Спор между двумя духовными течениями

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политическая история России
  • 18 18 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 08.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Формирование теории в трудах Филофея 4
2.Развитие теории Филофея 11
Заключение 17
Список литературы 18
Фрагмент для ознакомления

Другая область дискуссии представлена Божиим судом. Базой «истинного христианского самодержавства» в концепции Ивана Грозного является ортодоксальное православие. Царь стремится к последовательному развитию идей Филофея «Москва — третий Рим», Максима Грека, Вассиана Патрикеева, Ивана Пересветова и иных теоретиков, указывающих, что у прочного единого государства может быть исключительно монархическая форма правления. В частности, речь идет о примере с «кротким» царем греческим Константином, уступившим власть собственным вельможам, что и стало причиной падения Константинополя в 1453 г.Иван Грозный считал, что он не последует примеру греческого царя, а значит, он должен укротить бояр посредством установления опричнины. Иван Грозный обвиняет Курбского и бояр в том, что ими было совершено преступление против Церкви, Бога, тем самым, как мы видим, Иваном Грозным отождествлялись церковь и вера с истинным православным самодержавием. Очевидно стремление Ивана Грозного репрезентовать ситуацию так, как будто он выступает поборником святой веры. Согласно позиции Грозного, если бояре способны на предательство царя, значит, они способны также разорять церкви, совершать иные греховные деяния. Курбским же выдвигается концепция «святорусского царство». Данная модель управления была актуальной в период правления Избранной рады. Именно такая форма правления князем рассматривается как идеальная. Согласно мнению Курбского, Иван Грозный, опираясь на советников-князей, на основании заимствования западного опыта, мог бы сделать большие успехи. Однако царь предпочел "побить данных ему от Бога воевод", разорить страну. Кроме того, теория Филофея была в значительной степени востребована представителями славянофильства.Итак, славянофилы задавались вопросом: что нового сможет Россия внести во всемирную историю, если начнет копировать западноевропейский путь развития, какое место займет в этом случае Россия в современном цивилизационном процессе. Наконец, для славянофилов особую важность представлял вопрос о взаимосвязи между культурно-историческим прошлым России, её настоящим  и  будущим.  Тот факт, что как западническая, так и славянофильская система взглядов основывались на западноевропейских философских концепциях, «наложил отпечаток на их полемику - и  те  и  другие  в  своих построениях основывались на некоторых исходных, хотя  и разных, «началах». Нельзя не отметить, что славянофильство как оригинальное развитие философской мысли прошло свое становление под влиянием «Философических писем» П. Я. Чаадаева. Идея Москвы как третьего Рима связана с идеей соборности. Идея соборности в том числе развивается и через противопоставление Запада и России. Западная цивилизация основывается на католических идеях, в которых крайне силен дух рационализма. Церковь в Европе являлась не только источником духовного образования народа, но  и  обрела безусловное главенство над политической жизнью европейских стран. Смешение двух сфер - сферы разума  и  светской власти со сферой духа  и  церковной общности - нанесли вред как вере, так  и  разуму. В европейской цивилизации отсутствует целостность, духовное единство. В  России же духовная жизнь представлена христианским вероучением отцов Церкви. Соборность противостоит рационализму  и  индивидуализму западной культуры. Это проявлено в учении Хомякова. Под соборностью Хомяков понимает единение в вере и любвико Христу. Для русского народа не имеют ценности индивидуальный интерес и частная собственность, поскольку в России нет места индивидуализму и рационализму, которые присущи европейской жизни. Основой русского хозяйствования является общинное землепользование  и  условное владение землей. Старорусское право основывается не на формализованном рационализме, а на обычаях  и  убеждениях. Важно также заметить, что у Киреевского было особое отношение к термину «славянофильство». Хомяков полагал, что возрождение России тесно связано с расцветом православной культуры, с Церковью. Идея соборности – это еще и идея единения Церкви.В труде «Церковь одна» философ настаивает на единстве церкви на базе идеи единства Бога. Церковь выступает в качестве единства членов этого живого тела, благодаря связи с Церковью люди получают возможность получения особой благодати. Церковь наделена единством, она способна обеспечить высшее единство, которое далее должно распространиться на все братство людей. Люди обретут в Церкви себя, они преодолеют духовное одиночество, почувствуют силу собственного искреннего единения со Спасителем и другими верующими. Путь единения – это есть путь обретения духовного совершенства и органичного развития. Итак, для Хомякова православие являлось наиболее чистой духовной формой христианства, что давало ему основания считать, что Православный Восток, славянство и Россию ждет поистине великое будущее. В этом аспекте воззрения Хомякова также совпадают с идеями Киреевского. Хомяков полагал, что славянство и стоящая во главе его Россия призваны освободить человечество от одностороннего и  ложного развития, которое получила история под влиянием Запада. Заметим, что речь здесь идет не о том, что славянство должно заниматься культурной и религиозной экспансией, а о создании культурного единства, в котором западным ценностям также будет выделено особое место.ЗаключениеБезусловно, следует отметить, что теория Филофея «Москва — третий Рим» получила большое распространение, ее неоднократно воспроизводили средствами живописи, включали в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений, русское общественное внимание в полной мере ее усвоило. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее той доктриной, которая была признана на официальном уровне. Дальнейшее свое развитие теория получила как в концепции правления Ивана Грозного, так и в трудах славянофилов. Список литературыАрхангельская А.В. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским./Православный образовательный портал «Слово»// http://www.portal-slovo.ru/philology/37348.phpЗеньковский В.В. История русской философии. – Л.: Прометей, 1991. Т. 1.,Часть.1 История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – Режим доступа: https://law.wikireading.ru/48027Мамонов, А. Н. Формирование философской концепции «Москва – Третий Рим» в «Послании старца Филофея Василию III» / А. Н. Мамонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4251/ (дата обращения: 08.11.2021). Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс]. – М., 1997. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx Хомяков, А. С. Церковь одна // Хомяков, А. С. Сочинения : в 2 т. М. : Московский философский фонд ; издательство «Медиум» ; журнал «Вопросы философии». Т. 2. 478 с. С. 5-23.

