Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет
Заказать уникальный доклад- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 04.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1.1 Особенности формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста...........……………………………………….4
1.2 Анализ программ по формированию элементарных математических представлений ……………………………………………..…………………..6
1.3 Основные методы и приемы формирования элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет…….................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................17
Инструкция применяется при подготовке дошкольников к выполнению самостоятельной деятельности и представляет собой конкретный алгоритм действий для получения необходимого результата. Инструкция дается перед каждым новым действием или полностью до начала деятельности дошкольников.Пояснение и указания используются педагогом также при демонстрации (показе) способа деятельности или в процессе выполнения дошкольниками действий и имеют целью предупреждение ошибок и затруднений. Пояснения и указания должны быть краткими и конкретными.Применение вопросов к воспитанникам активизирует познавательную активность детей и направлено на более глубокое усвоение и осмысление математических понятий. Вопросы должны строится по традиционным педагогическим принципам: от простых, констатирующих, описывающих конкретные признаки и свойства предметов, к более сложным, требующим установление причинно-следственных зависимостей, обоснования и объяснения, использование простейших доказательств. Вопросы к воспитанникам задаются после демонстрации и объяснения воспитателем, выполнения дошкольниками каких-либо практических действий. Например, при разделении прямоугольника из бумаги на две равные части, от воспитателя могут последовать следующие вопросы: «Как называются полученные части? Кокай формы мы получили части? Как разделить полученные части ещё раз пополам? и т.д.). По правилам вопросно-ответных методов обучения, вопросы, имеющие дидактическую направленность, должны быть точными и последовательными, воспитатель должен давать время на обдумывание, а также может задавать вопросы всей группе или конкретному ребенку[6, 10].Включение в образовательный процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировки и других). Основной мыслительной операцией на занятиях по математическому развитию, в данном случае, у детей среднего дошкольного возраста, выступает сравнение, в основе которой лежит определение сходств и различий между объектами (сравнение по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т.д.). На втором месте, выступают анализ и синтез, используемые на занятиях по формированию представлений об «один», «много», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами[2].Наглядно-практический прием моделирования, включающий в себя создание моделей дошкольниками по образцу педагога. Данный метод не только активизирует познавательную активность дошкольников, но и имеет предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления. Наглядно-практический прием моделирования в образовательной деятельности непосредственно связан с приемами включение анализа и синтеза в познавательную деятельность дошкольников, с умением находить внешние и внутренние связи и свойства предметов [3]. При формировании элементарных математических представлений у дошкольников метод моделирования адекватен и необходим при знакомстве с временными представлениями (сутки, неделя, месяц, год, календарь), количественных представлений (числовые фигуры), пространственных представлений (геометрические фигуры). В данном случае педагогом используются предметные, схематические и графические виды моделей.Экспериментирование представляет собой опытно-экспериментальный прием познания детьми окружающей действительности через непосредственное наблюдение ребенком связей и последовательностей. Прием экспериментирования применяется в области математического развития в измерениях.Педагогический прием контроля и оценки, предполагающий наблюдение педагога за процессом практической деятельности дошкольников и за результатами. Контролирование в образовательной деятельности сопровождается устным пояснением, демонстрацией правильной последовательности действий, образца, коррекцией ошибочных действий. Таким образом, мы рассмотрели основные методы и приемы формирования элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет.ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования об обеспечении познавательного развития дошкольника, в частности, формировании у них элементарных первичных математических представлений.В качестве цели исследования мы определили изучение особенностей формирования элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет в свете современных педагогических требований.Под математическим развитием дошкольников, вслед за Н.А. Забродиной, мы понимаем процесс качественных изменений в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста обусловленный формирование математических представлений и понятий.Анализ содержания программ по формированию математических представлений дошкольников показал, что математическое развитие дошкольников реализуется в процессе познавательной деятельности на специально организованных занятиях и также в процессе самостоятельной деятельности воспитанников путем создания продуктивной предметно-развивающей среды.К традиционным методам обучения детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) элементарным математическим представлениям относятся: наглядные, словесные, практические и игровые.Ведущим методомв формировании у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений является практический метод обучения в совокупности с игровым методом, который заключается в организации практической игровой деятельности дошкольников, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - [Электронный ресурс]: http://минобрнауки.рф/документы/6261, свободный. (дата обращения: 02.11.2021)Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.Гавриш А.И. Формирование математических представлений детей с помощью геометрического материала / А.И. Гавриш, А.Ю. Покрыщенко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58/2. – С. 72-75. Забродина Н.А. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности: учебное пособие / Н.А. Забродина. – Ульяновск: УлГПУ, 2018. – 76 с.Лукаш В.А. Формирование математических представлений детей младшего дошкольного возраста / В.А. Лукаш // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 234-236. Мукаева А.Ш. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие / А.Ш. Мукаева. - Махачкала: АЛЕФ, 2019. – 169 с.Мусс Г.Н. Особенности развития представлений у дошкольников о качествах и свойствах предметов / Г.Н. Мусс // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 49-53. Фалькович Т.А. Особенности формирования математических представлений у дошкольников / Т.А. Фалькович. – Москва: ВАКО, 2017. – 207 с. Хакимова Г.С. Формирование пространственных представлений и элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста / Г.С. Хакимова // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 132-134. Хижняк Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебноепособие / Л.А. Хижняк.– М.:МГОУ, 2019. - 80 с.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - [Электронный ресурс]: http://минобрнауки.рф/документы/6261, свободный. (дата обращения: 02.11.2021)
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
3. Гавриш А.И. Формирование математических представлений детей с помощью геометрического материала / А.И. Гавриш, А.Ю. Покрыщенко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58/2. – С. 72-75.
