Влияние музыки на психику человека
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 11.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений 5
1.1. Значение музыки в медицине 5
1.2. Стили музыки 11
1.3. «Эффект» Моцарта 13
1.4. Исполнение музыкальных композиций 14
Глава 2. Музыкотерапия как метод психологической коррекции 21
2.1. Теоретический анализ особенностей коррекции тревожности у старшеклассников средствами музыкотерапии 21
2.2. Использование музыкотерапии для коррекции эмоциональных состояний старшеклассников 23
Заключение 28
Список литературы 29
В.Давыдов рассматривает тревожность как индивидуальную черту личности, придающую повышенную склонность к тревожности во многих жизненных ситуациях, в том числе там, где объективно нет причин для угрозы и страха [11, 8]. Уровень тревожности показывает индивидуальную чувствительность к стрессу, к восприятию большинства жизненных событий как угрожающих. Высокий уровень тревожности определяет проявление психологического дистресса. Это может быть вызвано невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями [7, 36].
Высокая степень тревожности также может быть связана со страхом потерять собственный престиж, самоуважение. Как устойчивая черта личности, это повышенная склонность испытывать беспокойство в случае реальной или воображаемой опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога часто субъективна по отношению к конкретному событию. Внешние проявления тревоги выражаются в общей дезорганизации деятельности, нарушении ее 6 направленности и продуктивности.
Однако тревога изначально не является негативной стороной личности. Нормальная степень тревоги - естественное состояние для человека. Исследования, проведенные с целью выявления тревожности среди учащихся, показали, что уровень тревожности несколько снижается при переходе от подросткового возраста к раннему подростковому возрасту, соответствующему старшей школе, но повышается в выпускном классе. В подростковом возрасте нет различий между мальчиками и девочками в плане тревожности, хотя в старших классах девочки более тревожны [9, 24].
Старшеклассник, находящийся в состоянии психического равновесия и психологического комфорта в школе, является наиболее социально адаптированным, у него нет нарушений основных психических функций, таких как память, мышление, внимание, мышление, восприятие, эмоции. Проблемы старшеклассников в основном связаны со страхом и тревогой по поводу самоутверждения среди сверстников, с проблемой определения будущей профессии, а также с учебой.
Тревога сама по себе является эмоциональным проявлением чувства внутреннего напряжения. В состоянии повышенной тревожности наблюдается сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие повышенной тревожности у старшеклассников можно отнести к факторам риска. Высокая тревожность у старшеклассников может быть предвестником различных невротических расстройств, психических расстройств и нарушений здоровья.
Поэтому информация об эмоциональном состоянии старшеклассников важна для классных руководителей и учителей. Тревожность школьников нельзя отнести к числу проблем, связанных только с современной психологией. В разные эпохи у мыслителей тех времен возникали вопросы об отношениях между учениками и учителями, об эффективности образовательного процесса. В своих исследованиях философы рассматривали влияние результатов педагогической деятельности и отношение к ней студентов [2, 15].
С развитием общества и человечества проблема высокого уровня тревожности у детей все еще не теряет актуальности. В современном мире число студентов, склонных к тревожности, постоянно растет. Существуют также объективные причины, связанные с усложнением социальных отношений, и внутренние, которые напрямую связаны с психологическими особенностями студента.
2.2. Использование музыкотерапии для коррекции эмоциональных состояний старшеклассников
Музыкальная терапия - это психотерапевтический метод, основанный на целебном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкальная терапия имеет два аспекта: это отрасль медицины, методология которой основана на использовании музыки в лечебных и профилактических целях; система психосоматической регуляции функций человеческого организма, которая основана на положительном влиянии акустических волн, организованных в гармонизированную музыкальную структуру. Воздействие происходит на физическую, психоэмоциональную, духовную сферы [5,18].
Специальные физиологические эксперименты выявили влияние музыки на различные системы человека. Исследователи Бине, Картье (1896), Менц (1895) показали, что музыка ускоряет сердечные сокращения, увеличивает частоту дыхания. Выявлено усиливающее влияние музыки на пульс, дыхание в зависимости от параметров ее высоты, тембровой силы и звучания [6, 5].
Использование музыкальной терапии для коррекции эмоциональных состояний старшеклассников описывает особенности применения данного метода для коррекции тревожности у старшеклассников. В современном представлении музыкальная терапия выступает как технология, используемая в терапевтическом, развивающем, коррекционном и образовательном направлениях. Исследования в этой области изучают 8 возможностей влияния музыкального воздействия на личность человека с помощью медицинских, педагогических, психотерапевтических методов.
