«Минимализм в творчестве современных российских композиторов»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 29 29 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 31.12.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Минимализм в творчестве современных российских композиторов 5
2. Музыкальный минимализм в творчестве композитора Антона Батагова 10
3. Современные российские минималисты. Музыкальный минимализм в творчестве композитора Алексея Айги и Карманова 17
Заключение 26
Литература 28


Фрагмент для ознакомления

Особенно это касается работ с кинофильмами, дисков «Гибель империи»и«LesSilensieuses» («Страна глухих»), особенно первого, где отчужденности сочинениям Айги добавляет Российский Государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки.Однотонное журчание минималистов, за некоторым исключением, обаладет повышенной комфортностью – монохромность оборачивается изначальной подчинённостью,второстепенностью,– ещё не звуковые обои, но где-то на пределе с превращением музыки в звуковой фон. Факультативная порода минимализма с блуждающим, помноженная на постоянный всевозрастающий «нерв» совершенно подходит для приложения к чему-то более явному,– ну, например, к основе театрального действа или жек видеодорожке фильма.В сочетании с чем-то и выявляется синкретическая природа данной музыки, которая стала «иллюстративным материалом». У России во всем необычная стать, в том числе, и в минимализме. Русский его извод, возьмём ли мы одухотворенные христианскими канонами искания Владимира Мартынова илиледяное звучание опусов Антона Батагова, показывает странный извод минималистского канона.[1]Да, звучит как западный минимализм, структурно очень близко, но и – почти всегда в стороне, всегда на грани, всегда с придурью ипримесями. Близкие, скорее, ментально ипсихологически, нежели эстетически и идеологически– совсем как отцы-основатели русского поэтического метаметафоризма, чья школа появилась, скорее, из дружбы.И, все-таки, Алексей против приписывания себя в стан. Он готов согласиться, что студийные записи его укладываются в минималистское чувство, но вот концерты минимализму он уже не отдаст. Айги вообще против каких бы то ни было дефиниций иопределений, их из него приходится вырывать едва ли не щипцами. Договариваемся до того, что судьба Айги и его музыкантов – сидеть мимо всех стульев сразу – мимо попа икамерной классики, мимо джаз-рока иджаза, мимо минимализма и всех новых электронных течений скопом. Свой среди чужих – незавидная участь, но её не выбирают: что выросло – то выросло.Так, в картине Валерия Тодоровского "Страна глухих" (1997) минималистская музыка композитора Алексея Айги сопровождает двух убегающих героинь в начале фильма (Яя и Рита убегают от бандитов из казино). Та же музыка звучит и в финале, когда героини уходят вообще от проблем истиной жизни, которая полна несправедливости, в мифическую "Страну глухих". [9]При этом в обоих случаях камера поднимается на достаточно значительную высоту, оставшись в точке начала движения героинь, то есть можно сказать "приподнимается" над ситуацией.Но при всей своей психологической отстранённости минимализм представляет собой, по сущности, один из способов выражения главнейших тенденций нынешнего искусства, которое, в свою очередь, является отражением "духа времени". Данные тенденции представляют собой распространение толерантности к любым видам отличий от "общепринятого", приятие многокультурности мира, направленность на "интерактивность" во всяком виде общения, — то есть всё то, что можно назвать глобализацией в широком смысле слова.Указанные тенденции можно услышать иувидеть, например, в фильме Андрея Прошкина "Орда" (2011). По словам Алексея Айги, который написал музыку к картине, Прошкин попросил его сочинить для фильма музыку, которая звучала бы как "древний монгольский рок-н-ролл". В записи музыки были задействованы ансамбль Алексея Айги, оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки, певицы Мария Макеева иДарья Терехова, музыканты из бурятской группы "Намгар", применялись не только классические, но и аутентичные инструменты (чанзы,ятаги, и т. д.) и звуки (в частности, стук мусорного бака). Творчество Айги вообще весьмапримерно в идее свободного сосуществования не только разнообразныхкультур истилей, но