Политический лоббизм в западных странах и России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 37 37 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 28.07.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.1.Понятие и сущность лоббизма как политического явления
1.2.Функции политического лоббизма
2.Правовые основы и особенности политического лоббизма в зарубежных странах и России
2.1.Правовые основы политического лоббизма: сравнительный анализ
2.1.1.Правовые основы в зарубежных странах
2.1.2 Правовые основы в России
2.3.Сравнительный анализ политического лоббизма на Западе и в России
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, в Великобритании делается ставка на саморегулирование деятельности общественных институтов по продвижению интересов. «Лоббисты» объединены в ассоциации и альянсы политических консультантов, которые разрабатывают кодексы поведения для представителей их профессионального сообщества и пытаются самостоятельно осуществлять контроль в этой сфере


2.1.2 Правовые основы в России


Вопрос о законодательном регулировании лоббизма в России вновь стал актуальным в середине 2008 г. Правотворческую активность подхлестнуло принятие Указа Президента РФ от 31 июля 2008 г., утвердившего Национальный план противодействия коррупции. В нем предлагается рассмотреть вопрос о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Представители исполнительной власти приступили к подготовке соответствующего законопроекта. Депутаты Государственной Думы расходятся во мнениях относительно необходимости принятия закона о лоббизме. Одни сетуют на отсутствие закона о лоббизме и заявляют, что это мешает работать им и их коллегам. Другие считают, что к принятию такого закона страна не готова. Пока нет ответа, каким образом описать отношения лоббизма, формализовать и легализовать их, какие институты создать, чтобы бизнес не прятался. Однако это не означает, что над законом не надо работать. Работа над ним позволит сформировать определенную культуру.
В России, в настоящее время, нет закона о лоббизме. Соответственно основным законом является Конституция РФ.
Участие граждан в управлении делами государства относится к основополагающим правам гражданина (ст. 32 Конституции РФ). Кроме того в ст. 3 Конституции Российской Федерации указывается, что народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в ст. 33 Конституции РФ содержится право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Все эти статьи Конституции закрепляют правовую основу общих и лоббистских взаимоотношений между органами власти и гражданами, их объединениями.
Не менее важной конституционной нормой, затрагивающей сферу лоббистских правоотношений и лоббистского процесса, является статья 104, Конституции РФ и особенно ее первая часть, в которой определены субъекты права законодательной инициативы.
Всего их, согласно Конституции, 23.
Активная реализация этого права субъектами законодательной инициативы в форме внесения в федеральный законодательный орган законопроектов может быть и является объектом лоббистского интереса.
В этих условиях, разрабатываемый федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности можно отнести к группе законов об обществе и государственной власти. Фактически этот акт станет формируемой на базе Конституции РФ основой законодательства об отношениях между гражданским обществом и государственной властью, основным предметом регулирования которых является взаимодействие граждан, общественных объединений, некоммерческих и других организаций с различными органами государственной власти и местного самоуправления. Принятие федерального закона по анализируемой проблематике явится практической реализацией конституционных положений о праве граждан России участвовать в управлении делами государства и призвано восполнить существующий пробел в законодательстве в части развития правового института лоббизма.