1. Архангельская А.В. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским./Православный образовательный портал «Слово»// http://www.portal-slovo.ru/philology/37348.php
2. Зеньковский В.В. История русской философии. – Л.: Прометей, 1991. Т. 1.,Часть.1
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – Режим доступа: https://law.wikireading.ru/48027
4. Мамонов, А. Н. Формирование философской концепции «Москва – Третий Рим» в «Послании старца Филофея Василию III» / А. Н. Мамонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4251/ (дата обращения: 08.11.2021).
5. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс]. – М., 1997. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx
6. Хомяков, А. С. Церковь одна // Хомяков, А. С. Сочинения : в 2 т. М. : Московский философский фонд ; издательство «Медиум» ; журнал «Вопросы философии». Т. 2. 478 с. С. 5-23.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой спор между двумя духовными течениями?

Спор между двумя духовными течениями представляет собой противостояние идеологий, возникающее из-за различий в интерпретации и применении духовных учений.

Какую роль играет теория Филофея в этом споре?

Теория Филофея играет ключевую роль в споре, поскольку она является одним из основополагающих учений, на которых строятся аргументы сторон.

Как развивается теория Филофея?

Теория Филофея развивается через изучение и анализ работ различных авторов, уточнение и дополнение теоретических положений и постоянное обновление подходов к проблемам.

Какие авторы являются основными представителями этой теории?

Основными представителями теории Филофея являются Филофей, Максим Грек, Вассиан, Патрикеев, Иван Грозный, Иван Пересветов и другие теоретики, которые разрабатывали идеи прочного единого государства, основанного на ортодоксальном православии.

Какое место занимает Москва в концепции "третий Рим"?

Москва занимает особое место в концепции "третий Рим", поскольку она рассматривается как преемница Рима и Константинополя в качестве главного центра православного христианства.

Что представляет собой спор между двумя духовными течениями?

Спор между двумя духовными течениями представляет собой противоречивые идеи и концепции, которые различные религиозно-философские школы выдвигают друг против друга.

Какую теорию формировал Филофей?

Филофей формировал теорию о споре между двумя духовными течениями, согласно которой ортодоксальное православие является основой истины, а иные религиозные верования считаются ложными.

Как развивалась теория Филофея?

Теория Филофея развивалась благодаря влиянию различных мыслителей, таких как Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Иван Пересветов и других. Эти теоретики указывали на необходимость укрепления прочного единого государства на основе ортодоксального православия.

Какое место занимает Москва в концепции Филофея?

В концепции Филофея Москва занимает особое место как "третий Рим". Филофей считал, что после падения Римской империи и падения Византийской империи, Москва стала последним прибежищем православной веры и истинного христианского самодержавия.