Персонификация злых и добрых сил в Кривом зеркале духовно искаженных современников Булгакова в романе « Мастер и Маргарита»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 27 27 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 18.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Русская религиозно-философская мысль XX века и ее отражение в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 6
1.1 Религиозная философия рубежа XIX-XX веков 6
1.2 Религиозно-философская позиция М.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» 11
ГЛАВА 2. Персонификация зла и добра в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 16
2.1 Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 16
2.2 Оппозиция добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте реалий XX века 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27


Фрагмент для ознакомления

христианства. Эти вопросы были в центре внимания прозаиков, поэтов и философов. Среди них Вл. Соловьёв, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, М. Горький, Л. Андреев, А. Блок, А. Белый, М. Волошин, Н. Бердяев, И.А. Ильина.Фактически замысел романа готовился на протяжении всей истории русской и западноевропейской религиозной, философской и эстетической мысли, через художественные открытия писателей-классиков, предвосхищавших глобальные перемены, раскрывающих состояние национального духа во времена исторического распад государства Российского.Важно было определить главный нерв коллективного сознания, неуловимое отношение современников, выяснить метафизические причины всемирной трагедии. Наблюдения за соотечественниками, личный, профессиональный, гражданский и семейный жизненный опыт, развитие многих тем в собственной прозе малых жанров, в драматургии - все послужило идейно-эмпирической базой, на которой был построен последний роман. Духовный рост человека издревле связан со способностью видеть недостатки собственного пути, обнаруживать в себе непоправимые изломы, устранить которые можно только покаянием и молитвой - милостью Божией.Неслучайно демонические сюжеты во многом развивались в русской литературе. Уроки атеизма получили широкое распространение уже в девятнадцатом веке. Дух зла подошел к человеческой душе очень агрессивно, и чуткие поэты выразили это в своих текстах и ​​стихах. Булгаков запечатлел тот момент духовного состояния Европы и России, когда силы зла открыто торжествуют, используя свою силу, чтобы издеваться над бывшими христианами, утратившими главное антидемоническое оружие - силу животворящего креста [15].Не исключено, что писательская задача была реализована Булгаковым через идеи Соловьева. Не только идеи бессмертной любви в отношениях между людьми противоположного пола, но и острое внимание Соловьева к проблеме зла откликнулось в творчестве Булгакова. Известно, что Соловьев часто видел самого дьявола, стремился изобличить его, боялся, что ему грозит месть нечистой силы за это разоблачение, за предсказание силы антихриста. Предсказания Соловьева подтверждались событиями войн и революций, разразившихся после смерти философа, их духовный смысл был ему понятен задолго до того, как они были воплощены в истории.Многогранный роман Булгакова требует дополнительных толкований - не только рассказа об исторической современности 1920-1930-х годов, но и - в частности - содержания «романа в романе», написанного мастером, потерявшим свое имя под диктовкуВоланда. Представление о реальном существовании Апологета Добра (Христа) как личности - и только человека - было и остается популярным. Воланду вовсе не обязательно устранять память о Нем.Роман Булгакова создан в 1930-е годы, когда антирелигиозная активность власти и новой аудитории достигла апогея. На глазах у писателя взрывались храмы. В отсутствие Бога неизбежно появляется дьявол. Исключение общения с Богом из повседневной жизни москвичей 1920-1930-х годов, агрессивное отношение к любым религиозным идеям освещено в романе Булгакова.Историю Га-Ноцри начинает вести Воланд, а затем диктует текст Мастеру. Может ли дьявол жить без интриги? Отметим, что Воландпоощряет Мастера и его тайную подругу. Недаром роман Мастера вызывает сомнения - в первую очередь, для него самого и для Булгакова, создавшего его, он не случайно пытается поджечь его.