ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕТАФОРЫ, СПОРТИВНОЙ МЕТАФОРЫ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 23 23 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 11.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретические основы исследования метафоры 4
1.1 Понятие метафоры как фигуры речи 4
1.2 Основные классификации метафор. Когнитивная природа метафоры 6
1.3 Язык спорта как источник метафор 11
Выводы 18
Список использованной литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Подобный образ формируется у реципиента негативную коннотацию.Авторы применяют нелестное для американской теннисистки сравнение, имплицитно выражая негативную оценку, иронично высказываются в адрес «чужого» победителя или заведомо более сильного соперника. В данном случае отсутствует лексика с отрицательной коннотацией, негативный эффект достигается за счет несоответствия элементов сравнения и абсурдности самой ситуации. Степень радости известной спортсменки не соответствует уровню достижения, и сравнение носит явно иронический характер. Таким образом, в данном примере с помощью метафоры дана отрицательная оценка сопернику.Интересный вид метафоры в текстах спортивного дискурса обнаружила С.В. Шарафутдинова. Исследователь утверждает, что «в аналитических статьях отрицательная оценка действий «чужих» спортсменов может быть выражена при помощи фаталистической метафоры, под которой мы подразумеваем метафорическое сравнение с семантической «сферой-донором» со значением мистическое, необъяснимое» [Шарафтудинова 2011: 16]:But in the third over of Mashtaq’sunbroken spell,...he beat Hutton in the air and induced a fatal snick. (Дословно:Но в третьем цикле непрерывного заклинания Маштака ... он ударил Хаттона в воздухе и вызвал смертельный смешок).Соперники представлены в образе колдунов, волшебников, использующих свои чары в соревновании, что ставит под сомнение честность спортивной борьбы. В результате формируется отрицательная оценка представителей команды «чужих».В следующем примере оппонентам тоже приписываются некоторые сверхспособности:Затем пришло время атаковать Адама Гилкриста, чье гипнотическое воздействие наанглийских боулеров ослабло по мере развития этой серии игры.Чаще всего встречаются метафоры, в которых высоко оценивают не команду, а характеризуются индивидуальные качества спортсменов. Авторы статей в таком случае используют наряду с метафорой и гиперболизацию (преувеличение).Физическая мощь спортсмена передается при помощи метафорических эпитетов, которые служат для выражения положительной оценки игрока. С помощью таких метафор можно подчеркнуть качества спортсменов (скорость, сила, физическая мощь, упорство, целеустремленность, расчетливость). При этом «метафора передает именно необычные способности спортсмена, а не запрограммированность его действий или бесчувственность» [Кудрин 2011: 9].В спортивной прессе с целью создания положительного имиджа используется, например, образ спортсмена как хорошего семьянина:У Билодо есть брат-инвалид, Фредерик, который был в самом низу трассы для спортсменов с высоко поднятой рукой во время почти идеального второго забега Билодо - 23,17 секунды. Ощутимое волнение Фредерика резко возросло, когда он понял, что его брат выиграл золотую медаль. Эти двое обнялись в момент слез и нежности, и Билодопроронил слезу, когда он описал влияниецеребрального паралича Фредерика и поддержку его семьи.Образ спортсмена как примерного семьянина, любящего брата складывается за счет привлечения дополнительной информации, эмоционального описания ситуации с использованием таких экспрессивных выражений, как момент слез и нежности, проронил слезу. Таким образом, подобная метафоризация создает положительную оценку деятельности и личностным качествам спортсмена.Рассмотрим использование следующего фразеологизма в спортивной аналитической статье:Итак, сезон ... начался унизительно, Англия потерпела самое тяжелое поражение с тех пор, как Уэльс предал их мечу в Рексхэме в 1980 году ...Выражение «предать огню и мечу» имеет значение «уничтожить с беспощадной жестокостью». Отметим, что изначально фразеологизм обладает отрицательной коннотацией, но в спортивном дискурсе с помощью метафорического переноса он соотносится с положительным явлением, убедительной победой команды. Однако существуют контекстуальные ограничения: ситуация рассматривается с позиции проигравшей стороны, поэтому использован фразеологический оборот с отрицательным значением.Рассмотрим еще один пример с категорией оценки, выраженной метафорой:Интерес представляет следующий пример использование метафоры как средства репрезентации оценочности:В материалах исследованиях есть метафора, создающая эффект акцентировать драматизма и зрелищности спортивного поединка:Это добавит драматичности следующему матчу.Автор переносит эмоциональную составляющую, свойственную художественному или театральному произведению, на спортивный матч с целью повышения экспрессивности текста.