Сравнительный анализ политического лоббизма на Западе и в России


По мнению В.В.Исакова «отстаивая собственные параметры модели регулирования лоббизма в России, для России более применимы принципы, заложенные в американской модели регулирования лоббизма». Чтобы стимулировать регистрацию лоббистов в России, где еще не сложились демократические традиции и многие привыкли решать вопросы «теневыми» методами, недостаточно просто предложить в обмен на регистрацию лоббистов выдавать пропуск в здание парламента или в другие федеральные органы. Необходимо предоставить лоббистам существенные права, которыми бы они могли воспользоваться при получении официального статуса зарегистрированного лоббиста.
Анализ зарубежного опыта и России в сфере регулирования политического лоббизма показывает, что одним из основных отличий является неурегулированность политического лоббизма не на практическом ни на законодательном уровне.
В России особенно остро стоит проблема законодательного урегулирования, и затем уже применение норм на практике. В Англии например, тоже нет закона о лоббизме, однако практически механизм регулирования отработан.
Многие сферы общественных отношений в области лоббирования не охватываются специальным регулированием. Как правило, определяется, какие контакты по характеру близки к лоббистским, однако с точки зрения права таковыми не являются. Речь, в частности, идет о деятельности СМИ, о позициях независимого эксперта, о свидетельских показаниях на заседаниях внутрипарламентских органов, о праве на обращение, о вливании финансовых средств в избирательные фонды кандидатов на выборные должности. Вместе с тем в ходе смежной с лоббизмом деятельности также может иметь место продвижение частных интересов. Специальное регулирование лоббизма не исключает иные правовые и институциональные механизмы продвижения частных интересов – право на обращение, влияние на общественно-политическую жизнь альтернативных организаций и движений. В частности, предложения альтернативных структур в США в адрес органов власти расширяют возможности эволюционирования общественной и государственной системы страны в целом. В формировании политического курса США активное участие принимает множество полугосударственных (частных и общественных) организаций, представляющих интересы различных бизнес-групп – Торговая палата, Национальная ассамблея промышленников, Совет бизнеса, Круглый стол бизнеса, Американский совет по развитию международного бизнеса.
Вместе с тем правовое регулирование близких к лоббизму контактов ориентируется на иные процедуры и не подчиняется тем же, что и в отношении лоббирования, формам контроля. Исключением является необходимость соблюдения требований к поведению должностных лиц и запретов определенных их деяний.
Существуют и «теневые» механизмы лоббирования, которые представляют собой отклонения реальной практики от нормативной или этической моделей поведения субъектов. В США «электронная» демократия используется как во благо – в целях распространения информации, необходимой для развития лоббистских контактов, – так и во вред – в целях информационного давления на должностных лиц21. Лоббистские фирмы создают профессиональные интернет-сайты, чаты, посредством которых можно в режиме реального времени обсуждать поправки к законопроектами22. Такие контакты лоббистов и должностных лиц, как правило, не подлежат контролю в установленном законом порядке.
Посредством специальной процедуры невозможно урегулировать некоторые явления общественной практики, которые непосредственно сопряжены с лоббизмом – афиширование результатов общественных опросов, популяризация определенных позиций через СМИ, кино-индустрию и шоу-бизнес. Таким образом, периодические изменения и дополнения правовых актов США и Канады свидетельствует о больших сложностях правового закрепления и практического воплощения лоббизма.
Ученые – юристы, политологи – расходятся во мнениях относительно существа лоббистской деятельности и ее влиянии на систему демократии государства. Некоторые авторы весьма настороженно воспринимают лоббизм в общественно-политической системе. По их мнению, он размывает народовластные устои общества и превращает демократические институты в инструменты влияния на власть отдельных групп интересов. Лоббизму необходимо противодействовать как явлению, которое не должно сопутствовать народному представительству, поскольку противоречит его сути. Ряд исследователей полагают, что российский механизм продвижения частных интересов фактически сросся с коррупцией, и предлагают рассматривать лоббизм как форму ее проявления.
Несмотря на минусы, которые несет лоббирование для демократической системы государства, немало исследователей смотрит положительно на сущность этого процесса. Лоббизм признается инструментом отстаивания законных интересов и каналом выхода той общественной энергии, которую нельзя подавить и на пути которой нельзя поставить нормативные барьеры, запрещающие диалог граждан с властью7. Через лоббистскую деятельность можно выражать различные интересы, которые не дойдут до публично-властных решений иными путями и останутся нереализованными8. В зарубежной литературе довольно распространенным является мнение, что любая демократия нуждается в лоббизме.
Заключение