Булгаков с горечью утверждал, что в современном мире только дьявол, убежденный в своей несокрушимой силе, может подтвердить существование Бога иррациональным атеистам. Но в то же время сатана, каким он должен быть, делает замену. Пессимистические взгляды Булгакова основаны на внимательном наблюдении за современным духовным состоянием людей, понимании истоков того, что происходит в ХХ веке. Замена Антихриста Христом - одна из целей смертных сил.Есть несколько расхождений с традиционным пониманием Булгаковым дьявола. Сатана не кажется борцом за хорошее поведение. Некоторые интерпретаторы видят в Воланде почти положительный персонаж, который наказывает преступников и разоблачает закоренелых грешников.Рядом с настоящим Создателем это смешно. Господь милосердно прощает грехи человека - сатана соблазняет его, загоняет его в грех, затем подвергает насмешкам и мучениям, сеет безумие и смерть - с самого начала романа до его конца.Прочитать события ХХ века в свете истории христианства и истории духовных поисковмыслителей и художников, стать звеном в цепи преемственности - вот что поощрял писатель. обстоятельствами его семейной и индивидуальной судьбы, духовным опытом.В финале романа Мастера весь Ерушалаим (как и Москва) погружается во тьму. Для России бурная история Великой Отечественной войны связана с дистанцией от дьявольских уловок, возвращением веры в жертвенный подвиг Христа. Эта параллель по мнению Л.М.Яновской нужна, чтобы «мы услышали в романе «Мастер и Маргарита» торжественную мелодию его «древних» глав, она должна была быть оттенена буффонадой глав «московских» [29].Булгаков закончил последние страницы в 1940 году. Мрак неверия загоняет Европу и Россию в пучину кровопролития, страданий, безумия, торжества смерти. Мрак военной жизни сопровождает тьму неверия. Это реальность Второй мировой войны, которая началась еще при жизни М.А.Булгакова. Через несколько месяцев после смерти писателя Москва погрузится в военную тьму, символическими символами которой будут отключения электроэнергии, отключение электричества, сигнализация, взрывы бомб, ночные марши солдат и мобилизованных ополченцев, потоки беженцев и пожары.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема добра и зла - вечная тема человеческого познания и, как любая вечная тема, не имеет однозначных ответов. Одним из основных источников этой проблемы по праву можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, выступающих в качестве абсолютных носителей этих моральных категорий человеческого сознания. Добро и зло, Бог и дьявол постоянно противостоят. По сути, эта борьба ведется между низшими и высшими принципами человека, между смертной личностью и бессмертной индивидуальностью человека, между его эгоистичными потребностями и желанием общего блага.Добро и зло в работе - это не два уравновешенных явления, вступающих в открытую оппозицию, поднимающих вопрос о вере и неверии. Они дуальны. Добро для Булгакова - это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, его принцип, по которому не страшно терпеть боль и страдания.Тема добра и зла у Булгакова - проблема выбора людьми жизненного начала, а цель мистического зла в романе - вознаградить каждого в соответствии с этим выбором. Основная ценность произведения заключается в том, что Булгаков считает человека способным преодолеть зло, несмотря на обстоятельства и соблазны.Двойственность человеческой природы в присутствии свободной человеческой воли - единственный фактор в осознаниидобра и зла. Во Вселенной нет ни добра, ни зла как такового, но есть естественные законы и принципы развития жизни. Все, что дается человеку для жизни, не является плохим или хорошим, но становится тем или другим, в зависимости от того, как каждый из нас использует данные нам навыки и потребности. Какое бы зло в мире мы ни приняли, его создателем будет не кто иной, как сам человек. Поэтому мы создаем свою судьбу и выбираем свой путь.Роман «Мастер и Маргарита» повествует об ответственности человека за то хорошее и плохое, что происходит на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к правде и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности, за любовь, побеждающую все и творчество, поднимающее душу к истинным высотам.