Подобные метафоры в спортивном языке отражает зрелищность игры:Тем не менее, даже болельщики у экранов телевизора признали, что самый вечер игр был театром …В данном случае «театральность» служит синонимом лексемы «зрелищность», что является положительным качеством спортивного матча.Таким образом, в языке спорта метафора служит для оценки качества игры, спортсменов, событий, связанных со спортом. Этот лингвистический прием широко представлен в тексте о спорте; выступает средством воздействия на адресата. ВыводыВ первой главе мы проанализировали несколько определений понятия «метафора», предложенных отечественными и зарубежными исследователями. Под метафорой в данной работе понимаем слово или выражение с переосмысленным значением, созданное на основе сравнении, аналогии или сходства.Метафора является сложным понятием, отражающим различные аспекты ее функционирования в процессе коммуникации. С одной стороны, метафора может быть представлена как объект узкого исследования в области лингвистики и филологии. С другой стороны, метафора может рассматриваться как психологический феномен, связанный с мышлением, познанием и сознанием субъекта коммуникации.В данной работе за основу принята классификация метафор по их роли в тексте (в речи): когнитивная, номинативная, коммуникативная, прагматическая, изобразительная метафоры.Несмотря на то, что изучением особенностей языка спорта занимались и продолжают заниматься многие исследователи, остается ряд вопросов, которые не получили должного освящения. К числу таких вопросов относится метафоры в языке спорта, их функции и роль.В языке спорта метафора оценочную функцию. Широко представлены метафоры с положительной оценкой. С учетом гиперболизации этого значения в языке спорта представлена развернутая метафора спорта как войны, сражения, битвы. Соответственно, спортсменов характеризуют как солдатов или воинов.Положительную коннотацию о спортсменах создают с помощью метафор и сравнений, характеризующих их индивидуальные качества. Авторы в таком случае используют наряду с метафорой и гиперболизацию (преувеличение).Список использованной литературыАрутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5-32.Володина М.Н. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Под ред. М.Н. Володиной. – М.: МГУ, 2013. – С.9-31.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Либроком, 2017. – 335 с.Гак В.Г. Метафора. Универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. – М.: Наука, 1988. – С. 11-26.Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиа текстов: Опыт исследования современной английской медиа речи. – М.: Литвеб, 2014. – 501 с.Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // НЛО. – 1999. – № 35. – URL: http://www2.russ.ru/nlo/1999/35/zhir.html. (дата обращения: 12.10.2021.).Зильберт А.Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. – 2011. – Вып. 17. – С. 44–55.Кобозева И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры // Вестник МГУ. Сер. 9, Филиология. – 2011. – № 6.Кудрин С. А. Базовые метафоры спортивного дискурса как текстопорождающие модели: автореф. … дис. канд. филол. наук. – М., 2011. – 20 с.Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2014. – 256 с.Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе. – URL: http://zrenielib.ru/docs/index-14590.html?page=4. (дата обращения: 12.10.2021.).Масленникова А. А. Особенности грамматической метафоры // Метафоры языка и метафоры в языке. – СПб: СПбГУ, 2016. – С. 23.Москвин В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории.– М.: Изд-во ЛКИ, 2012 . – 200 сОжегов С.И., Шведова Т.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Технологии, 2003. – 944 c.Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования (на материале рекламных и PR-сообщений) // Проблемы прикладной лингвистики. – М., 2011. – С. 209-227.Покровская Е.В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. – 2016. – № 3. – С. 81-87.Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988. – С. 173-204.Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. – СПб.: Наука., 1993. – 152 c.Смирнова М.А. Понятие «метафора» и подходы к ее изучению [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Филология и литературоведение». – 2018. - № 9. – URL: https://philology.snauka.ru/2014/09/960 (дата обращения: 23.10.2021.).Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь / ред. М. Н. Кожина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 696 с.Судаков К.В. Динамические стереотипы или информационные отпечатки действительности. – М.: Либроком, 2012. – 128 с.Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2013. – 248 с.Чудинов А.П. Теория метафорического моделирования на современном этапе развития // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. – Екатеринбург, 2019. – 76 с.Шарафутдинова С.В. Формирование социальной оценки в дискурсе СМИ (на материале спортивного дискурса): Автореф. … дис. канд. филол. наук. – Ижевск, 2011. – 27 с.

