Формирование естественно-научной функциональной грамотности на уроках биологии через практико-ориентированный подход"
Заказать уникальный доклад- 7 7 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 23.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Речь идет об обучении школьников общим приемам, алгоритмам, схемам, образцам познавательной работы, которые являются универсальными, но которые формируются при усвоении конкретного материала предмета.
В качестве одного из способов формирования данных компетентностей выступают практико-ориентированные задания по биологии, которые ориентированы не только на имеющиеся знания, но и на умения применять их в повседневной жизни, накапливать опыт использования в изменяющихся ситуациях. Практико-ориентированные знания позволяют соединить теоретические знания и практические навыки их применения для решения конкретных задач. Вследствие решения практико-ориентированных заданий обучающиеся могут освоить новые алгоритмы их решения, критерии оценивания этапов выполнения. развить компетентности в практической познавательной деятельности. навыки сотрудничества, когда выполняются задания в группе с участием педагога или наставника.
Основная цель практических заданий вырабатывание естественнонаучной грамотности, метапредметных результатов образования, общих компетентностей, предусмотренных ФГОС СПО. Практико-ориентированные задания позволяют создать условия для формирования у обучающихся навыков универсального познания окружающей действительности с позиции использования элементов профессиональной деятельности на основе усвоения субъективно новых знаний, воспитания творческой личности.
В результате завершения цикла или комплекса работ по освоению какого-либо материала проводится контрольный срез знаний, при этом необходимо учитывать моменты самоконтроля и самоанализа.
При проведении занятий по биологии особое место занимает организация лабораторных и практических занятий. В данном случае практико-ориентированная деятельность направлена на получение новых практических навыков и умений с использованием лабораторных объектов или новых информационных технологий, видео и презентации.
На основании проведенного анализа научно литературы и образовательных стандартов выявлено, что к основным методическим проблемам внедрения практико-ориентированной деятельности обучающихся в образовательной организации относится соотношение уровня развития науки и содержания школьного предмета, уровнем образования и потребностью общества. В организации практико-ориентированной деятельности необходимо соблюдать наличие оптимального соотношения между теоретическими и практическими компетенциями. На современном этапе практико-ориентированную образовательную среду можно организовать посредством применения практико-ориентированных технологий: исследовательских, проектных, технологий развития критического мышления, развивающих технологий и
Библиографический список:
1. Аксенова О.Н. Методика преподавания биологии (под ред. М.А. Якунчева): учеб. для студ. ву-зов/О.Н. Аксенова О.Н. Волкова, Т.С. Колмыкова, А.Б. Ручин, М.А. Якунчев — М.: Академия, 2008 – 320с.
2. Арбузова Е. Н. Общая методика обучения биологии: курс лекций: курс лекций. Учебное пособие. / Арбузова Е. Н. Омск: ОМГПУ, 2012. – 332 с.
3. Громова Л. А., Организация проектной и исследовательской деятельности школьников : биология : 5-9 классы : методическое пособие / Громова Л. А. М.: Вентана-Граф, 2014 – 160 с.
4. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Леонтович А.В., Саввичев А.С. М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
5. Орлова Л. Н. Развитие научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения биологии : монография / Л.Н. Орлова, Н.С. Постнова. – Омск : ООО «Издательско-полиграфический центр «Сфера», 2011. – 219 с.
6. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ.педвузов. / И.Н. Пономарева. М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
7. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1
библиограф список
1. Аксенова О.Н. Методика преподавания биологии (под ред. М.А. Якунчева): учеб. для студ. ву-зов/О.Н. Аксенова О.Н. Волкова, Т.С. Колмыкова, А.Б. Ручин, М.А. Якунчев — М.: Академия, 2008 – 320с.
2. Арбузова Е. Н. Общая методика обучения биологии: курс лекций: курс лекций. Учебное пособие. / Арбузова Е. Н. Омск: ОМГПУ, 2012. – 332 с.