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАкимов, В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против дьяволиады./ В. М. Акимов. - М., 1995.-160 с.Алексеева Л.Ф. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – прозрение о духовных реалиях ХХ века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2014. – № 2. – С. 90–102. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.13.Бердяев Н.А. Духовное христианство и сектантство в России // Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 451.Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч.1. С.35.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М.: АСТ, 2016 – 503 с.Варламов А.Н. Михаил Булгаков. − М.: Молодая гвардия, 2008. − 840 с. Гудкова В. В. Михаил Булгаков как социальный диагност // Художественная культура. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-bulgakov-kak-sotsialnyy-diagnost (дата обращения: 19.12.2021).Жулькова К. А. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова: опыт исследования ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита». - М. : Текст, 2013. - 189 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2004-04-026-zerkalov-a-evangelie-mihaila-bulgakova-opyt-issledovaniya-ershalaimskih-glav-romana-master-i-margarita-m-tekst-2003-189-s (дата обращения: 19.12.2021).Зеркалов А. Евангелие от Михаила Булгакова. – М.: Ломоносовъ, 2012. – 224 с.Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Proetcontra. Полемика вокруг идей И.А. Ильина о сопротивлении злу силою. − М.: Айрис-пресс, 2005. − 576 с.Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. М., 1990. №2. С. 44-56.Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой.» Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М. А Булгакова // Литература в школе. 1998. №2. С. 54-61.Кураев А. В. «Мастер и Маргарита»: за Христом или против? – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Проспект, 2019 – 271 с.Лосев В. Живой М. А. Булгаков // Слово. – 2000 – № 4 – 76-78 с.Михайлов О.Н. М.А. Булгаков. Судьба и творчество. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. Немцев В. И. «Панпсихизм»: Л. Андреев, М. Булгаков, М. Зощенко и другие в контексте философских идей Серебряного века // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panpsihizm-l-andreev-m-bulgakov-m-zoschenko-i-drugie-v-kontekste-filosofskih-idey-serebryanogo-veka (дата обращения: 19.12.2021).Немцев В.И. Способы анализа произведений Михаила Булгакова. Читательское пособие. – Самара: Самарский научный центр РАН, 2017. – 144 с. Синцов Е. В. Художественно-историческая концепция власти М. А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита») // Вестник Самарской гуманитарной Серия: Философия. Филология. 2010 №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-istoricheskaya-kontseptsiya-vlasti- m-a-bulgakova-roman-master-i-margarita (датаобращения: 15.11.2021).Снигирева Т. А., Подчиненов А. В. Михаил Булгаков: прочтение временем // Вестник ТГГПУ. 2017. №3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-bulgakov-prochtenie-vremenem (дата обращения: 19.12.2021).Соколов Б.В. Булгаков. Мастер и демоны судьбы. – М.: Издательство “Э”. Яуза, 2016. – 829 с. Соколов Б.В. Булгаков. Мистический мастер – М.: Вече, 2014. – 254 с. Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков: тайны «Мастера и Маргариты». − М.: Эксмо; Яуза, 2010. − 608 с.Соловьев, В. С. Лекции по истории философии / В. С. Соловьев; публ. и послесл. В. А. Смирнова // Вопросы философии. – 1989. - № 6. – с. 76 – 137.Фокин П.Е.Булгаков глазами современников. – СПб.: Амфора, 2016. – 413 с. Химич В. В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003 – 331 с.Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М.: Языки Славянской культуры, 2001 – 424 с.Янковская, Л. И. Творческий путь Булгакова. / Л. И. Янковская.- М.: Советский писатель,1983.- 101с.Яновская Л. М. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: в зеркалах булгаковедения // Вопросы литературы. – 2010 – №3. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/22137549 (дата обращения 15.11.2021).Яновская Л.М. Последняя книга, или треугольник Воланда. – М.: ПРОЗАиК, 2013. – 512 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов, В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против дьяволиады./ В. М. Акимов. - М., 1995.-160 с.