и в идее синтезирования аудио- и визуального пространств для создании актуального синэстетического произведения искусства. Ещё до работы в звуковом игровом кино композитор написал немало музыки к немым фильмам (Бориса Барнета, "Кукла" Эрнста Любича "Дом на Трубной","Метрополис" Фрица Ланга, и др.). [2]В данном виде творчества Айги не является одиноким среди композиторов-минималистов. Так, музыку к немым фильмам писали Майкл Найман ("Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова) и Антон Батагов ("Горная кошка" Эрнста Любича). А Филип Гласс занимался даже переозвучанием старых звуковых картин ("Красавица и чудовище" Жана Кокто,"Дракула" Тода Браунинга и Карда Фройнда,). И данноевлечение композиторов-минималистов к звуковому "сращению" с визуальной сферой не является случайным.[10] Оно является логическим продолжением идей, которые нашли выражение в пространстве звуковом: речь идёт об онтологическом единстве образа извука, о "чувстве времени"и понимании.Павел Карманов– автор произведений для камерных ансамблей разных составов, для голоса в сопровождение инструментального ансамбля, симфонических и хоровых сочинений. В 2016 году создал новую редакцию оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» для постановки Юрия Любимова в Большом театре России.Карманов — автор музыки к х\ф «Солдатский декамерон» А. Прошкина, «Большой» В.Тодоровского, «Гольфстрим под Айсбергом», Е.Пашкевича «Враги» М.Можар, «Арена» («Гладиатрикс») Т.Бекмамбетова и др., сериалов «Только ты» Н.Джорджадзе,«Умножающий печаль» О.Фесенко, «Место встречи» А.Хамраева и др.В числе интерпретаторов его музыки альтист Юрий Башмет пианист Алексей Любимов, и оркестр «Новая Россия», Оркестр без дирижера ПЕРСИМФАНС, виолончелист Борис Андрианов, Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), ансамбль “Солисты Мосвы” п\у В.Спивакова, Ансамбль духовной музыки «Сирин», ансамбли «Seattle Chamber Players» «Calidore String Quartet» и ОДЕОН-квартет (США), московский «Opensoundorchestra» п\у Станислава Малышева, камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» п/у М. Емельянычева, ансамбль «Дивертисмент» п\у Ильи Иофф (С.-Петербург), ансамбль солистов «The Pocket Symphony» п/у Н. Кожухаря; ансамбль «Opus posth» п/у Т. Гринденко; перкуссионист Марк Пекарский и его ансамбль; пианисты Полина Осетинская, Алексей Гориболь, Вадим Холоденко, Петр Айду, Ксения Башмет, Михаил Дубов; скрипачи Марина Катаржнова, Владислав Песин, Ася Соршнева Елена Ревич, и «iCQ Project», альтисты Михаил Березницкий, Сергей Полтавский, Максим Новиков, виолончелисты Евгений Румянцев, Петр Кондрашин, Ольга Демина, контрабасист Григорий Кротенко; флейтисты Мария Федотова и Ольга Ивушейковаи др.[6]С 1996 года – Член Союза московских композиторов. В начале 2000-х Карманов познакомился с творчеством Ансамбля духовной музыки «Сирин», что повлияло на создание ряда сочинений, связанных с русской народной традицией, в частности, «Рождественский вертеп Павла Карманова» (2002) обрел новую жизнь спустя 17 лет в зале «Зарядье», где в январе 2019 и 2020 года была поставлена его обновлённая версия.С 2000 по 2017 год Павел Карманов в качестве флейтиста и пианиста был участником московской рок-группы «Вежливый отказ» (руководитель – Роман Суслов).Российскую публику знакомили с минимализмом такие исполнители, как Татьяна Гринденко, Алексей Любимов, Сергей Полтавский, Марк Пекарский. Пианистка Ксения Башмет активно сотрудничает с композитором Павлом Кармановым, который думает, что если человек во время прослушивания концерта минималистской музыки не вошёл в медитативное состояние, он не поймет смысла происходящего и заскучает. Сами авторы часто знакомят публику со своей музыкой. Так, Фёдор Бирючев представляет свои работы на фестивалях и концертах во многих странах Азии иЕвропы. Российскую публику знакомили с минимализмом такие исполнители, как Татьяна Гринденко, Алексей Любимов, Сергей Полтавский, Марк Пекарский. Пианистка Ксения Башмет предприимчиво сотрудничает с композитором Павлом Кармановым, который полагает, что если человек во время прослушивания концерта минималистской музыки не вошёл в медитативное состояние, он не поймет смысла совершающегося и будет скучать. Сами авторы часто знакомят публику со своей музыкой. Так, Фёдор Бирючев представляет свои работы на фестивалях и концертах в большинстве странах Азии иЕвропы.