В современной мировой политологии в анализе лоббизма выделяют две основные модели: англосаксонскую и континентальную.
Англосаксонская модель интерпретирует суть лоббизма в обязательности государственной регистрации лоббистских организаций и определения рамок деятельности групп давления в сфере влияния на принятие властных ресурсов. Континентальная модель, к которой относится и современная Россия, не признает официальный лоббизм легально существующим явлением, но дает право заинтересованным группам воздействовать на власть через официальное участие в работе специально созданных совещательных и общественных структур при государственных органах.
В развитие англосаксонской модели внесли свой научный вклад американская и английская школы.
Термин «лоббист» употребляется в двух значениях. В широком смысле он равнозначен термину «группа давления»; в другом смысле – это организация (юридическое агентство, служба политического консалтинга), оказывающая за деньги воздействие на процесс принятия решения в пользу клиента посредством прямого обращения к государственным служащим.
Основными функциями лоббизма являются:
- посредничество между обществом и государством;
- замещение политического представительства.;
- структурирование плюрализма общественного мнения;
- информационная функция;
- постановка актуальных проблем.
В настоящее время несколько стран пошли по пути законодательного регулирования лоббизма и приняли соответствующие законы (США, Канада, Польша, Литва). В ряду иных механизмов влияния на власть и продвижения частных интересов в государственные решения лоббизм признается исключительным видом деятельности. Эта деятельность регулируется как специальным нормативным правовым актом, так и кодексами этики поведения должностных лиц законодательной и исполнительной властей, правилами и руководствами, резолюциями парламента, другими документами.
В США и Канаде правовое регулирование лоббизма распространяется на основной понятийный аппарат.
Принятие федерального закона по анализируемой проблематике явится практической реализацией конституционных положений о праве граждан России участвовать в управлении делами государства и призвано восполнить существующий пробел в законодательстве в части развития правового института лоббизма.
Лоббизм в современном мире выступает важнейшим средством политической коммуникации в обществе.
Долгое сдерживание исследований в этой области в России привело к тому, что до сих пор явление только уточняется в категориальном смысле.
Необходимо рассматривать лоббизм как совершенно официальный и легитимный тип политической коммуникации.
Наиболее позитивным в социальном смысле является необходимость четкого определения субъектов и объектов лоббизма в системе государственного управления Российской Федерации. В качестве положительного примера в данном случае мы бы привели определение сущности лоббистской деятельности, данное в проекте закона «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», где лоббистская деятельность понимается как взаимодействие физических лиц и представителей юридических лиц с федеральными органами государственной власти, их должностными лицами, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, непосредственной целью которого является оказание влияния на подготовку и принятие решения федеральными органами государственной власти».




Список использованной литературы

Законы и иные нормативные акты:

Конституция РФ – М., 2010

Научная и учебная литература


Абраменков, В.П. Краткий политический словарь . – М., 1987.
Борев А.В. Регулирование корпоративного лоббизма в Евросоюзе // Советник Президента. 2008. Март.
Бордачев Т.В.. Пределы европеизации. Россия и Европейский Союз 1999–2007 гг.: теория и практика отношений. М., 2007.
Брянцев И.И., Баранова Л.К. Коррупция как форма теневого лоббизма // Власть. 2008. № 3. С.13.
Исаков, В. В. Конституционно-правовые основы лоббизма в Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.. -Владивосток,2004
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995.
Любимов А.П. История лоббизма в России. М., 2005.
.Любимов, А.П. Парламент и лоббизм – СПб.: Изд-во Р. Арсланова «Юридический центр пресс», 2005
Лепехин, В.А. Лоббизм / В.А. Лепехин. – М.: Российский Юридический Издательский Дом,1995.
Малько А.В. Политико-правовые проблемы лоббизма // Политология для юристов. М., 1999.
Меньшенина, Н.Н. Становление лоббизма в политическом процессе современной России // Политическая наука и государственная власть в Нещадин, А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути (1992-1997) – М., 2002. – С.411-422.
Перегудов, С.С. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений – М.: Наука, 2003.
Плескачевский В. Цит. по: Бондар О., Плюснина М., Беспалова Н. Лоббизм признают законным // Коммерсант. 2008. № 208/П(4025).
Спиркин, А.Б. Словарь иностранных слов – М., 1980.
Чудакова А. Особенности национального лоббизма // Интерфакс. 2008.  4 авг.
Шамхалов Ф.И. Формы, особенности и механизмы взаимоотношений экономической и политической власти // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 16.
Шохин А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском Союзе М., 2008.

