Программа социологического исследования театральной жизни.
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 14.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Составляющие программы социологического исследования театральной жизни 4
Метод опроса как наиболее широко распространенный при выявлении общественного мнения о театральной жизни 6
Неопросные методы изучения театральной жизни 10
Опыт современного изучения театра 16
Заключение 18
Список литературы 19
В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.Социологический эксперимент в корне отличается от естественно-научного. Особенностью последнего является то, что объектом выступает материальный мир, исследуемый с помощью определенного прибора или инструмента. Тогда как социологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на исследование какой-либо особенности личности, группы.Данный метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. При этом сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некоторая гипотетическая причина, а во втором она отсутствует. Если под воздействием экспериментатора в первом наблюдается изменение, а во втором — нет, то гипотеза считается доказанной. Экспериментальное исследование в социологии отличается от методов других наук тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. В качестве примера социологического театрального эксперимента можно назвать спектакль театра Kultblatt (ФРГ) о молодых годах Адольфа Гитлера. Постановка задумывалась какиммерсивная: зрителям предложили поучаствовать в ней, разыгрывая роли в соответствии с их билетом — платным или бесплатным. За бесплатные билеты театралам придётся надеть свастику. Те, кто согласится заплатить за вход, получат Звезду Давида в знак солидарности с жертвами национал-социалистического режима.Опыт современного изучения театраСтоит отметить, что в последнее время происходит всплеск интереса к театральной жизни. На современном этапе основными проблемами, рассматриваемыми в рамках социологии театра, специалисты выделяют: изучение особенностей взаимодействия театральных коллективов с аудиторией, роль театра как «живого» средства художественного общения по сравнению с телевидением и кинематографом, а также изучение новых тенденций в театральной сфере.Множество исследований датируются 2019 годом, который был объявлен в России годом театра. Одно из самых масштабных исследований было проведено Союзом театральных деятелей Российской Федерации совместно с Государственным институтом искусствознания в сети Интернет. Социологический опрос театральной публики был направлен на выявление того, что зрители ждут от театра и как в целом воспринимают искусство. Систематическим изучением театральной жизни занимается Лаборатория будущего театра создана в ГИТИСе в 2018 г. с целью проведения исследований и разработки модели театра будущего. Работа лаборатории осуществляется по двум направлениям – научной и творческой. В рамках научной программы лабораторией проводится ряд социологических и социо-культурных исследований, среди которых: «Портрет зрительской аудитории» (анализ современного театрального зрителя), «Театры России» (перепись всех театров РФ, в том числе и частных), «Обзор публикаций в отечественных и зарубежных изданиях о тенденциях развития театра и театре будущего», «Основы развития театра и театрального дела в РФ» и «Независимые театры как часть культурного ландшафта России».Как известно, всплеск научного интереса, а, следовательно, и исследований происходит в кризисные времена. Можно с полной уверенностью заявить, что для театров, да и не только для них такие настали. Пандемия коронавирусной инфекции, охватившая мир в 2020 г., повлияла на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на театр. В сложившихся условиях властями принимались решения об отмене или переносе на неопределенный срок множество массовых мероприятий во избежание распространения вируса. Населению же было рекомендовано режимсамоизоляции. В итоге это привело к тому, что многие театральные организации стали отходить от традиционных форм существования: активно использовать возможности цифровой среды и переводить предоставление услуг в онлайн-формат, чтобы не потерять потребителя, обеспечить занятость сотрудников и оставаться на плаву в столь сложный период. В этом контексте крупные исследовательские центры обратились к исследованиям театральной жизни. В частности, в марте 2021 года ВЦИОМ провел исследование, сколько театралов успели посетить спектакли после отмены самоизоляции. Результаты исследования на тот момент показали крайне низкую степень вовлеченности зрителей в театральный процесс – театр посетили только 10% из тех, кто посещал его регулярно. ЗаключениеТеатр – это неотъемлемая часть социума. Общество и театр неразрывно связаны. Применение социологических методов к изучению театральной жизни позволяет расширить театроведческий подход. Благодаря социологии удается достичь целостного осмысления театра в динамичного развивающемся социокультурном контексте.