ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА В ПОКОЕ И ПОСЛЕ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 07.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 4
1.1. Артериальное давление как один из основных физиологических параметров, характеризующий систему кровотока человека 4
1.2. Влияние мышечной работы на артериальное давление 5
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
2.1. Цель и задачи исследования 10
2.2. Методы исследования 10
2.3. Организация исследования 11
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 13
3.1. Уровень артериального давления в покое 13
3.2. Уровень артериального давления во время выполнения мышечной работы 14
3.3. Показатели артериального давления в период восстановления после мышечной работы у юношей и девушек 18-20 лет 17
3.3. Динамика артериального давления до, в процессе и после выполнения мышечной работы 18
ВЫВОДЫ 21
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

Рис. – САД в покое, в процессе и после выполнения мышечной работыДинамика ДАД в покое, в процессе и после выполнения мышечной работы представлена на рисунке 7. Как следует из приведенных данных, ДАД меняется несколько иначе. В частности, ДАД у девочек нарастает плавно, не интенсивно, через 5 минут после выполнения мышечной работы снижается, через 10 минут после выполнения мышечной работы становится практически равен показателям в покое. У мальчиков и в группе в целом показатель растет неравномерно – плавно до 3 минуты, резко на 3-5 минуте выполнения мышечной работы. Затем происходит такое же резкое снижение до уровня, сравнимого с уровнем в покое. Вероятно, компенсаторные механизмы в организме девочек в 13-14 лет более сформированы, чем у мальчиков. Рис. – ДАД в покое, в процессе и после выполнения мышечной работыПодводя итоги, можно говорить о том, что:Уровень САД и ДАД на всех этапах эксперимента у испытуемых находится в пределах нормы.САД и ДАДдевочек ниже, чем САД и ДАД мальчиков.САД и ДАД нарастают в процессе выполнения мышечной работы, затем снижаются. САД нарастает более резко, ДАД – неравномерно у девочек и мальчиков.ВЫВОДЫПодводя итоги, можно сделать ряд выводов:Уровень САД в покое у юных футболистов составляет 119,91±1,79 мм рт. ст. (мальчики – 124,50±1,18 мм рт. ст., девочки – 114,40±1,25), ДАД – 73,45±0,59 мм рт. ст. (мальчики – 73,50±0,8 мм рт. ст., девочки – 73,40±0,93).В процессе выполнения мышечной работы САД и ДАД нарастают. Причем более интенсивное нарастание характерно до 3 минуты, затем наблюдается плато, что говорит о включении компенсаторных механизмов. Так, через 1 минуту САД составляет 149,18±3,27 мм рт. ст. (мальчики – 158,17±0,75 мм рт. ст., девочки – 138,40±2,20), через 3 минуты – 167,73±4,80 мм рт. ст. (мальчики – 173,67±5,87 мм рт. ст., девочки – 160,60±7,19 мм рт. ст.), через 5 минут – 171,18±4,40 мм рт. ст. (мальчики – 174,67±6,77 мм рт. ст., девочки – 167,00±5,46 мм рт. ст.). Уровень ДАД составил через 1 минуту 75,82±0,82 мм рт. ст. (мальчики – 76,00±1,34 мм рт. ст., девочки – 75,60±0,98 мм рт. ст.), через 3 минуты – 77,55±0,74 мм рт. ст. (мальчики – 77,00±0,86 мм рт. ст., девочки – 78,20±1,32 мм рт. ст.), через 5 минут – 83,45±1,27 мм рт. ст. (мальчики – 85,67±1,33 мм рт. ст., девочки – 80,80±1,71мм рт. ст.).После выполнения мышечной работы уровень САД и ДАД снижается до уровня в покое. Так, дляСАД это 130,55±47,55 мм рт. ст. через 5 минут (мальчики – 128,50±73,83 мм рт. ст., девочки – 133,00±3,16 мм рт. ст.), 118,27±1,31 мм рт. ст. через 10 минут (мальчики – 117,33±1,67 мм рт. ст., девочки – 119,40±2,16 мм рт. ст.). Для ДАД – 76,45±1,69 мм рт. ст. через 5 минут (мальчики – 73,83±2,12 мм рт. ст., девочки – 79,60±2,11 мм рт. ст.), 75,55±0,98 через 10 минут (мальчики – 76,00±1,32 мм рт. ст., девочки – 75,00±1,58 мм рт. ст.).ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИНа основании полученных данных можно дать следующие практические рекомендации:Применять мониторинг АД при проведении тренировочных занятий как показатель компенсаторных процессов в организме, их состоятельности.Применять типы гемодинамики на основе АД при построении тренировочного процесса в краткосрочной и долгосрочной перспективе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБринВ.Б. Нормальная физиология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.