексов среди посетителей аптеки были выявлены следующие факторы: цена продукта, состав комплекса, бренд производителя, рекомендации врача, наличие необходимых витаминов и минералов, форма выпуска продукта и др. Каждому покупателю были важны разные аспекты при выборе комплекса.

Какие результаты были получены при анализе ассортимента витаминно-минеральных комплексов в аптеке?

Результаты анализа ассортимента витаминно-минеральных комплексов в аптеке показали, что представлены различные бренды и разнообразные формы выпуска комплексов. Большинство комплексов содержат основные витамины и минералы. Доступны как комплексы для взрослых, так и для детей. Также представлены специализированные комплексы для беременных, спортсменов и др. В целом, ассортимент витаминно-минеральных комплексов довольно широкий.