Методы социологии позволяют выйти за пределы исследования публики в зрительном зале, а охватывать более широкие вопросы: осмысление ориентаций и вкусов населения города, анализировать совокупные репертуарные тенденции в контексте динамично развивающегося художественного спроса и предложения, а также выявлятьзакономерности производственно-экономической деятельности театров. Основной предмет исследования социологии театра – театральная жизнь. Это понятие представляет собой переплетение зрительского потребления с множеством конкретных продуктов театрального производства. При этом сам театр выступает ка как особый социальный институт, в рамках которого создается театральное искусство. А зрительская аудитория в этом контексте – это проводник искусства в массовое сознание и опыт. Именно общественное мнение формирует положение театра как социального института в системе искусств, в художественной культуре, в духовной жизни современного общества и сфере общественных отношений.Список литературыАналитический отчет по результатам мониторинга СМИ для анализа информационного поля в рамках реализации государственной программы «Культура России» // URL.: https://c-discurs.ru/wp-content/uploads/2012/06/Kontent-analiz-predstavleniya-kategoriy-kulturyi-v-SMI.pdf. Дата обращения 13.11.2021г. Атанов А.А., Зимина Е.В. Театр как искусство: философский и социологический анализ в пространстве данности // Известия БГУ. 2018. №4. – с. 576 – 584Божков О.Б. 15 лет социологического изучения театральной жизни Ленинграда // Телескоп. 2008. №6. – С. 64 - 68.Большаков Н.В., Максимова А.С. Театральная социология: зритель настоящего и его ожидания от будущего // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. №4. – С. 105 – 121.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Университет, 2010. – 296с.Дмитриевский, В. Н. Основы социологии театра. История, теория, практика: учебное пособие / В. Н. Дмитриевский. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2015. — 224 с. Евсеева Я. В., Ядова М. А. Социология кино и театра: История и современность: Введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. — 2017. — № 2. — С. 6—20.Захарьянц Е.О. Театральная программа как вид документа // Культура: теория и практика. 2016. №5-6 (14-15). – С. 31 – 36.Социологический эксперимент или политическая провокация? //URL.: https://webkamerton.ru/2018/04/sociologiceskii-eksperiment-ili-politiceskaa-provokacia. Дата обращения 13.11.2021.Корниенко А.В. Отклик на книгу «Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов» // Телескоп. 2013. №4. – С. 49 – 52.Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов // Отв. ред. В.Н. Дмитриевский. – М. : Государственный институт искусствознания, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 400 с. – (Социология и экономика искусства: научное наследие).Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / Под ред. В.А. Ядов. Изд. 2-ое. – М.: Наука, 2011. – 357 с.
2. Атанов А.А., Зимина Е.В. Театр как искусство: философский и социологический анализ в пространстве данности // Известия БГУ. 2018. №4. – с. 576 – 584
3. Божков О.Б. 15 лет социологического изучения театральной жизни Ленинграда // Телескоп. 2008. №6. – С. 64 - 68.
4. Большаков Н.В., Максимова А.С. Театральная социология: зритель настоящего и его ожидания от будущего // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. №4. – С. 105 – 121.
5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Университет, 2010. – 296с.
6. Дмитриевский, В. Н. Основы социологии театра. История, теория, практика: учебное пособие / В. Н. Дмитриевский. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2015. — 224 с.
7. Евсеева Я. В., Ядова М. А. Социология кино и театра: История и современность: Введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. — 2017. — № 2. — С. 6—20.
8. Захарьянц Е.О. Театральная программа как вид документа // Культура: теория и практика. 2016. №5-6 (14-15). – С. 31 – 36.