Б. Брин и др.; под ред. Б.И. Ткаченко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 687 с.БуспорточныйД.А. Показатели артериального давления на нагрузке у юных спортсменов / Д.А. Беспорточный, Л.М. Макаров, В.Н Комолятова, И.И. Киселев, Н.Н. Федина // Российский кардиологический журнал, 2019. – № 4S2. – С. 29.БуспорточныйД.А. Показатели артериального давления при проведении пробы с физической нагрузкой у юных элитных спортсменов / Д.А. Беспорточный, Л.М. Макаров, В.Н Комолятова, Н.Н. Федина, И.И. Киселева // Российский кардиологический журнал, 2020. – № S2. – С. 30.БуспорточныйД.А. Показатели суточного мониторирования артериального давления у спортсменов с высокими значениями артериального давления на нагрузке / Д.А. Беспорточный, Л.М. Макаров, В.Н Комолятова, И.И. Киселев, Н.Н. Федина // Российский кардиологический журнал, 2021. – № S6. – С. 36.Дегтярев В.П. Нормальная физиология: учебник для студ. образоват. учреждений высшего проф. образования / В.П. Дегтярев, Е.Д. Сорокина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 477 с.Епишев В.В. Сравнительная оценка динамики показателей периферической гемодинамики учащихся среднего школьного возраста при различной направленности физических воздействий / В.В. Епишев, Р.Ф. Сафиуллин // Человек. Спорт. Медицина, 2009. – № 7 (140). – С. 130-134. Калиниченко А.В. Особенности артериального давления у студентов-спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса / А.В. Калиниченко, С.А. Коваленко, С.И. Токарь, Д.Н. Харченко // Pedagogics, psychology, medical-biologicalproblemsofphysicaltrainingandsports, 2011. – № 11. – С. 55-59.Короткова Г.В. Корреляционные связи параметров центральной и периферической гемодинамики у девушек 18-22 лет при физических нагрузках / Г.В. Короткова, Э.А. Городниченко, С.Н. Ревенко // Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2009. – № 3. – С. 30-32.МестниковаЕ.Н. Функциональные возможности сердца у спортсменов с разным уровнем артериального давления в Республике Саха (Якутия) / Е.Н. Местникова, Ф.А. Захарова, И.А. Пинигина, Н.В. Махарова // Саратовский научно-медицинский журнал, 2020. – Т. 16. – № 2. – С. 452-458.Мирошников А.Б. Артериальное давление и гемодинамика левого желудочка у спортсменов силовых видов спорта тяжелых весовых категорий / А.Б. Мирошниченко, А.В. Смоленский, А.Д. Форменов, С.Ю. Золичева // Международный журнал сердца и сосудистых заболеваний, 2019. – № 7. – № 23. – С. 4-9.Мирошников А.Б. Влияние окислительных способностей мышц на артериальное давление спортсменов силовых видов спорта / А.Б Мирошниченко, П.Н. Левашов, А.В. Тарасов, А.Д. Форменов // Теория и практика физической культуры, 2021. – № 3. – С. 59-61.Оляшев Н.В. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе учета типа гемодинамики / Н.В. Оляшев, И.А. Варенцова, В.Н. Пушкина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2015. – № 1. – С. 27-32.Орел В.Р. Сосудистая нагрузка сердца у спортсменов во время и после окончания мышечной работы / В.Р. Орел, А.В. Михайлова, А.Н. Гацунаев // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, 2016. – Т. 10. – № 2. – С. 193-198.Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.Попова М.А. Вегетативная регуляция и циркадный ритм артериального давления спортсменов, тренирующихся на Севере / М.А Попова, Р.М. Сафин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2015. – № 1 (34). – С. 181-190.РусановВ.Б. Системные изменения центральной гемодинамики в условиях адаптации к физическим нагрузкам на выносливость / В.Б. Русанов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2009. – № 8. – С. 267-275.СапинМ.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб.пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.Судаков К.В. Нормальная физиология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / К.В. Судаков и др.; под ред. К.В. Судакова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 875 с.ТельЛ.З. Нормальная физиология: учебник для высшего профессионального образования / Л.З. ТЕль, Н.А. Агаджанян, К.М. Хамчиев и др.; пол ред. Л.З. Теля, Н.А. Агаджаняна. – М.: Литтерра, 2021. – 831 с.ХалявкинаИ.О. Типологические особенности реактивности сердечно-сосудистой системы у юношей с разными типами гемодинамики / И.О. Халявкина // Журнал фундаментальной медицины и биологии, 2016. – № 4. – С. 36-45.