Начало XXI века характеризуется жестокостью и агрессивностью в отношениях между людьми. Это связано с переходом на новый путь политического развития, который привел к безработице, инфляции и низкому уровню жизни большинства россиян. Процессы, связанные с преобразованием общества, породили взрыв индивидуализма в его крайних проявлениях - нетерпимости, эгоизма, цинизма, насилия, послужили источником растущей слабости и отчаяния, различного рода страхов, морального разложения людей. Сложность общественной жизни не могла не наложить отпечаток на молодое поколение нашей страны. И в настоящее время подавляющее большинство подростков страдают от негативных чувств, агрессивности, тревожности, неврозов, перегрузок в школах, нестабильных отношений с окружающими. Известно, что жертва в конечном итоге становится преступником[4]. Я вижу актуальность своей работы в предотвращении этого. Школа, как одно из основных мест обучения и воспитания подростков, требует экономичных и эффективных методов регулирования эмоционального состояния школьников. В настоящее время существует большое количество ученых, которые изучают влияние музыки на психическое состояние человека и, в частности, разрабатывают программы по нормализации эмоционального состояния для подростков (В.И.Петрушин и др.) [3]. Нашими целями были разработка музыкального классного часа, который мог бы корректировать реактивную тревожность у подростков, изучение эффективности таких классных часов, а также поиск путей практического применения элементов искусства в школе. В нашем исследовании приняли участие учащиеся 7-9 классов средней школы № 2. Октябрьский Устьянский район Архангельской области: седьмой класс (21 человек), восьмой класс (24 человека), девятый класс (62 человека). Здесь в общей сложности 107 человек. Для оценки уровня ситуативной тревожности мы использовали шкалу Спилбергера для оценки уровня реактивной тревожности в интерпретации Ханина. Для исследования был разработан музыкальный классный час (продолжительность 40 минут). Использовались классические произведения спокойного, умиротворяющего характера, умеренного и медленного темпа, не содержащие резких диссонансов. Все испытуемые слушали музыкальные классные часы. За неделю до этого была проверена ситуационная тревожность, мы провели повторные измерения сразу после классного часа (рис. 1).
Рис.1 - Различия средних значений до и после проведения классного часа.
В результате оказалось, что средний уровень тревожности у семиклассников на первом экзамене составил 44,4 (средний уровень тревожности). После урока музыки этот показатель снизился на 3 единицы (41,0), что также является показателем среднего уровня тревожности. Значимость различий представлена в таблице для всех классов. Средний балл восьмиклассников по шкале тревожности составляет 36,8. После воздействия АРТ этот показатель стал 32,6, то есть снизился на 4,2 единицы. Оба результата оцениваются как средний уровень тревожности. Учащиеся 9-х классов показали высокий уровень тревожности на первом экзамене (49,3). А после посещения музыкального класса средний балл тревожности снизился до 39,5 (на 9,8 единиц), что означает средний уровень тревожности (таблица 1).
Табл.1. Значения t-Стьюдента для 7, 8 и 9 классов
7 класс 8 класс 9 класс значение t-Стьюдента 3, 21 2, 83 3, 87 уровень значимости p<0,01 p<0,01 p<0,001 Это означает, что музыка оказывает положительное влияние на ситуационную тревожность подростков, и степень этого влияния тем больше, чем старше возраст подростка. Уровень ценностной ориентации в искусстве наиболее тесно связан с разносторонней и гармоничной ориентацией личности. Прохождение чувствительного периода по отношению к прекрасному, относительная социальная зрелость девятиклассников, их склонность к доверительному кругу общения оказались теми психологическими особенностями учащихся, которые соответствуют определенному уровню ориентации в искусстве. Наиболее сильно это выражено в связи между социальной зрелостью и музыкальными предпочтениями школьников.
Таким образом, самые старшие подростки получили лучший результат в этом эксперименте. Нормализация психоэмоционального состояния через восприятие музыки обеспечивается выходом человека из негативных переживаний, наполнением его положительными эмоциями, перестройкой его эмоционального состояния, когнитивной сферы. Мы предполагаем, что регулярное воздействие ситуационной тревожности у подростков может привести к нормализации личностной тревожности, что является важным фактором формирования личности подростка, его успешной социальной адаптации в будущем.
В связи с этим мы предлагаем ряд советов, которые можно использовать в школах для улучшения эмоционального состояния учащихся и снижения тревожности:
* уроки искусства, по возможности, проводить с музыкой;
* делайте музыкальные паузы на уроках (например, литературы, истории).;
* сопровождайте материал некоторых уроков музыкой для усиления эмоционального воздействия, что означает лучшее запоминание;
* сопровождать самостоятельную работу на занятиях отрывками из классических произведений;
* проводить более специализированные классные часы, посвященные искусству, привлекая к их проведению преподавателей и учащихся Школы искусств, библиотекаря;
* посещение музыкальных абонементов и выставок, проводимых в Художественной школе, самообразование в области искусства.
