Внутренняя картина здоровья

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Медицина
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.05.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ КАРТИНУ ЗДОРОВЬЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Мужчины больше внимания уделяют психическому здоровью, хотя нередко не меньшее значение уделяют и своему внешнему виду, в первую очередь, фигуре, массе мышц, способности постоять за себя, физически победить соперника.
2. Возраст. Расхождение между субъективной оценкой ВКБ и ВКЗ и объективными данными наиболее выражены в молодом и старческом возрасте. У детей дошкольного возраста собственная оценка заболевания, также как и здоровья, еще не сформированы, у детей младшего школьного возраста они недостаточно полны, чаще всего фрагментарны т повторяют жалобы и симптомы взрослых членов семьи и только в пубертатном возрасте приближаются к оценке взрослых. По сравнению со взрослыми, дети более тяжело переносят боль и страдания, боятся больничной обстановки, медицинских инструментов и манипуляций, хирургического вмешательства. Во многом реакция ребенка на свою болезнь и его поведение в условиях болезни зависят от влияния окружающих, в первую очередь, родителей и врачей и плохо понимают необходимость здоровья и здорового образа жизни и поведения. Следует учитывать, что дети повышенно внушаемы, отвлекаемы, быстро забывают пережитое, переключаются на новую ситуацию. Эти особенности детской психики необходимо использовать при проведении терапии как с профилактической целью, так и с целью устранения возникших психических нарушений. Именно в детстве закладывается ВКЗ, преимущественно в виде гигиенических навыков, но целостного понимания здоровья, его ценности и необходимости поддержания так и не формируется. В подростковом и юношеском возрасте в переживаниях, связанных с заболеванием, центральное место занимает внешняя непривлекательность. Именно к этому возрасту, как известно, относится возникновение патологических идей физического недостатка. Девушки чаще озабочены косметическими недостатками, проблемой лишнего веса, а у юношей их переживания касаются преимущественно половой системы, сексуальной активности. В молодом возрасте (18-35 лет) чаще встречаются переоценка своего здоровья и недооценка болезни, неверие в возможность возникновения у них тяжелого заболевания, инвалидизации. В зрелом возрасте наиболее выраженные психологические переживания и возможные психические расстройства связаны с хроническими, прогностически неблагоприятными, инвалидизирующими заболеваниями (нарушения кровообращения, тяжелые инфаркты, онкологические заболевания). Хроническая болезнь, приводящая к инвалидности, может стать причиной краха всех жизненных планов и устремлений личности. Складывается наиболее полное понимание внутренней картины здоровья, хотя оно весьма различно у разных людей, особенно психическое здоровье.
Для предстарческого возраста (60-74 года) типичны не опасения потери трудоспособности, а страх смерти. Нередко встречаются тревожно-депрессивные состояния и ипохондрическое переживание физической болезни. Психическое здоровье и болезни оцениваются слабо и чаще всего не критично.
Для старческого возраста (75 лет и старше) характерно преувеличение тяжести заболевания, однако достаточно часто встречается недооценка тяжести, опасности болезни из-за снижения критики, интеллектуальной несостоятельности возрастного генеза, эйфории, появляющейся иногда вследствие недостаточности кровообращения.
3. Темперамент, в первую очередь, отвечает за физиологическую основу реагирования на болезнь. Влияние темперамента сказывается на характере ощущений и эмоциональных проявлений. Так, холерикам и меланхоликам свойственен более низкий порог болевой чувствительности по сравнению с сангвиниками и флегматиками. У меланхоликов даже не очень интенсивные болевые ощущения вызывают снижение двигательной активности в виде вялости, заторможенности. Напротив, субъекты с ярко выраженным холерическим темпераментом при наличии болевых ощущений не могут оставаться на месте, совершают импульсивные действия. Особенности темперамента сказываются и на переносимости режима ограниченной подвижности, связанного с заболеванием.
4. Характер. Особенности характера человека определяют своеобразие его поведения и отношение к окружающему и самому себе, в том числе к своему здоровью и болезни. Здесь ведущая роль принадлежит эмоционально-волевой и мотивационной сферам, обеспечивающим адаптацию. Одним из наиболее важных факторов ВКБ - ВКЗ и формирования реакции на болезнь является способность субъекта к «защитной» психологической деятельности. Механизмы и формы «психологической защиты», запускаемой при столкновении с психотравмирующей ситуацией, в качестве которой в данном случае выступает болезнь, были изложены выше. При помощи механизмов «психологической защиты» больной человек «забывает», «вытесняет» из сознания события и факты, связанные с заболеванием, «рационализирует», преуменьшая значимость имеющихся нарушений и т.д. Если его переживания, связанные с болезнью, не находят понимания и отклика у окружающих, может возникнуть «фиксация» на болезненном состоянии со стремлением доказать его актуальность окружающим («бегство в болезнь»). (14, с. 115)