Электронные ресурсы:


Geschäftsordnung des Deutschen Bundestages (§1, 6, 8 Приложение 1. Регламент Бундестага Германии). [Электронный ресурс]: http://www.bundestag.de/parlament/funktion/gesetze/go_btg/anlage1.html
России нужен закон о лоббизме. ИА Альянс Медиа. 22 мая 2008. [Электронный ресурс]: // http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=822678


Спиркин, А.Б. Словарь иностранных слов – М., 1980. – С. 45
Абраменков, В.П. Краткий политический словарь . – М., 1987. – С. 230.
См.: Перегудов, С.С. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений – М.: Наука, 2003.
Любимов, А.П. Парламент и лоббизм – СПб.: Изд-во Р. Арсланова «Юридический центр пресс», 2005
Меньшенина, Н.Н. Становление лоббизма в политическом процессе современной России // Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и новых независимых государствах. – Екатеринбург, 2004. – С. 287-296.
Лепехин, В.А. Лоббизм / В.А. Лепехин. – М.: Российский Юридический Издательский Дом,
1995. – С. 116.
Нещадин, А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути (1992-1997) – М., 2002. – С.411-422.

§1, 6, 8 Anlage 1. Geschäftsordnung des Deutschen Bundestages (§1, 6, 8 Приложение 1. Регламент Бундестага Германии). [Электронный ресурс]: http://www.bundestag.de/parlament/funktion/gesetze/go_btg/anlage1.html
См.: России нужен закон о лоббизме. ИА Альянс Медиа. 22 мая 2008. [Электронный ресурс]: // http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=822678
Шохин А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском Союзе. М., 2008. С. 35, 44-45.
Бордачев Т.В.. Пределы европеизации. Россия и Европейский Союз 1999–2007 гг.: теория и практика отношений. М., 2007. С. 169, 180-182.
Борев А.В. Регулирование корпоративного лоббизма в Евросоюзе // Советник Президента. 2008. Март. С. 8, 9.
Чудакова А. Особенности национального лоббизма // Интерфакс. 2008.  4 авг.
Любимов А.П. История лоббизма в России. М., 2005. С. 144.
Плескачевский В. Цит. по: Бондар О., Плюснина М., Беспалова Н. Лоббизм признают законным // Коммерсант. 2008. № 208/П(4025).
Конституция РФ – М., 2010
Исаков, В. В. Конституционно-правовые основы лоббизма в Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.. -Владивосток,2004 С. 21
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. С. 262-263
Шамхалов Ф.И. Формы, особенности и механизмы взаимоотношений экономической и политической власти // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 16.
Малько А.В. Политико-правовые проблемы лоббизма // Политология для юристов. М., 1999. С. 457.
Брянцев И.И., Баранова Л.К. Коррупция как форма теневого лоббизма // Власть. 2008. № 3. С.13.









