История управления в социальных и экономических системах
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 03.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты истории управления в социальных и экономических системах 5
1.1 Предпосылки возникновения управления в социальных и экономических системах 5
1.2 Эволюция концепций управления социальноэкономическими системами 7
Глава 2. Анализ итогов развития управления в социальных и экономических системах 16
2.1 Становление современной системы управления социальными и экономическими системами в разных странах 16
2.2 Перспективы развития 20
Заключение 27
Список используемой литературы 28
4. Определение конфигурации позиционирования основных категорий теории управления, в их взаимодействии с составляющими корреспондирующих дисциплин, областей научных знаний и сфер практической деятельности. Это позволит выделить спектр ключевых проблем теории и организации управления, исследование и разрешение противоречий которых обеспечивают повышение уровня управляемости объекта при одновременном увеличении гибкости осуществляемого взаимодействия. Его определение позволит конструктивно разрешить одну из актуальных научно-методических проблем мобилизации и интеграции ресурсов междисциплинарного знания для решения практических задач управления. 5. Ключевой особенностью организации и проведения исследований теории управления должны стать постановка и применение адаптированных агрегаций процессного, инженерного, проектного подходов в управлении формированием, функционированием и развитием социально-экономических систем. Динамичные процессы построения и применения основанного на них инструментария, изначально соответствуя процессной природе управления как целенаправленного воздействия, позволяют профессионально проектировать и осуществлять организацию управления. Этим определяется приоритет освоения профессиональных компетенций, на основе которых мобилизуются и используются должностные, лидерские, коммуникационные качества и, конечно же, талант руководителя. 6. В качестве ключевого ресурса управления, формируемого умножением человеческого капитала, необходимо обосновать адекватную современным реалиям концепцию пожизненного профессионального совершенствования персонала управления. Эта разработка не была завершена в ходе развития науки и практики управления, поскольку так и не была конструктивно решена ее ключевая задача постановки концепции управления поведением работника, подразделения, корпорации как активного участника социально-экономической системы. Человеческий фактор действительно стал «ахиллесовой пятой» управления, не позволяющей адекватно учитывать воздействия таких радикально влияющих соотношений его качеств, как: активность и инертность, результативность и корыстность, отзывчивость и эгоизм, ассимилированость и замкнутость и т. п. 7. Определить место и роль в науке и практике управления идентификации, сочетания и трансформации отношений собственности, обусловливающих особые формы и методы их учета в выработке стратегии и реализации тактики управления. Вместе с тем необходимо проанализировать и оценить конструктивность и устойчивость их противостояния нарастающим трендам оппортунистической реакции топ-менеджеров, которые должны превентивно и гармонично уравновешивать такие морально нравственные приоритеты поведения персонала управления, как честность, доверие, справедливость, участие, декларируемые в рамках конструктивных концепций управления собственностью. 8. Ключевой задачей в условиях бурного развития современных трендов модернизации становится постановка и осуществление реально востребованных и перспективно прогнозируемых программ цифровизации процессов и систем управления. Для ее конструктивного решения необходимо изначально понимать, что основой осуществления всего многообразия разрабатываемых и корреспондирующих между собой программ цифровизации становится их реальная расчетность. Очевидно, что в решении задач цифровизации управления необходимо расчетно обосновывать и прогностически просчитывать целесообразность всех осуществляемых трансформаций. Для этого также необходимо расширять применение не только математического, но и логического расчета, что само по себе требует большой предварительной теоретической и организационной проработки. Анализ результатов В ходе исследований, обоснований, построения концепций научной школы необходимо, прежде всего, конструктивно разрешить ключевой вопрос: «Какой подход может стать доминирующим: традиционный, эклектический или инновационный?». Сам по себе эклектический подход не является априори неприемлемым - он в какой-то степени даже неизбежен. Очевидно, что эклектический подход может обеспечить не только учебно-методологическое согласование, но и конструктивную оптимизацию элементов теории с точки зрения определения ее состава и содержания на единой концептуальной основе [4]. Однако следует понимать, что, базируясь преимущественно на этом подходе, невозможно сформировать значимую для социума теорию управления, – нужны инновации, и, что принципиально важно, изначально системные. Инновационность науки управления должна проявляться в построении интегрированной теории (метатеории), обеспечивающей исчерпывающее представление свода закономерностей целенаправленного воздействия. Особый акцент в теории будет сделан на выявлении