1. Брин В.Б. Нормальная физиология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.Б. Брин и др.; под ред. Б.И. Ткаченко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 687 с.
2. Буспорточный Д.А. Показатели артериального давления на нагрузке у юных спортсменов / Д.А. Беспорточный, Л.М. Макаров, В.Н Комолятова, И.И. Киселев, Н.Н. Федина // Российский кардиологический журнал, 2019. – № 4S2. – С. 29.
3. Буспорточный Д.А. Показатели артериального давления при проведении пробы с физической нагрузкой у юных элитных спортсменов / Д.А. Беспорточный, Л.М. Макаров, В.Н Комолятова, Н.Н. Федина, И.И. Киселева // Российский кардиологический журнал, 2020. – № S2. – С. 30.
4. Буспорточный Д.А. Показатели суточного мониторирования артериального давления у спортсменов с высокими значениями артериального давления на нагрузке / Д.А. Беспорточный, Л.М. Макаров, В.Н Комолятова, И.И. Киселев, Н.Н. Федина // Российский кардиологический журнал, 2021. – № S6. – С. 36.
5. Дегтярев В.П. Нормальная физиология: учебник для студ. образоват. учреждений высшего проф. образования / В.П. Дегтярев, Е.Д. Сорокина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 477 с.
6. Епишев В.В. Сравнительная оценка динамики показателей периферической гемодинамики учащихся среднего школьного возраста при различной направленности физических воздействий / В.В. Епишев, Р.Ф. Сафиуллин // Человек. Спорт. Медицина, 2009. – № 7 (140). – С. 130-134.
7. Калиниченко А.В. Особенности артериального давления у студентов-спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса / А.В. Калиниченко, С.А. Коваленко, С.И. Токарь, Д.Н. Харченко // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2011. – № 11. – С. 55-59.
8. Короткова Г.В. Корреляционные связи параметров центральной и периферической гемодинамики у девушек 18-22 лет при физических нагрузках / Г.В. Короткова, Э.А. Городниченко, С.Н. Ревенко // Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2009. – № 3. – С. 30-32.
9. Местникова Е.Н. Функциональные возможности сердца у спортсменов с разным уровнем артериального давления в Республике Саха (Якутия) / Е.Н. Местникова, Ф.А. Захарова, И.А. Пинигина, Н.В. Махарова // Саратовский научно-медицинский журнал, 2020. – Т. 16. – № 2. – С. 452-458.
10. Мирошников А.Б. Артериальное давление и гемодинамика левого желудочка у спортсменов силовых видов спорта тяжелых весовых категорий / А.Б. Мирошниченко, А.В. Смоленский, А.Д. Форменов, С.Ю. Золичева // Международный журнал сердца и сосудистых заболеваний, 2019. – № 7. – № 23. – С. 4-9.
11. Мирошников А.Б. Влияние окислительных способностей мышц на артериальное давление спортсменов силовых видов спорта / А.Б Мирошниченко, П.Н. Левашов, А.В. Тарасов, А.Д. Форменов // Теория и практика физической культуры, 2021. – № 3. – С. 59-61.
12. Оляшев Н.В. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе учета типа гемодинамики / Н.В. Оляшев, И.А. Варенцова, В.Н. Пушкина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2015. – № 1. – С. 27-32.
13. Орел В.Р. Сосудистая нагрузка сердца у спортсменов во время и после окончания мышечной работы / В.Р. Орел, А.В. Михайлова, А.Н. Гацунаев // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, 2016. – Т. 10. – № 2. – С. 193-198.
14. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
15. Попова М.А. Вегетативная регуляция и циркадный ритм артериального давления спортсменов, тренирующихся на Севере / М.А Попова, Р.М. Сафин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2015. – № 1 (34). – С. 181-190.
16. Русанов В.Б. Системные изменения центральной гемодинамики в условиях адаптации к физическим нагрузкам на выносливость / В.Б. Русанов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2009. – № 8. – С. 267-275.
17. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
18. Судаков К.В. Нормальная физиология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / К.В. Судаков и др.; под ред. К.В. Судакова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 875 с.
19. Тель Л.З. Нормальная физиология: учебник для высшего профессионального образования / Л.З. ТЕль, Н.А. Агаджанян, К.М. Хамчиев и др.; пол ред. Л.З. Теля, Н.А. Агаджаняна. – М.: Литтерра, 2021. – 831 с.
20. Халявкина И.О. Типологические особенности реактивности сердечно-сосудистой системы у юношей с разными типами гемодинамики / И.О. Халявкина // Журнал фундаментальной медицины и биологии, 2016. – № 4. – С. 36-45.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет артериальное давление для человека?

