Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 60 60 страниц
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 12.03.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников 5
1.1.Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2.Сущность мотивации в педагогическом процессе 11
1.3.Пути формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста 28
2.1. Диагностика мотивации младших школьников 28
2.2. Проведение формирующего эксперимента по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста детей младшего школьного возраста 33
2.3. Определение эффективности и результативности формирующего эксперимента 53
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Фрагмент для ознакомления

С целью повышения учебной мотивации нами была разработана программа «Развивающая живопись», содержащий в себе серию нетрадиционных занятий с использованием работ российских и советских художников. Мотивационное значение данных уроков заключалось в следующем:Формирование познавательного интереса к учениюВовлечение учащихся в различные виды образовательной и творческой деятельностиРазнообразие этапов занятия в ходе реализации программыРазвивающая направленность.После реализации программы было проведено исследование учебной мотивации. После реализации программы заметно, что в экспериментальной группе повысился процент мотива содержания учения – 87,5%, в то время как в контрольной группе – 37,5%Таким образом, нами установлено положительное воздействие образовательной технологии с использованием произведений живописи на развитие учебной мотивации младших школьников, поэтому гипотеза данного исследования полностью подтвердилась. Существенные изменения произошли в развитии мотива содержания учения в экспериментальной группе: с 37,5% на констатирующем этапе, до 87,5% на контрольном этапе. Следовательно, младшие школьники, благодаря получению новой интересной для себя информации, а также включению в разнообразные новые виды учебной деятельности, сформировали внутреннее позитивное убеждение в отношении образовательного процесса, что и привело к повышению учебной мотивации в целом. Итак, в ходе данного исследования выдвинутая гипотеза о том, что приобщение младших школьников к произведениям мастеров живописи является эффективным средством развития учебной мотивации, полностью подтвердилась.На этом мой доклад завершается. Спасибо за внимание! Готов ответить на Ваши вопросы!

1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
6. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
7. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
11. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
13. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
14. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
15. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
16. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
17. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
18. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с. 
19. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
21. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
22. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
23. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
24. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
25. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
26. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
27. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
28. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
29. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
30. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 4547.
31. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
32. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
33. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
34. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
35. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
36. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
37. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
38. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
39. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5
40. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.
41. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
42. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
43. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
44. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
45. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
46. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
47. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.
48. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
49. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.
50. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
51. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
52. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.
53. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.
54. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся//Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.
55. Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.
56. Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2009. - 355 с.
57. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
58. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
59. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
60. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
61. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
62. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119
63. Щебетенко С.А. «Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человека» (диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
64. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
65. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
66. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.
67. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические особенности обладают дети младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста характеризуются развивающейся познавательной активностью, повышенной интересностью к окружающему миру, стремлением к самостоятельности и общению с другими детьми. Они еще не полностью сформировали свое внимание и память, поэтому требуют определенных подходов в обучении.

Что такое учебная мотивация в педагогическом процессе?

Учебная мотивация - это совокупность психических процессов и состояний, которые определяют направленность и сознательность обучения ученика. Она включает в себя интерес, цели, ожидания, потребности и отношения к учебной деятельности.

Какими способами можно формировать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста?

Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста можно осуществлять через организацию интересного и понятного обучения, использование игр и развлечений в учебном процессе, поощрение достижений и успехов учеников, работу над развитием самооценки и уверенности в своих силах.

Как проводится диагностика мотивации младших школьников?

Для диагностики мотивации младших школьников можно использовать различные методы, такие как анкетирование, наблюдение за учебно-игровой деятельностью, беседы и интервью. Важно узнать, что именно мотивирует ученика к обучению, какие у него цели и ожидания, а также выявить возможные проблемы и трудности, связанные с учебной мотивацией.

Какой опытно-экспериментальной работы был проведен по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста?

Опытно-экспериментальная работа включала в себя использование различных методик и методов формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Были проведены занятия с использованием игр, конкурсов, интерактивных методов обучения, а также были организованы индивидуальные беседы и консультации с учениками и их родителями. Результаты показали улучшение учебной мотивации и повышение интереса к учению у детей.

Какие психолого-педагогические особенности у детей младшего школьного возраста влияют на формирование учебной мотивации?

Дети младшего школьного возраста активно развиваются как физически, так и психологически. Они находятся в процессе формирования своей личности, развития когнитивных и эмоциональных способностей. В этом возрасте начинается становление интереса к новым знаниям и умениям, а также формируются представления о школе и образовании. Важными особенностями младших школьников являются игровая активность, повышенная эмоциональность и интерес к общению со сверстниками. Все эти особенности могут быть использованы при формировании учебной мотивации.

Какие пути можно использовать для формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста?

Существует несколько путей формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Один из них - создание положительной атмосферы в учебном процессе и развитие интереса к образовательным заданиям и деятельности. Для этого можно использовать игровые методы обучения, привлекать различные награды и поощрения. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подстраивать образовательный процесс под его потребности и интересы.