32

Список использованной литературы

Законы и иные нормативные акты:

1.Конституция РФ – М., 2010

Научная и учебная литература


2.Абраменков, В.П. Краткий политический словарь . – М., 1987.
3.Борев А.В. Регулирование корпоративного лоббизма в Евросоюзе // Советник Президента. 2008. Март.
4.Бордачев Т.В.. Пределы европеизации. Россия и Европейский Союз 1999–2007 гг.: теория и практика отношений. М., 2007.
5.Брянцев И.И., Баранова Л.К. Коррупция как форма теневого лоббизма // Власть. 2008. № 3. С.13.
6.Исаков, В. В. Конституционно-правовые основы лоббизма в Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.. -Владивосток,2004
7.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995.
8.Любимов А.П. История лоббизма в России. М., 2005.
9..Любимов, А.П. Парламент и лоббизм – СПб.: Изд-во Р. Арсланова «Юридический центр пресс», 2005
10.Лепехин, В.А. Лоббизм / В.А. Лепехин. – М.: Российский Юридический Издательский Дом,1995.
11.Малько А.В. Политико-правовые проблемы лоббизма // Политология для юристов. М., 1999.
12.Меньшенина, Н.Н. Становление лоббизма в политическом процессе современной России // Политическая наука и государственная власть в Нещадин, А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути (1992-1997) – М., 2002. – С.411-422.
13.Перегудов, С.С. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений – М.: Наука, 2003.
14.Плескачевский В. Цит. по: Бондар О., Плюснина М., Беспалова Н. Лоббизм признают законным // Коммерсант. 2008. № 208/П(4025).
15.Спиркин, А.Б. Словарь иностранных слов – М., 1980.
16.Чудакова А. Особенности национального лоббизма // Интерфакс. 2008. 4 авг.
17.Шамхалов Ф.И. Формы, особенности и механизмы взаимоотношений экономической и политической власти // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 16.
18.Шохин А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском Союзе М., 2008.

Электронные ресурсы:


19.Geschaftsordnung des Deutschen Bundestages (§1, 6, 8 Приложение 1. Регламент Бундестага Германии). [Электронный ресурс]: http://www.bundestag.de/parlament/funktion/gesetze/go_btg/anlage1.html
20.России нужен закон о лоббизме. ИА Альянс Медиа. 22 мая 2008. [Электронный ресурс]: // http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=822678

Вопрос-ответ:

Что такое политический лоббизм?

Политический лоббизм - это деятельность, направленная на влияние на принятие решений в политической сфере путем представления интересов определенных групп или организаций.

Какие функции выполняет политический лоббизм?

Политический лоббизм выполняет несколько функций, таких как представление интересов, информационное воздействие, консультирование, формирование общественного мнения и другие.

Каковы правовые основы политического лоббизма в зарубежных странах?

В зарубежных странах правовые основы политического лоббизма различаются, но обычно включают систему регулирования, регистрацию лоббистов, обязательное раскрытие информации о финансировании и деятельности лоббистов.

Каковы правовые основы политического лоббизма в России?

В России правовые основы политического лоббизма определяются законодательством о некоммерческих организациях, гражданских обществах и политических партиях, а также некоторыми другими законами и нормативными актами.

В чем отличия политического лоббизма на Западе и в России?

Политический лоббизм на Западе и в России отличается по своим правовым основам, степени регулирования, обязательности раскрытия информации, а также по различным характеристикам и особенностям в практике его осуществления.

Что такое политический лоббизм?

Политический лоббизм - это деятельность представителей бизнеса, общественности или других групп, направленная на влияние на принятие политических решений и законодательства в своих интересах.

Каковы функции политического лоббизма?

Функции политического лоббизма включают: представление интересов своих клиентов, информационное воздействие на политических решениях, формирование общественного мнения, участие в разработке законопроектов и т. д.

Какие правовые основы существуют для политического лоббизма в западных странах?

В западных странах правовые основы политического лоббизма определяются законодательством, которое регулирует регистрацию лоббистов, раскрытие финансовой информации, этические стандарты и т. д.

Как проводится сравнительный анализ политического лоббизма на Западе и в России?

Сравнительный анализ политического лоббизма на Западе и в России проводится путем сопоставления правовых норм, прозрачности процессов, доступности информации, вовлеченности гражданского общества и других факторов, влияющих на эффективность лоббирования интересов.