Сущность и организация таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 29.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования и ВЭД 5
1.1 Понятие, сущность и принципы таможенно-тарифного регулирования 5
1.2 Основные направления, цели и функции таможенно-тарифного регулирования 7
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 9
2 Анализ таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли 16
2.1 Особенности тарифного и не тарифного таможенного регулирования 16
2.2 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности 21
3 Проблемы таможенно-тарифного регулирования ВЭД 22
3.1 Проблемы таможенно-тарифного регулирования ВЭД и пути решения 22
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Проблема контроля таможенной стоимости также возникает вследствие манипуляции с ней в целях её занижения или завышения. Как правило, обычно следует говорить о её занижении, что напрямую приводит к недополучению денежных средств в доходную часть федерального бюджета, нелегальному вывозу денежных средств с территории страны и даже способствовать введению санкций в отношении РФ. Импорт товаров по заниженной стоимости может также спровоцировать возникновение дефицита данной группы товаров на внутреннем рынке, что повлечёт за собой рост внутренних цен, а значит сделать конкретный товар недоступным для российского потребителя.В реалиях функционирования таможенно-тарифной системы РФ в большинстве случаев используется только два метода расчёта таможенной стоимости: первый (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) и шестой (резервный метод) [5]. Данное обстоятельство существенно ограничивает возможность объективной оценки действительной таможенной стоимости товара.Отсутствие реальной информации о ценах товаров, перемещаемых через таможенную территорию, в руках экспертов таможенной службы также негативно сказывается на функционировании системы таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Зачастую, в распоряжении уполномоченных лиц, содержится несоответствующая реальности ценовая информация, не в полном объёме или не по всей товарной номенклатуре. Это происходит в результате отсутствия унифицированной системы, содержащей актуальный массив ценовых данных для оперативного контроля за таможенной стоимостью товаров.Следующей фундаментальной проблемой функционирования таможенно-тарифной системы выступает неверная классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД, которая также актуальна для настоящего времени и имеет более разрушительный характер, относительно остальных. И, если неверное декларирование таможенной стоимости влияет только на размер подлежащих к уплате таможенных сборов, то, в случае неверного указания кода товара в соответствии с ТН ВЭД, являющегося важнейшей составляющей процедуры таможенного декларирования товаров, экономические и даже социальные последствия гораздо страшнее. Доказать это очень легко:- на основании ТН ВЭД базируется таможенный тариф ЕАЭС (в зависимости от него определяется ставка таможенной пошлины, ставка налога на добавленную стоимости и ставка акциза;- на основании ТН ВЭД определяется перечень товаров, в отношении которых на территории ЕАЭС применяются ограничения или запреты;- на основании ТН ВЭД определяются применяемые в отношении товара меры системы управления рисками.Исходя из вышесказанного, допущение декларантом или уполномоченным таможенными органами лицом при классификации товаров ошибки могут привести к наступлению таких негативных для участника ВЭД последствий, как:- взыскание некорректных размеров таможенных пошлин, налогов и пеней;- ошибочное взыскание административных штрафов и прочих штрафных санкций;- возбуждение административных или уголовных (в случае несвоевременно выполненных налоговых обязательств) дел;- конфискация товаров на момент ведения судебных разбирательств;- потеря тарифных преференций вследствие аннулирования сертификатов и деклараций происхождения товаров;- временные простои, возникшие в результате излишних административных процедур со стороны таможенных органов (таких как отбор проб или образцов, досмотр);- применение при таможенно-тарифном контроле индикатора системы управления рисками, применяемого в отношении другой категории товаров.Немаловажной проблемой таможенно-тарифного регулирования также является проблема определения страны происхождения товара. Верное определение страны происхождения импортируемого товара необходимо для применения мер внешнеторговой политики государства в области тарифного регулирования, применения антидемпинговых или компенсационных пошлин, количественных ограничений, а также в целях статистического учёта.Ключевым аспектом проблемы определения страны происхождения товара является отсутствие унифицированного межгосударственного подхода к данному вопросу, из-за чего участники ВЭД используют различные методы её определения, ориентируясь на нормативные документы своих стран. Данная особенность напрямую влияет на вероятность возникновения ряда экономических и социальных рисков для участников таможенных отношений.Другой аспект данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, согласно ТК ЕАЭС, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, служат сертификат и декларация происхождения товара, являющиеся бумажными носителями. В связи с этим, возникает противоречие между желанием таможенных органов использовать цифровые технологии таможенного контроля и наличием необходимости предоставления подтверждающих документов на бумажном носителе.