4. Забродина Н.А. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности: учебное пособие / Н.А. Забродина. – Ульяновск: УлГПУ, 2018. – 76 с.
5. Лукаш В.А. Формирование математических представлений детей младшего дошкольного возраста / В.А. Лукаш // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 234-236.
6. Мукаева А.Ш. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие / А.Ш. Мукаева. - Махачкала: АЛЕФ, 2019. – 169 с.
7. Мусс Г.Н. Особенности развития представлений у дошкольников о качествах и свойствах предметов / Г.Н. Мусс // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 49-53.
8. Фалькович Т.А. Особенности формирования математических представлений у дошкольников / Т.А. Фалькович. – Москва: ВАКО, 2017. – 207 с.
9. Хакимова Г.С. Формирование пространственных представлений и элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста / Г.С. Хакимова // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 132-134.
10. Хижняк Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.А. Хижняк. – М.: МГОУ, 2019. - 80 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности формирования математических представлений у детей 4-5 лет?
У детей в этом возрасте начинается процесс формирования элементарных математических представлений. Дети могут понимать понятия больше-меньше,добавления и вычитания. Однако, у них еще слабо развит логический и абстрактный мыслительный процесс.
Какие программы существуют для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет?
Существуют различные программы и методики, направленные на формирование математических представлений у детей. Некоторые из них включают игры, задания, которые развивают логику, расширяют представление о числах, формах и пространстве.
Какие методы и приемы используются для формирования элементарных математических представлений у детей?
Для формирования элементарных математических представлений у детей используются различные методы и приемы. К ним относятся игры с числами, геометрическими фигурами, логическими задачами. Важно, чтобы дети могли на практике применять полученные знания.
На кого направлены программы по формированию элементарных математических представлений у детей?
Программы по формированию элементарных математических представлений направлены на детей среднего дошкольного возраста, 4-5 лет. Это возраст, когда дети активно развиваются, и начинают интересоваться математикой.
Какие программы и методики можно рекомендовать для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет?
В качестве рекомендаций для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет можно назвать программы и методики: "Математика без проблем", "Математика в играх и упражнениях", "Учимся считать". Они содержат разнообразные игры и задания, способствующие развитию математических навыков.
Какие особенности формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста?
Особенности формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста заключаются в том, что ребенок начинает понимать основные математические понятия, такие как количество, форма, размер и пространство. Он также осваивает навыки сравнения, классификации и счета. В этом возрасте важно обеспечить ребенку разнообразные опыты и игры, чтобы помочь ему развивать эти представления.
Какие программы существуют по формированию элементарных математических представлений?
Существует множество программ, которые помогают формированию элементарных математических представлений у детей. Некоторые из них включают в себя игры с числами, геометрическими формами и различными материалами. Другие программы предлагают специально разработанные уроки, посвященные разным аспектам математики - от счета до решения простых математических задач. Выбор программы зависит от нужд и предпочтений каждого ребенка.
Какие основные методы и приемы используются при формировании элементарных математических представлений?
Основные методы и приемы формирования элементарных математических представлений включают в себя использование игр, конкретных материалов, анализа и сравнения, моделирования и проблемного обучения. Детям предлагаются задания, которые требуют использования математических навыков и позволяют развить их представления о величинах, формах, числах и других математических концепциях.
Какие элементарные математические представления развиваются у детей 4-5 лет?
У детей 4-5 лет развиваются элементарные математические представления о количестве, форме, размере и пространстве. Они начинают считать до десяти и более, понимают понятия больше-меньше и длиннее-короче, могут сравнивать и классифицировать объекты по их свойствам. Они также начинают осознавать геометрические формы и их свойства, такие как треугольник, квадрат, круг и т. д.
Какие элементарные математические представления формируются у детей 4-5 лет?
Дети в этом возрасте осваивают такие элементарные понятия, как числа, счет, геометрические фигуры, размеры и объемы, временные отношения и простейшие операции с числами.
Какие особенности формирования математических представлений можно наблюдать у детей среднего дошкольного возраста?
Дети в этом возрасте активно развивают эмпирическое мышление, они осваивают математические представления через конкретные действия и наглядные образы, используя игровую и практическую деятельность.
Какие программы существуют для формирования элементарных математических представлений у дошкольников?
Существует большое количество программ, направленных на развитие математических способностей у дошкольников. Некоторые из них включают игровые и практические задания, другие используют наглядные пособия и различные материалы для занятий.