Таким образом, полезное действие «психологической защиты», реализуемой на уровне подсознания, проявляется в снятии тревоги и душевного дискомфорта, устранении или сведении до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, связанных с болезнью. Вредное действие «психологической защиты» заключается в том, что благодаря ей достигается лишь относительное душевное равновесие и личностное благополучие, но при этом не решаются проблемы, связанные с состоянием здоровья, которые могут приобретать хронический характер, способствовать возникновению невротических расстройств, так как человек лишается возможности активно (сознательно) воздействовать на ситуацию, что попустительствует болезни. Особенности характера имеют ведущее значение в формировании реакций индивида на болезнь.
Адекватные формы реагирования типичны для лиц с гармоничным складом характера, синтонных, отличающихся общительностью. Людям с акцентуациями характера и психопатиями возбудимого типа, наряду со свойственной им экстравертированностью, способностью быстро схватывать суть происходящих явлений и событий, присущи вспыльчивость, взрывчатость, импульсивность. Для них характерна «психологическая защита» по типу «эмоционального отреагирования», проявляющаяся раздражительностью, озлобленностью и «вымещением» своих негативных эмоций, связанных с болезнью, иногда в виде прямой агрессии, на мнимых «обидчиков» (членов семьи, медицинский персонал, соседей по палате и др.) или аутоагрессией.
При этом у них может присутствовать активность, направленная на преодоление заболевания и его последствий. Для лиц с акцентуациями характера и психопатиями тормозимого типа (в частности, астеническими, тревожно-мнительными) с присущими им интравертированностью, сенситивностью, склонностью к самоанализу, характерны преимущественно пассивно-оборонительные защитные реакции по типу «отрицания», «бегства» или «интеллектуализации».
Преувеличение тяжести болезни, ее значимости может у лиц данного склада не выходить за рамки психической нормы, но часто возникают фобические и тревожно-депрессивные переживания. Людей с неустойчивым типом акцентуаций и психопатиями отличают повышенная эмоциональность, лабильность, недостаточная зрелость установок и суждений. В структуре ВКБ у них более выражен чувственный уровень при относительной бедности когнитивного или оценочного. Поэтому для больных с данным типом характера типична непоследовательность поведения, связанная как с субъективной переоценкой тяжести течения и возможных последствий заболевания, так и с их недооценкой.
Для ригидного типа акцентуаций характера и психопатических личностей паранойяльного склада типичны косность, бескомпромиссность суждений и убеждений, обостренная «гиперсоциадьность» (стремление во всем наводить порядок в соответствии со своими представлениями о нем), медлительность. В структуре ВКБ у них преобладают когнитивные или оценочные уровни. В переживаниях особое место занимает мотив утраты трудоспособности и потери социального статуса. Поэтому у одних больных может наблюдаться упорное «отрицание» болезни, а у других, напротив, - переоценка с формированием «рентных» установок. У шизоидных психопатов, для которых характерны черты замкнутости, отгороженности, преобладание интеллектуальных интересов» в структуре ВКБ преобладают когнитивные моменты, что может приводить к формированию сверхценных идей, касающихся как понимания механизмов имеющегося заболевания, так и его лечения. В качестве «защитного» механизма у них может наблюдаться усиление аутизации, возможны неожиданные реакции, в том числе суицидальные тенденции.
У демонстративных акцентуированных личностей и истерических психопатов в структуре внутренней картины здоровья преобладает чувственный уровень с выраженностью эмоционального компонента в виде так называемой эмоциональной логики. Механизмами защиты в одних случаях являются «вытеснение», «замещение», «отрицание» болезни, в других - механизм «фиксации» с «бегством в болезнь» и наличием «условной приятности и желательности» имеющихся расстройств.