3. Громова Л. А., Организация проектной и исследовательской деятельности школьников : биология : 5-9 классы : методическое пособие / Громова Л. А. М.: Вентана-Граф, 2014 – 160 с.
4. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Леонтович А.В., Саввичев А.С. М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
5. Орлова Л. Н. Развитие научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения биологии : монография / Л.Н. Орлова, Н.С. Постнова. – Омск : ООО «Издательско-полиграфический центр «Сфера», 2011. – 219 с.
6. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ.педвузов. / И.Н. Пономарева. М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
7. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1
Вопрос-ответ:
Что такое естественно-научная функциональная грамотность?
Естественно-научная функциональная грамотность - это способность школьников применять общие приемы, алгоритмы, схемы и образцы познавательной работы в процессе изучения биологии.
Какие методы могут помочь сформировать естественно-научную функциональную грамотность у школьников на уроках биологии?
Один из способов формирования данной компетентности - использование практико-ориентированных заданий по биологии, которые помогают ученикам применять свои знания на практике и развивать универсальные навыки.
В чем особенность практико-ориентированных заданий по биологии?
Особенностью таких заданий является их ориентация не только на имеющиеся знания ученика, но и на развитие его практических навыков и компетентностей в области научной работы.
Какие практические навыки развиваются через практико-ориентированные задания по биологии?
Практико-ориентированные задания помогают развить у учеников навыки анализа и сравнения данных, умение применять научные методы и приемы, а также умение работать с различными типами биологической информации.
Какие преимущества имеет практико-ориентированный подход к обучению биологии?
Практико-ориентированный подход позволяет ученикам лучше усваивать материал, развивать свои навыки самостоятельной научной работы, а также способствует формированию универсальных компетенций, необходимых для успешного изучения и понимания научных предметов.
Какие компетенции формируются у школьников на уроках биологии через практико-ориентированный подход?
На уроках биологии формируются общие приемы алгоритмов, схем и образцов познавательной работы, которые являются универсальными. Учащиеся осваивают навыки самостоятельного изучения и анализа информации, работы с опытным оборудованием, проведения экспериментов и исследований. Также формируются навыки логического, аналитического и критического мышления, умения выдвигать гипотезы и строить логические цепочки рассуждений.
В чем заключается практико-ориентированный подход на уроках биологии?
Практико-ориентированный подход на уроках биологии означает, что учащиеся приобретают знания и навыки на основе практической деятельности. Они активно участвуют в проведении опытов, наблюдениях и исследованиях, а также анализируют и систематизируют полученные результаты. Важно, чтобы задания были связаны с реальными жизненными ситуациями и проблемами, чтобы учащиеся видели практическую значимость учебного материала.
Каким образом формируются компетенции учащихся при использовании практико-ориентированных заданий по биологии?
При использовании практико-ориентированных заданий по биологии учащиеся активно работают с информацией: анализируют ее, отбирают необходимые факты, систематизируют данные, делают выводы. Они учатся применять теоретические знания в практической деятельности, проводить эксперименты, решать научные задачи. Такой подход способствует развитию и формированию универсальных учебных действий, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и др.
Почему важно использовать практико-ориентированные задания на уроках биологии?
Использование практико-ориентированных заданий на уроках биологии позволяет более глубоко усвоить учебный материал и развить ряд компетенций. Учащиеся лучше запоминают и понимают теоретический материал, так как видят его практическую значимость и применимость. Они также развивают навыки самостоятельного исследования и работы с информацией, а также учатся применять свои знания и навыки в реальных ситуациях.
Что такое естественно-научная функциональная грамотность?
Естественно-научная функциональная грамотность это способность школьников применять общие приемы алгоритмы, схемы и образцы познавательной работы в процессе изучения биологии. Она позволяет ученикам эффективно усваивать материал предмета и применять полученные знания в практических ситуациях.