2. Алексеева Л.Ф. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – прозрение о духовных реалиях ХХ века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2014. – № 2. – С. 90–102.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.13.
4. Бердяев Н.А. Духовное христианство и сектантство в России // Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 451.
5. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч.1. С.35.
6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М.: АСТ, 2016 – 503 с.
7. Варламов А.Н. Михаил Булгаков. − М.: Молодая гвардия, 2008. − 840 с.
8. Гудкова В. В. Михаил Булгаков как социальный диагност // Художественная культура. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-bulgakov-kak-sotsialnyy-diagnost (дата обращения: 19.12.2021).
9. Жулькова К. А. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова: опыт исследования ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита». - М. : Текст, 2013. - 189 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2004-04-026-zerkalov-a-evangelie-mihaila-bulgakova-opyt-issledovaniya-ershalaimskih-glav-romana-master-i-margarita-m-tekst-2003-189-s (дата обращения: 19.12.2021).
10. Зеркалов А. Евангелие от Михаила Булгакова. – М.: Ломоносовъ, 2012. – 224 с.
11. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Pro et contra. Полемика вокруг идей И.А. Ильина о сопротивлении злу силою. − М.: Айрис-пресс, 2005. − 576 с.
12. Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. М., 1990. №2. С. 44-56.
13. Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой.» Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М. А Булгакова // Литература в школе. 1998. №2. С. 54-61.
14. Кураев А. В. «Мастер и Маргарита»: за Христом или против? – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Проспект, 2019 – 271 с.
15. Лосев В. Живой М. А. Булгаков // Слово. – 2000 – № 4 – 76-78 с.
16. Михайлов О.Н. М.А. Булгаков. Судьба и творчество. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
17. Немцев В. И. «Панпсихизм»: Л. Андреев, М. Булгаков, М. Зощенко и другие в контексте философских идей Серебряного века // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panpsihizm-l-andreev-m-bulgakov-m-zoschenko-i-drugie-v-kontekste-filosofskih-idey-serebryanogo-veka (дата обращения: 19.12.2021).
18. Немцев В.И. Способы анализа произведений Михаила Булгакова. Читательское пособие. – Самара: Самарский научный центр РАН, 2017. – 144 с.
19. Синцов Е. В. Художественно-историческая концепция власти М. А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита») // Вестник Самарской гуманитарной Серия: Философия. Филология. 2010 №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-istoricheskaya-kontseptsiya-vlasti- m-a-bulgakova-roman-master-i-margarita (дата обращения: 15.11.2021).
20. Снигирева Т. А., Подчиненов А. В. Михаил Булгаков: прочтение временем // Вестник ТГГПУ. 2017. №3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-bulgakov-prochtenie-vremenem (дата обращения: 19.12.2021).
21. Соколов Б.В. Булгаков. Мастер и демоны судьбы. – М.: Издательство “Э”. Яуза, 2016. – 829 с.
22. Соколов Б.В. Булгаков. Мистический мастер – М.: Вече, 2014. – 254 с.
23. Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков: тайны «Мастера и Маргариты». − М.: Эксмо; Яуза, 2010. − 608 с.
24. Соловьев, В. С. Лекции по истории философии / В. С. Соловьев; публ. и послесл. В. А. Смирнова // Вопросы философии. – 1989. - № 6. – с. 76 – 137.
25. Фокин П.Е.Булгаков глазами современников. – СПб.: Амфора, 2016. – 413 с.
26. Химич В. В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003 – 331 с.
27. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М.: Языки Славянской культуры, 2001 – 424 с.
28. Янковская, Л. И. Творческий путь Булгакова. / Л. И. Янковская.- М.: Советский писатель,1983.- 101с.
29. Яновская Л. М. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: в зеркалах булгаковедения // Вопросы литературы. – 2010 – №3. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/22137549 (дата обращения 15.11.2021).
30. Яновская Л.М. Последняя книга, или треугольник Воланда. – М.: ПРОЗАиК, 2013. – 512 с.