[4]Так же существуютдругие российскиемузыкантыикомпозиторы, творчество которых имеет связь с минимализмом;Сергей АхуновПётр АйдуАлексей КурбатовФёдор БирючевКирилл РихтерНикола МельниковИгорь ХабаровЕвгений ГринькоНикита ЗельцерВладислав АртемьевЗаключениеТаким образом, термин минимализм относится к музыке, для которой свойственны некие общие черты: повторение или состояние покоя (часто в форме гула, протяжных звуков ибаса); устойчивый ритм;акцент на консонансной гармонии.Минималистическая музыка может иногда напоминать по звучанию разные формы электронной музыки (например проект Basic Channel), а также текстурные композиции таких композиторов, как Лигети; нередко происходит так, что концевыеитоги похожи, но концепции осуществленияразнообразные.Музыкальный минимализм как направление, безусловно имеющее западное происхождение да ещё с привнесением совершенно чуждых русской ментальности восточных религиозно-философских идей, до сих пор встречает сопротивление даже в просвещённых профессиональных кругах.В современности по взгляду музыкального критика Петра Поспелова, музыкальная жизнь в России приобрела камерный формат, для большинства композиторов, в том числе стремившихся к минимализму, стал открыт телевизионный рынок рекламы, была доступной также работа в киноиндустрии. Именно в данных областях смогли показать себя молодые композиторы минималистской направленности. Появились и целые фестивали, которые посвещались данному направлению, например фестиваль «Альтернатива», организованный Алексеем Любимовым, Дмитрием Уховым, Татьяной Диденко, Павлом Кармановым, Алексеем Айги, Антоном Батаговым.Из современных минималистов Антон Батагов является русским композитором и исполнителем, одним из ведущих представителей минимализма, автор саундтреков и звукового оформления для некоторых телевизионных каналов.По мнению Антона Батагова,минимализм — это какие-то простые вещи, которые бесконечно повторяются, обновляются и таким образом идут вперёдРоссийский скрипач, композитор, руководитель ансамбля "4*33" Алексей Айги тоже известен как талантливый композитор. Он является автором музыки к нескольким фильмам, в частности - Алексей Айги писал музыку к немым кинофильмах, транслировавшихся в серии "Немое кино - говорящая музыка"(" Счастье " Александра Медведкина, 1934), к фильму "Дом на Трубной" Бориса Барнета и телесереалу "Каменская" и др.ЛитератураErik Satie, Correspondancepresque complete. — Paris, Fayard / Imec, 2019.Амрахова, А. Современная музыкальная культура. Поиск смысла: Избр. интервью и эссе о музыке и музыкантах / А. Амрахова. - М., 2019.-96сВ поисках минимализма: Стремление к меньшему в живописи, архитектуре и музыке / Кайл Чайка ; Пер. с англ. Т. Эйдельман. — М. : Альпина Паблишер, 2020Катунян М. Минимализм и репетитивная техника. «Новая простота» // Теория соврем.енной композиции: учеб. Пособ.ие / отв. ред. В. С. Цен.ова. М.: Музыка, 2020. С. 439.Кейдж Дж. Тишина: статьи и лекции / пер. с англ. под ред. И. Севериной. Вологда: Библиотека Моск. Концептуализма Германа Титова, 2020. 224 с. Крапивина И. Форма-процесс в «минимальной» музыке //Проблемы музыкознания: Статьи молодых музыковедов. Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. - Новосибирск, 2020. -Вып.1. - С.143-159.Лескова Т. В. Композиторский фольклоризм на Дальнем ВостокеРоссии: Ч. 2. Очерки творчества. Кн. 2. Жанры хоровой, народноинструментальной и камерной музыки: монография. – Хабаровск, Хабар. гос.институт культуры, 2017. – 250 с. (14,5 п.л.)Минимализм в музыке. Энциклопедия «Всемирная история». Датаобращения: 16 августа 2017.Павел Карманов: Введение в музыкальный минимализм. snob.ru. Дата обращения: 16 августа 2017.Поспелов П. Эпоха минимализма //Музыка. Экспресс информ. - Вып.2. -«Альтернатива-90»: Грани минимализма. - М., 2020. - С.145Савенко С. Минимализм и неостили //Музыка. Экспресс информ. -Вып.2. - «Альтернатива-90»: Грани минимализма. - М., 2021. - С.20-23.Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии / пер. с китайского Р. В. Котенко; науч. ред. Е. А. Торчинов. СПб.:Евразия, 2019. 189 с.Цареградская, Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции / Т. В. Царе.градская. — М. : Издательст.во «Композитор», 2018.— 364 с