Артериальное давление является одним из основных физиологических параметров, характеризующих систему кровотока человека. Оно позволяет оценить работу сердечно-сосудистой системы, а также выявить возможные отклонения и патологии.

Как влияет мышечная работа на артериальное давление?

Мышечная работа может значительно повлиять на артериальное давление. Во время физической активности сокращение мышц требует усиленной подачи крови, что может привести к повышению артериального давления. Однако, после окончания физической нагрузки артериальное давление может вернуться к нормальному уровню или даже снизиться.

Какие были цель и задачи исследования?

Целью исследования было изучить изменения артериального давления у человека в покое и после мышечной работы. Основными задачами было определить, как физическая активность влияет на артериальное давление и выяснить, как быстро оно восстанавливается после нагрузки.

Какие методы использовались для исследования?

Для исследования использовались различные методы. В частности, был проведен анализ литературы по данной теме, изучены результаты предыдущих исследований. Также были выполнены собственные эксперименты, в которых измерялось артериальное давление у испытуемых в покое и после мышечной работы.

Какими были результаты исследования?

Результаты исследования показали, что после мышечной работы артериальное давление может повышаться, особенно у лиц с низкой физической активностью. Однако, в течение некоторого времени после окончания нагрузки давление возвращается к нормальному уровню. Более подробный анализ результатов исследования и их обсуждение представлены в третьей главе статьи.

Что такое артериальное давление и как оно характеризует систему кровотока человека?

Артериальное давление - это давление крови на стенки артерий во время сердечного цикла. Оно характеризует работу системы кровотока и является одним из основных физиологических параметров. Артериальное давление влияет на приток крови в органы и ткани организма, а также на обменные процессы и эластичность сосудистой стенки.

Как мышечная работа влияет на артериальное давление?

Мышечная работа может вызвать изменение артериального давления. При физической активности мышцы нуждаются в большем количестве кислорода, поэтому сердце начинает работать интенсивнее, чтобы увеличить приток крови и поставить больше кислорода мышцам. Это приводит к увеличению артериального давления во время мышечной работы.

Какие методы использовались для измерения артериального давления и организация исследования?

Для измерения артериального давления в покое и после мышечной работы был использован неинвазивный метод, основанный на использовании аппарата для измерения давления - тонометра. Исследование проводилось на группе добровольцев, которым предлагалось выполнять предписанную мышечную работу, а затем измерять артериальное давление. Организация исследования включала подбор участников, проведение контрольных измерений, анализ полученных данных и их обсуждение.