Заключение
Подводя итоги своей исследовательской работы, следует отметить, что эта тема может не только заинтересовать людей, но и позволить им узнать гораздо больше о пользе и влиянии музыки на человека.
Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Музыка имеет для меня такое же значение, как и для любого человека, но иногда мне кажется, что я бы и дня не прожил без музыки. И это действительно так. Каждый из нас должен четко понимать только одно: для каждой музыки есть свое место и время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое - это смешно. Человек, обладающий умственными способностями и понимающий важность музыки в нашей жизни, по-настоящему счастлив. Я понял, как много музыка значит для человека и как она влияет на различные аспекты его жизни. Основываясь на результатах исследовательской работы, можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека.
2. Классическая музыка помогает в решении различных задач.
Я считаю, что гипотезы полностью подтверждены. А это значит, что цель нашей работы достигнута.
В заключение я хотел бы пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Это напомнит вам о вашей любви к людям и поддержит вас в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неизведанные стороны богатейшего мира, творчества, принесет радость, здоровье и удовольствие.
Список литературы
Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 2000.
Барвинская, Е. М. Проект-исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека / Е. М. Барвинская // Музыка в школе. - 2008. - N 1. - С. 34-38.
Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. – 541 с.
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. - СПб. : Питер, 2008.- 782 с.
Киселева, П. А. В тональности до-мажор // Учительская газета. 2004. №3. С. 5.
Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. – 1999.
Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. – 324 с.
Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002. – 223 с.
Петрушин, В.И. Музыкальная психология. - М.: ТОО «Пассим», 2009. - 304 с.
Петрушин В.И. Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями психологии // Музыка в школе - М., 2002. – 653 с.
Пожидаев Г.А. Дмитрий Борисович Кабалевский. - М.: Музыка, 1987. – 335 с.
Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001. – 609 с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985. – 498 с.
2
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 2000.
3. Барвинская, Е. М. Проект-исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека / Е. М. Барвинская // Музыка в школе. - 2008. - N 1. - С. 34-38.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. – 541 с.
5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. - СПб. : Питер, 2008.- 782 с.
6. Киселева, П. А. В тональности до-мажор // Учительская газета. 2004. №3. С. 5.
7. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. – 1999.
8. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. – 324 с.
9. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002. – 223 с.
10. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. - М.: ТОО «Пассим», 2009. - 304 с.
11. Петрушин В.И. Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями психологии // Музыка в школе - М., 2002. – 653 с.
12. Пожидаев Г.А. Дмитрий Борисович Кабалевский. - М.: Музыка, 1987. – 335 с.
13. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001. – 609 с.
14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985. – 498 с.
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывает музыка на психику человека в зависимости от ее стиля и направления?
Влияние музыки на психику человека зависит от ее стиля и направления. Например, классическая музыка может способствовать улучшению концентрации, снятию стресса и повышению настроения. В то же время, ритмичные и энергичные стили, такие как рок или техно, могут вызывать чувства возбуждения и энергии. Однако, каждый человек воспринимает музыку индивидуально, поэтому воздействие стиля и направления музыки может быть разным для каждого.
Какое значение имеет музыка в медицине?
Музыка играет важную роль в медицине. Ее использование может способствовать снижению уровня боли и тревожности у пациентов, а также улучшению настроения и общего самочувствия. Музыкотерапия широко применяется для психологической коррекции и реабилитации в различных областях медицины, включая неврологию, психиатрию, онкологию и реабилитацию после травм или операций.
Какие стили музыки существуют?
Существует множество стилей музыки, включая классическую, джаз, рок, поп, электронную, кантри, регги, хип-хоп и многое другое. Каждый стиль имеет свои характерные черты и особенности звучания, которые могут вызывать разные эмоциональные и физиологические реакции у слушателей.
Что такое эффект Моцарта?
Эффект Моцарта - это теория о положительном влиянии музыки Моцарта на интеллектуальное развитие и психологическое состояние человека. Исследования показали, что прослушивание музыки Моцарта может временно улучшить пространственные, математические и когнитивные навыки, а также повысить уровень активности мозга. Однако, эффект Моцарта не является универсальным и может быть разным для каждого человека.
Какое влияние оказывает музыка на психику человека?
Музыка оказывает значительное влияние на психику человека. Она может вызывать различные эмоции, влиять на настроение и даже изменять поведение.
Какое значение имеет музыка в медицине?
Музыка имеет важное значение в медицине. Она используется как метод психологической коррекции и может помочь улучшить состояние пациента.
Какие стили музыки существуют?
Существует множество стилей музыки, включая классическую, рок, поп, джаз, электронную и многие другие.
В чем заключается эффект Моцарта?
Эффект Моцарта предполагает, что слушание музыки Моцарта может способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию человека.