Литература

1. Erik Satie, Correspondance presque complete. — Paris, Fayard / Imec, 2019.
2. Амрахова, А. Современная музыкальная культура. Поиск смысла: Избр. интервью и эссе о музыке и музыкантах / А. Амрахова. - М., 2019.-96с
3. В поисках минимализма: Стремление к меньшему в живописи, архитектуре и музыке / Кайл Чайка ; Пер. с англ. Т. Эйдельман. — М. : Альпина Паблишер, 2020
4. Катунян М. Минимализм и репетитивная техника. «Новая простота» // Теория соврем.енной композиции: учеб. Пособ.ие / отв. ред. В. С. Цен.ова. М.: Музыка, 2020. С. 439.
5. Кейдж Дж. Тишина: статьи и лекции / пер. с англ. под ред. И. Севериной. Вологда: Библиотека Моск. Концептуализма Германа Титова, 2020. 224 с.
6. Крапивина И. Форма-процесс в «минимальной» музыке //Проблемы музыкознания: Статьи молодых музыковедов. Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. - Новосибирск, 2020. -Вып.1. - С.143-159.
7. Лескова Т. В. Композиторский фольклоризм на Дальнем Востоке России: Ч. 2. Очерки творчества. Кн. 2. Жанры хоровой, народноинструментальной и камерной музыки: монография. – Хабаровск, Хабар. гос.институт культуры, 2017. – 250 с. (14,5 п.л.)
8. Минимализм в музыке. Энциклопедия «Всемирная история». Дата обращения: 16 августа 2017.
9. Павел Карманов: Введение в музыкальный минимализм. snob.ru. Дата обращения: 16 августа 2017.
10. Поспелов П. Эпоха минимализма //Музыка. Экспресс информ. - Вып.2. -«Альтернатива-90»: Грани минимализма. - М., 2020. - С.145
11. Савенко С. Минимализм и неостили //Музыка. Экспресс информ. -Вып.2. - «Альтернатива-90»: Грани минимализма. - М., 2021. - С.20-23.
12. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии / пер. с китайского Р. В. Котенко; науч. ред. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2019. 189 с.
13. Цареградская, Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции / Т. В. Царе.градская. — М. : Издательст.во «Композитор», 2018.— 364 с

Вопрос-ответ:

Что такое минимализм в творчестве современных российских композиторов?

Минимализм в творчестве современных российских композиторов - это стиль, характеризующийся использованием повторяющихся мелодических, ритмических и гармонических структур, простотой и лаконичностью музыкальных произведений.

Какую музыку в жанре минимализма создает композитор Антон Батагов?

Композитор Антон Батагов создает музыку в жанре минимализма, которая отличается медитативным и расслабляющим характером. Его произведения часто основаны на повторении простых мелодических и ритмических фраз, создавая эффект гипнотического звучания.

Кто из российских композиторов также известен своим творчеством в жанре минимализма?

Еще одним российским композитором, известным своим творчеством в жанре минимализма, является Алексей Айги. В его произведениях можно услышать повторяющиеся мелодии и минимальное использование инструментов, что создает атмосферу спокойствия и сосредоточенности.

Какая работа Алексея Айги особенно известна в жанре минимализма?

Одной из особенно известных работ Алексея Айги в жанре минимализма является музыкальное сопровождение к фильму "Страна глухих". Это произведение отличается особым звуковым пейзажем, представляя собой сочетание простых мелодий и повторяющихся ритмических структур.

Какие диски Алексея Айги особенно популярны?

Диски Алексея Айги, такие как "Гибель империи" и "LesSilensieuses", стали особенно популярными благодаря своей атмосфере отчужденности и глубокой эмоциональности. Эти произведения имеют ярко выраженные элементы минимализма и вызывают сильные эмоциональные отклики у слушателей.

Какие композиторы представляют минимализм в современной российской музыке?

Минимализм в современной российской музыке представлен такими композиторами, как Антон Батагов, Алексей Айги и Карманов. Они используют принципы минимализма в своих музыкальных композициях.

Какие особенности творчества Антона Батагова в рамках минимализма?

Антон Батагов является одним из представителей музыкального минимализма в России. Он создает свою музыку на основе повторяющихся мотивов и простых структур. В его творчестве можно наблюдать использование ритмической и звуковой репетиции, создающей особую атмосферу и глубину произведений.

Какие произведения Алексея Айги и Карманова можно отнести к музыкальному минимализму?

Музыкальный минимализм в творчестве Алексея Айги и Карманова проявляется в их работах с кинофильмами "Гибель империи" и "Les Silensieuses". Эти произведения характеризуются простыми мелодическими структурами и повторением звуковых мотивов, что создает атмосферу умиротворенности и отчуждения.

Каковы основные принципы минимализма в музыке?

Основные принципы минимализма в музыке включают повторение мотивов и ритмических фигур, использование простых структур и минимума музыкальных материалов. Главная идея минимализма заключается в постепенном развитии и превращении повторяющихся элементов в замысловатые и сложные композиции.

Как связаны минимализм в музыке и отчуждение?

Минимализм в музыке часто связывается с отчуждением и ощущением нереальности. Простые повторяющиеся мотивы и звуковые репетиции создают атмосферу умиротворенности, но в то же время могут вызывать ощущение отчуждения от окружающего мира. Эта атмосфера отчужденности присутствует в музыке Алексея Айги и Карманова, особенно в их работах с кинофильмами "Гибель империи" и "Les Silensieuses".