Список использованной литературы

1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5-32.
2. Володина М.Н. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Под ред. М.Н. Володиной. – М.: МГУ, 2013. – С.9-31.
3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Либроком, 2017. – 335 с.
4. Гак В.Г. Метафора. Универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. – М.: Наука, 1988. – С. 11-26.
5. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиа текстов: Опыт исследования современной английской медиа речи. – М.: Литвеб, 2014. – 501 с.
6. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // НЛО. – 1999. – № 35. – URL: http://www2.russ.ru/nlo/1999/35/zhir.html. (дата обращения: 12.10.2021.).
7. Зильберт А.Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. – 2011. – Вып. 17. – С. 44–55.
8. Кобозева И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры // Вестник МГУ. Сер. 9, Филиология. – 2011. – № 6.
9. Кудрин С. А. Базовые метафоры спортивного дискурса как текстопорождающие модели: автореф. … дис. канд. филол. наук. – М., 2011. – 20 с.
10. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2014. – 256 с.
11. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе. – URL: http://zrenielib.ru/docs/index-14590.html?page=4. (дата обращения: 12.10.2021.).
12. Масленникова А. А. Особенности грамматической метафоры // Метафоры языка и метафоры в языке. – СПб: СПбГУ, 2016. – С. 23.
13. Москвин В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории.– М.: Изд-во ЛКИ, 2012 . – 200 с
14. Ожегов С.И., Шведова Т.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Технологии, 2003. – 944 c.
15. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования (на материале рекламных и PR-сообщений) // Проблемы прикладной лингвистики. – М., 2011. – С. 209-227.
16. Покровская Е.В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. – 2016. – № 3. – С. 81-87.
17. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988. – С. 173-204.
18. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. – СПб.: Наука., 1993. – 152 c.
19. Смирнова М.А. Понятие «метафора» и подходы к ее изучению [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Филология и литературоведение». – 2018. - № 9. – URL: https://philology.snauka.ru/2014/09/960 (дата обращения: 23.10.2021.).
20. Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь / ред. М. Н. Кожина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 696 с.
21. Судаков К.В. Динамические стереотипы или информационные отпечатки действительности. – М.: Либроком, 2012. – 128 с.
22. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 248 с.
23. Чудинов А.П. Теория метафорического моделирования на современном этапе развития // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. – Екатеринбург, 2019. – 76 с.
24. Шарафутдинова С.В. Формирование социальной оценки в дискурсе СМИ (на материале спортивного дискурса): Автореф. … дис. канд. филол. наук. – Ижевск, 2011. – 27 с.

Вопрос-ответ:

Что такое метафора?

Метафора - это фигура речи, которая используется для переноса значения слова или выражения на другой объект или явление.

Какие классификации метафор существуют?

Существуют различные классификации метафор, включая классификацию по характеру использования, контекстуальную классификацию и когнитивную классификацию.

Какую роль играет язык спорта в формировании метафор?

Язык спорта является важным источником метафор, так как он предоставляет большое количество выразительных средств и образов, которые могут быть использованы в различных контекстах.

Какие выводы можно сделать из исследования метафоры спорта?

Из исследования можно сделать вывод, что метафоры спорта, особенно негативно окрашенные, могут использоваться для выражения негативной оценки или иронии по отношению к определенным людям или событиям.

Какие примеры метафоры спорта можно привести?

Примерами метафоры спорта могут быть выражения "идти на рекорд", "бить врага на его поле", "стартовать с заделом".

Какие подходы используются при определении спортивной метафоры?

Для определения спортивной метафоры могут применяться различные подходы, включая когнитивный подход, семантический подход, риторический подход и др. Зависит от конкретного исследования и его целей.

Что такое метафора как фигура речи?

Метафора как фигура речи – это языковое выражение, в котором одно слово или выражение заменяет другое, чтобы передать сходство или аналогию между двумя предметами или концепциями. Например, выражение "сердце льва" – это метафора, в которой сердце льва ассоциируется с храбростью и силой.

Какие классификации метафор могут быть использованы?

Существует несколько классификаций метафор, включая классификацию по источнику метафоры (например, зоологические метафоры, растительные метафоры и др.), классификацию по структуре метафоры (например, явные и неявные метафоры) и классификацию по функции метафоры.

Какова когнитивная природа метафоры?

Когнитивная природа метафоры подразумевает, что метафоры не только являются фигурами речи, но и играют важную роль в нашем познавательном процессе. Они помогают нам понять абстрактные концепции и представить их в виде более конкретных и понятных образов.

Какой язык можно использовать как источник спортивных метафор?

Язык спорта сам по себе может быть использован как источник спортивных метафор. В спортивной жаргоне существует множество выражений и оборотов, которые переносат значения из сферы спорта на другие области жизни или деятельности.