9. Социологический эксперимент или политическая провокация? //URL.: https://webkamerton.ru/2018/04/sociologiceskii-eksperiment-ili-politiceskaa-provokacia. Дата обращения 13.11.2021.
10. Корниенко А.В. Отклик на книгу «Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов» // Телескоп. 2013. №4. – С. 49 – 52.
11. Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов // Отв. ред. В.Н. Дмитриевский. – М. : Государственный институт искусствознания, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 400 с. – (Социология и экономика искусства: научное наследие).
12. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / Под ред. В.А. Ядов. Изд. 2-ое. – М.: Наука, 2011. – 357 с.
Вопрос-ответ:
В чем состоят основные составляющие программы социологического исследования театральной жизни?
Основные составляющие программы социологического исследования театральной жизни включают в себя определение целей и задач исследования, выбор социологических методов, разработку вопросника для опроса, проведение опроса и анализ полученных данных.
Почему метод опроса является наиболее широко распространенным при выявлении общественного мнения о театральной жизни?
Метод опроса является наиболее широко распространенным при выявлении общественного мнения о театральной жизни, потому что он позволяет получить информацию от большого числа респондентов, представляющих различные социальные группы и мнения. Это дает возможность получить более полное и точное представление о театральной жизни и ее оценке со стороны общества.
Какие неопросные методы используются для изучения театральной жизни?
Для изучения театральной жизни используются неопросные методы, такие как наблюдение, анализ документов и архивных материалов, интервьюирование экспертов и структурных представителей театров, анализ статистических данных и т.д. Эти методы позволяют получить дополнительную информацию о театральной жизни, ее организации, взаимодействии участников и других аспектах, которые не всегда могут быть охвачены опросом.
Какой опыт современного изучения театра можно найти в статье?
В статье приводится опыт современного изучения театра, связанный с применением современных информационных технологий и аналитических методов. В частности, рассматривается использование компьютерных программ для анализа данных опросов, использование онлайн-опросов и социальных сетей для сбора информации, а также применение статистических методов для выявления закономерностей и тенденций в театральной жизни.
В чем отличие метода опроса от совершения социологического эксперимента?
Отличие метода опроса от совершения социологического эксперимента заключается в том, что опрос позволяет получить информацию от респондентов в искусственно созданной обстановке, в то время как при совершении эксперимента исследователь имеет возможность контролировать условия и воздействия на объект исследования. Эксперимент позволяет получить более точные и проверяемые результаты, но при этом требует большего объема ресурсов и времени.
Какая программа используется для социологического исследования театральной жизни?
В статье рассматривается программа социологического исследования театральной жизни, но конкретное название программы не указано.
Что включает в себя программа социологического исследования театральной жизни?
Программа социологического исследования театральной жизни включает в себя несколько составляющих, таких как определение темы исследования, выбор методов сбора данных, анализ полученных результатов и составление выводов.
Какой метод является наиболее распространенным при опросном исследовании театральной жизни?
Наиболее распространенным методом при опросном исследовании театральной жизни является метод опроса. Он позволяет выявить общественное мнение о театральной жизни и получить информацию от большого количества респондентов.
Какие неопросные методы используются для изучения театральной жизни?
Для изучения театральной жизни могут использоваться различные неопросные методы, такие как наблюдение, анализ документов, интервью с экспертами и участниками театральной жизни, анализ литературы и т.д.
Какие есть примеры современного изучения театра?
В статье приводятся примеры современного изучения театра, включая исследование реакции зрителей на спектакли, анализ контента театральных постановок, изучение социального влияния театра и т.д.
Какие составляющие включает в себя программа социологического исследования театральной жизни?
Программа социологического исследования театральной жизни включает в себя несколько составляющих. Во-первых, определение целей и задач исследования. Затем составляется план исследования, в котором указываются методы и способы сбора информации. Также в программе прописываются критерии отбора и выборки для исследования. Наконец, важной частью программы является анализ и интерпретация полученных результатов.