Вопрос-ответ:

Какие силы представляют добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" добро и зло представлены через персонификацию различных персонажей. Добро воплощено в Мастере, Маргарите, Иешуа Га-Ноцри и Воланде, который выступает в роли дьявола. Зло представлено в беспощадности и жестокости различных антигероев, таких как Фагот, и в жалкости и ничтожестве человеческой души в целом.

Как русская религиозно-философская мысль XX века отражается в романе "Мастер и Маргарита"?

Русская религиозно-философская мысль XX века отражается в романе "Мастер и Маргарита" через основную идею борьбы между добром и злом, верой и безверием, духовностью и бездушием. Автор представляет различные религиозные и философские течения через персонажей и события, показывая их противоречия и влияние на жизнь людей.

Каковы религиозно-философские взгляды М. Булгакова в романе "Мастер и Маргарита"?

Религиозно-философская позиция М. Булгакова в романе "Мастер и Маргарита" представлена через противостояние добра и зла, веры и безверия, а также вопросов о судьбе и нравственности. Автор выражает свою веру в силу добра и влияние зла на жизнь людей, а также критикует формальности и лицемерие церкви и общества в целом.

Что представляют собой добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" добро представляет собой высокие духовные и моральные ценности, такие как любовь, сострадание, честность и правда. Зло, напротив, выражено через эгоизм, жестокость, корысть и безразличие к страданиям других. Автор использует персонажей, события и сюжетные линии для иллюстрации этих понятий.

Какие злые и добрые силы персонифицируются в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" злые силы персонифицируются через персонажей Воланда, его соратников (Коровьев, Бегемот, Азазелло и др.), а также через Маргариту Николаевну в ее роли Маргариты Карловны. Добрые силы представлены персонажами Мастера и его рукописью, которые являются символами духовной истины и идеала.

Какая религиозно-философская мысль XX века отражена в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" отображена русская религиозно-философская мысль XX века, которая характеризуется поиском смысла жизни, противоречием между добром и злом, сомнениями в вере и борьбой с тоталитарным режимом. Также в романе отражена идея о возможности обретения свободы через отказ от материального мира.

Какова религиозно-философская позиция М. Булгакова в романе "Мастер и Маргарита"?

М. Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" выражает свою религиозно-философскую позицию, которая связана с верой в духовные ценности, борьбой со злом и противостоянием тоталитарному режиму. Он также выражает сомнения в официальной церкви и призывает к личному пониманию веры и поиску истины.

Какие аспекты добра и зла присутствуют в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" аспекты добра и зла представлены через действия и характеры персонажей. Добро символизируется свободой, силой любви и жертвенностью, представленными через Мастера и Маргариту. Зло же отображается через Воланда и его соратников, которые используют свои силы для исполнения желаний людей, но в конечном счете причиняют им боль и страдания.

Какие силы являются персонификацией злых и добрых в романе Мастер и Маргарита?

В романе Мастер и Маргарита злые силы персонифицируются через появление Главного Воланда и его сподвижников - мастера Коровьева, кота Бегемота и адептов ортодоксальной одиночки. Добрые силы представлены через персонажей - Иешуа Ха-Ноцри, Мастера и Маргариту.

Какова роль персонификации злых и добрых сил в романе Мастер и Маргарита?

Персонификация злых и добрых сил в романе Мастер и Маргарита играет важную роль в передаче авторской религиозно-философской мысли. Злые силы, персонифицированные через Главного Воланда и его компанию, являются воплощением зла, соблазна, порока и разрушения. Добрые силы, в свою очередь, представлены через персонажей Иешуа Ха-Ноцри, Мастера и Маргариту, которые символизируют добро, мудрость, жертвенность и способность к самоотверженной любви.

Каковы особенности персонификации злых и добрых сил в романе Мастер и Маргарита?

Персонификация злых и добрых сил в романе Мастер и Маргарита отличается разнообразием и символическим загруженностью персонажей. Злые силы воплощены в персонаже Главного Воланда и его компании, которые являются аллегорическими образами дьявола и его приспешников. Добрые силы представлены через Иешуа Ха-Ноцри, Мастера и Маргариту, которые символизируют идеи мудрости, истины, веры и самопожертвования.