Как было отмечено ранее, в полномочия таможенных органов входит возможность предоставления таможенных льгот. В связи с этим, появляется вероятность коррупционного явления в форме неправомерного использования таможенных льгот. На практике, неправомерное использование таможенных льгот достигается за счёт предоставления подлинных сертификатов происхождения в отношении товаров, не соответствующих указанным в сертификате данным или в отношении товаров, частично произведённых в указанной в сертификате стране. Последствия такого пользования могут выражаться в форме недополученных доходов федерального бюджета, а в самых тяжелых случаях - нарушениях рыночного равновесия на внутреннем рынке.Нельзя исключать и человеческий фактор в вопросах таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Низкий уровень квалификации или халатность при заполнении актов таможенного досмотра могут также приводить к возникновению ряда экономических или социальных проблем, вызванных колебанием рыночной конъюнктуры и диспропорциям рынка.Основные направления совершенствования функционирующей системы таможенно-тарифного регулирования на текущий момент отражены в распоряжении Правительства РФ от 23 мая 2020 г. о «Стратегии развития таможенной службы до 2030 г.» (и в дополняющей её дорожной карте). Среди них можно выделить некоторые фундаментальные:- разработка и совершенствование комплекса нормативно-правовых актов по вопросам эффективной реализации ТК в рамках ЕАЭС, а также Федерального закона № 289-ФЗ;- разработка правовой базы, содействующей более тесному информационному взаимодействию ФТС и ФНС РФ в отношении прослеживаемости движения товаров;- совершенствование вопросов, связанных с обеспечением исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов, вопросов обеспечения внесения денежных залогов и предоставления банковских гарантий, в том числе в электронном виде, и информационного обмена о таких гарантиях;- цифровизация процессов межведомственного взаимодействия в отношении предоставления сведений о совершении таможенных операций и сведений о наличии или отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов и штрафов;- своевременная доработка программных информационных средств таможенных органов (ЕАИС) в целях создания единого цифрового сервиса таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля;- актуализация и разработка технологических карт межведомственного взаимодействия таможенных органов с иными федеральными органами исполнительной власти;- совершенствование и развитие СУР, предусматривающей дифференцированное применение мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска;- непрерывное обновление перечней товаров с указанием кодов и классификаций ТН ВЭД в рамках ЕАЭС в целях наиболее точной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную территорию, и применяемых в отношении их мер [9].Следует отметить, что программа развития ФТС России на период до 2030 г. содержит порядка 100 мероприятий по 18 основным направлениям деятельности таможенных органов. Реализация данных мероприятий направлена в первую очередь на обеспечение автоматизации бизнес-процессов, связанных с повышением эффективности таможенно-тарифного регулирования, таможенным администрированием, обеспечением цифровой среды в вопросе взаимодействия с участниками ВЭД, а также сокращением времени протекания процессов и финансовых затрат как в отношении таможенных органов, так и в отношении участников ВЭД.ЗаключениеСистема таможенно-тарифного регулирования ВЭД в России — это разнообразные элементы, меры и методы, направленные на достижение приоритетных целей государства.Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного администрирования в России нуждается в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций.Сегодня назрела потребность в изменении целей и приоритетов таможенно-тарифной политики. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.На современном этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного регулирования должны стать:содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;создание благоприятных условий для развития производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);поддержка производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в перспективе отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");оптимизация географической структуры импорта;обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;унификация таможенного тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному союзу.В современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.Список использованной литературыДоговор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) // Собрание законодательства РФ. - 01.10.2012, N 40, ст. 5340;Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 27.11.2021);Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров». – URL: Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 23.03.2012 (дата обращения 27.11.2021);Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли» // Бюллетень международных договоров. - N 9, 1994;Воронова В.А. Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 243Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - № 5.Данные об объёмах импорта и экспорта / Международный центр торговли 2020 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intracen.org/itc/exporters/ (дата обращения: 14.02.2021)Козырин АН. Страна происхождения товара и таможенные пошлины // Закон. - 2010.-№9.-С.78-81.Стратегия развития ФТС России до 2030 года / Федеральная таможенная служба 2004-2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 17.02.2021).Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. - М.: РАГС, 2011.
1. Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) // Собрание законодательства РФ. - 01.10.2012, N 40, ст. 5340;
2. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 27.11.2021);
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров». – URL: Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 23.03.2012 (дата обращения 27.11.2021);
4. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли» // Бюллетень международных договоров. - N 9, 1994;
5. Воронова В.А. Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 243
6. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - № 5.
7. Данные об объёмах импорта и экспорта / Международный центр торговли 2020 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intracen.org/itc/exporters/ (дата обращения: 14.02.2021)
8. Козырин АН. Страна происхождения товара и таможенные пошлины // Закон. - 2010.-№9.-С.78-81.
9. Стратегия развития ФТС России до 2030 года / Федеральная таможенная служба 2004-2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 17.02.2021).
10. Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. - М.: РАГС, 2011.
Вопрос-ответ:
Какова суть таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности?
Суть таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в установлении и применении таможенных пошлин и других торговых барьеров с целью регулирования международной торговли, защиты национального производителя, контроля за перемещением товаров через границу, а также реализации внешнеполитических и экономических интересов государства.
Какие принципы лежат в основе таможенно-тарифного регулирования?
Основными принципами таможенно-тарифного регулирования являются принцип равноправия участников международной торговли, принцип недискриминации, принцип прозрачности и принцип справедливости. Эти принципы направлены на создание равных условий конкуренции и предотвращение дискриминации между участниками международной торговли.
Какие основные направления, цели и функции таможенно-тарифного регулирования?
Основными направлениями таможенно-тарифного регулирования являются защита национального производителя, контроль за перемещением товаров через границу, предотвращение контрабанды, обеспечение экономической безопасности государства, формирование и регулирование торгового баланса, выполнение внешнеполитических и экономических интересов государства. Целями таможенно-тарифного регулирования являются защита национальной экономики, обеспечение эффективной торговли и достижение выгодного торгового баланса. Основными функциями таможенно-тарифного регулирования являются установление и изменение таможенных пошлин, торговых ограничений и запретов, контроль за перемещением товаров через границу, сбор и анализ статистической информации о внешней торговле.
Что такое таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности?
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности - это система мер, которые принимаются государством для контроля и регулирования внешней торговли, основанных на установлении тарифных и нетарифных ограничений на импорт и экспорт товаров.
Каковы основные принципы таможенно-тарифного регулирования?
Основными принципами таможенно-тарифного регулирования являются принципы свободной торговли, национальной безопасности, защиты домашнего производства, гармонизации таможенных процедур и соответствия международным стандартам.
Какие цели преследует таможенно-тарифное регулирование?
Основными целями таможенно-тарифного регулирования являются обеспечение правильной конкуренции на внешнем рынке, защита национальной экономики, установление справедливых тарифов и промоцирование экономического развития.
Какие методы и инструменты используются при государственном регулировании внешнеэкономической деятельности?
Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включают установление таможенных пошлин, квот на импорт и экспорт товаров, административные меры, нормативно-правовое регулирование и договорные соглашения.
Какие особенности имеют таможенно-тарифные меры регулирования внешней торговли?
Особенности таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли включают разнообразие тарифных ставок, налогов и сборов, использование квот на ввоз и вывоз товаров, а также применение антидемпинговых и компенсационных мер для защиты от недобросовестной конкуренции.
Каковы основные принципы таможенно-тарифного регулирования?
Основные принципы таможенно-тарифного регулирования включают принцип равенства, принцип прозрачности, принцип предсказуемости, принцип недискриминации и принцип эффективности. Принцип равенства предполагает, что все участники внешнеэкономической деятельности имеют равные права и обязанности перед таможенными органами. Принцип прозрачности означает, что все таможенные процедуры и правила должны быть ясны и понятны для всех участников. Принцип предсказуемости подразумевает, что таможенные правила и процедуры должны быть стабильными и не изменяться часто. Принцип недискриминации предоставляет гарантии от неправомерного отношения или преимуществ к каким-либо продуктам или участникам ВЭД. Принцип эффективности означает, что таможенное регулирование должно быть сбалансированным и эффективным в достижении своих целей.
Какие методы и инструменты используются для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности?
Для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используются различные методы и инструменты. Одним из основных методов является установление таможенных пошлин и тарифов на ввозимые или вывозимые товары. Также применяются методы квотирования, которые ограничивают количество товаров, которые могут быть ввезены или вывезены. Различные лицензирования и сертификационные процедуры также являются инструментами регулирования. Другие методы включают использование таможенных контролей и проверок, а также режимы свободных экономических зон и особых экономических зон.