5. Личность. Влияние личности на формирование ВКБ - ВКЗ определяется ее системой отношений, в том числе иерархией потребностей, интересов, мотивов, установок. Поэтому можно говорить о социально-психологическом уровне субъективного отражения болезни человеком. В формировании ВКБ - ВКЗ имеют значение мировоззрение больного человека, его религиозные взгляды, морально-этические принципы и т.д. Существенное влияние на ВКБ могут оказывать и суеверность больного, склонность толковать причины болезни с экзотерических и мистических («сглазили», «навели порчу», «попал под влияние энергетического вампира» и т.п.), реже религиозных позиций. (1, с. 254)
Особое значение в формировании системы ВКБ - ВКЗ имеет уровень образования и культуры больного, в том числе степень его осведомленности в области медицины и психологии здоровья. Осведомленность в области медицины может играть двоякую роль. Отсутствие медицинских и психологических знаний о диаде «здоровье - болезнь» иногда приводит к непониманию своего болезненного состояния, недооценке его проявлений и возможных последствий пренебрежения профилактикой и гигиеной своего физического и психического состояния. Избыток же информации у пациента о болезнях, механизмах их развития, течении, прогнозе тоже может приводить к деформации ВКБ, также как и повышенное внимание к своему здоровью искажает внутренней картины здоровья. В одних случаях это выражается в преувеличении тяжести болезни, в других - в преуменьшении ее значимости или полном игнорировании. Эти проблемы нередко возникают у пациентов-врачей и в случаях заболевания детей, родители которых - врачи. А во втором случаи повышенное увлечение физическими упражнениями, диетами, культуризмом, обследованиями у врачей, целителей, магов и т.п.
Заключение
В заключении следует отметить, что еще основоположником медицины великим древнегреческим врачом Гиппократом были сделаны первые шаги по разработке основ философии здоровья. «Врач-философ Богу подобен», – говорил Гиппократ. Но к великому сожалению, человек не внял указанию мудрого врача. И теперь, несмотря на неоспоримые во многом успехи медицины в борьбе и с болезнями, философия и психология здоровья как таковые не разработаны. Возможно, поэтому так скромны успехи современной медицины в плане, скажем, пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) и увеличения количества людей, которые не просто как большинство обывателей хотели бы быть здоровыми и ничего для этого не делать, а тех заинтересованных индивидуумов, которые и что-нибудь делали бы для сохранения здоровья, если бы знали, как свое самое дорогое здоровье укреплять и развивать.
Для этого надо также знать и психологию здоровья.
Существуют такие мотивационные моменты личности, раскрывающие отношение человека к своему здоровью. Ценность здоровья не перестает быть таковой, если она не осознается человеком; хотя она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознает только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Современный человек, хорошо зная, что полезно и что вредно, очень часто поступает неразумно по отношению к своему здоровью, – отмечает И.И. Брехман. Поэтому проблема здоровья имеет важные социально-психологические и моральные, деонтологические аспекты. Вопрос об обучении здоровью – это неотъемлимая составляющая проблемы здоровья человека. Есть проблема – это обучение здоровью человека. Очень мало имеется исследований по эффективности программ обучению здоровья. Здоровье самым непосредственным образом связано с образом жизни, поэтому его высокого уровня нельзя достичь без целенаправленного и последовательного обучения людей здоровому образу жизни, начиная с раннего детства.
Выводы:
1) Термин «отношение к здоровью» многие авторы соотносят и определяют как синонимы такие понятия как «ВКЗ», «установка на здоровье», «самооценка здоровья».
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или наоборот угрожающих здоровью людей, а так же определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
2) На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения здоровья нации становится все более актуальной. Актуальность данной проблемы особенно в начале третьего тысячелетия — относительно, продолжающегося ухудшения состояния здоровья россиян в условиях затянувшегося перехода к новым экономическим отношениям требует коренного пересмотра тактики и стратегии охраны здоровья людей.
3) Изучение проблемы отношения человека к своему здоровью показало, что обязательным фактором адекватного отношения к собственному здоровью является формирование внутренней картины здоровья (ВКЗ) – особого отношения к здоровью, выражающегося в осознании его ценности, и активно-позитивного стремления к его совершенствованию.
Список литературы
Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.–Воронеж, 1999. 330 с.
Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? // Вопросы психологии. № 1. 1993. С. 86–88.
Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие. // Психология здоровья. Под ред. Г. С Никифорова. СПб.: Питер, 2003. – 356 с.

Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания, Биомедгиз, 1935.
Орлов А. Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 129–130.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. – 320 с.
Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С.СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
Семакова Е.В., Макарова И.Ю. Симбиотические отношения в развитии синдрома гиперактивности // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. – СПб. : СПбИУиП, 2009.
Сладкова В.В. (Блюм В.В.) Внутренняя картина здоровья // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Теоретико-эмпирические исследования в медицинской психологии. Вып. 61. СПб., 2005.
Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. СПб.: СпецЛит, 2005. – 447 с.
Фесенко Н.В. Внутренняя картина здоровья как особенное отношение личности к своему здоровью // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. – СПб. : СПбИУиП, 2009.
Челпанов В.Б. Развивающий конструктор «Плоское-объёмное» как средство психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Интеграция медицины и образования : сб. мат. науч. конф. Курск : КГУ, 2006. С. 113–115.











3

писок литературы
1.Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2.Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.–Воронеж, 1999. 330 с.
3.Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? // Вопросы психологии. № 1. 1993. С. 86–88.
4.Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие. // Психология здоровья. Под ред. Г. С Никифорова. СПб.: Питер, 2003. – 356 с.
5.
6.Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания, Биомедгиз, 1935.
7.Орлов А. Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 129–130.
8.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. – 320 с.
9.Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С.СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
10.Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
11.Семакова Е.В., Макарова И.Ю. Симбиотические отношения в развитии синдрома гиперактивности // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. – СПб. : СПбИУиП, 2009.
12.Сладкова В.В. (Блюм В.В.) Внутренняя картина здоровья // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Теоретико-эмпирические исследования в медицинской психологии. Вып. 61. СПб., 2005.
13.Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. СПб.: СпецЛит, 2005. – 447 с.
14.Фесенко Н.В. Внутренняя картина здоровья как особенное отношение личности к своему здоровью // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. – СПб. : СПбИУиП, 2009.
15.Челпанов В.Б. Развивающий конструктор «Плоское-объёмное» как средство психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Интеграция медицины и образования : сб. мат. науч. конф. Курск : КГУ, 2006. С. 113–115.

Вопрос-ответ:

Какие основные характеристики внутренней картинки здоровья?

Основными характеристиками внутренней картинки здоровья являются психическое здоровье, физическое состояние, способность защитить себя и победить соперника.

Какова структура внутренней картинки здоровья?

Структура внутренней картинки здоровья включает физическое состояние (фигуру, массу мышц), психическое здоровье, и способность постоять за себя и победить соперника.

Какие факторы влияют на внутреннюю картину здоровья?

На внутреннюю картину здоровья влияют различные факторы, включая возраст, субъективную оценку здоровья, объективные данные и другие факторы, которые могут варьироваться для каждого человека.

Почему мужчины уделяют больше внимания психическому здоровью?

Мужчины могут уделять большее внимание психическому здоровью, поскольку это важный аспект их общего самочувствия. Кроме того, мужчины могут сталкиваться с большим давлением и стрессом, поэтому им необходимо обращать внимание на свое психическое состояние для достижения и поддержания хорошего здоровья.

В чем состоит расхождение между субъективной оценкой внутренней картинки здоровья и объективными данными?

Расхождение между субъективной оценкой внутренней картинки здоровья и объективными данными может заключаться в том, что человек может иметь идеальную внутреннюю картину здоровья по своему восприятию, однако объективные данные могут показывать, что у него есть определенные проблемы со здоровьем. Это может быть связано с недостаточным осознанием своего здоровья или сигналами, которые тело отправляет о проблемах, но которые могут быть проигнорированы.

Какие основные характеристики внутренней картине здоровья?

Основными характеристиками внутренней картине здоровья являются психическое здоровье, физическое состояние, общая жизнеспособность, наличие хронических заболеваний и уровень общего благополучия.

Как структурирована внутренняя картина здоровья?

Внутренняя картина здоровья включает психическое и физическое состояние организма, наличие заболеваний, общий уровень энергии и жизнеспособности, а также психологическое благополучие и уровень стресса.

Какие факторы влияют на внутреннюю картину здоровья?

Факторы, влияющие на внутреннюю картину здоровья, могут включать генетическую предрасположенность к заболеваниям, образ жизни (питание, физическая активность), психоэмоциональное состояние, окружающую среду и связанные с ней факторы, а также доступность и качество медицинской помощи.