закономерностей поведения работника, отношений персонала организации, управления всем спектром процессов взаимодействия в ней и с ней. Такой подход позволяет объединить в единую целостную концепцию идеи и методы общего и стратегического управления, экономики и организации, психологии и социологии взаимодействия, нейрофизиологии, математики и других наук. В целом конструктивное решение такой задачи обеспечивает сочетание практически всего спектра подходов, инструментов, способов обоснования, постановки, освоения и использования теории управления социально-экономическими системами. [5]Для обоснованной адаптации и целенаправленного применения такого инструментария в ходе исследования и построения фундаментальной теории управления социально-экономическими системами целесообразно выделить, идентифицировать и позиционировать основные образующие признаки формирующей и представляющей ее научной школы: 1) в качестве ключевого признака формирования научной школы артикуляцию проблемы, раскрывающую сущность и содержание рассматриваемых и представляемых положений и концепций; 2) в качестве организационной основы исследования и разрешения артикулированной проблемы постановку единой методологии, обеспечивающей выявление, анализ, оценку и построение основных составляющих теории; 3) в качестве исследовательской программы, включающей в себя «жесткое ядро», объединяющее собственно теорию управления и «адаптирующий пояс», складывающийся из прикладных дисциплин, специализирующих использование теории управления, определить: – выделение лидеров, в том числе коллективных; – воспроизводство учеников и последователей; – распространение базовых концепций теории; – развитие социальной инфраструктуры; – общественное признание статуса. Естественно, как состав, так и содержание этой программы должны перманентно модернизироваться в соответствии с выдвигаемыми гипотезами, проводимыми исследованиями и получаемыми результатами. Заключение На сегодняшний день, в отечественной научной среде только формируется фундаментально обоснованная, конструктивно выраженная, общепризнанная научная школа теории управления социально-экономической системой. Ее отсутствие деструктивно влияет не только на исследовательские и образовательные процессы, но и даже на обеспечение безопасного и самостоятельного развития общества в целом. Речь, в том числе, идет о навязывании враждебных отечественным устоям, традициям, приоритетам смыслов, искажающих социальные культурные коды, лишающих национальные корпорации ключевых конкурентных преимуществ, не раз обеспечивавших достижение всемирно признаваемых результатов. Необходимость формирования национальной научной школы теории управления социально-экономическими системами обусловлена еще и тем обстоятельством, что сегодня происходит постепенный разворот от либеральной экономической модели к становлению новой государственно-капиталистической концепции. Она неизбежно обеспечит «восстановление» в новых социально-экономических условиях, функций планирования, координации, организации и других классических категорий теории управления. Итак, все это повлечет за собой необходимость обоснования нового представления состава и содержания теории управления социально-экономическими системами. Процесс этот достаточно сложный, трудоемкий и может быть реализован только объединенными усилиями всех заинтересованных сообществ, интегрированных в современную сетевую научную коммуникацию. ЗаключениеПод социально-экономической системой понимается определенный набор взаимосвязанных социально-экономических институтов и отношений, которые взаимодействуют между собой, при этом отношения заключаются в распределении и потреблении ресурсов, товаров и услуг,Таким образом, эти системы включают в себя все элементы макроструктуры, такие как государство, общество, бизнес, культуру и т. д., а также местное образование - регион, отрасль, организацию и т. д.Как и любая другая система, социально-экономическая имеет ряд характеристик. Эта система обладает, прежде всего, рядом системных качеств, среди которых выделяются экономические отношения, что предполагает локализацию этой системы в экономическом времени и пространстве. То есть предполагает наличие социально-экономической системы в определенных субъектах и организациях внутри страны. Экономическая активность отношений может проявляться в конкретной деятельности по созданию организации или предприятия, в реализации проектов, участии в процессах, происходящих в экономике.Социально-экономическая система наделена рядом специфических свойств. Во-первых, целостность, то есть внесение изменений хотя бы в один из ее элементов повлечет за собой изменение всей существующей системы. Во-вторых, строго подчиненная иерархия, характеризующаяся наличием элементов как низшего, так и высшего порядка. В-третьих, он обладает свойством интегративности, предполагая, что вся система обладает свойствами одного из отсутствующих в ней элементов, или наоборот, некоторые из элементов этой системы могут иметь свойства, не характерные для нее.Для полноценного функционирования социально-экономической системы необходимо осуществлять грамотное и ровное управление, имеющее определенные особенности.Список используемой литературыАврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов / С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 405 с.
1. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
2. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
3. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
4. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
5. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
6. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
7. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
8. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
9. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
10. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
11. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
12. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
13. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
14. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
15. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
16. Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
17. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
18. Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов / С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 405 с.
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки привели к возникновению управления в социальных и экономических системах?
Возникновение управления в социальных и экономических системах было обусловлено несколькими предпосылками, такими как: увеличение сложности социально-экономических процессов, необходимость координировать действия различных агентов, потребность в оптимизации использования ресурсов и достижении поставленных целей.
Какова эволюция концепций управления социально-экономическими системами?
Эволюция концепций управления социально-экономическими системами прошла через несколько этапов. Изначально в основе управления лежали иерархические подходы, где принятие решений и распределение ресурсов осуществлялись централизованно. Затем возникли концепции децентрализованного управления, где власть и решения были переданы нижестоящим уровням. В настоящее время актуальными являются концепции сетевого управления, где взаимодействие и координация осуществляются между различными участниками системы.
Каковы итоги развития управления в социальных и экономических системах?
Итоги развития управления в социальных и экономических системах показывают, что современная система управления включает в себя элементы различных концепций и подходов. Она стремится к более гибкому и эффективному управлению, основанному на взаимодействии, сотрудничестве и обмене информацией между различными участниками системы.
В каких странах становление современной системы управления социальными и экономическими системами прошло успешно?
Становление современной системы управления социальными и экономическими системами прошло успешно во многих странах. Например, в Японии была разработана и успешно применяется концепция "каизен", которая основана на постоянном улучшении процессов и управлении качеством. Также в США разработаны и успешно внедрены концепции управления качеством (Total Quality Management) и управления проектами (Project Management).
Когда появилось управление в социальных и экономических системах?
Управление в социальных и экономических системах началось появляться с появлением первых организованных обществ. Оно было необходимо для регулирования и координации деятельности людей внутри таких систем.
Какие предпосылки привели к возникновению управления в социальных и экономических системах?
Одной из главных предпосылок возникновения управления в социальных и экономических системах была необходимость эффективного использования ресурсов и организации коллективной деятельности. Также важными факторами были появление специализации труда и потребности в координации и контроле внутри общества.
Какие концепции управления социально-экономическими системами существовали в прошлом?
В прошлом существовали различные концепции управления социально-экономическими системами. Некоторые из них включали централизованное управление, где все решения принимались верховной властью, а другие основывались на концепции рыночного самоуправления, где каждый участник самостоятельно принимал решения и указывал направление своей деятельности.
Какими изысканиями научились мы говорить об управлении социально-экономическими системами?
Изучение управления социально-экономическими системами привело к развитию таких научных дисциплин, как экономика, менеджмент, социология и другие. Благодаря этим наукам сегодня мы можем говорить о стратегическом планировании, организации труда, мотивации персонала и других аспектах управления в социально-экономических системах.
Как различалась система управления социальными и экономическими системами в разных странах?
Системы управления социальными и экономическими системами в разных странах могут существенно отличаться. Некоторые страны применяют централизованную модель, где основные решения принимаются верховными органами власти. Другие страны предпочитают децентрализацию и разделение властей на разных уровнях. Есть также гибридные модели, которые сочетают и централизацию, и децентрализацию в разной степени.
Какие предпосылки привели к возникновению управления в социальных и экономических системах?
Предпосылки возникновения управления в социальных и экономических системах были обусловлены постоянным развитием общества и необходимостью эффективного управления ресурсами и процессами. Рост сложности системы, возрастание количества участников, взаимодействующих в рамках системы, а также появление новых технологий и информационных средств обмена требовали появления инструментов и методов управления для эффективной координации и контроля.
Какие концепции управления социально-экономическими системами существовали и эволюционировали со временем?
Эволюция концепций управления социально-экономическими системами проходила через несколько этапов. Вначале преобладало концепция классического управления, основанная на иерархической структуре и дисциплине. Затем развивалась концепция научного управления, которая акцентировала внимание на рациональной организации труда и повышении эффективности. В 20 веке стали разрабатываться теории управления, которые учитывали человеческий фактор, мотивацию и вовлечение сотрудников в процесс управления. Современные концепции управления подчеркивают важность гибкости, адаптивности и инноваций с учетом современной экономической и социальной среды.